Колосс, Гойя:
анализ, интерпретация читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Колосc, Гойя: Анализ, Интерпретация Описание
Название: Колосс (1808-12) Художник: Гойя (1746-1828) Среда: Масляная живопись на холсте Жанр: Мифологическая живопись Направление: Романтизм Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид
Для объяснения других картин XIX века, см.: Анализ современных картин (1800-2000).
ОЦЕНКА ИСКУССТВА Для анализа работ художников XIX века романтиков, таких как Франсиско де Гойя, см.: Как оценить картины.
Франсиско де Гойя, ведущий представитель испанской живописи конца XVIII и начала XIX века, преуспел в офорте и гравюре, а также в живописи и картонной живописи (карикатурах), став ведущим художником при королевском дворе Бурбонов Карла IV. Несмотря на его покровительство, Гойя никогда не был убежденным монархистом. Действительно, часто говорят, что Эль Греко был художником Церкви, Веласкес – художником двора, а Гойя – художником народа. Более того, его авангардные тенденции делают его одним из первых современных художников в Европе, и он вдохновил многих других модернистов, в частности Мане (1832-83) и Пикассо (1881-1973). Гойя зарабатывал на жизнь портретной живописью, став одним из лучших портретистов испанской школы. Это в конечном итоге привело к его назначению в 1799 году Primer Pintor de Camara – высшей должности, доступной придворному живописцу. Он также создал несколько выдающихся картин для алтаря и ряд популярных религиозных картин в рамках своих официальных обязанностей. Однако примерно в 1793 году он перенес заболевание, изменившее его личность, которое оставило его полностью глухим и склонным к самым мрачным настроениям, даже к паранойе. Все это стало отражаться в форме темного романтизма, как показано в серии из 80 акватинт под названием «Капричи» (1797-99), серии из 82 гравюр под названием «Бедствия войны» (1810-19) и 14 росписей, известных как «Черные картины» (1819-23). Выполненные параллельно с его официальными работами для Короны, эти произведения искусства никогда не предназначались для публичного показа. Вместо этого они представляли собой его личные размышления о абсурдности и ужасах дня. Этот мрачный романтизм усилился во время Пиренейской войны, когда французские армии под командованием Жозефа I (брата Наполеона Бонапарта) оккупировали Испанию, что вызвало череду зверств.
Колосc (известная на испанском как El Coloso или El Gigante), одно из величайших шедевров Гойи в жанре исторической живописи, является прекрасным примером его романтического воображения. На фоне свинцового неба стоит совершенно колоссальный человек. Темноволосый и бородатый, мускулистый и пропорциональный, с поднятыми в угрожающей манере кулаками, он обнажен и повернут к нам спиной. Похоже, что он идет от нас в переднюю левую часть картины. Хребет холмов находится на уровне его бедер, что дает нам представление о том, насколько он огромен, как и низкие облака вокруг его бедер и ягодиц. Интересно, что кажется, будто у него закрыты глаза. Если это так, то он может символизировать идею слепой жестокости.
Между нами и великаном простирается широкая долина, которая является местом массового исхода перегоняемых повозок, телег, волов, мулов и лошадей. Эта масса людей и скота в панике бежит к нам (налево), и от огромной фигуры на горизонте. На крайнем левом краю картины мужчина на скачущем коне исчезает за краем картины, а собака мчится, чтобы догнать своего хозяина; позади нее другой всадник падает со своей лошади. Дальше белая бородатая ослица упрямо стоит на месте, ожидая указаний. (Некоторые эксперты считают, что это животное символизирует непонимание ужасов войны). Тем временем стадо быков выбегает из долины направо, создавая дополнительное напряжение на переднем плане.
Драматический эффект Колосc заключается в его фундаментальной неопределенности. Мы совершенно не знаем, причинил ли великан кому-нибудь вред или что-либо повредил. Ему не обязательно это делать, чтобы вызвать этот ужасающий исход. Перед нами находится это враждебное существо невообразимых размеров, которое в любой момент может повернуться и раздавить своими массивными конечностями людей, повозки и животных. Этот титанический человек – это террор из глубин подсознания.
Техника живописи, используемая Гойей в Колосc, аналогична той, что он использовал в своих «Черных картинах» - фресках на стенах его дома, Quinta del Sordo – хотя искусствоведы опровергли идею о том, что это была часть этой серии. Но картина определенно стилистически похожа на «Черные картины»: преобладает черный цвет, плюс цветовые акценты минимальны и наносятся шпателем.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?