Гризайль, серое, монохромное искусство читать ~5 мин.
Что такое гризайль?
В изобразительном искусстве термин гризайль чаще всего обозначает технику монохромной живописи, при которой картина или рисунок выполняется исключительно в оттенках серого. Поскольку полноцветная живопись требует больше времени и мастерства, чем монохромная (en camaieu), гризайль часто выбирали как более быструю и дешёвую альтернативу, хотя он также выбирался вполне осознанно по эстетическим соображениям, чтобы создать особый визуальный эффект.
Традиционно, когда гризайль является частью большой декоративной схемы во фреске или масле, или включается в алтарную композицию, гризайльная композиция часто моделируется так, чтобы напоминать скульптуру, либо рельеф, либо статуэтку. Хорошие примеры гризайльной росписи можно увидеть в Кьостро делло Скальцо Скальци во Флоренции (1511-26), иллюстрирующей жизнь Иоанна Крестителя. Художником был Андреа дель Сарто (1486-1530), впоследствии лидер флорентийского Высокого Возрождения.
Различные виды гризайли
В основном, работа гризайлью может быть выполнена как самостоятельное законченное произведение, как описано выше, или как предварительная подрисовка для масляной картины. В этом случае художник закрашивает гризайль слоями цветной лессировки. Во французском искусстве термин «гризайль» включает в себя любой способ живописи, при котором масляные краски наносятся на однотонный подмалёвок. Кроме того, гризайль может служить подготовительным рисунком для гравюры. Известно, что мастерская Рубенса использовала монохромные техники при создании эскизов композиций для гравёров.
В керамике и некоторых видах металлообработки художники иногда используют технику гризайльной эмали, при которой белая стекловидная эмаль соединяется с водой, скипидаром и нефтяным маслом, а затем наносится (обычно) на чёрный или синий эмалевый грунт. При нанесении толстого слоя получаются светлые тона, а при нанесении более тонкого – серые. Этот метод гризайльной эмали, разработанный французскими художниками XVI века в Лиможе, позволяет добиться впечатляющего эффекта света и тени, включая увеличение объёма и трехмерность.
Термин «гризайль» также используется художниками по стеклу для обозначения серого, стекловидного типа красящего пигмента, используемого для окраски витражей. Вероятно, это был первый пример искусства гризайли со времён античности. Примером может служить витраж XIII века «Пять сестёр» в соборе Святого Петра в Йорке, Англия.
Термин «гризайль» был распространён, чтобы включить в него монохроматические картины коричневого или зелёного цвета. Однако они могут быть описаны с помощью более конкретных терминов: коричневые работы могут быть описаны как brunaille, а зелёные – как verdaille.
История гризайли
В современную эпоху, начиная с античности, эта техника впервые получила широкое распространение в западной живописи при создании иллюминированных рукописей, где иллюстрации часто выполнялись тушью и смывкой с ограниченной цветовой гаммой. К известным мастерам гризайли относятся француз Жан Пюсель (ок. 1290-1334) и английский художник Мэтью Пэрис (ок. 1200-59), хотя эта техника широко практиковалась в скрипториях Ирландии и Северной Англии ещё с англосаксонских времён. В эпоху Проторенессанса Джотто использовал гризайль при росписи некоторых фресок капеллы Скровеньи (ок. 1303-10 гг.) в Падуе.
Базовый монохромный метод использовался в восточной живописи тушью и смывкой примерно с 650 г. н.э.). Он известен как мо-шуй в Китае, суйбокуга или суми-э в Японии и сомуква в Корее.
Гризайль также использовали художники раннего нидерландского Возрождения, в том числе художник из Турне Робер Кампен (ок. 1378-1444 гг.), гентские мастера Ян ван Эйк (1390-1441) и Хуго ван дер Гус (1440-1482), художник из Брюгге Ханс Мемлинг (ок. 1433-94) и голландский визионер Иероним Босх (1450-1516).
Среди самых известных гризайльных картин нидерландского Возрождения – две внешние панели алтаря Портинари (ок. 1476-9) работы Хуго ван дер Гоэса (1440-1482). Полностью написанные в серых тонах, они изображают две фигуры в натуральную величину (архангела Гавриила и Богородицу из Благовещения) в виде каменных скульптур, установленных в стенных нишах, окаймлённых тенью.
Когда в 1483 году иллюзорные работы Ван Дер Гуса были отправлены в Италию, они оказали огромное влияние на художников флорентийского Возрождения, которые до этого не видели ничего подобного. Иероним Босх знаменито использовал гризайль для написания своего необычного изображения Творения на внешней стороне алтарного образа Сада земных наслаждений (1500-05).
Техника также использовалась в эпоху Высокого Возрождения художником из Мантуи Андреа Мантенья (1430-1506), Микеланджело (в его фреске «Бытие» на потолке Сикстинской капеллы), а также Андреа дель Сарто (1486-1530), лидером флорентийского Высокого Возрождения, и др.
В XVI веке традиция гризайльной живописи поддерживалась в Нидерландах: художником из Харлема Маэртеном ван Хеемскерком (1498-1574), великим Питером Брейгелем Старшим (ок. 1525-1569 гг.), гравёры Хендрик Гольциус (1558-1617) и Адриаен ван де Венне (1589-1662), пейзажист Ян ван Гойен (1596-1656) и Рембрандт (1606-1669).
С конца XVII века гризайль является одним из видов искусства, популярность которого снизилась как среди художников, так и среди коллекционеров. Тем не менее он по-прежнему используется в некоторых декоративных работах из эстетических соображений.
Знаменитые картины гризайлью
Вот краткий список картин, содержащих или выполненных в технике гризайль.
Триптих Страшного суда – Внешняя панель (ок. 1471) Ганса Мемлинга.
Алтарь Портинари – Внешняя панель (1476–1479) работы Хуго Ван Дер Гоеса.
Донн Триптих – Внешнее панно (1477-80) Ганса Мемлинга.
Сад земных наслаждений – Внешняя панель (1505 г.) Иеронима Босха.
Баттесимо делла Хенте (1511–26, Кьостро делло Скальцо) Андреа дель Сарто.
Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии (1565) Питера Брейгеля.
Слишком глупо! (1618, Музей изящных искусств Лилля) Адриана ван де Венна.
Ecce Homo (1634, Национальная галерея, Лондон) Рембрандта.
Герника (1937, Королева София, Мадрид) Пабло Пикассо.
Другие техники живописи
О других техниках живописи см:
Ракурс
Уменьшение длины фигуры для изображения перспективной глубины.
Квадратура
техника фрески, позволяющая вывести пространство за пределы архитектуры помещения.
Кьяроскуро
применение света и тени для создания объёма фигур.
Тенебризм
Использование света и тени в драматических целях.
Сфумато
Использование в масляной живописи незаметных вариаций тона.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?