Линейная перспектива в живописи читать ~7 мин.
Термин «перспектива» относится к попытке изобразить на двумерной поверхности, такой как бумага, изображение, передающее глубину. Использование перспективы распространилось в полной мере в эпоху итальянского Возрождения такими художниками, как Пьеро делла Франческа (1420-1492).
Определение и значение перспективы
Перспектива – это линейная система пространственного выравнивания, которая создаёт иллюзию глубины на двухмерной плоской поверхности (или на неглубокой трёхмерной поверхности, такой как рельефная резьба). Она воспроизводит оптические эффекты рецессии, организуя пространство и глубину с одной точки зрения. Часто называемая «линейной» перспективой (а также применяются термины геометрическая, математическая или оптическая перспектива), эта система основана на том, как человеческий глаз видит мир: (1) более близкие объекты кажутся больше, а более отдалённые – меньше; (2) размер объекта на луче зрения кажется относительно короче (в ракурсе), чем размеры на луче зрения. Перспективный рисунок используется репрезентативными художниками для воссоздания естественной глубины и прочности. Это очень полезный инструмент для создания реалистичного искусства. Однако, сюрреалисты или другие художники, для которых строгое воспроизведение мира природы не важно или нежелательно, могут полностью искажать или игнорировать правила перспективы.
Объяснение эстетических проблем, связанных с изобразительным искусством здесь: Определение искусства.
Крайний предел и точка схода
Одно из основных применений перспективы в живописи – установить позицию, с которой художник или зритель рассматривает сцену. Это делается путём проведения горизонтальной линии на условной поверхности изображения («линия горизонта») и вертикальной линии вниз («центр зрения»). Обе являются полностью воображаемыми линиями и могут выходить за пределы изображения в целях построения. Зафиксировав точку из которой зритель смотрит на сцену, художник исходит из того, что параллельные линии сходятся по мере удаления и что они в конечном итоге встречаются в так называемой «точке схода» на «линии горизонта». Затем художник рисует воображаемые сходящиеся линии, чтобы изобразить, как объекты уменьшаются в размере по мере удаления от зрителя.
Типы линейной перспективы
В живописи существует несколько типов перспективы, наиболее распространёнными из которых являются одноточечная, двухточечная и трехточечная перспективы, классифицируемые по количеству точек схода на рисунке. Одноточечная перспектива обычно используется при изображении простых видов, например, когда железнодорожный путь исчезает вдалеке прямо перед зрителем. Двухточечная перспектива обычно используется для изображения двух удаляющихся видов, например тех, которые видны человеку, стоящему в углу здания на уровне улицы, где одна стена отступает (например) влево, а другая – вправо. Трехточечная перспектива обычно используется для зданий, просматриваемых сверху или снизу. Кроме двух точек схода из нашего последнего примера, по одной для каждой стены, теперь есть третья точка схода, которая отражает, как эти стены уходят в землю или выше в небо.
Поскольку по определению точка (или точки) схода может существовать только тогда, когда на сцене присутствуют параллельные линии, отсутствие таких линий означает, что изображение не имеет точек схода, то есть перспективы с нулевой точкой. Такая ситуация существует, например, в естественной сцене, такой как горный хребет или вид на море – ни одна из которых обычно не содержит параллельных линий. Однако перспектива с нулевой точкой все ещё может иметь ощущение «глубины»: более далёкие горы и более далёкие парусные лодки имеют меньшие масштабы. Концепция «атмосферной перспективы» – когда пыль и водяной пар, взвешенные в атмосфере, частично скрывают наш взгляд на далёкие объекты – также используется для изображения глубины этих природных сцен.
История линейной перспективы
Приёмы живописной перспективы обсуждались во времена классической античности, примерно в V веке до нашей эры, художником Агатархом Афинским и другими в рамках растущего интереса к иллюзионизму искусству (известному как скенография) в театральных декорациях. Позже они были реализованы с немалым успехом на иллюзионистских фресках в Помпеях. Но ценность перспективы в искусстве была не просто вопросом эстетики, это также было отражением культурной политики. Например, египетское и византийское искусство – полностью игнорировали перспективу в пользу ненатуралистического представления. Таким образом, египетские и византийские художники придерживались иератической схемы графического изображения, в которой размеры и рисование фигур соответствовали их относительному положению в обществе. В Китайской живописи, перспектива была второстепенной задачей до эпохи искусства династии Цин (1644-1911).
Развитие перспективы в эпоху Возрождения
В начале XIV века великий живописец проторенессансных фресок Джотто ди Бондоне (1267–1337) ввёл линейную перспективу в свою картину 1305 года – «Иисус перед Каиафой», но реализация была противоречивой и неадекватной.
Действительно использование перспективы в живописи должным образом не исследовалось до эпохи Раннего Возрождения. Процесс начался около 1413 года, когда Филиппо Брунеллески (1377–1446), архитектор инженер и скульптор, продемонстрировал геометрический метод перспективы, сравнив свою картину флорентийского баптистерия с реальным видом. Его идеи получили дальнейшее развитие во время флорентийского Возрождения живописцем Мазаччо в его фресках, таких как «Святая Троица» (1425 г.) и «Дань» (1426 г.) и Томмазо ди Кристофано Масолино (1383-1440) в его работах Исцеление калек и воскрешение Табиты (1425 г.) – часть фресок капеллы Бранкаччи.
Научные детали линейной перспективы и правильный метод отображения расстояния в живописи также обсуждались генуэзским архитектором и теоретиком искусства Леоном Баттистой Альберти (1404-1472) – в его трактате Делла Питтура (1435/1436) – и флорентийским скульптором Лоренцо Гиберти (1378-1455) – в его неполной рукописи, озаглавленной «Комментарии», работе, которая во многом опиралась на Книгу оптики 11 века иракского математика Альхазена. Среди других пионеров перспективы в искусстве были умбрийский художник Пьеро делла Франческа, который развил математические принципы, содержащиеся в «Делла Питтура» Альберти (с точными иллюстрациями), Франческо Скварчоне из Падуи (1395-1468) – учитель Андреа Мантенья – и флорентиец Паоло Уччелло (1397-1475), чья одержимость оптической перспективой хорошо проиллюстрирована в его работе «Битва при Сан-Романо» (1455).
Принципы линейной перспективы были дополнительно исследованы в период Высокого Возрождения такими художниками, как Рафаэль (1483-1520), в таких шедеврах, как Афинская школа (1518). Однако, хотя искусство эпохи Возрождения сделало большой прорыв в нашем понимании того, как точно изобразить глубину на двухмерной картинной плоскости, оно оставалось твёрдо привязанным к простой одноточечной схеме перспективы, которая должным образом стала частью основной учебной программы в академиях изобразительного искусства по всей Европе. В эпоху барокко такие художники, как Пьетро да Кортона (1596-1669) и Андреа Поццо (1642–1709) использовали свои познания в перспективе, чтобы развить новаторские работы Андреа Мантенья и усовершенствовать технику иллюзионистской живописи, называемую квадратура. Этот метод (фресковой) росписи потолка trompe l’œil (обманка) расширил архитектурные особенности комнаты до воображаемого пространства.
Двумя другими мастерами одноточечной линейной перспективы являются голландские художники Питер Саенредам (1597–1665) и Эмануэль де Витте (1615–1692), известные своими архитектурными картинами церковных интерьеров.
18 век и далее
Лишь в 18 веке двухточечная перспектива в искусстве начала цениться и исследоваться, в частности такими художниками, как венецианский архитектурный художник городского пейзажа Каналетто (1697-1768) и Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778), которые испытывали новые способы улучшения одноточечной перспективы с её старой идеей центральной точки схода. Следующим крупным развитием стал кубизм, который появился в конце 1900-х и произвёл революцию во всех представлениях о трёхмерной глубине в живописи, продвигая двухмерную картинную плоскость. Однако наиболее впечатляющие достижения в линейной перспективе произошли в конце 20 века с появлением компьютеров. Сегодня современные графические программы могут продемонстрировать многочисленные схемы пространственной глубины и выравнивания одним нажатием кнопки.
• Подробнее об основных направлениях живописи и скульптуры см.: История искусства.
Для хронологического списка важных дат зпосетите страницу Хронология: История искусства.
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА
Определения, значения и объяснения различных искусств см. в разделе «Типы искусства».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?