Ангелус, Жан-Франсуа Милле:
Анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
«Аджелус», Жан-Франсуа Милле: Анализ Описание
Название: «Аджелус» (1857–9) Художник: Жан-Франсуа Милле (1814–75) Техника: Масло на холсте Тип: Жанровая картина Направление: Реалистическая живопись Местонахождение: Музей д’Орсе, Париж
Для интерпретации других картин 19-го и 20-го веков, см.: Анализ современных картин (1800–2000).
Предыстория
Являясь одним из ведущих представителей Барбизонской школы пейзажной живописи, Милле наиболее известен своей реалистичной трактовкой сельской жизни – реализмом, которая подчеркивала суровые условия труда крестьян. Среди его величайших жанровых картин: «Аджелус» (1859) и «Сборщицы» (1857), «Сеятель» (1850) и «Человек с мотигой» (1862), все из которых вызвали большой резонанс в эпоху, когда Франция еще пыталась преодолеть раскол после Французской революции. Хотя Милле был скорее гуманистом, чем политическим художником. В этом отношении он существенно отличался от художника-реалиста Гюстава Курбе (1819–77), чьи работы, такие как «Мастерская художника» (1855), были открыто политическими. Однако Милле разделял с Курбе стремление почтить труд рабочих мужчин и женщин Франции, и его картины придают их жизни новую монументальность. Для него крестьянство и сельская местность являлись частью вневременного сельского мира и уникальной части наследия Франции. Они также были ближе к природе и, следовательно, к Богу. Другие важные французские художники-реалисты включали Жана-Батиста Камиля Коро (1796–1875), Оноре Домье (1808–79) и Жюля Бретона (1827–1906). Для получения дополнительной информации, см.: Реализм и импрессионизм (ок. 1830–1900).
Этот необычный пример христианского искусства выражает глубокое чувство религиозной преданности и стал одной из самых широко воспроизводимых религиозных картин 19 века, с отпечатками, выставленными в домах тысяч верующих по всей Франции. Однако Милле написал ее, скорее, из чувства ностальгии, чем из глубокой религиозной веры. В 1865 году он признался, что идея «Аджелуса» пришла к нему как результат воспоминания о детстве, когда его бабушка всегда заставляла семью прекращать работу в поле, услышав звон церковного колокола на время молитвы Аджелус. Сообщается, что картина была заказана американским коллекционером искусства Томасом Голдом Эпплтоном (1812–84), хотя он так и не забрал ее у художника. Милле продал ее в 1859 году менее чем за 1000 франков (примерно 200 долларов). Через тридцать лет она была продана парижскому филантропу Гипполиту Шошару (1821–1909) за 750 000 франков.
Как следует из названия, на картине изображены две крестьянские фигуры – мужчина и женщина – которые остановились на несколько минут, чтобы прочесть Аджелус, молитву (традиционно читаемую три раза в день в католических странах), посвященную Благовещению. Название «Аджелус», что означает «ангел» на латыни, является первым словом Благовещения: «Angelus Domini nuntiavit Mariae» или «Ангел Господень возвестил Марии». Мужчина снял берет и склонил голову в безмолвной молитве, как и женщина.
Действие происходит во время сбора картофеля, недалеко от деревни Шайи-ан-Бьер в Барбизоне, где виден шпиль церкви на горизонте. Пара собирала картофель, когда услышала звон церковных колоколов, и все их инструменты разбросаны вокруг них, включая мешки, вилы, корзину с картофелем и тележку. Неясно, какие отношения связывают пару – муж и жена, коллеги по работе или фермер и слуга. В каталоге продаж 1889 года они были описаны просто как «молодой крестьянин и его спутница».
Изображая эти две безмолвные и анонимные фигуры на фоне огромного возделанного поля, с помощью лишь нескольких простых инструментов для пропитания, Милле подчеркивает изнурительный труд сельского работника с ежедневной физической работой, которая продолжается в течение всех сезонов. В то же время момент тишины напоминает нам о нашей неотъемлемой связи со Всевышним и о нашем незначительности по сравнению с ним. Именно это сочетание делает ее одним из величайших шедевров французской живописи девятнадцатого века.
Интерпретация «Аджелуса» Сальвадора Дали
Испанский сюрреалист Сальвадор Дали (1904–89) одержимо увлекся «Аджелусом» Милле, что вдохновило его на создание многочисленных работ, включая: «Архитектонический Аджелус Милле» (1933) и «Гала и Аджелус Милле непосредственно перед прибытием конических аномарфозов» (1933). Он также написал книгу под названием «Трагический миф об Аджелусе Милле» (1938). Он был убежден, что работа Милле изображает похоронную сцену, а не просто момент молитвы. Его недоверие длилось годами, пока Лувр не организовал рентгеновское исследование картины, чтобы обнаружить очертания небольшого гроба под корзиной с картофелем. В то же время аналитики обнаружили, что шпиль церкви на заднем плане был добавлен позже. Похоже, что Милле изначально изобразил погребение – возможно, сельскую версию знаменитой картины Курбе «Похороны в Орнане» (1850) – но затем преобразовал ее в чтение Аджелуса, с видимым шпилем церковного колокола.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?