Похороны в Орнане, Гюстав Курбе:
анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Похороны в Орнане, Гюстав Курбе: Анализ Описание
Название: Похороны в Орнане (Un enterrement a Ornans) (1849) Художник: Гюстав Курбе (1819-77) Средство: Масляная живопись на холсте Жанр: Жанровая живопись Направление: Реалистическая живопись Местонахождение: Музей Орсе, Париж
Для интерпретации других картин 19-го и 20-го веков, см.: Анализ современной живописи (1800-2000).
Предыстория
Во Франции 1848 год ознаменовался свержением короля Луи Филиппа и Июньским восстанием. Мало что изменилось с Французской революции 1789 года, и рабочие вышли на улицы в знак протеста. На фоне этого Гюстав Курбе разрабатывал радикальный новый стиль современного искусства, который возвеличивал рабочего человека и его окружающую среду. Известный как Реализм, этот новый стиль французской живописи бросал вызов устоявшимся нормам академического искусства – традиционного стиля живописи, преподаваемого в Эколь де Боз Ар и продвигаемого Французской академией, путем приравнивания жизни обычных рабочих мужчин и женщин к таким возвышенным темам, как классическая мифология, героические исторические события, формальный портрет и живописные или драматичные пейзажи. Вместо этих якобы изысканных тем Курбе изображал неидеализированных рабочих и крестьян в обыденных сценах повседневной городской или сельской жизни, часто в таком грандиозном масштабе, который обычно зарезервирован для картин религиозного или исторического содержания. На фоне социальной нестабильности многие критики были возмущены радикально новым эстетическим взглядом Курбе и лежащей в их основе леворадикальной философией. В отличие от спокойной уверенности викторианского искусства и ностальгии немецкого стиля Бидермейер (1810-60), французское искусство характеризовалось рядом противоречивых направлений, включая Классицизм (Ингрес), Романтизм (Делакруа), Ориентализм (Жан-Леон Жером), Реализм (Курбе) и Натурализм (Теодор Руссо) – из которых возникнут французский импрессионизм и другие крупные стили современного искусства. Для получения дополнительной информации, см.: Реализм к импрессионизму (1830-1900). Для более подробной информации об искусстве Курбе, см. его более позднюю шедевр: Мастерская художника - Реальная аллегория (1855, Музей Орсе, Париж).
ЗАМЕЧАНИЕ: Сельский аналог Курбе – это художник-реалист Милле, чьи самые известные картины о крестьянской жизни включали Нюхачи (1857), Анжелюс (1859) и грубый Мужчина с мотыгой (1862).
Похороны в Орнане – теперь считающаяся одной из величайших жанровых картин – изображает похороны великого дяди Курбе, которые состоялись в сентябре 1848 года в родном городе Орнане, небольшом городке недалеко от Безансона на северо-востоке Франции. Вместо использования профессиональных моделей, что было обычной практикой, Курбе решил изобразить тех же горожан, которые присутствовали на похоронах, тем самым подчеркнув «правдивый» характер Реализма.
Картина была впервые показана на Салоне 1850 года вместе с двумя другими работами художника: Сборщики камня и Крестьяне из Флажея. В соответствии с радикальной идеей Курбе о том, чтобы относиться к простому народу с новым чувством величия, картина была выполнена на огромном холсте размером 10 на 22 фута (3,1 на 6,6 метра) – формате, обычно зарезервированном для престижных религиозных картин (например, Тайная вечеря Леонардо да Винчи) или классических полотен (например, Свадебный пир в Кане Паоло Веронезе). Это само по себе вызвало шквал критики. Кроме того, вызывающий насмешки обыденный характер похорон подчеркивается названием картины, в котором не упоминается имя умершего, а лишь место проведения церемонии. (Кроме того, название картины гласит Похороны во множественном числе, а не Похороны в единственном числе, что еще больше уменьшает его значимость.) Наконец, безэмоциональные скорбящие Курбе не прибегают к каким-либо драматическим жестам горя или другим проявлениям благородства характера – действительно, несколько скорбящих выглядят скорее как карикатуры, словно художник делает добродетель из уродства.
Несмотря на свою современность, Похороны в Орнане включает в себя ряд традиционных композиционных приемов. Во-первых, плоскость изображения намеренно сужена и заполнена, чтобы подчеркнуть монументальность и сплоченность события. (Сравните Портрет месье Берттена Ж.-А. Д. Ингреса.) Во-вторых, силуэт скорбящих следует линии горизонта, и ничто не выступает в вечернее небо, кроме креста. Это не только указывает на фундаментально земной характер жизни, но и подчеркивает, что все равны перед Богом. Наконец, благодаря использованию приглушенных цветов (на фоне белых чепчиков, платочков и священнических облачений), а также вечерней мглы и сдержанной скорби скорбящих и священников, художник подчеркивает важность и достоинство обычной жизни и смерти.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?