Кьяроскуро в живописи читать ~5 мин.
Определение и значение кьяроскуро
Термин «кьяроскуро» (от итальянского chiaroscuro — «свет-тень», французский аналог — clair-obscur) в изобразительном искусстве обозначает резкий контраст между светом и тенью. Он также подразумевает мастерство художника в передаче этого контраста для создания иллюзии объёма и трёхмерности на плоской поверхности — в живописи, графике или гравюре.
Объём любой формы становится видимым только при наличии света. Например, на рассвете предметы, которые до этого были лишь тёмными силуэтами, обретают материальность и трёхмерность. Когда свет падает из одного источника, он освещает объекты по определённым законам. Кьяроскуро — это как раз та техника, с помощью которой художник изображает игру света на объектах, создавая иллюзию их объёма.
История и развитие
Первое использование светотеневой моделировки, известной в Древней Греции как «скиаграфия» («тенепись»), традиционно приписывают афинскому художнику V века до н.э. Аполлодору. В эпоху византийского искусства (около 400–1400 годов) эта техника сохранилась в упрощённой форме, но была значительно усовершенствована на Западе в период позднего Средневековья. К XV веку кьяроскуро стало стандартным приёмом в книжной миниатюре и живописи.
Принято считать, что первыми кьяроскуро для создания иллюзии рельефа — особенно при изображении человеческого тела — применили художник Раннего Возрождения Мазаччо (1401–1428), а также мастера Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452–1519) и Рафаэль (1483–1520). Примерами служат такие работы Мазаччо, как «Троица» (1428) и «Чудо со статиром» (1426). Тем не менее, чаще всего этот термин применяют к произведениям эпохи маньеризма и барокко, особенно к творчеству Караваджо (1571–1610), его последователей-караваджистов и Рембрандта (1606–1669).
Существует также понятие «гравюра кьяроскуро». Это цветная ксилография, отпечатанная с нескольких досок с использованием разных красок. Этот метод изобрёл немецкий художник Ганс Бургкмайр в 1508 году. «Рисунок кьяроскуро» — это техника рисунка на тонированной бумаге, где светлые области выделяются белилами, а тени — тёмными чернилами.
Кьяроскуро и тенебризм
И кьяроскуро, и тенебризм (от итальянского tenebroso — «мрачный») — это живописные приёмы, связанные с работой со светом и тенью. На первый взгляд, картины в стиле тенебризма могут напоминать работы с ярко выраженным эффектом кьяроскуро.
Однако между этими терминами есть чёткое теоретическое различие. Кьяроскуро — это техника светотеневой моделировки, используемая для придания объектам иллюзии объёма. В свою очередь, тенебризм — это композиционный приём, при котором значительная часть холста погружена во мрак, что позволяет ярко выделить светом один или несколько ключевых элементов.
Тенебризм применяют для достижения сугубо драматического эффекта, поэтому его иногда называют «драматическим освещением». В отличие от кьяроскуро, его основная цель — не столько моделировка формы, сколько создание эмоционального напряжения. Тьма в тенебризме поглощает второстепенные детали, в то время как тень в кьяроскуро активно участвует в построении объёма.
В некоторых картинах Караваджо сочетаются и объёмная моделировка кьяроскуро, и драматизм тенебризма. Яркие примеры — «Призвание апостола Матфея» (1600), «Мученичество святого Матфея» (1600), «Ужин в Эммаусе» (1601), «Распятие святого Петра» (1601), «Обращение Савла» (1601) и «Положение во гроб» (1601–1603).
Кьяроскуро и сфумато
Кьяроскуро работает с контрастом света и тени, однако граница между ними может быть слишком резкой. Чтобы смягчить этот переход, Леонардо да Винчи разработал технику сфумато. В своих записях о живописи он отмечал, что свет и тень должны смешиваться “без линий или границ, подобно дыму” (от итал. sfumato — «исчезнувший, как дым»).
Техника сфумато предполагает нанесение множества полупрозрачных слоёв краски (лессировок) для создания плавной тональной градации. Это устраняет резкие контуры и придаёт изображению воздушность. Примеры сфумато можно увидеть в картине «Мадонна в скалах» и в мягкой светотени на лице «Моны Лизы» (ок. 1503, Лувр). Эту технику также мастерски применяли Джорджоне (1477–1510) и Корреджо (1490–1534).
Кьяроскуро в эпоху Возрождения
В Северной Европе XV века техника кьяроскуро стала особенно актуальной в религиозной живописи после распространения видений святой Бригитты Шведской, в которых она описывала свет, исходящий от младенца Христа. В сценах Рождества художники Северного Возрождения, такие как Хуго ван дер Гус (1440–1482), часто делали этот божественный свет главным источником освещения. Позже этот подход был распространён и на изображения взрослого Христа, например, в сценах «Тайной вечери» у Тинторетто (1518–1594).
Если в эпоху Возрождения кьяроскуро чаще всего служило для создания атмосферы покоя и умиротворения, то художники маньеризма и барокко — Караваджо, Паоло Веронезе (1528–1588), Жорж де Ла Тур (1593–1652) и другие — использовали его для достижения более драматических эффектов.
Кьяроскуро в эпоху барокко
Живопись барокко активно использовала кьяроскуро для усиления драматизма. Караваджо довёл этот приём до предела в своей технике тенебризма, которая распространилась по Европе под названием караваджизм. Благодаря влиянию Караваджо в Неаполе, который в то время был вторым по величине городом Европы, кьяроскуро стал визитной карточкой неаполитанской школы живописи (подробнее см. Живопись в Неаполе (1600–1700) и Неаполитанское барокко).
Кьяроскуро стал неотъемлемой чертой испанского барокко в работах Франсиско де Сурбарана (1598–1664) и работавшего в Неаполе Хусепе де Риберы (1591–1652). Немецкий художник Адам Эльсхаймер (1578–1610) создавал ночные сцены, занимавшие промежуточное положение между классическим кьяроскуро и тенебризмом.
Величайшие мастера Северной Европы, Питер Пауль Рубенс (1577–1640) и Рембрандт, подняли кьяроскуро на новый уровень. Рубенс — в таких работах, как «Снятие с креста» (1612–1614, Собор Антверпенской Богоматери), а Рембрандт — в таких шедеврах, как «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Маурицхёйс) и «Вирсавия» (1654, Лувр). Среди других мастеров голландского барокко, использовавших этот приём, — Геррит ван Хонтхорст (1592–1656), а во фламандском барокко — Якоб Йорданс (1593–1678).
Кьяроскуро в XVIII – XIX веках
Традиция сохранялась и в эпоху рококо у таких художников, как Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806), например, в картинах «Качели» (1767) и «Задвижка» (1777). В Англии к кьяроскуро прибегали художник-романтик Генрих Фюзели (1741–1825) и Джозеф Райт из Дерби (1734–1797) в своей знаменитой работе «Эксперимент с птицей в воздушном насосе» (1768). В Испании Гойя виртуозно использовал светотень в таких разных по духу работах, как «Христос на кресте» (1780), «Маха обнажённая» (ок. 1800) и «Сатурн, пожирающий своего сына» (1821).
См. также
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?