Стефан Лохнер: немецкий художник поздней готики, Кёльнская школа читать ~6 мин.
Художник Северного Возрождения Стефан Лохнер, иногда известный как «мастер Стефан из Кёльна», считается лучшим художником XV века Кёльнской школы и одним из последних великих старых мастеров немецкого готического искусства, которое привело к немецкому Возрождению. Он разработал уникальный мягкий стиль, основанный на масляной живописи его современника Яна ван Эйка, а также на более ранних работах Кёльнской школы.
Известный, в частности, изысканными оттенками и тонким чувством алтарного искусства, он сочетал драгоценные цвета и плавные линии, характерные для готической живописи, с нидерландской проработкой деталей. Лохнер ассоциируется с «Алтарём трёх королей » (ок. 1440), большим триптихом с изображением Поклонения волхвов на центральной панели, который сейчас находится в Кёльнском соборе, Германия. Среди других произведений готического искусства Лохнера – Святой Иероним (Музей Северной Каролины, Роли); Поклонение Христу (1445, масло на панели, Альте Пинакотека, Мюнхен); Сретение в храме (1447, Музей искусств, Дармштадт); Мадонна из розовой беседки (1448, Музей Вальраф-Рихартц, Кёльн) и Три святых (1450, Национальная галерея, Лондон).
Неясные истоки
В октябре 1520 года Дюрер, направлявшийся в Низкие страны (Нидерланды), остановился в Кёльне и записал в своём дневнике, что заплатил «четыре вайсспфеннига», чтобы получить разрешение на просмотр картины «господина Стеффана из Кёльна» в часовне ратуши. Из этого можно сделать вывод, что автором этих панелей, переданных в собор в 1810 году, был не кто иной, как Стефан Лохнер. Таким образом, самый выдающийся кёльнский художник XV века вышел из анонимности. Его имя впервые появляется в бухгалтерских книгах Кёльна за 1442 год, а в последний раз – в 1451 году, в год Чёрной смерти, когда он, вероятно, умер. Его неоднократное переизбрание в городской совет показывает, насколько высок был его авторитет среди горожан. Один документ, в котором он упоминается под именем «Стефан из Констанца», позволяет предположить, что он родился в этом регионе.
Даже сегодня его художественное развитие остаётся неясным. Возможно, он получил образование в Верхней Швабии, где родился, но точных фактов, подтверждающих эту гипотезу, нет, и к тому времени, когда его имя появляется в Кёльне, он уже принял живописный стиль этого города. Вполне вероятно, что он поселился там в 1430-х годах после путешествия в Низкие страны, откуда вернулся, проникнувшись искусством художников Северного Возрождения, таких как Ян ван Эйк (1390-1441) и Роберт Кампен, мастер из Флемалле (1378-1444).
Алтари и другие религиозные работы
Хотя ни одна из религиозных картин Лохнера не подписана, две из них датированы. Это две створки алтарного образа, изображающего Рождество Христово (с Распятием на обороте; Альте Пинакотека, Мюнхен) и Сретение в храме (с Святым Франциском, принимающим стигматы на обороте; Фонд Гюльбенкяна, Лиссабон), и ещё одна Презентация (Музей искусств, Дармштадт), которая была центральным элементом главного алтаря в церкви тевтонских рыцарей. Эти работы датируются соответственно 1445 и 1447 годами и позволяют установить хронологию.
В настоящее время считается, что сохранившиеся работы Лохнера начинаются с Святого Иеронима (Музей Северной Каролины, Роли) и алтарного образа Страшного суда, ранее находившегося в церкви Святого Лоренца в Кёльне (центральная панель со сценой суда, Кёльн, W.R.M.; внутренние лица, относящиеся к Мученичеству шести апостолов, Франкфурт; внешние лица с изображением трёх стоящих святых, Альте Пинакотека, Мюнхен). Долгое время существовали сомнения в том, что «Святой Иероним» принадлежит Лохнеру, но именно нидерландские черты позволили включить эту картину в число его ранних работ.
Триптих «Страшный суд» (1435-40)
Разобранный алтарь с изображением Страшного суда является несколько более поздним. Разделение крыльев на шесть отдельных сцен ещё соответствует средневековой традиции и заставляет вспомнить алтарные образы начала XV века.
Центральный образ также состоит из сопоставления отдельных сцен. Однако в деталях Лохнер обогатил кёльнскую школу, использовав множество оригинальных штрихов. Маленькие фигурки обрели новую свободу и двигаются легко и с душой. Человеческая фигура, обнажённая или в профиль, со спины или в движении, никогда прежде не изображалась таким образом в Кёльне.
Каждая деталь передана с одинаковым вниманием, но контраст между богатством реалистичных черт, полученных в результате умного наблюдения за природой, и отсутствием целостности целого позволяет предположить, что этот триптих был одной из первых работ Лохнера, выполненной, вероятно, около 1435-40 гг.
Алтарь «Три короля» (ок. 1440)
Великий алтарь «Три короля» (Das Dombild), шедевр позднеготического христианского искусства, приписываемый Лохнеру в основном на основании утверждения Альбрехта Дюрера (1471-1528), должен быть, следовательно, выполнен вскоре после 1440 года (Кёльнский собор). На центральной панели изображено Поклонение волхвов; в интерьерах крыльев – святые покровители города, святая Урсула и святой Гереон, вместе с сопровождающими их лицами.
Внешняя часть посвящена Благовещению, в интерьере с деревянным потолком и стенами, увешанными парчой. Лохнер изображает эту сцену с большой сдержанностью, и тема легко понятна благодаря чёткой диспозиции персонажей. Ничто здесь не напоминает о нерешительных попытках создать перспективу или передать ощущение пространства, характерных для триптиха «Страшный суд».
Отказываясь от всех вспомогательных деталей, Лохнер ограничивается самым необходимым, и он остался верен этому принципу в центральном панно, в котором монументальное ощущение и строгий стиль ещё более очевидны. Предметы, фигуры и костюмы изображены с большой тщательностью, в приятном стиле, богатом индивидуальными чертами, но единство композиции остаётся доминирующей заботой. Отныне композиция преобладает над деталями, которые остаются подчинёнными целому.
Алтарь святых покровителей непосредственно перешёл в Сретение в храме (1447, Музей искусств, Дармштадт). По своей планировке она очень близка к центральной панели предыдущего триптиха.
Репутация и художественный стиль
По сравнению с картинами Конрада Витца (1400-1446) из швейцарской школы в Базеле, ульмского Ханса Мультшера (1400-1467), Ханса Мемлинга (ок. 1433-94) из брюггской школы или гентского Хуго ван дер Гуса (1440-1482), искусство Лохнера не отличалось особым новаторством. Фактически, он довольно робко подходил к проблемам, которые волновали этих двух мастеров, – таким, как создание пространства и изображение пейзажа.
Слишком привязанный, вероятно, к традициям Кёльнской школы, он, похоже, считал эти вопросы второстепенными по сравнению с мастерством, цветом и чувством благочестия. Он развивал «мягкий стиль» интернациональной готики и стремился до крайности охарактеризовать костюмы и индивидуальные черты своих фигур. Тонкое использование цвета придаёт его картинам лёгкость и ощущение плавной торжественности; никакие ракурсы или резкие жесты не нарушают спокойной, интроспективной атмосферы.
Хотя Лохнер оставался близок к кёльнским традициям, выраженным, например, Мастером Святой Вероники, он также часто выходил за их пределы. Отказавшись от смещённой композиции, которая была в моде к тому времени уже несколько столетий, он заново открыл для себя искусство композиции на больших поверхностях и с широкими формами.
«Богородица в розовой беседке» (Музей Вальраф-Рихартц, Кёльн), одна из его последних панельных картин, в которой он смешивает собственный идеал с кёльнской традицией, является прекрасным примером его техники. Сидящая на траве и слегка склонившая голову Богородица является центром композиции. Вокруг неё ангелы-музыканты, тихо играющие на своих инструментах, передают торжественное спокойствие и задумчивость, окутывающие сцену, и здесь можно найти тот же язык, который использовал в предыдущем веке мастер Святой Вероники.
Картины Стефана Лохнера можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Другая региональная школа немецкого искусства, см. Дунайская школа, возглавляемая регенсбургским художником Альбрехтом Альтдорфером (1480-1538), франконским художником Лукасом Кранахом Старшим (1472-1553).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?