Кёльнская школа средневековой живописи читать ~5 мин.
Термин «Кёльнская школа живописи» в свободной форме описывает тех старых мастеров, которые были активны в средневековом городе Кёльне и нижнерейнском регионе примерно с 1350 по 1550 год. Репрезентативные религиозные картины – в основном алтарные образцы – иллюстрируют различные стили масляной живописи, практиковавшиеся в Северной Европе в этот период.
Самым значительным (и единственным достоверно установленным) представителем Кёльнской школы был Стефан Лохнер (ок. 1410-1451). Наиболее значительные влияния на развитие Кёльнской школы в хронологическом порядке оказали:
❶ французская живопись XIV века, в основном произведения небольшого масштаба, такие как иллюминированные рукописи;
❷ позднеготическое искусство, подобное тому, которое исповедовала Сиенская школа живописи, следовавшая византийским традициям Константинополя;
❸ интернациональная готика, в частности, такие произведения, как Дижонский алтарь работы Мельхиора Бродерлама (1350-1411); и
❹ фламандская живопись, примером которой являются натуралистические картины Роджера ван дер Вейдена (1400-1464) и Диерика Боутса (ок. 1410 /20-75).
В XIV и XV веках Кёльн был одним из самых важных, богатых и безопасных городов Европы с населением около 42 000 человек и процветающей экономикой, основанной на членстве в Ганзейском союзе. Его богатство, а также обширная сеть церквей, часовен, монастырей и благотворительных фондов – и, конечно, великолепный Кёльнский собор – стали благодатной средой для христианского искусства всех видов. Не зря его называли «северным Римом». О развитии южной Германии см. Дунайскую школу (1490-1540) под руководством Альбрехта Альтдорфера (1480-1538).
Важнейшие художники и картины Кёльнской школы
Самым значительным представителем Кёльнской школы был Стефан Лохнер (ок. 1410-51). Лохнер (его личность была установлена лишь в XIX веке) известен как величайший шедевр Кёльнской школы – триптих, известный как Домбильдский алтарь (Алтарь трёх королей, также называемый Алтарь городских покровителей) (ок. 1440, Кёльнский собор), а также многочисленные работы: Мадонна из розовой беседки (ок. 1440 -42, Музей Вальраф-Рихартц, Кёльн); Триптих Страшный суд (1435-40, Музей Вальраф-Рихартц, Кёльн); Распятие со святыми (1445, Альте Пинакотека, Мюнхен); Представление Христа в храме (1447, Hessisches Landesmuseum Darmstadt); и Святой Иоанн Евангелист (1448-50, Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam).
Среди других членов группы – позднеготический Мастер Жизни Богородицы (активен в 1463-90 гг.) – возможно, Иоганн ван Дуйрен, чьей главной работой является Алтарный образ Жизни Богородицы (ок. 1465-75 гг.), полиптих, написанный для церкви Святой Урсулы в Кёльне и состоящий из восьми сцен из Жизни Богородицы, разделённый между Альте Пинакотекой в Мюнхене и Национальной галереей в Лондоне. Ещё одна работа, приписываемая ему, – «Низложение» (1465, Музей Вальрафа-Рихарца). Более поздним и ещё более важным членом группы был Мастер алтаря Святого Варфоломея (жил ок. 1480-1510), нидерландский художник, которому приписывают алтарь Святого Б. (1503, Альте Пинакотека, Мюнхен), а также Избавление (1500, Лувр, Париж).
Среди других представителей Кёльнской школы – Вильгельм Кёльнский (активен в 1370-90 гг.), Бартоломаус Бруин (1493-1555), мастер Святой Вероники, мастер Дармштадтского Древа Иессея, мастер Синцигской Голгофы и мастер Ливерсбергерских Страстей. Кроме того, считается, что Конрад фон Зест (ок. 1370-1422) – ведущий вестфальский художник своего времени – также был связан с Кёльнской школой, хотя подробные сведения об этом отсутствуют. Конрад фон Зест известен такими работами, как Алтарный образ Нидервильдунгена (ок. 1403 г., Штадткирхе, Бад Вильдунген), Мариенальтар (Триптих «Жизнь Богородицы») (1420 г., церковь Святой Марии, Дортмунд) и Диптих Святой Доротеи (ок. 1420 г., Государственный музей Вестфалии).
К другим важным художникам, работавшим в Германии в XV и XVI веках, относятся: Альбрехт Дюрер из Нюрнберга (1471-1528), майнцский религиозный живописец Маттиас Грюневальд (ок. 1470-1528 гг.), Мартин Шонгауэр (после 1455-91), известный своей Мадонной в розовом саду (1473); романтик Ганс Бальдунг Гриен (1484-1545); и портретист Лукас Кранах Старший. Крупнейшие немецкие резчики по дереву, такие как: Михаэль Пахер (1430-1498), Ганс Мультшер (1400-1467), Вейт Штосс (ок. 1447-1533), Тильман Рименшнайдер (ок. 1460-1531), и Грегор Эрхарт (ок. 1460-1540).
Общее руководство по эволюции живописи и скульптуры в Германии и других странах см: История искусства (800 г. до н.э. – настоящее время).
Развитие школы
Сначала, примерно в середине XIV века, под влиянием готических иллюминированных рукописей, созданных во Франции (с 1300 года), Кёльнская школа создавала в основном небольшие алтарные образы, такие как алтарь Кларен (алтарь Клавров) (Кёльнский собор). Примерно с 1400 года, под влиянием бургундских тенденций, школа переходит к более крупным панельным картинам, предназначенным для церковных алтарей, включая ряд многопанельных работ, таких как полиптих, известный как «Жизнь Богородицы» (ок. 1465-75). Эстетической вершиной Кёльнской школы считается около 1450 года, незадолго до смерти (от чумы) Стефана Лохнера.
До конца XV века Кёльнская школа оставалась практически не подверженной влиянию живописных достижений линейной перспективы и моделирования, достигнутых Флорентийским Возрождением в Италии. Вместо этого оно оставалось ближе к традициям византийского искусства до 1480-х годов, когда оно попало под влияние нидерландского Возрождения и натурализма великих фламандских живописцев.
Лохнер, например, меньше заботился об очерчивании перспективы, предпочитая помещать свои картины в неглубокое пространство и позволяя фонам «растворяться в твёрдом золоте». Только в более позднем возрасте он выработал более реалистичный стиль.
Кёльнская школа пережила возрождение в последние два десятилетия XV века благодаря влиянию Роджера ван дер Вейдена и работы мастера алтарного образа святого Варфоломея. Например, «Низложение Христа» (1500, Лувр, Париж) последнего заметно заимствует у «Сошествия с креста» ван дер Вейдена (1435-40, сейчас в музее Прадо), не в последнюю очередь в своём натурализме и эмоциональном накале. Кроме того, увеличилось количество исторической живописи, а также портретов частных лиц. Последнее было вызвано приездом в Кёльн в 1512 году Бартоломауса Бруйна (1493-1555) – известного по Эссенскому алтарю (1522-5), но особенно по портретному искусству.
Такие работы Бруина, как Портрет рыцаря (1531, Музей истории искусства, Vienna), Портрет Елизаветы Беллингхаузен (1538-9, Mauritshuis), Анна Клевская (1539, Trinity College, Кембриджского университета) и «Портрет молодого человека в перчатках» (1550, Музей истории искусств, Вена) способствовали началу немецкого Возрождения и, в процессе, ознаменовали конец Кёльнской школы.
Произведения, отражающие стиль этого художественного направления, можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира, в частности в Музее Вальрафа-Рихарца, Кёльн и Кунсторическом музее, Вена.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?