Темпера читать ~6 мин.
Темпера (также называемая «яичной» темперой) была методом рисования, который вытеснил метод рисования энкаустикой, но сам позже был заменён масляной живописью. Его название происходит от латинского слова temperare, что означает «смешивать в пропорции». В отличие от энкаустических красок, которые содержат пчелиный воск для связывания цветных пигментов или масляных красок (в которых для связки используются масла), в темпере используется эмульсия из воды, яичных желтков или цельных яиц (иногда с небольшим количеством клея, мёда или молока).
Характеристики: преимущества, недостатки
Темпера обычно наносится на подготовленную поверхность. Картины из деревянных панелей, например, изготовляли со слоями левкаса (смесь размера и мела) для образования гладкой поверхности. Затем наносилась темпера (поверх подготовленного рисунка или эскиза) и медленно наращивалась серией тонких прозрачных слоёв. В отличие от масляной краски, темперу нельзя наносить слишком густо, поэтому ей не хватает глубокой масляной окраски. Но темперные картины очень долговечны и цвета не портятся со временем, в отличие от масляных красок, которые со временем темнеют или теряют цвет. Темпера быстро сохнет, а после высыхания даёт гладкое матовое покрытие. Главный недостаток – помимо того, что процесс нанесения тонкими слоями требует много времени, – это то, что темперные рисунки обычно не могут достичь глубокого цвета, такой же насыщенности, которую способны дать масляные картины.
Происхождение
Техника темперной живописи, похоже, зародилась в античности. Увы из-за недолговечности медиума, а также неизбежных грабежей не сохранилось ни одного важного образца классической греческой живописи темперой. Тем не менее, многочисленные работы темперой были описаны в египетском искусстве, а некоторые сохранились, в частности, портреты мумий Фаюм (около 50 г. до н.э. – 250 г. н.э.). Темпера была также популярным средством в римском искусстве: лучшим из сохранившихся примеров является «Severan Tondo» (около 200 г. н.э., Antikensammlung Berlin), портрет римского императора Септимуса Северуса и его семьи, написанный на круглой деревянной панели.
История
После распада Рима на Западе и наступления Средневековья (около 400-800 гг.) Акцент сместился на Константинополь, центр Восточной Римской империи. Здесь темперный метод постепенно вытеснил энкаустику и стал основным средством для иконописи, а также для написания религиозных книг известных как иллюминированные рукописи. Поскольку Россия была частью восточно-православной зоны, иконопись (как энкаустика, так и темпера) распространилась в Киев, Новгород и Москву, где она была важной формой русской средневековой живописи. Среди величайших художников панно русской традиции были: Феофан Грек (ок. 1340-1410), константинопольский художник, основавший новгородскую школу иконописи, его ученик Андрей Рублёв (ок. 1360-1430), возможно, самый известный из всех русских иконописцев и Дионисий (ок. 1440–1502) известный своими панелями в Волоколамском монастыре.
Тем временем книжная живопись темперой процветала также в Ирландии (около 600 г.) и Западной Европе (около 800 г.). См.: Изготовление иллюминированных рукописей.
Европейское искусство (c.1200-1500)
Однако, несмотря на своё древнее происхождение, темперный метод, вероятно, больше всего ассоциируется со средневековой живописью в Европе между 1200 и 1500 годами – период, который засвидетельствовал подъем сиенской школы живописи (около 1250-1550), искусства проторенессанса (около.1300-1400) и живописи раннего Возрождения (около 1400-90 гг.). Это был стандартный метод росписи панно в то время, пока его не затмила новая техника масляной живописи. Использование темперы снизилось сначала среди фламандских художников начала 15 века, в то время как итальянские художники продолжали использовать её до наступления периода Высокого Возрождения в начале шестнадцатого века.
Таким образом, Леонардо да Винчи (1452-1519) был одним из первых художников в Италии, который использовал масляные краски, а также традиционную яичную темперу; а Микеланджело (1475-1564), работавший в эпоху Высокого Возрождения, писал в основном маслом. На самом деле, в живописи Высокого Возрождения художники нередко использовали сочетание темперы и масла. Обычно темпера наносится как быстросохнущий грунтовочный слой, а затем наносится серия тонких масляных глазурей.
Темперное искусство XIX – XX веков
После почти четырёх веков забвения, живопись темперой получила ограниченное возрождение в руках художников начала 19 века, таких как Уильям Блейк (1757-1827) и таких групп, как Назареи и Прерафаэлиты. Некоторые художники 20-го века также использовали темперу, в том числе норвежец Эдвард Мунк (1863-1944), художник-метафизик Джорджо де Кирико (1888-1978) и экспрессионист из группы Die Neue Sachlichkeit, Отто Дикс (1891-1969). В Америке эту традицию продолжили американские художники-сценографы, такие как Томас Харт Бентон (1889-1975) и Эндрю Уайет (1917-2009), магические реалисты Джордж Тукер и Пол Кадмус (1904-1999), социалисты Реджинальд Марш (1898- 1954), Бен Шан (1898-1969) и художница оп-арта Бриджит Райли (р. 1931). Живопись темперой по-прежнему используется в Восточной и Южной Европе, где она является официальным средством для иконописи в греческой и русской православной церкви.
Известные картины темпера
Вот краткий список знаменитых темперных картин, перечисленных в хронологическом порядке, которые можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.
Дуччо ди Буонинсенья (1255-1319)
Маэста (1308-11) Сиена, музей Опера дель Дуомо.
Мадонна Строганова с младенцем (около 1300 г.) Музей Метрополитен.
Симоне Мартини (1284-1344)
Благовещенский триптих (1333) Уффици, Флоренция.
Христос на кресте (1340 г.) Художественный музей Фогга, Кембридж, Массачусетс.
Феофан Грек (ок. 1340-1410)
Успение Богородицы (1392) Третьяковская галерея, Москва.
Мельхиор Брудерлам (c.1350-1411)
Дижонский Алтарь (1394-99) Музей изобразительных искусств, Дижон
Андрей Рублев (ок. 1360-1430)
Икона «Святая Троица» (ок. 1411) Третьяковская галерея, Москва.
Пизанелло (1394-1455)
Портрет Жиневры д’Эсте (1434) Лувр, Париж.
Фра Анджелико (1395–1455)
Благовещение (1432–1445) Епархиальный музей, Кортона.
Паоло Уччелло (1397-1475)
Битва при Сан-Романо (1440), Уффици; Лувр; Национальная галерея, Лондон.
Охота в лесу (1470 г.) Эшмоловский музей, Оксфорд.
Неизвестный мастер
Уилтоновский Диптих (1399) Национальная галерея, Лондон.
Мазаччо (1401-1428)
Богородица с младенцем (1426) Национальная галерея, Лондон.
Ангерран Картон (1410-1466)
Пьета Авиньон (c.1454-6) Лувр, Париж.
Пьеро делла Франческа (1420-1492)
Бичевание Христа (1460) Галерея Национале делле Марке, Урбино.
Джентиле Беллини (1429–1507)
Чудо Истинного Креста (1500) Галерея Академии, Венеция.
Джованни Беллини (1430-1516)
Алтарь Святого Иова (1480) Галерея Академии, Венеция.
Андреа Мантенья (1431-1506)
Оплакивание мёртвого Христа (1470-80) Пинакотека Брера, Милан.
Ecce Homo (1500), музей Жакмара Андре, Париж.
Карло Кривелли (1435-1495)
Благовещение со Святым Эмидием (1486) Национальная галерея, Лондон.
Боттичелли (1445-1510)
Рождение Венеры (1482-6) Уффици, Флоренция.
Ла Примавера (1482–1483 гг.) Уффици, Флоренция.
Доменико Гирландайо (1449-1494)
Старик с мальчиком (1490) Лувр, Париж.
Перуджино (1450-1523)
Пьета (1494-55) Уффици, Флоренция.
Филиппино Липпи (1457–1504)
Богоматерь с младенцем и святыми (Мадонна Отто) (1485) Уффици, Флоренция.
Витторе Карпаччо (1460-1526)
Сон о Святой Урсуле (1495) Галерея Академии, Венеция.
Пьеро ди Козимо (1461-1521)
Портрет Симонетты Веспуччи (1482) Музей Конде, Шантийи.
Эндрю Уайет (1917-2009)
Мир Кристины (1948), темпера на панели, Музей современного искусства.
Дополнительно
Список см.: Глоссарий по живописи. См. также наше эссе «Как ценить картины».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?