Ракурс, техника живописи и рисунка читать ~6 мин.
В рисунке термин «ракурс» обозначает способ изображения объекта на фотографии в глубину. Например, представьте себе, как выглядит стоящий человек с точки зрения размеров, если смотреть на него спереди. Теперь представьте, что этой фигуре дали плавно упасть назад, растянувшись на земле в длину, причём ноги направлены к Вам, а голова максимально удалена. Если вы хотите зарисовать эту фигуру, то по закону линейной перспективы, поскольку голова находится дальше, чем ноги, её следует сделать меньше, чтобы создать иллюзию «глубины» рисунка, т.е. что она удаляется от зрителя в пространство картины. И наоборот, поскольку ноги теперь ближе, они должны казаться больше. И самое главное – туловище и конечности фигуры должны быть сжаты или «укорочены» в эскизе, чтобы создать оптическую иллюзию, при которой объект кажется короче, чем он есть на самом деле, когда он расположен под углом к зрителю.
Впервые ракурс был изучен в период кватроченто (XV в.) художниками Флоренции и Франческо Скварчоне (1395-1468) в Падуе, который затем обучал знаменитого придворного художника Гонзага из Мантуи Андреа Мантенья (1431-1506).
Примеры
Прекрасным примером такого ракурса в изобразительном искусстве является «Оплакивание мёртвого Христа» (ок. 1470-80, Пинакотека ди Брера, Милан) – классическая работа итальянского Возрождения Андреа Мантеньи. Обратите внимание, как художник сокращает длину груди и ног Христа, чтобы изобразить перспективу или глубину пространства картины.
Другие часто приводимые примеры включают: Битва при Сан-Романо (ок. 1438-1440 гг, Национальная галерея, Лондон) работы Паоло Уччелло [см. усечённый труп убитого рыцаря слева внизу] и Ужин в Эммаусе (1601, Национальная галерея, Лондон) работы Караваджо [см. укороченные руки апостола справа], и Этюд обнажённого мужчины (ок.1799-1805, Тейт) работы Уильяма Тёрнера.
Художественный ракурс и фотографический ракурс
Художник-рисовальщик, скорее всего, будет укорачивать объекты несколько иначе, чем фотоаппарат. Это связано с тем, что, хотя камера никогда не врёт, художник может не захотеть воспроизводить весь грубый эффект ракурса. Вместо этого он часто уменьшает относительные размеры более близкой части объекта (в случае «Оплакивания» – ступни), чтобы сделать менее агрессивным натиск на глаз зрителя и более гармонично вписать усечённое изображение в общую композицию.
Именно так поступил Мантенья в картине «Оплакивание». Он намеренно уменьшил размер ног Иисуса, чтобы не загораживать нам вид на тело. В то время как если бы фотография была сделана под тем же углом, ступни были бы настолько большими, что закрыли бы нам вид на ноги и туловище.
Иллюзорные потолочные фрески
Укорачивание объекта – это, по сути, иллюзионистский приём, позволяющий имитировать глубину в изображении. Это позволяет художнику создать впечатление трёхмерности и объёмности фигур. Это приводит к заметному повышению реалистичности. То же самое относится и к пейзажам, где ракурс значительно усиливает натурализм вида (см. ниже).
Однако наиболее впечатляющим с визуальной точки зрения является применение ракурса в архитектурном декоре, например, в иллюзионистской фресковой живописи, особенно на потолках. В этом виде фресковой живописи используются такие приёмы, как перспектива di sotto in su («вид снизу»), изобретённая уроженцем Форли Мелоццо да Форли (1438-1494), и quadratura (потолочные росписи, имитирующие расширение реальной архитектуры в воображаемом пространстве), для создания иллюзии трёхмерной глубины в ином случае двухмерной поверхности потолка над зрителем.
Ракурс в пейзажах
Этот приём чаще всего ассоциируется с фигурами или объектами, хотя на самом деле он регулярно используется и в пейзажах. Дорога, которая кажется относительно длинной, если она идёт прямо перед нами в гору, будет гораздо короче, если она тянется перед нами по плоской равнине. Реки и мосты также будут казаться укороченными или сжатыми, если их набросать на уровне земли.
Хорошие примеры ракурсного изображения пейзажа см: Вилле д’Аврей (1867 г., Национальная галерея искусств, Вашингтон) Камиля Коро, Темза под Вестминстером (1871 г., Национальная галерея, Лондон) Клода Моне, Мост в Аржентейле (1872 г., «Водопой в Порт-Марли» (1875, Национальная галерея, Лондон) Альфреда Сислея и «Дорога во Владимир» (1892, Третьяковская галерея, Москва) Исаака Левитана.
История ракурса
Впервые этот иллюзионистский приём был применён в эпоху Раннего Возрождения. Как Паоло Уччелло (1397-1475), так и Винченцо Фоппа (ок. 1430-1515 гг.) (многие из работ которого утрачены), Андреа Мантенья (1430-1506) был, пожалуй, самым ярким представителем раннего Возрождения, и его метод является примером Плача и di sotto in su потолочного окуляра в фреске Camera degli Sposi (Camera Picta) герцогского дворца Людовико Гонзага в Мантуе. Младшим современником Мантеньи был Лука Синьорелли (1450-1523), известный своими фресками Страшного суда (1499-1503) в соборе Орвието.
Следующим великим мастером был Микеланджело (1475-1564) в эпоху Высокого Возрождения, чьи фрески Сикстинской капеллы (1508-12) – в частности, картина «Отделение света от тьмы» в его фреске Бытия – в которой он делает Бога как бы поднимающимся над зрителем за счёт укорачивания своего тела.
После Микеланджело был Корреджо (1489-1534), великий художник пармской школы, чьи иллюзионистические приёмы и драматическое укорачивание – см. например, его невероятное Успение Богородицы (Пармский собор) (1526-30) – повлияли на ряд поздних произведений. Среди них – Успение Богородицы (собор в Форли) Карло Чиньяни (1628-1719); фрески для купола собора S. Марии деи Мираколи в Саронно работы Гауденцио Феррари (1480-1546); Аллегория Божественного Провидения (1633-39 гг., Палаццо Барберини), Четыре века человека (Зал делла Стуфа) и Планета картины (дворец Питти, Флоренция), выполненные Пьетро да Кортона (1596-1669); а также работы Ланфранко (1582-1647), Бальдассаре Франческини (1611-1689) и Иль Бачиччо (Джованни Галли) (1639-1709).
Апогеем высокого барокко с эффектом тромплей стала фреска «Триумф и апофеоз святого Игнатия» (1688-94), выполненная Андреа Поццо (1642-1709) в иезуитской церкви Сант-Игнацио. Попутно Паоло Веронезе, расписавший потолки Сан-Себастьяно, Дворца дожей и библиотеки Марчиана, зарекомендовал себя среди венецианских современников как мастер ракурса, способный сочетать фигуративную тонкость Корреджо с героической образностью Микеланджело.
Величайшим выразителем ракурса в стиле рококо был Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770), чьи фрески в парадной столовой (Кайзерал) и на потолке Большой лестницы (Трепенхаус) в резиденции Вюрцбурга оказались величайшим шедевром его творчества. В центре работы – парящий образ Аполлона, приводящего невесту (1750-1) в центре потолка Трепенхауса, который является образцом великолепного рисунка, ракурса и перспективы, а также мерцающей яркости цвета Тьеполо. Эти архитектурные украшения вюрцбургской резиденции фактически завершают итальянскую традицию фресковой живописи, начатую Джотто (1270-1337) четырьмястами годами ранее.
Другие техники живописи
Более иллюзионистические методы живописи см:
Кьяроскуро Использование света и тени для создания объёма фигур.
Тенебризм Работа со светом и тенью в чисто драматических целях.
Гризайль Монохромная подрисовка или самостоятельная серая однотонная живопись.
Сфумато Использование в масляной живописи незаметных перепадов тона.
Импасто Наложение слоёв краски для создания корки на поверхности картины.
Disegno Не техника, а ренессансная концепция общего дизайна.
Colorito Живописный эквивалент disegno.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?