Триптих, трёхпанельный алтарь читать ~5 мин.
Термин «триптих», название которого происходит от греческого слова «три створки», применяется в изобразительном искусстве для обозначения картины из трёх частей. Обычно она состоит из крупной центральной панели и двух боковых створок, соединённых шарнирами так, чтобы при закрытии они складывались к середине.
Иногда под центральной панелью располагается основание, называемое пределлой. Такие навесные панели в средние века были одной из самых распространённых форм алтарного искусства. Как и витражи, мозаики и иллюзионистские фрески (известные как квадратура), расписные алтарные композиции — диптихи, триптихи или полиптихи — помогали вдохновлять и просвещать христианские общины через библейское искусство Ветхого Завета и Нового Завета.
Этот формат христианского искусства возник впервые в ранних восточных православных церквях. Он получил широкое распространение в византийском искусстве (около 400–1200 гг.). Позднее триптихи стали популярны в готическом искусстве (особенно в Германии до конца XVI века), а также в средневековой живописи эпох треченто и кватроченто. В это время появился жанр «Мадонна с младенцем и святыми» (Sacro Conversazione). Триптихи получили популярность и в период нидерландского Возрождения (1430–1580). Среди самых известных произведений этого жанра — алтарь Портинари (1476–79, Уффици) кисти Хуго ван дер Гуса (Hugo van der Goes, 1440–1482) и “Сад земных наслаждений” (около 1500–05, Прадо, Мадрид) Иеронима Босха (Hieronymus Bosch, 1450–1516).
Триптихи могут быть не только написанными, но и полностью резными. Трёхчастная резьба по дереву была особенно востребована в немецкой готике. Кроме живописи, триптихи встречаются в ювелирном искусстве, украшая реликварии, резные дощечки, шкатулки и сосуды. Пример — триптих Ставелота.
Иногда триптихи встречаются и в современном искусстве. К известным художникам, работавшим в этом жанре, относятся Макс Бекман (Max Beckmann, 1884–1950) и Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon, 1909–1992). В XX веке формат триптиха активно использовался и фотографами, и художниками видеоарта. Так, примером может служить «Нантский триптих» (1992) Билла Виолы (Bill Viola, род. 1951).
Знаменитые триптихи
Кроме приведённых выше, ниже представлен перечень выдающихся религиозных картин триптихов XIV – XVI веков, созданных мастерами итальянского и северного Возрождения, а также эпохи барокко:
- «Святая Дева со святым Домиником и святой Ауреей» (около 1300), Национальная галерея, Лондон — Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna, ок. 1255–1319)
- «Триптих Стефанески» (1313), Ватиканские музеи, Рим — Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone, 1267–1337)
- «Дева с младенцем между святым Франциском и святым Иоанном Крестителем» (1315), Ассизи — Пьетро Лоренцетти (Pietro Lorenzetti, активен в 1320–1345)
- «Дева с младенцем между святым Николаем и святым Прокулом» (1332), Уффици — Амброджо Лоренцетти (Ambrogio Lorenzetti, активен 1319–1348)
- «Триптих «Благовещение"» (1333), Уффици, Флоренция — Симоне Мартини (Simone Martini, 1285–1344)
- «Триптих «Сейлерн» (Погребение)» (1410), Институт Курто, Лондон — Роберт Кампен (музыкант, также известный как Мастер из Флемаля) (около 1378–1444)
- «Алтарь Мероде» (около 1427), Метрополитен-музей, Нью-Йорк — Роберт Кампен
- «Святой Петр Мученик» (1429), Музей Сан-Марко, Флоренция — Фра Анджелико (Fra Angelico, 1395–1455)
- «Триптих Линайуоли» (1433), Музей Сан-Марко, Флоренция — Фра Анджелико
- «Благовещение» (1440), Лувр, Париж; Галерея Сабауда, Турин — Роджер ван дер Вейден (Rogier van der Weyden, 1400–1464)
- «Алтарь «Три короля"» (около 1440), Кёльнский собор — Стефан Лохнер (Stefan Lochner, около 1400–1451)
- «Алтарь семи таинств» (1445), Музей изящных искусств, Антверпен — Рогир ван дер Вейден
- «Триптих “Святой Себастьян”» (1460–1464), Галерея Академии, Венеция — Джованни Беллини (Giovanni Bellini, 1430–1516)
- «Перуджийский алтарь» (1460–70), Национальная галерея Умбрии, Перуджа — Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca, 1412–1492)
- «Тайная вечеря» (1464–67), Лёвенский собор — Дирк Баутс (Dieric Bouts, около 1415–1475)
- «Триптих «Страшный суд"» (1471), Музей Народов, Гданьск — Ханс Мемлинг (Hans Memling, ок. 1433–1494)
- «Алтарь Портинари» (1476–79), Галерея Уффици, Флоренция — Хуго ван дер Гус
- «Триптих Донна» (1477–80), Национальная галерея, Лондон — Ханс Мемлинг
- «Триптих «Мистический брак Святой Екатерины"» (1479), Музей Груутхус, Брюгге — Ханс Мемлинг
- «Алтарный образ Отцов Церкви» (1483), Альте Пинакотека, Мюнхен — Михаэль Пахер (Michael Pacher, 1435–1498)
- «Галицинский триптих» (1483–1500), Национальная галерея искусства, Вашингтон — Пьетро Перуджино (Pietro Perugino, 1450–1523)
- «Мадонна Фрари» (1488), Санта-Мария-Глориоза-дей-Фрари, Венеция — Джованни Беллини
- «Алтарь Паумгартнера» (1498), Альте Пинакотека, Мюнхен — Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer, 1471–1528)
- «Триптих «Сенокос"» (около 1500), Прадо, Мадрид — Иероним Босх
- «Сад земных наслаждений» (около 1500–05), Прадо, Мадрид — Иероним Босх
- «Страшный суд (триптих)» (1505–10), Музей истории искусств, Вена — Иероним Босх
- «Алтарь с гирляндами роз» (1506), Национальная галерея, Прага — Альбрехт Дюрер
- «Алтарь «Святые родственники"» (1509), Королевский музей, Брюссель — Квентин Массейс (Quentin Massys, около 1465–1530)
- «Мальванский триптих» (1511), Региональная галерея Сицилии, Палермо — Ян Госсарт (Jan Gossaert, 1478–1532)
- «Алтарь «Сальватор Мунди"» (1516), Галерея Академии, Флоренция — Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo, 1472–1517)
- «Исцеление слепого в Иерихоне» (1531), Эрмитаж, Санкт-Петербург — Лукас ван Лейден (Lucas van Leyden, 1494–1533)
- «Воздвижение креста» (1611), Собор Богоматери, Антверпен — Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577–1640)
- «Алтарь Святой Марии» (1420), Церковь Святой Марии, Дортмунд — Конрад фон Зост (Konrad von Soest, ок. 1370–1422)
Знаменитые современные триптихи
- «Водяные лилии» (около 1919), Музей современного искусства, Нью-Йорк — Клод Моне (Claude Monet, 1840–1926)
- «Начало» (1949), Метрополитен-музей, Нью-Йорк — Макс Бекман
- «Три этюда для фигур у подножия распятия» (1944), Тейт, Лондон — Фрэнсис Бэкон
- «Голубой I, II, III» (1961), Национальный музей современного искусства (Центр Помпиду), Париж — Жоан Миро (Joan Miró, 1893–1983)
Дополнительно
Венецианские алтари (1500–1600)
- Выставка бумажных инсталляций «#14#40» Павла Брата в АРТМУЗЕ
- Современные межкомнатные двери в интерьере квартир и домов
- Выставка «Складки. Видимое-невидимое»
- Листогибочное оборудование: разновидности и преимущества станков с ЧПУ
- Сальвадор Дали: художник-сюрреалист
- Греческая живопись, архаический период
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?