Линейная перспектива в живописи читать ~5 мин.
Термин «перспектива» обозначает способ изображения объёмных объектов на двумерной поверхности, например на бумаге, с целью передать глубину пространства. Методы перспективы получили системное развитие и широкое распространение в эпоху итальянского Возрождения в работах таких художников, как Пьеро делла Франческа (1420–1492).
Определение и значение перспективы
Перспектива — это система построения изображения, создающая иллюзию глубины на двумерной поверхности (или на неглубокой рельефной поверхности). Она воспроизводит оптические эффекты удаления объектов, организуя пространство с единой точки зрения. Эту систему часто называют «линейной перспективой», хотя также применяются термины «геометрическая» или «математическая». Она основана на том, как человеческий глаз воспринимает мир: во-первых, близкие объекты кажутся крупнее, а удалённые — меньше; во-вторых, объекты, расположенные под углом к зрителю, кажутся короче из-за оптического сокращения (ракурса). Художники-реалисты используют перспективу для создания убедительного ощущения глубины и объёма. Однако такие направления, как сюрреализм, могут искажать или полностью игнорировать её правила.
Объяснение эстетических проблем, связанных с изобразительным искусством здесь: Определение искусства.
Линия горизонта и точка схода
Одно из ключевых применений перспективы — определение позиции, с которой зритель смотрит на сцену. Для этого художник мысленно проводит на плоскости изображения горизонтальную «линию горизонта» и определяет на ней «точку схода». Эта точка соответствует положению глаз наблюдателя. Художник исходит из того, что все параллельные линии, уходящие вглубь, сходятся в этой точке. Затем, используя вспомогательные сходящиеся линии, он изображает объекты так, чтобы их размер пропорционально уменьшался по мере удаления от зрителя.
Типы линейной перспективы
В живописи применяют несколько типов линейной перспективы, которые классифицируют по количеству точек схода. Самыми распространёнными являются одноточечная, двухточечная и трёхточечная. Одноточечная перспектива обычно используется при изображении простых сцен, например железнодорожного пути, исчезающего вдалеке. Двухточечная перспектива нужна для изображения двух удаляющихся плоскостей, как если бы человек стоял на углу улицы: одна стена здания уходит влево, другая — вправо, и каждая имеет свою точку схода. Трёхточечная перспектива чаще всего применяется для зданий, изображаемых сверху или снизу. Кроме двух точек схода для стен, появляется третья, которая показывает, как вертикальные линии уходят в небо или к земле.
Точка схода может существовать только при наличии на изображении параллельных линий. Если их нет, как, например, в пейзаже с горами или морем, то говорят об изображении без точек схода. Однако ощущение глубины в таких сценах всё равно создаётся: более далёкие горы или корабли рисуют в меньшем масштабе. Для передачи глубины в природных пейзажах также используется «атмосферная перспектива» — приём, при котором удалённые объекты изображаются менее чёткими и контрастными, как будто их скрывает дымка из пыли и водяного пара в атмосфере.
История линейной перспективы
Приёмы перспективы обсуждались ещё в классической античности. Примерно в V веке до н.э. художник Агатарх из Афин описал их в контексте скенографии — искусства создания иллюзорных театральных декораций. Позже эти методы успешно применялись для росписи фресок в Помпеях. Однако ценность перспективы была не только вопросом эстетики, но и отражением культурных установок. Например, египетское и византийское искусство игнорировали прямую перспективу в пользу иератической системы, где размер фигур зависел от их социального статуса. В китайской живописи перспектива оставалась второстепенной задачей вплоть до эпохи династии Цин (1644–1911).
Развитие перспективы в эпоху Возрождения
В начале XIV века великий живописец Проторенессанса Джотто ди Бондоне (1267–1337) предпринял попытки использовать линейную перспективу, например, во фреске «Христос перед Каиафой» (ок. 1305). Однако его подход был скорее интуитивным, а реализация — не вполне последовательной.
Систематическое изучение и применение перспективы началось только в эпоху Раннего Возрождения. Поворотным моментом считается эксперимент, проведённый около 1413–1420 годов архитектором, инженером и скульптором Филиппо Брунеллески (1377–1446). Он продемонстрировал геометрический метод построения перспективы, нарисовав флорентийский баптистерий с одной точки зрения. Его идеи были подхвачены во время флорентийского Возрождения. Художник Мазаччо применил их во фресках «Святая Троица» (ок. 1425) и «Чудо со статиром» (ок. 1426), а также Мазолино да Паникале (1383–1440) в работе «Исцеление калеки и воскрешение Тавифы» (ок. 1425) из фресок капеллы Бранкаччи.
Теоретическую основу заложил архитектор и гуманист Леон Баттиста Альберти (1404–1472) в своём трактате «О живописи» (Della pittura, 1435/1436). Научные принципы перспективы также исследовал скульптор Лоренцо Гиберти (1378–1455) в рукописи «Комментарии», опираясь на «Книгу оптики» иракского учёного XI века Альхазена. Среди других пионеров были Пьеро делла Франческа, который развил математические принципы Альберти; падуанец Франческо Скварчоне (1395–1468), учитель Андреа Мантеньи; и флорентиец Паоло Уччелло (1397–1475), чья одержимость перспективой отразилась в работе «Битва при Сан-Романо» (1435–1455).
В период Высокого Возрождения принципы перспективы были доведены до совершенства. Рафаэль (1483–1520) блестяще применил их в своей фреске «Афинская школа» (1518). Несмотря на эти достижения, искусство эпохи Возрождения в основном опиралось на простую одноточечную схему, которая прочно вошла в учебные программы художественных академий по всей Европе.
В эпоху барокко такие мастера, как Пьетро да Кортона (1596–1669) и Андреа Поццо (1642–1709), использовали познания в перспективе для развития техник иллюзионистской живописи. Они усовершенствовали приём квадратуры — потолочной росписи в технике trompe l’œil (обманка), визуально продолжающей реальную архитектуру комнаты в воображаемое пространство.
Выдающимися мастерами одноточечной перспективы также были голландские художники Питер Санредам (1597–1665) и Эманюэл де Витте (1615–1692), известные своими архитектурными пейзажами и видами церковных интерьеров.
XVIII век и далее
В XVIII веке художники начали активно исследовать двухточечную перспективу. В частности, её применяли венецианский ведутист Каналетто (1697–1768) и архитектор-график Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778), искавшие новые выразительные средства за пределами классической одноточечной схемы. Следующим революционным этапом стал кубизм, зародившийся в начале XX века. Он полностью пересмотрел традиционные представления о глубине, утверждая самоценность двумерной картинной плоскости. Наиболее же значительные достижения в работе с перспективой произошли в конце XX века с появлением компьютерных технологий. Современные графические программы позволяют моделировать сложные пространственные схемы одним нажатием кнопки.
Подробнее об основных направлениях живописи и скульптуры см.: История искусства.
Хронологический список важных дат см. на странице: Хронология: История искусства.
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА
Определения, значения и объяснения различных искусств см. в разделе «Типы искусства».
- Мазолино: художник по готическим фрескам, ювелир
- «Питерские заметки»: свежие происшествия СПБ сегодня
- «И восходит солнце» Эрнеста Хемингуэя, краткое содержание
- «Превосходные овцы» Уильяма Дересевича, краткое содержание
- «Как разбогатеть в восходящей Азии» Мохсина Хамида, краткое содержание
- «Восход Малибу» Тейлор Дженкинс Рид, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?