Смерть Сарданапала, Эжен Делакруа:
анализ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Смерть Сарданапала, Эжен Делакруа: Анализ Описание
Название: Смерть Сарданапала (La Mort de Sardanapale) (1827) Художник: Эжен Делакруа (1798-1863) Техника: Масляная живопись на холсте Жанр: Историческая живопись (Ориентализм) Направление: Романтизм Местонахождение: Лувр, Париж
Для интерпретации других картин 19-го и 20-го веков, см.: Анализ современных картин (1800-2000).
Предыстория
Эжен Делакруа происходил из уважаемой и артистичной семьи. Он обучался у высоко ценимого академического художника Барона Пьера-Нарсисса Герена (1774-1833), был знаком с великим художником исторических полотен Антуаном-Жаном Гру (1771-1835) и часто посещал светский салон Барона Франсуа Жерара (1770-1837). Однако, несмотря на то, что он был одним из наиболее влиятельных фигур в французской живописи и общался с выдающимися представителями академического искусства и его «официального» стиля неоклассической живописи, Делакруа был по сути бунтарем. В свои ранние годы (ему было всего 30 лет, когда он представил эту работу на Парижском салоне), он руководствовался своими инстинктами, воображением и энергией, а также любовью к цвету. Последнее происходило под влиянием восхищения им творчества Тициана и венецианской живописи – особенно венецианского принципа колорита – а также работ Рубенса. Для Делакруа цвет добавлял живость, движение и срочность, превосходя одержимость точностью в рисовании, заложенную Микеланджело (главным защитником дизньо), и пропагандируемую в 19 веке Французской Академией. Будучи одним из великих романтических художников своего времени, Делакруа представлял собой важную альтернативу более сдержанному стилю неоклассического искусства, воплощенного в гармоничных композициях Жана-Оноре Фрагона (Ингреса) (личным соперником Делакруа) и других.
См. также его другое великое произведение, Свобода, ведущая народ (1830, Лувр, Париж).
Смерть Сарданапала последовала вскоре за двумя предыдущими успехами Делакруа – его мифологической картиной Шлюпка Данте (1822, Лувр) и историческим полотном Резня в Хиос (1824, Лувр), которые вызвали бурные чувства у критиков, хотя и были приобретены государством.
Вероятно, самый известный пример ориенталистской живописи – он основан на легенде об ассирийском царе Сарданапале, рассказанной древнегреческим историком Диодоросом Сицилийским. Он берет за основу романтическое стихотворение лорда Байрона, опубликованное в 1821 году, которое изображает Сарданапала не как тирана, а как гедонистического восточного монарха – «либерала», единственным желанием которого является счастье его народа. Крупное военное поражение ставит его в безвыходную ситуацию. Его дворец осажден, он сначала обеспечивает безопасность своей королевы, а затем, вместе со своим фаворитом, бросается на погребальный костер, воздвигнутый вокруг своего трона.
Композиция показывает бородатого Сарданапала, отдыхающего (верхний левый угол) на роскошном диване, в разгаре оргии смерти и разрушения. В качестве прелюдии к собственному самоубийству он только что приказал уничтожить все свои дворцовые владения и казнить своих наложниц. Тем временем он апатично наблюдает за тем, как его евнухи и солдаты перерезают горло его наложницам, лошадям и рабам, в то время как вдалеке можно различить темный дым растущего костра.
Этот огромный холст (примерно 13 x 16 футов, 4 x 5 метров) взрывается перед нашими глазами в конвульсивной оргии движения и цвета. То, как сцена разлетается во все стороны, сама анархия картины, шокировала комментаторов. Например, Этьен-Жан Делеклюз (1781-1863), критик в журнале Journal des débats, заявил: «глаз не может вырваться из этого водоворота линий и цветов». Это сильно отличается от неподвижных неоклассических картин Жака-Луи Давида и Жана-Оноре Фрагона.
Невероятная динамичность картины обусловлена асимметричной диагональной структурой, извивающимися, искаженными телами и вихрями линий композиции, а также поразительным цветовым контрастом между белым женских обнаженных, черным евнухов и багрово-красным диваном – все это выполнено широкими, свободными мазками. Обращение с цветом в этой работе было под влиянием изучения Делакруа английской акварельной живописи и его общения с Джоном Констеблом и Джозефом Тёрнером, а также Ричардом Паркесом Бонинтоном во время его визита в Англию в 1825 году.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?