Гризайль, серое, монохромное искусство читать ~5 мин.
Что такое гризайль?
В изобразительном искусстве термин «гризайль» обозначает технику монохромной живописи. Картина или рисунок в этой технике выполняется исключительно в оттенках серого. Полноцветная живопись требует больше времени и мастерства, чем однотонная (en camaieu), поэтому гризайль нередко служила более быстрой и дешёвой альтернативой. В то же время художники часто выбирали эту технику осознанно, ради особых эстетических и визуальных эффектов.
Традиционно, если гризайль является частью крупной декоративной схемы во фреске, масляной живописи или алтарной композиции, её выполняют в манере, имитирующей скульптуру — рельеф или статую. Характерный пример можно увидеть в монастыре Кьостро делло Скальцо (Chiostro dello Scalzo) во Флоренции. Это серия фресок (1511–1526), иллюстрирующая жизнь Иоанна Крестителя. Её автором был Андреа дель Сарто (1486–1530), один из лидеров флорентийского Высокого Возрождения.
Различные виды гризайли
Работа в технике гризайль может быть как самостоятельным произведением, так и предварительным подмалёвком для масляной картины. В последнем случае художник покрывает гризайльный слой цветной лессировкой. Во французской художественной традиции термин «гризайль» может также означать любую живописную технику, где масляные краски наносятся на однотонный подмалёвок. Кроме того, гризайль может служить подготовительным эскизом для гравюры; известно, что мастерская Рубенса создавала такие монохромные эскизы для гравёров.
В керамике и некоторых видах металлообработки применяется техника гризайльной эмали. Белую стекловидную эмаль смешивают с водой, скипидаром и маслом, а затем наносят на чёрный или синий эмалевый грунт. Толстый слой даёт светлые тона, а тонкий — серые. Этот метод, разработанный французскими мастерами XVI века в Лиможе, позволяет добиться впечатляющего эффекта света и тени, а также ощущения объёма.
Термин «гризайль» также используется в стекольном деле для обозначения серого стекловидного пигмента, применяемого в витражах. Один из самых известных примеров — витраж XIII века «Пять сестёр» в Йоркском соборе в Англии. Это один из ранних образцов монументального искусства в технике гризайль, сохранившихся со времён Средневековья.
Со временем термин «гризайль» стали применять и к монохромным картинам, выполненным в коричневых или зелёных тонах. Однако для них существуют более точные названия: brunaille для работ в коричневых тонах и verdaille — для зелёных.
История гризайли
Начиная с эпохи Средневековья, техника получила широкое распространение в западноевропейском искусстве при создании иллюминированных рукописей, где иллюстрации часто выполнялись тушью и размывкой с ограниченной палитрой. Среди известных мастеров гризайли — француз Жан Пюсель (ок. 1290–1334) и английский художник Мэтью Пэрис (ок. 1200–1259). В эпоху Проторенессанса Джотто использовал гризайль в росписях капеллы Скровеньи (ок. 1303–1310) в Падуе для изображения аллегорий Добродетелей и Пороков.
Аналогичный монохромный метод с VII века использовался в восточной живописи тушью и известен как «мо-шуй» в Китае, «суйбокуга» или «суми-э» в Японии и «сумукхва» в Корее.
Гризайль широко применяли художники раннего нидерландского Возрождения. Среди них — Робер Кампен (ок. 1378–1444), Ян ван Эйк (1390–1441), Хуго ван дер Гус (1440–1482), Ханс Мемлинг (ок. 1433–1494) и Иероним Босх (1450–1516).
Среди самых известных гризайльных картин нидерландского Возрождения — внешние створки алтаря Портинари (ок. 1476–1479) кисти Хуго ван дер Гуса. На них изображены фигуры архангела Гавриила и Девы Марии в сцене Благовещения, исполненные в виде каменных скульптур в нишах.
Когда в 1483 году это произведение доставили в Италию, оно оказало огромное влияние на художников флорентийского Возрождения, ранее не сталкивавшихся с подобным уровнем реализма. Иероним Босх также использовал гризайль для изображения сцены Сотворения мира на внешних створках своего знаменитого триптиха «Сад земных наслаждений» (1500–1505).
Техника применялась и в эпоху Высокого Возрождения. К ней обращались Андреа Мантенья (1430–1506), Микеланджело (в росписи потолка Сикстинской капеллы), а также лидер флорентийского Высокого Возрождения Андреа дель Сарто (1486–1530).
В XVI веке традицию гризайли в Нидерландах продолжали Мартен ван Хемскерк (1498–1574), Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569), гравёры Хендрик Гольциус (1558–1617) и Адриан ван де Венне (1589–1662), пейзажист Ян ван Гойен (1596–1566) и Рембрандт (1606–1669).
С конца XVII века популярность гризайли как самостоятельного вида искусства снизилась, однако она по-прежнему используется в декоративных работах из эстетических соображений. Ярким примером монохромной живописи в XX веке стала «Герника» Пабло Пикассо.
Знаменитые картины гризайлью
Ниже представлен краткий список известных произведений, выполненных в технике гризайль или содержащих её элементы.
Триптих «Страшный суд» — внешние створки (ок. 1471), Ханс Мемлинг.
Алтарь Портинари — внешние створки (1476–1479), Хуго ван дер Гус.
Триптих Донна — внешние створки (1477–1480), Ханс Мемлинг.
«Сад земных наслаждений» — внешние створки (1505), Иероним Босх.
Battesimo delle genti (1511–1526, Кьостро делло Скальцо), Андреа дель Сарто.
«Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии» (1565), Питер Брейгель Старший.
«Слишком глупо!» (1618, Музей изящных искусств, Лилль), Адриан ван де Венне.
«Ecce Homo» (1634, Национальная галерея, Лондон), Рембрандт.
«Герника» (1937, Центр искусств королевы Софии, Мадрид), Пабло Пикассо.
Другие техники живописи
О других живописных техниках:
Ракурс
Приём, позволяющий передать перспективное сокращение объекта или фигуры.
Квадратура
Иллюзионистическая потолочная роспись, создающая впечатление продолжения реальной архитектуры в воображаемом пространстве.
Кьяроскуро
Использование светотени для моделирования объёма на плоскости.
Тенебризм
Резкое противопоставление света и тени для создания драматического эффекта.
Сфумато
Смягчение очертаний фигур и предметов, позволяющее передать окутывающий их воздух.
- Практика работы пастелью
- Новый проект художника Ивана Коршунова в галерее «Файн Арт»
- Christie’s выставляет на продажу только что обнаруженное полотно Ван Дейка
- В Екатеринбурге прошёл международный музыкальный фестиваль «Безумные дни»
- Власти Кёльна возвращают купленный в 1939 году рисунок Менцеля
- Мастер-класс «Гончарное дело» от творческой хобби-студии GAMEceramic
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?