Стефан Лохнер:
немецкий художник поздней готики, Кёльнская школа читать ~6 мин.
Художник Северного Возрождения Стефан Лохнер, известный также как «Мастер Штефан из Кёльна», признан выдающимся живописцем кёльнской школы XV века. Он является одним из последних великих старых мастеров немецкой готики, в творчестве которого наметился переход к немецкому Ренессансу. Лохнер разработал собственный «мягкий стиль», в основе которого лежала техника масляной живописи его современника Яна ван Эйка и традиции ранней кёльнской школы.
Творчество Лохнера отличается изысканными цветовыми решениями и тонким пониманием алтарного искусства. Художник сочетал драгоценные оттенки и плавные линии, свойственные готической живописи, с тщательной нидерландской проработкой деталей. Главным его произведением считается «Алтарь трёх волхвов» (около 1440) — большой триптих с «Поклонением волхвов» на центральной панели, который хранится в Кёльнском соборе. Среди других известных работ мастера в готическом стиле — «Святой Иероним в келье» (Музей искусства Северной Каролины, Роли), «Рождество» (1445, Старая пинакотека, Мюнхен), «Сретение Господне» (1447, Гессенский земельный музей, Дармштадт), «Мадонна в розовой беседке» (около 1448, Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн) и «Святые Матфей, Екатерина и Иоанн Евангелист» (Национальная галерея, Лондон).
Неясные истоки
В октябре 1520 года Альбрехт Дюрер, путешествуя в Нидерланды, сделал остановку в Кёльне. В своём дневнике он записал, что заплатил «четыре вайспфеннига» за возможность увидеть в ратушной капелле алтарь, созданный “мастером Штефаном из Кёльна”. Эта запись позволила установить, что автором панелей, переданных в собор в 1810 году, был именно Стефан Лохнер. Так самый знаменитый кёльнский художник XV века обрёл имя. Его имя впервые упоминается в документах Кёльна в 1442 году и в последний раз — в 1451, в год эпидемии чумы, от которой он, предположительно, и скончался. Неоднократное избрание в городской совет свидетельствует о его высоком статусе. Документ, где он назван «Штефаном из Констанца», указывает на возможное место его рождения.
Ранний период творчества художника до сих пор изучен недостаточно. Предполагается, что Лохнер мог получить образование в родной Верхней Швабии, однако документальных подтверждений этому нет. К моменту появления в Кёльне он уже освоил местный живописный стиль. Вероятно, он обосновался в городе в 1430-х годах, после поездки в Нидерланды. Там он познакомился с творчеством ведущих художников Северного Возрождения, в частности Яна ван Эйка и Роберта Кампена.
Алтари и другие религиозные работы
Хотя ни одна из религиозных картин Лохнера не имеет авторской подписи, две работы датированы, что помогает выстроить хронологию его творчества. Одна из них — это створки алтаря, созданные в 1445 году: «Рождество» (с «Распятием» на обороте; Старая пинакотека, Мюнхен) и «Сретение Господне» (с «Стигматизацией святого Франциска» на обороте; Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон). Другая датированная работа — центральная панель алтаря из церкви Тевтонского ордена «Сретение Господне» (1447, Гессенский земельный музей, Дармштадт).
К раннему периоду творчества Лохнера относят «Святого Иеронима в келье» (Музей искусства Северной Каролины, Роли) и большой алтарный образ «Страшный суд». Ранее он находился в кёльнской церкви Святого Лаврентия, а ныне разобран: центральная панель хранится в Музее Вальрафа-Рихарца в Кёльне, внутренние створки с «Мученичеством апостолов» — в Штеделевском художественном институте во Франкфурте, а внешние створки со святыми — в Старой пинакотеке в Мюнхене. Атрибуция «Святого Иеронима» долгое время была предметом споров, но характерные нидерландские черты позволили уверенно включить картину в число работ мастера.
Триптих «Страшный суд» (ок. 1435–1440)
Триптих «Страшный суд», созданный около 1435–1440 годов, считается одной из ключевых ранних работ Лохнера. Его композиционное решение, в частности разделение створок на шесть отдельных сцен, всё ещё следует средневековой традиции. Однако в трактовке деталей художник обогатил кёльнскую школу новаторскими приёмами. Фигуры персонажей обрели невиданную ранее свободу и лёгкость в движении. Лохнер мастерски изображал человеческое тело в сложных ракурсах — в профиль, со спины, в динамике, — что было новым для живописи Кёльна. При этом тщательная проработка деталей и реалистичность, основанная на наблюдении за натурой, соседствует с некоторой композиционной разрозненностью, что также указывает на ранний период создания триптиха.
Алтарь трёх волхвов (ок. 1440)
Шедевр позднеготического христианского искусства, «Алтарь трёх волхвов» (нем. Dombild), был создан около 1440 года для капеллы городской ратуши (ныне в Кёльнском соборе). Его атрибуция Лохнеру основана на записи Альбрехта Дюрера. На центральной панели изображено «Поклонение волхвов», а на внутренних створках — святые покровители Кёльна: Святая Урсула со спутницами и Святой Гереон с воинами.
На внешних створках алтаря изображена сцена «Благовещения». В отличие от «Страшного суда», здесь Лохнер демонстрирует уверенное владение пространством и перспективой. Художник отказывается от лишних деталей, концентрируясь на ясности и монументальности композиции. Этот принцип последовательно выдержан и в центральной панели: несмотря на тщательную проработку фигур и костюмов, детали подчинены общему замыслу, создавая гармоничное и целостное произведение. Стилистически «Алтарь трёх волхвов» близок к более поздней работе — «Сретению Господню» (1447, Гессенский земельный музей, Дармштадт).
Репутация и художественный стиль
В сравнении с такими современниками, как Конрад Виц, Ханс Мультшер, Ханс Мемлинг или Гуго ван дер Гус, творчество Лохнера не выглядит новаторским. Он сдержанно подходил к решению таких сложных задач, как построение трёхмерного пространства и реалистичное изображение пейзажа, которые занимали умы ведущих мастеров того времени.
Будучи приверженцем традиций кёльнской школы, Лохнер ставил во главу угла колорит, техническое мастерство и передачу чувства благочестия. Он довёл до совершенства «мягкий стиль» интернациональной готики, уделяя особое внимание проработке костюмов и индивидуальных черт персонажей. Изысканный колорит придаёт его работам лёгкость и плавную торжественность, а отсутствие резких жестов и ракурсов создаёт атмосферу спокойствия и созерцания.
Оставаясь верным кёльнским традициям, которые олицетворял, например, Мастер святой Вероники, Лохнер в то же время выходил за их рамки. Он отошёл от характерной для готики раздробленности и вернулся к созданию монументальных, целостных композиций на больших живописных плоскостях.
Ярким примером зрелого стиля Лохнера служит одна из его последних станковых картин — «Мадонна в розовой беседке» (Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн). В этом произведении личный художественный идеал мастера гармонично сочетается с кёльнской традицией. Сидящая на траве Богородица со слегка склонённой головой образует центр композиции. Её окружают ангелы-музыканты, чья тихая игра создаёт атмосферу торжественного покоя. В этой идиллической сцене прослеживается преемственность с творчеством Мастера святой Вероники, работавшего столетием ранее.
Работы Стефана Лохнера хранятся во многих ведущих художественных музеях мира.
Среди других значимых региональных школ немецкого искусства того периода выделяется дунайская школа, к которой принадлежали такие мастера, как Альбрехт Альтдорфер и Лукас Кранах Старший.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?