Триптих, трёхпанельный алтарь читать ~4 мин.
Термин «триптих» – название которого происходит от греческого «три створки» – используется в изобразительном искусстве для описания картины, состоящей из трёх частей, обычно включающих большую центральную панель и два крыла (створки), соединённых шарнирами так, что крылья при закрытии складываются перед центром.
Иногда под центральной панелью находится основа, называемая пределлой. Эти навесные панели были одной из самых популярных форм алтарного искусства, начиная со средневековой эпохи. Как и витражи, а также мозаики и иллюзионистские фрески – известные как квадратура – расписные алтарные композиции (будь то диптих, триптих или полиптих) служили для вдохновения и просвещения христианских общин с помощью библейского искусства из Ветхого Завета и Евангелий.
Этот вид христианского искусства впервые появился в ранних восточных православных церквях: он стал обычной чертой христианского искусства в Византийскую эпоху (ок. 400-1200 гг.). Позже они были популярны в готическом искусстве (в частности, в Германии до конца XVI века), а также в средневековой живописи эпохи треченто и кватроченто, когда стал популярным новый формат – Мадонна с младенцем и святыми («Сакральная беседа»). Триптихи были распространены и в эпоху нидерландского Возрождения (1430-1580): пожалуй, два самых известных примера – алтарь Портинари (1476-79, Уффици) Хуго Ван Дер Гуса (1440-1482) и «Сад земных наслаждений» (1500-05, Прадо, Мадрид) Иеронима Босха (1450-1516).
Триптихи также могут быть полностью резными. Этот вид трёхчастной резьбы по дереву был наиболее популярен в немецкой готике. Кроме того, этот формат также известен в ювелирном искусстве, в орнаментации романских дощечек, шкатулок и сосудов, как показано на триптихе Ставелота.
Триптихи также иногда встречаются в современном искусстве: среди известных экспонентов – Макс Бекман (1884-1950) и Фрэнсис Бэкон (1909-1992). Триптихи XX века также иногда встречаются в современной художественной фотографии, и в видеоарте, например, Нантский триптих (1992) Билла Виолы.
Знаменитые триптихи
Кроме двух вышеупомянутых, вот список религиозных картин, созданных в формате триптиха в XIV веке, в эпоху итальянского и северного Возрождения, а также в эпоху барокко:
- Святая Дева со святым Домиником и святой Ауреей (1300) Национальный Галл, Лондон. Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255-1319)
- Триптих Стефанески (1313) Ватиканские музеи, Рим. Джотто ди Бондоне (1267-1337)
- Дева с младенцем между святым Франциском и святым Иоанном Крестителем (1315) Ассизи. Пьетро Лоренцетти (активен в 1320-45 гг.)
- Дева с младенцем между святым Николаем и святым Прокулом (1332 г.) Уффици. Амброджо Лоренцетти (активен 1319-48)
- Триптих Благовещение (1333) Уффици, Флоренция. Симоне Мартини (1285-1344)
- Триптих «Сейлерн» (погребение) (1410) Галерея Курто, Лондон. Роберт Кампен (мастер из Флемалле) (ок. 1378-1444)
- Алтарь Мероде (ок. 1427) Метрополитен-музей, Нью-Йорк Роберт Кампен (мастер из Флемалле) (ок. 1378-1444)
- Святой Петр Мученик (1429) Музей Сан-Марко, Флоренция. Фра Анджелико (1395-1455)
- Триптих Линайуоли (1433) Музей Сан-Марко, Флоренция. Фра Анджелико (1395-1455)
- Благовещение (1440) Лувр, Париж; Галерея Сабауда, Турин. Роджер ван дер Вейден (1400-1464)
- Алтарь «Три короля» (ок. 1440) Кёльнский собор. Стефан Лохнер (ок. 1400-51)
- Алтарь семи таинств (1445) Музей изящных искусств Конинклик, Антверпен. Рогир ван дер Вейден (1400-1464)
- Триптих «Святой Себастьян» (1460-1464) Галерея Академии, Венеция. Джованни Беллини (1430-1516)
- Перуджийский алтарь (1460-70) Национальная галерея Умбрии, Перуджа. Пьеро делла Франческа
- Тайная вечеря (1464-7) Лувенский собор. Дирик Бутс (ок. 1415-75)
- Триптих «Страшный суд» (1471) Музей Народов, Гданьск. Ханс Мемлинг (ок. 1433-94)
- Алтарь Портинари (1476-79) Галерея Уффици, Флоренция. Хуго Ван Дер Гус (1440-1482)
- Триптих Донна (1477-80) Национальная галерея, Лондон Ханс Мемлинг (1433-1494)
- Триптих Мистический брак Святой Екатерины (1479) M. Mus, Брюгге. Ханс Мемлинг (ок. 1433-94)
- Алтарный образ Отцов Церкви (1483) Альте Пинакотека, Мюнхен. Михаэль Пахер (1435-1498)
- Галицинский триптих (1483-1500) Национальная галерея искусств, Вашингтон. Пьетро Перуджино (1450-1523)
- Мадонна Фрари (1488) Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция. Джованни Беллини (1430-1516)
- Алтарь Паумгартнера (1498) Альте Пинакотека, Мюнхен. Альбрехт Дюрер (1471-1528)
- Триптих «Сенокос» (1500) Прадо, Мадрид. Иероним Босх (1450-1516)
- Сад земных наслаждений (1500-05) Прадо, Мадрид. Иероним Босх (1450-1516)
- Страшный суд (триптих) (1505-10) Бильденкунсте, Вена. Иероним Босх (1450-1516)
- Алтарь с гирляндами роз (1506) Галерея Мародни, Прага. Альбрехт Дюрер (1471-1528)
- Алтарь «Святые родственники» (1509) Королевский музей, Брюссель. Квентин Массис (ок. 1465-1530)
- Мальванский триптих (1511) Региональная галерея Сицилии, Палермо. Ян Госсарт
- Алтарь «Сальватор Мунди» (1516) Галерея Академии, Флоренция. Фра Бартоломео (1472-1517)
- «Исцеление слепого в Иерихоне» (1531) Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор Лукас ван Лейден.
- «Воздвижение креста» (1611) Собор Богоматери, Антверпен. Автор Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
- Алтарь Святой Марии (1420) Церковь Святой Марии, Дортмунд. Конрад фон Зост.
Знаменитые современные триптихи
- Водяные лилии (ок. 1919) Музей современного искусства, Нью-Йорк. Клод Моне (1840-1926)
- Начало (1949) Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Макс Бекман (1884-1950)
- Три этюда для фигур у основания распятия (1944) Тейт. Фрэнсис Бэкон (1909-1992)
- Голубой I,II,III (1961) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж. Жоан Миро (1893-1983)
Дополнительно
Венецианские алтари (1500-1600)
- Выставка бумажных инсталляций «#14#40» Павла Брата в АРТМУЗЕ
- Выставка «Складки. Видимое-невидимое»
- Греческая живопись, архаический период
- Дедальская греческая скульптура
- Доменико Венециано: художник раннего итальянского Возрождения
- Ангерран де Шаронтон (Картон): французский художник
- Джентиле да Фабриано: художник раннего Возрождения, интернациональная готика
- Джованни ди Паоло: сиенский художник, 15 век
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?