Ракурс, техника живописи и рисунка читать ~5 мин.
В рисунке и живописи термин «ракурс» обозначает перспективное сокращение объекта, создающее иллюзию его удаления в глубину. Представьте стоящего человека. Если он ляжет на землю ногами к зрителю, его пропорции визуально изменятся. Согласно законам линейной перспективы, удалённые части (голова) будут казаться меньше, а ближние (стопы) — крупнее. Чтобы передать этот эффект на плоскости, художники «укорачивают» или сжимают изображение туловища и конечностей. Так создаётся оптическая иллюзия глубины, при которой объект, расположенный под углом к зрителю, кажется короче, чем он есть в действительности.
Активное изучение и применение ракурса началось в период кватроченто (XV век). Над его законами работали художники Флоренции, а также Франческо Скварчоне (ок. 1397–1468) в Падуе. Скварчоне был учителем знаменитого Андреа Мантеньи (1431–1506), ставшего придворным художником семьи Гонзага в Мантуе.
Примеры
Хрестоматийным примером ракурса в изобразительном искусстве служит картина Андреа Мантеньи «Оплакивание мёртвого Христа» (ок. 1470–1480, Пинакотека ди Брера, Милан). Это классическое произведение итальянского Возрождения, в котором художник мастерски сокращает длину торса и ног Христа для передачи глубины пространства.
Среди других известных примеров — «Битва при Сан-Романо» (ок. 1438–1440, Национальная галерея, Лондон) Паоло Уччелло, где в ракурсе изображён павший рыцарь. Также стоит отметить «Ужин в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон) Караваджо с его выразительно укороченными руками апостола и «Этюд обнажённого мужчины» (ок. 1799–1805, Галерея Тейт) Уильяма Тёрнера.
Художественный ракурс и фотографический ракурс
Художественный ракурс отличается от фотографического. Камера фиксирует оптические искажения без изменений, что иногда приводит к резкому, «грубому» эффекту. Художник же может смягчить его, чтобы добиться большей гармонии. Например, он может намеренно уменьшить ближайшую к зрителю часть объекта (как стопы Христа в «Оплакивании»), чтобы изображение не выглядело навязчивым и лучше вписывалось в общую композицию.
Именно так поступил Мантенья: он сознательно уменьшил размер стоп Иисуса, чтобы они не заслоняли тело. Если бы с этой же точки была сделана фотография, непропорционально большие стопы закрыли бы собой большую часть фигуры.
Иллюзорные потолочные фрески
Укорачивание объекта — это иллюзионистический приём, который позволяет художнику имитировать глубину и создавать впечатление трёхмерного объёма. Это заметно повышает реалистичность изображения. То же самое относится и к пейзажам, где ракурс усиливает натурализм и создаёт ощущение пространства.
Наиболее впечатляюще ракурс применяется в монументальном декоре, например, в иллюзионистских фресках на потолках. Художники использовали такие техники, как di sotto in su («вид снизу вверх»), разработанную Мелоццо да Форли (1438–1494), и квадратуру — росписи, которые создают иллюзию продолжения реальной архитектуры в воображаемом пространстве. Эти приёмы позволяют добиться эффекта трёхмерной глубины на плоской поверхности потолка.
Ракурс в пейзажах
Этот приём чаще всего ассоциируется с фигурами, однако он регулярно используется и в пейзажах. Дорога, которая кажется длинной, если поднимается в гору прямо перед нами, будет выглядеть гораздо короче, если будет уходить вдаль по равнине. Реки и мосты также визуально сжимаются и укорачиваются, если изображены с низкой точки зрения.
Удачные примеры ракурса в пейзажной живописи можно найти в работах: «Вилле д’Аврей» (1867, Национальная галерея искусств, Вашингтон) Камиля Коро; «Темза под Вестминстером» (1871, Национальная галерея, Лондон) Клода Моне; «Водопой в Порт-Марли» (1875, Национальная галерея, Лондон) Альфреда Сислея; «Владимирка» (1892, Третьяковская галерея, Москва) Исаака Левитана.
История ракурса
Этот иллюзионистский приём впервые был применён в эпоху Раннего Возрождения. Среди его пионеров были Паоло Уччелло (1397–1475) и Винченцо Фоппа (ок. 1430–1515), многие работы которого утрачены. Однако самым ярким мастером ракурса в тот период стал Андреа Мантенья (1431–1506). Его метод демонстрируют такие шедевры, как «Оплакивание мёртвого Христа» и потолочная роспись в технике di sotto in su в Камере дельи Спози (Camera Picta) герцогского дворца в Мантуе. Младшим современником Мантеньи был Лука Синьорелли (1450–1523), известный своими фресками на тему Страшного суда (1499–1503) в соборе Орвието.
В эпоху Высокого Возрождения величайшим мастером ракурса стал Микеланджело (1475–1564). В своих фресках Сикстинской капеллы (1508–1512), особенно в сцене «Отделение света от тьмы» из цикла «Сотворение мира», он изобразил фигуру Бога парящей над зрителем, применив смелое перспективное сокращение.
Среди венецианских художников мастером ракурса считался Паоло Веронезе (1528–1588). Расписывая потолки в церкви Сан-Себастьяно, Дворце дожей и библиотеке Марчиана, он сочетал изящество фигур в духе Корреджо с героическими образами, вдохновлёнными Микеланджело.
После Микеланджело эстафету подхватил Корреджо (1489–1534), ведущий художник пармской школы. Его иллюзионистические приёмы и драматические ракурсы, как в грандиозной фреске «Вознесение Девы Марии» (1526–1530) в Пармском соборе, оказали огромное влияние на последующие поколения художников.
Среди его последователей были Карло Чиньяни (1628–1719) с его «Успением Богородицы» в соборе Форли и Гауденцио Феррари (1480–1546) с фресками купола церкви Санта-Мария-деи-Мираколи в Саронно. Позднее эту традицию развивали мастера барокко, такие как Пьетро да Кортона (1596–1669) в его «Аллегории Божественного Провидения» (1633–1639, Палаццо Барберини), Ланфранко (1582–1647) и Иль Бачиччио (Джованни Баттиста Галли, 1639–1709).
Апогеем тромплея в эпоху высокого барокко стала фреска «Апофеоз святого Игнатия» (1685–1694) кисти Андреа Поццо (1642–1709) в иезуитской церкви Сант-Иньяцио в Риме.
Величайшим мастером ракурса эпохи рококо был Джамбаттиста Тьеполо (1696–1770). Вершиной его творчества считаются фрески в Вюрцбургской резиденции, особенно росписи Парадной столовой (Kaisersaal) и потолка Парадной лестницы (Treppenhaus). Центральный образ на потолке лестницы — «Аполлон, ведущий невесту» (1750–1751) — это эталон виртуозного рисунка, ракурса, перспективы и сияющей колористики. Эти росписи стали кульминацией многовековой традиции итальянской фресковой живописи, восходящей к Джотто ди Бондоне (1267–1337).
Другие техники живописи
Для создания иллюзии на плоскости также используются следующие техники:
Кьяроскуро — использование светотени для моделирования объёма.
Тенебризм — резкое противопоставление света и тени для создания драматического эффекта.
Гризайль — живопись, выполненная в разных оттенках одного цвета, чаще всего серого.
Сфумато — смягчение очертаний фигур и предметов, позволяющее передать окутывающий их воздух.
Импасто — техника работы густой, непросвечивающей краской, наносимой плотными мазками.
Disegno — в искусстве Возрождения не просто рисунок, а концепция общего замысла произведения.
Colorito — живописный принцип, ставящий цвет во главу угла, в противоположность disegno.
- Сэмюэль Л. Джексон: жизнь и творчество
- Найдено 100 неизвестных рисунков Караваджо
- В Нидерландах обнаружен неизвестный портрет жены Рембрандта
- Светопись из Голландии в Нижнем Новгороде
- В Румынии взяты под арест подозреваемые в краже в музее Кунстхал
- Выставка голландского художника-путешественника в музее Востока
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?