Кьяроскуро в живописи читать ~7 мин.
Что такое определение и значение Кьяроскуро?
Хотя для него нет точного определения, термин изобразительного искусства «chiaroscuro» (от итальянского «свет-тёмный» или французское «clair-obscur») описывает заметный контраст света и тени в живописи, графике или печати и мастерство, продемонстрированное художником в управлении тенями, для создания иллюзии трёхмерных форм.
Дело в том, что плотность формы обнаруживается только в присутствии света. (Например, только при приближении рассвета объекты или фигуры – до сих пор обнаруживаемые только в виде чуть более тёмных пятен, чем их окружение – приобретают объём и трёхмерный вид.) И если свет исходит от одного источника, он освещает объекты в соответствии с определённым набором правил. Chiaroscuro описывает, как художник изображает трёхмерное освещение объектов, создавая иллюзию твёрдых форм.
Происхождение
Считается, что художник раннего ренессанса Мазаччо (1401-1428) (см. Такие работы, как «Святая Троица» (1428) и «Чудо со статиром» (1426)) а также художники Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519) и Рафаэль (1483-1520) – впервые применили кьяроскуро для создания иллюзии рельефа – особенно в моделировании человеческого тела. Тем не менее, этот термин чаще всего применяется к работам, созданным в эпоху маньеризма и барокко, особенно кисти Караваджо (1571-1610). (и его последователи Караваджисти) и Рембрандта (1606-1669).
Существует отдельный термин «гравюра кьяроскуро», который относится к цветным ксилографиям, напечатанным разными блоками, каждый из которых использует разноцветные чернила – процесс, изобретённый немцем Гансом Бургкмайром в 1508 году; в то время как «рисунок киароскуро» это рисунок на цветной бумаге, где обычно свет изображается белой гуашью, а тёмный – чернилами.
В чем разница между кьяроскуро и тенебризмом?
И Кьяроскуро и стиль живописи относящийся к маньеризму, известный как тенебризм (от итальянского слова «тенеброзо», означающего «мутный»), связаны с обработкой света и тени в двухмерной живописи или графике. И на первый взгляд картины тенебристов могут выглядеть очень похожими на те, что содержат сильные эффекты киароскуро.
Однако между этими двумя терминами есть чёткая теоретическая разница. Как описано выше, chiaroscuro – это живописная техника затенения, используемая специально для придания трёхмерным объектам ощущения объёма, то есть для того, чтобы они выглядели как трёхмерные тела. А тенебризм – это композиционная техника тёмного света, при которой некоторые области рисунка остаются тёмными (то есть полностью чёрными), что позволяет при освещении одной или двум областям выглядеть сильно освещенными.
Тенебризм используется для чисто драматического эффекта (его иногда называют «драматическим освещением»). Не требуется никакого моделирования: не нужно пытаться придать фигурам ощущение трёхмерности. В действительности тьма тенебриста является чисто негативной, а тень кьароскуро вносит позитивную подоплеку.
Некоторые из картин Караваджо сочетают в себе трёхмерный стиль Киароскуро и драматическое освещение в стиле тенебризм. Лучшие примеры такого сочетания: Призвание св. Матфея (1600 г.), Мученичество св. Матфея (1600 г.), Ужин в Эммаусе (1601 г.), Распятие св. Петра (1601 г.), Обращение на пути в Дамаск (1601 г.) и Погребение Христа (1601-03).
В чем разница между сфумато и кьяроскуро?
Как уже отмечалось, кьяроскуро предполагает совместное использование света и тени. Однако точка встречи этих двух значений может привести к резким линиям или контурам. Леонардо да Винчи впервые применил технику сфумато, чтобы смягчить переход от светлого к тёмному. В своих заметках о живописи он говорит, что свет и тень должны сочетаться «без линий или границ, как дым» (на итальянском языке «sfumato» означает «постепенно исчез, как дым»). Sfumato обычно использует несколько прозрачных глазурей для создания постепенного тонального спектра от тёмного к светлому, устраняя, таким образом, нежелательные резкие контуры. Sfumato иллюстрируется лицами Мадонны в скалах и мягким затенением на лице Моны Лизы (c.1503, Лувр). Техника сфумато была также освоена Джорджоне (1477-1510) и Корреджо (1490-1534).
Происхождение и история Кьяроскуро
Первое использование трёхмерного затенения в стиле кьяроскуро (известного как «skiagraphia» или «рисование теней» в Древней Греции) традиционно приписывают Аполлодору, известному художнику 5-го века из Афин. Сохраняясь в несколько примитивной форме в эпоху византийского искусства (ок. 400-1400), эта техника была усовершенствована на Западе в позднем средневековье и к 1400 году стала стандартной чертой как евангельской иллюминации, так и живописи.
Смотрите также наш очерк о ценности изобразительного искусства: Как ценить картины.
Кьяроскуро в эпоху Возрождения
Chiaroscuro в Северной Европе 15-го века стала важной техникой для всех религиозных художников после видения Святой Бриджит в Швеции, которая утверждала, что видела свет, излучаемый младенцем Иисусом Христом. В своих последующих изображениях Рождества Христова и других сценах с участием младенца Иисуса художники эпохи Возрождения, такие как Хьюго ван дер Гус (1440-1482), часто делали этот святой свет главным источником освещения, в значительной степени полагаясь на Кьяроскуро в этом процессе. Леонардо (Мадонна в скалах) был ещё одним влиятельным пионером этой техники. Композиционный подход был должным образом распространён и на взрослого Иисуса в сценах Тайной Вечери несколькими художниками, в том числе Тинторетто (1518-1594). Если большинство религиозных картин в технике кьяроскуро в эпоху Возрождения служили для создания сцен безмятежности и покоя, художники маньеристы, такие как Караваджо, Паоло Веронезе (1528-1588), Джованни Бальоне (1566-1643), Жорж де Латур (1593-1652) и другие – имели тенденцию использовать его для более драматического эффекта, особенно учитывая более ранний опыт таких художников, как Уго да Карпи (1455-1523).
Для другой иллюзорной техники в живописи, см.: ракурс.
Кьяроскуро во время барокко
Барочная живопись в значительной степени опиралась на использование тени из-за её драматического эффекта. Именно Караваджо применил драматическое освещение для достижения наибольшего эффекта с помощью своего метода тенебризма – техники, которая распространилась по всей Европе под названием караваджизм. Из-за влияния Караваджо в Неаполе, техника кьяроскуро стала особенно популярной в городе, который был вторым по величине городом в Европе после Парижа. Краткое руководство см.: Живопись Неаполя (1600-1700). Для получения более подробной информации об искусстве начала 17-го века, см.: Неаполитанская школа живописи (c.1600-56); о более поздних событиях см.: Неаполитанское барокко (ок. 1650-1700).
Chiaroscuro стал характерной чертой искусства испанского барокко в руках таких художников, как Франсиско де Сурбаран (1598-1664) и базирующегося в Неаполе Жузепе де Рибера (1591-1652), в то время как его также использовал немецкий художник из Рима Адам Эльшаймер (1578-1610), ночные сцены которого занимали промежуточное положение между чистым кьароскуро и чистым тенебризмом. Два величайших художника из Северной Европы, Питер Пауль Рубенс и Рембрандт, оставили Кьяроскуро на новых высотах драматической трёхмерности: Рубенс в таких работах, как «Снятие с креста» (1608-12, «Онзе-Лив-Вруве-Керк», Антверпен) и Последствия войны (1638, Палаццо Питти); Рембрандт, на таких картинах, как «Лекция анатомии доктора Николя Тюльпана» (1632, Маурицхёйс), «Жертвоприношение Исаака» (1635, Эрмитаж) и «Вирсавия» (1654, Лувр). Среди других известных деятелей стиля барокко 17-го века Геррит ван Хонтхорст (1592-1656) и Геррит Доу (1613-1675), принадлежащие голландской школе барокко, Джейкоб Джорданс (1593-1678) фламандского барокко и болонский художник Гверчино (Джованни) Франческо Барбьери) (1591-1666).
Кьяроскуро в течение 18-го века и в начале 19-го
Эта традиция поддерживалась в период рококо такими художниками, как Фрагонар (1732-1806), в таких работах, как «Качели» (1767, Коллекция Уоллеса) и «Болт» (1777, Лувр), а также Антуаном Ватто (1684-1721) в его праздничных сценах. В Англии на кьяроскуро полагались романтический экспрессионист Фусели (1741-1825) в «Лунатизм Леди Макбет» (1784, Лувр) и Джозеф Райт из Дерби (1734–97) в «Эксперименте с птицей в воздушном насосе» (1768, Национальная галерея, Лондон). В Испании Гойя использовал различные лёгкие и тяжёлые кьяроскуро в таких работах, как «Христос на кресте» (1780, Музей Прадо), «Обнажённая Майя» (1800, Прадо), «Сатурн, пожирающий сына» (1821, Прадо).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?