Темпера читать ~6 мин.
Темпера, также известная как «яичная темпера», — это техника живописи, которая пришла на смену энкаустике, а впоследствии сама уступила место масляной живописи. Название происходит от латинского глагола temperare, означающего «смешивать в должной пропорции». В отличие от энкаустических красок, связующим веществом в которых служит пчелиный воск, или масляных красок, использующих масла, в темпере цветные пигменты смешиваются с эмульсией на основе воды и яичного желтка (иногда цельного яйца с добавлением клея, мёда или молока).
Характеристики: преимущества и недостатки
Темперу, как правило, наносят на твёрдую, предварительно подготовленную основу, чаще всего на деревянные панели. Поверхность доски покрывали слоями левкаса (грунта из смеси животного клея и мелового порошка), чтобы добиться идеальной гладкости. Краску наносили поверх предварительного рисунка тонкими, почти прозрачными слоями. В отличие от масляной краски, темперу нельзя класть густым слоем, из-за чего ей недостаёт глубины цвета.
Тем не менее темперная живопись чрезвычайно долговечна: цвета не тускнеют и не темнеют с течением времени, в отличие от масляных красок. Краска быстро сохнет, образуя гладкую матовую поверхность. Главный недостаток техники, помимо трудоёмкости нанесения множества тонких слоёв, — невозможность достичь той же глубины и насыщенности цвета, которые характерны для масляной живописи.
Происхождение
Техника темперной живописи зародилась в античности. К сожалению, из-за недолговечности материала и многочисленных войн до нас не дошли значимые образцы древнегреческой живописи, выполненные темперой. Однако эта техника широко применялась в искусстве Древнего Египта. Ярчайший пример — знаменитые фаюмские портреты (около 50 г. до н.э. – 250 г. н.э.), созданные как в технике темперы, так и энкаустики.
Темпера была популярна и в Древнем Риме. Один из лучших сохранившихся образцов — «Северанский Тондо» (около 200 г. н.э., Античное собрание, Берлин). Это портрет римского императора Септимия Севера с семьёй, написанный на круглой деревянной панели.
История
После падения Западной Римской империи и начала Средневековья (около 400–800 гг.) центр художественной жизни сместился в Константинополь. Здесь темпера постепенно вытеснила энкаустику, став основной техникой для иконописи и создания иллюминированных рукописей. Из Византии иконописная традиция пришла на Русь — в Киев, Новгород и Москву, став важнейшей формой русской средневековой живописи.
Среди величайших иконописцев, работавших на досках, были Феофан Грек (около 1340–1410), византийский мастер, оказавший ключевое влияние на новгородскую школу иконописи; его ученик Андрей Рублёв (около 1360–1430), самый известный русский иконописец; и Дионисий (около 1440–1502), знаменитый своими работами для Иосифо-Волоцкого монастыря.
В то же время книжная миниатюра, выполненная темперой, процветала в Ирландии (с VII века) и Западной Европе (с IX века). См.: Создание иллюминированных рукописей.
Европейское искусство (около 1200–1500)
Несмотря на древнее происхождение, темпера прочнее всего ассоциируется со средневековой живописью Европы периода 1200–1500 годов. Это время было ознаменовано подъёмом сиенской школы живописи (около 1250–1550), искусства Проторенессанса (около 1300–1400) и живописи раннего Возрождения (около 1400–1490).
Темпера оставалась стандартной техникой для станковой живописи, пока её не вытеснило масло. Первыми от неё начали отходить фламандские художники в начале XV века, тогда как в Италии темпера широко использовалась вплоть до начала Высокого Возрождения в XVI веке.
Леонардо да Винчи (1452–1519) был одним из первых итальянских мастеров, начавших активно использовать масло наряду с традиционной яичной темперой. Микеланджело (1475–1564) работал преимущественно маслом. В живописи Высокого Возрождения художники нередко сочетали обе техники: темперу использовали для создания быстросохнущего подмалёвка, поверх которого наносили тонкие слои масляной краски.
Темпера в XIX – XX веках
После почти четырёх веков забвения темпера пережила возрождение благодаря творчеству художников XIX века, таких как Уильям Блейк (1757–1827), и художественных групп, например Назарейцев и Прерафаэлитов. В XX веке темперу использовали норвежец Эдвард Мунк (1863–1944), метафизик Джорджо де Кирико (1888–1978) и экспрессионист Отто Дикс (1891–1969) из группы «Новая вещественность».
В Америке традицию подхватили риджионалисты Томас Харт Бентон (1889–1975) и Эндрю Уайет (1917–2009), магические реалисты Джордж Тукер и Пол Кадмус (1904–1999), представители социального реализма Реджинальд Марш (1898–1954) и Бен Шан (1898–1969), а также представительница оп-арта Бриджит Райли (р. 1931). Техника темперы до сих пор применяется в Восточной и Южной Европе, оставаясь канонической для иконописи в греческой и русской православных церквях.
Известные картины, написанные темперой
Ниже представлен краткий список знаменитых темперных картин в хронологическом порядке, которые можно увидеть в лучших художественных музеях мира.
Дуччо ди Буонинсенья (1255–1319)
«Маэста» (1308–1311) Музей собора, Сиена.
«Мадонна Строганова» (около 1300) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Симоне Мартини (1284–1344)
«Благовещение» (1333) Галерея Уффици, Флоренция.
«Распятие» (1340) Художественный музей Фогга, Кембридж, Массачусетс.
Феофан Грек (около 1340–1410)
«Успение Богородицы» (1392) Третьяковская галерея, Москва.
Мельхиор Брудерлам (около 1350–1411)
Дижонский алтарь (1394–1399) Музей изящных искусств, Дижон.
Андрей Рублёв (около 1360–1430)
Икона «Троица» (около 1411) Третьяковская галерея, Москва.
Пизанелло (1394–1455)
«Портрет принцессы (Джиневра д’Эсте)» (1434) Лувр, Париж.
Фра Анджелико (1395–1455)
«Благовещение» (1432–1445) Епархиальный музей, Кортона.
Паоло Уччелло (1397–1475)
«Битва при Сан-Романо» (1440) Уффици, Лувр, Национальная галерея Лондона.
«Охота в лесу» (1470) Музей Ашмола, Оксфорд.
Неизвестный мастер
«Уилтонский диптих» (1399) Национальная галерея, Лондон.
Мазаччо (1401–1428)
«Мадонна с младенцем» (1426) Национальная галерея, Лондон.
Ангерран Картон (около 1410–1466)
«Авиньонская пьета» (около 1454–1456) Лувр, Париж.
Пьеро делла Франческа (1420–1492)
«Бичевание Христа» (1460) Национальная галерея Марке, Урбино.
Джентиле Беллини (1429–1507)
«Чудо Истинного Креста на мосту Сан-Лоренцо» (1500) Галерея Академии, Венеция.
Джованни Беллини (1430–1516)
«Алтарь Сан-Джоббе» (1480) Галерея Академии, Венеция.
Андреа Мантенья (1431–1506)
«Оплакивание мёртвого Христа» (1470–1480) Пинакотека Брера, Милан.
«Ecce Homo» («Се, Человек») (1500) Музей Жакмар-Андре, Париж.
Карло Кривелли (1435–1495)
«Благовещение со святым Эмидием» (1486) Национальная галерея, Лондон.
Сандро Боттичелли (1445–1510)
«Рождение Венеры» (1482–1486) Галерея Уффици, Флоренция.
«Весна» (La Primavera) (1482–1483) Галерея Уффици, Флоренция.
Доменико Гирландайо (1449–1494)
«Портрет старика с внуком» (1490) Лувр, Париж.
Перуджино (1450–1523)
«Пьета» («Оплакивание мёртвого Христа») (1494–1495) Галерея Уффици, Флоренция.
Филиппино Липпи (1457–1504)
«Мадонна с младенцем и святыми (Мадонна Отто)» (1485) Галерея Уффици, Флоренция.
Витторе Карпаччо (1460–1526)
«Сон святой Урсулы» (1495) Галерея Академии, Венеция.
Пьеро ди Козимо (1461–1521)
«Портрет Симонетты Веспуччи» (1482) Музей Конде, Шантийи.
Эндрю Уайет (1917–2009)
«Мир Кристины» (1948) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Дополнительно
Список см.: Глоссарий по живописи. См. также наше эссе «Как ценить картины».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?