Импасто читать ~4 мин.
В изобразительном искусстве итальянское слово impasto (буквально — «тесто» или «паста») обозначает технику живописи, при которой неразбавленная краска наносится на холст или другую основу настолько густым слоем, что мазки становятся объёмными и заметно выступают над поверхностью. Для нанесения краски часто используют не только кисти, но и мастихин. Работая в этой технике, художник нередко смешивает цвета непосредственно на холсте.
Масляная живопись считается наиболее подходящей для метода импасто благодаря своей вязкости, густоте и медленному высыханию. Однако акриловые краски также можно наносить пастозно. Для использования гуаши или темперы в технике импасто обычно требуются специальные загустители (например, гелевый состав Aquapasto), так как эти краски слишком жидкие.
Преимущества техники
Метод импасто предоставляет художнику несколько значительных преимуществ. Во-первых, рельефная поверхность создаёт сложную игру света и тени, отражая свет множеством способов, которыми автор может управлять. Эту особенность часто использовали для имитации текстуры бликов на поверхностях предметов, освещённых ярким светом.
Во-вторых, импасто позволяет передавать эмоции и экспрессию. Художники-экспрессионисты, в частности Винсент Ван Гог, использовали выразительные, густые мазки для усиления эмоционального воздействия своих работ.
Наконец, густая краска помогает создавать ощущение трёхмерного объёма и материальности. Грубая фактура также способна привлечь внимание зрителя к ключевым элементам композиции.
Художники, использовавшие импасто
Технику импасто применяли мастера разных эпох. Ещё в эпоху Возрождения Тициан использовал её для создания текстур. Позднее художники барокко, такие как Рембрандт, Франс Хальс и Диего Веласкес, наносили тонкие, но рельефные мазки для изображения морщинистой кожи, складок одежды или блеска драгоценностей.
Особенно популярной техника стала у представителей импрессионизма, таких как Пьер-Огюст Ренуар, и постимпрессионизма. В XX веке импасто стало одной из ключевых техник в экспрессионизме, абстрактном экспрессионизме и неоэкспрессионизме. Среди выдающихся мастеров — Джексон Поллок, голландско-американский художник Виллем де Кунинг (Willem de Kooning), русско-французский колорист Николя де Сталь (Nicolas de Staël) и британский художник немецкого происхождения Франк Ауэрбах (Frank Auerbach).
На картинах Ауэрбаха слой краски может быть толстым, как хлебная корка. Технику импасто также использовали известные ирландские художники: неоимпрессионист Артур Мадерсон, пейзажист Дональд Тёски и импрессионист Родерик О’Конор.
Советы по работе в технике импасто
Импасто можно наносить кистью или мастихином. Краску допустимо использовать прямо из тюбика или слегка разбавлять, чтобы сделать её более податливой, но при этом сохранить достаточную густоту для удержания формы.
При медленном высыхании очень толстый слой пигмента может сморщиться или потрескаться. Чтобы этого избежать, используйте быстросохнущие алкидные медиумы или специальные составы для импасто. Они загущают краску, не меняя её цвет, ускоряют высыхание и повышают эластичность красочного слоя.
Если краска слишком маслянистая, выдавите её на впитывающую бумагу и оставьте на несколько минут. Бумага заберёт излишки масла, и консистенция краски станет более жёсткой, что идеально для создания рельефных мазков.
Для работы в этой технике хорошо подходят кисти из щетины или жёсткой синтетики, так как они способны удерживать много краски. Наберите на кисть краску и наносите её на холст разнонаправленными движениями, создавая скульптурную фактуру.
Для получения дополнительной текстуры можно смешать масляную краску с песком или опилками. Выразительные следы также создаются путём процарапывания влажного слоя краски мастихином, концом ручки кисти или другим острым предметом.
Если вы нанесли на холст слишком много краски, её излишки можно удалить, пока она не высохла, с помощью техники промакивания. Приложите лист газетной, туалетной или другой впитывающей бумаги к участку, аккуратно разгладьте его и снимите бумагу вместе с излишками краски.
После полного высыхания пастозного слоя его можно покрыть лессировкой — тонким слоем краски, смешанной со специальным средством. Однако важно помнить, что для предотвращения растрескивания лессировочный слой должен содержать больше масла, чем нижележащие слои.
Статья об импасто есть также в нашем словаре: Словарь художника Импасто
Другие техники живописи: Ракурс, Гризайль.
Смотрите также наш обзор: Как понимать живопись.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?