Импасто читать ~4 мин.
В изобразительном искусстве итальянское слово «Impasto» (тесто или паста) обозначает технику живописи, при которой неразбавленная краска наносится на холст или панель (часто ножом для палитры или мастихином) настолько густо (как зубная паста), что она объёмно выделяется на поверхности. При использовании техники импасто художник часто смешивает краски на самом холсте, чтобы добиться нужного цвета.
Масляная живопись наиболее подходит для метода импасто из-за вязкости масел, их густоты и медленного высыхания, хотя акриловые краски и даже гуашь могут быть нанесены в стиле импасто. Темперы слишком тонки для нанесения импасто без добавления разрыхлителей или загустителей (например, Aquapasto).
Преимущества
Метод импасто даёт художнику ряд преимуществ.
Во-первых, его рельефная поверхность заставляет свет отражаться новыми способами, которыми может управлять художник. Она часто использовалась для имитации изломанной текстуры бликов, то есть поверхностей предметов, на которые падает интенсивный свет.
Во-вторых, экспрессионисты (в частности, Ван Гог) использовали импасто для передачи чувств и эмоций.
В-третьих, с помощью импасто можно передать трёхмерное впечатление. Художники эпохи барокко, такие как Рембрандт, Хальс и Веласкес, использовали тонкую и тщательную проработку импасто для изображения морщинистой кожи, складок на одежде или блеска драгоценностей. Наконец, грубая фактура может привлечь внимание к определённым точкам или аспектам композиции.
Известные художники, использовавшие импасто
Современные представители эпох импрессионизма (ок. 1870-80), экспрессионизма (ок. 1905-30), абстрактного экспрессионизма (ок. 1948-60), неоэкспрессионизма и других стилей современного искусства часто прибегают к импасто для достижения определённых эффектов. Среди них можно назвать голландско-американского абстрактного экспрессиониста Виллема де Кунинга, русско-французского колориста Николя де Стаэля и художника немецкого происхождения Франка Ауэрбаха.
На картинах Ауэрбаха, в частности, импастовая краска может быть толстой, как хлебная корка. С тех пор импасто и другие подобные методы нанесения толстых слоёв пигментной пасты на холст стали основной техникой абстрактного и полуфигуративного искусства.
К известным художникам, работавшим в технике импасто, относятся Джексон Поллок, французский импрессионист Пьер-Огюст Ренуар и экспрессионист Винсент Ван Гог. Эту технику использовали и известные ирландские художники: неоимпрессионист Артур Мадерсон, ирландский пейзажист Дональд Тёски, импрессионист Родерик О’Конор.
Советы по использованию метода импасто в живописи
Импасто можно наносить кистью или мастихином. Саму краску можно использовать прямо из тюбика или разбавлять, чтобы она стала податливой, но достаточно густой, чтобы стоять вертикально.
При медленном высыхании толстого слоя пигмента возможно образование морщин или растрескивание красочной плёнки. Чтобы избежать этого, следует использовать быстросохнущий алкидный медиум или медиум, специально предназначенный для работы импасто. Эти средства загущают краску, не изменяя её цвет, ускоряют процесс высыхания и делают краску более эластичной. Слишком жирная краска, как правило, затрудняет получение высокорельефных мазков импасто. В этом случае следует выдавить краску на впитывающую бумагу и оставить её на несколько минут. Бумага впитает излишки масла, придав краске более жёсткую консистенцию.
Для работы импасто идеально подходят кисти с плоской щетиной или синтетические кисти, так как они удерживают большое количество краски. Наберите на кисть большое количество краски и нанесите её на холст, работая кистью во всех направлениях, создавая тем самым скульптурную фактуру.
Для получения дополнительной фактуры смешайте песок и опилки с масляной краской, чтобы получить поверхность с высокой степенью импасто. Выразительные следы можно также сделать, процарапывая влажную краску ножом для палитры, концом ручки кисти или любым другим острым инструментом.
Если на картину попало слишком много краски, её излишки можно удалить ещё во влажном состоянии с помощью техники «тонирования». Просто приложите лист газеты, туалетной или другой впитывающей бумаги к перегруженному участку и аккуратно разгладьте его тыльной стороной ладони. Затем снимите бумагу, удаляя с неё излишки краски.
После полного высыхания пропитанного слоя можно покрыть его тонким слоем краски, смешанной с лессирующим средством. Однако для предотвращения растрескивания глазурь должна содержать больше масла, чем нижележащие слои.
Статья об импасто есть также в нашем словаре: Словарь художника → Импасто
Другие техники живописи см: Ракурс и Гризайль.
См. также наш обзор об изобразительном искусстве: Как понимать живопись.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?