Анализ современной живописи читать ~9 мин.
На этой странице представлены великие картины современного искусства (1800–1970), а также актуального искусства (с 1970 года). Здесь перечислены основные направления в живописи этого периода, включая импрессионизм, модерн, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм и многие другие.
Добавьте эту страницу в закладки, чтобы познакомиться с портретами, пейзажами, натюрмортами и жанровыми картинами самых известных современных художников девятнадцатого и двадцатого веков.
Анализ более ранних картин, начиная с эпохи готического искусства, см. в статье: Анализ известных картин (1250–1800).
Список проанализированных современных картин
Если не указано иное, материал — холст, масло.
ФРЕДЕРИК БАЗИЛЬ (1841–1870)
Художник-реалист, примыкавший к раннему импрессионизму. Оказывал щедрую финансовую поддержку Моне и другим художникам. Погиб на войне в возрасте 29 лет.
«Семейное воссоединение» (1867)
«Студия Базиля» (1870)
МАКС БЕКМАНН (1884–1950)
Немецкий художник-экспрессионист, участник группы «Новая вещественность (Die Neue Sachlichkeit)», наиболее известный своими автопортретами и трёхчастными триптихами.
«Начало» (триптих) (1949)
ПЬЕР БОННАР (1867–1947)
Французский художник-постимпрессионист, гравёр, художник-декоратор, соучредитель группы «Наби (Les Nabis)», наиболее известный своими интимными домашними сценами и сказочным колоритом.
«Зелёная блуза» (1919)
«Терраса в Верноне» (1939)
ГУСТАВ КАЙБОТТ (1848–1894)
Как и Базиль, был богатым покровителем группы импрессионистов; сегодня признан талантливым, хотя и несколько непоследовательным художником.
«Паркетчики» (1875)
«Парижская улица в дождливую погоду» (1877)
КАРЛО КАРРА (1881–1966)
Итальянский художник, работавший в стилях дивизионизма и футуризма. Прославился как «метафизическими картинами», так и работами в классическом стиле, вдохновлёнными Ренессансом.
«Пьяный джентльмен» (1916)
МЭРИ КАССАТТ (1845–1926)
Богатая американка, жившая в Париже, одна из ведущих представительниц импрессионизма. Известна своими портретами женщин и жанровыми сценами.
«Молодая женщина, шьющая в саду» (1886)
ПОЛЬ СЕЗАНН (1839–1906)
Под влиянием Писсарро перешёл к пленэрной живописи в стиле импрессионистов. Стремление Сезанна к форме и структуре привело его к созданию собственного постимпрессионистского стиля с сильными классическими чертами, объединившего природу и искусство. Оказал влияние на кубистов и классических реалистов.
«Дом повешенного» (1873)
«Мост в Мэнси» (1879)
«Гора Сент-Виктуар» (серия картин, 1882–1906)
«Мальчик в красном жилете» (1889–1890)
«Мужчина, курящий трубку» (1890–1892)
«Женщина с кофейником» (1890–1895)
«Игроки в карты» (1892–1896)
«Большие купальщицы» (1894–1906), Лондон и Филадельфия
«Дама в голубом» (ок. 1900)
«Молодая итальянка, опирающаяся на локоть» (1900)
ДЖОРДЖО ДЕ КИРИКО (1888–1978)
Итальянский художник и писатель, основоположник метафизической живописи и активный участник классического возрождения начала XX века. Считается одним из предшественников сюрреализма.
«Неопределённость поэта» (1913)
«Песнь любви» (1914)
«Тайна и меланхолия улицы» (1914)
ГЮСТАВ КУРБЕ (1819–1877)
Признанный лидер французского реализма. Он известен тем, что использовал огромные холсты, чтобы придать монументальность и значимость своим новаторским картинам, посвящённым простым людям и их жизни.
«Похороны в Орнане» (1850)
«Мастерская художника» (1855)
ЭДГАР ДЕГА (1834–1917)
Художник-импрессионист и портретист, специализировавшийся на изображениях балерин, сценах с женщинами за туалетом и жокеев на скачках. Как и его друг Эдуард Мане, Дега высоко ценил старых мастеров и предпочитал студийную работу пленэру.
«Семья Беллелли» (1858–1867)
«Скачки перед трибунами» (1866–1868)
«Балетный класс» (1871–1874)
«Абсент» (1876)
«Портреты на бирже» (1879)
«Гладильщицы» (1884)
«Женщина, расчёсывающая волосы» (1887–1890)
ЭЖЕН ДЕЛАКРУА (1797–1863)
Лидер французского романтизма, специализировался на исторической живописи, а также на ориентализме. Его творчество олицетворяет колористическое направление во французской живописи, в противоположность сдержанному неоклассицизму Ж. О. Д. Энгра.
«Смерть Сарданапала» (1827)
«Свобода, ведущая народ» (1830)
ФРАНСИСКО ГОЙЯ (1746–1828)
Испанский художник-романтик, официальный портретист короля Карла IV, известный своими офортами и гравюрами, а также так называемыми «Мрачными картинами» (Pinturas negras), отражающими глубокую депрессию и паранойю, от которых он страдал в пожилом возрасте.
«Третье мая 1808 года в Мадриде» (1814). Холст, масло.
«Колосс» (1808–1812). Холст, масло.
«Сатурн, пожирающий своего сына» (1822). Фреска, перенесённая на холст.
ЭДВАРД ХОППЕР (1882–1967)
Американский художник-реалист, наиболее известный своими жанровыми сценами городской жизни и своим особым видением Америки XX века.
«Маяк у двух огней» (1929)
«Полуночники» (1942)
ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК ЭНГР (1780–1867)
Академический художник консервативного неоклассического стиля, наиболее известный своими портретами и изображениями обнажённой натуры. Возглавлял академическую оппозицию романтизму Делакруа.
«Купальщица Вальпинсона» (1808)
«Большая одалиска» (1814)
«Портрет мсье Бертена» (1832)
«Портрет мадам Муатессье» (1844–1856)
УИЛЛЕМ ДЕ КУНИНГ (1904–1997)
Американский художник голландского происхождения, представитель абстрактного экспрессионизма. Член Нью-йоркской школы, наиболее известен своей «живописью действия» (action painting), примером которой являются его полуабстрактные изображения женщин.
«Сидящая женщина» (1944). Холст, уголь, масло.
ФЕРНАН ЛЕЖЕ (1881–1955)
Художник-кубист, член группы «Золотое сечение» (Section d’Or), создатель «тубизма» — направления в кубизме, где использовались цилиндрические формы, а не плоские пересекающиеся плоскости, характерные для основного течения. В 1920–1930-е годы примкнул к неоклассицизму.
«Солдаты, играющие в карты» (1917). Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло.
«Механик» (1920). Национальная галерея Канады.
«Три женщины (Большой завтрак)» (1921). МОМА, Нью-Йорк.
«Обнажённые на красном фоне» (1923). Художественный музей, Базель.
«Две сестры» (1935). Картинная галерея, Берлин.
ЭДУАРД МАНЕ (1832–1883)
Один из основоположников современного искусства. Художник-реалист с импрессионистическими тенденциями, которым восхищались Моне и другие живописцы.
«Завтрак на траве» (1863)
«Олимпия» (1863)
«Балкон» (1868)
«Портрет Эмиля Золя» (1868)
«Портрет Берты Моризо» (1872)
«Дорожные рабочие на улице Берн» (1878)
«Бар в ‘Фоли-Бержер’» (1882)
АНРИ МАТИСС (1869–1954)
Французский живописец, гравёр и график, известный своими экспрессивными и яркими работами. Вместе с Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном, Матисс считается одним из трёх самых влиятельных художников начала ХХ века.
«Настурции и ‘Танец’» (1912)
ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ (1814–1875)
Французский художник-реалист, современник Курбе, член Барбизонской школы. Наиболее известен жанровыми картинами, изображающими крестьян за работой.
«Сборщицы колосьев» (1857)
«Анжелюс» (1859)
«Человек с мотыгой» (1862)
АМЕДЕО МОДИЛЬЯНИ (1884–1920)
Итальянский художник и скульптор, работавший в самобытной новаторской манере. Творил в Париже, наиболее известен своими портретами и изображениями обнажённой натуры, выполненными в примитивистском стиле с вытянутыми лицами и фигурами. Умер от туберкулёзного менингита в возрасте 35 лет.
«Портрет Хуана Гриса» (1915)
«Портрет Жанны Эбютерн» (1918)
КЛОД МОНЕ (1840–1926)
Основатель и движущая сила французского импрессионизма и, вероятно, величайший мастер пленэрной живописи. Движимый стремлением запечатлеть солнечный свет, он многократно писал одни и те же сюжеты (Вокзал Сен-Лазар, Руанский собор, стога сена, кувшинки), чтобы передать изменчивые состояния освещения и цвета.
«Женщины в саду» (1866–1867), Музей Орсе.
«Лягушатник» (1869), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
«Пляж в Трувиле» (1870), Уодсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут.
«Впечатление. Восходящее солнце» (1873), Музей Мармоттан-Моне, Париж.
«Маковое поле (Аржантёй)» (1873), Музей Орсе.
«Вокзал Сен-Лазар» (1877), Музей Орсе.
«Руанский собор» (серия картин, 1892–1894)
«Кувшинки (Нимфеи)» (1897–1926), различные художественные музеи.
«Пруд с кувшинками: Зелёная гармония» (1899), Музей Орсе.
БЕРТА МОРИЗО (1841–1895)
Величайшая художница-импрессионист, наряду с Мэри Кассат. Была близкой подругой Эдуарда Мане, за брата которого вышла замуж.
«Колыбель» (1873)
ДЖОРДЖИЯ О’КИФФ (1887–1986)
Американская художница, известная как «мать американского модернизма». Прославилась крупноформатными изображениями цветов, а также своими прецизионистскими небоскрёбами Нью-Йорка и пейзажами Нью-Мексико.
«Чёрная абстракция» (1927)
«Череп коровы: красное, белое и синее» (1931)
ПАБЛО ПИКАССО (1881–1973)
Плодовитый и авангардный испанский художник, скульптор, гравёр и дизайнер. Работал преимущественно в Париже и на юге Франции. Вместе с Жоржем Браком основал кубизм и коллаж. Признанный лидер модернизма.
«Жизнь» (La Vie) (1903), Кливлендский художественный музей.
«Мальчик с трубкой» (Garcon à la Pipe) (1905), частная коллекция.
«Две обнажённые» (1906), Музей современного искусства, Нью-Йорк.
«Портрет Гертруды Стайн» (1906), Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
«Авиньонские девицы» (1907), МОМА, Нью-Йорк.
«Сидящая женщина» (1920), Музей Пикассо, Париж.
«Большая купальщица» (1921), Музей Оранжери, Париж.
«Две женщины, бегущие по пляжу (Бег)» (1922), Музей Пикассо.
«Женщина в белом» (1923), Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
«Герника» (1937), Музей королевы Софии, Мадрид.
«Плачущая женщина» (1937), Тейт Модерн, Лондон.
Неоклассические рисунки Пикассо (1906–1930)
КАМИЛЬ ПИССАРРО (1830–1903)
Наряду с Моне и Сислеем, Писсарро был приверженцем «чистого» импрессионизма, стремясь запечатлеть мимолётные мгновения света и цвета, работая на пленэре непосредственно с натуры.
«Красные крыши» (1877)
«Огород с цветущими деревьями, весна, Понтуаз» (1877)
«Бульвар Монмартр» (серия картин, 1897–1898)
ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912–1956)
Влиятельный американский художник, ведущая фигура послевоенной Нью-йоркской школы, создатель «живописи действия». Муж художницы Ли Краснер, оказавший значительное влияние на её творчество.
«Пасифая» (1943). Пример мифологической живописи современной эпохи.
Картины Джексона Поллока (1940–1956)
ПЬЕР-ОГЮСТ РЕНУАР (1841–1919)
Один из ведущих импрессионистов, создавший шедевры во всех жанрах живописи.
«Бал в Мулен де ла Галетт» (1876)
«Качели» (La Balancoire) (1876)
«Тропинка в высокой траве» (1877)
«Завтрак гребцов» (1880–1881)
МАРК РОТКО (1903–1970)
Американский художник еврейского происхождения, родившийся в Латвии (на тот момент — Российская империя). Прославился в конце 1940-х и 1950-х годах своим фирменным стилем живописи «цветового поля», представляющим собой крупномасштабные полотна со светящимися прямоугольными блоками цвета. Его огромные картины были созданы, чтобы окутать зрителя цветом и вызвать эмоциональный отклик.
Картины Марка Ротко (ок. 1938–1970)
АНРИ РУССО (1844–1910)
Ведущий представитель наивного искусства (примитивизма), особенно известный своими изображениями джунглей, которые предвосхитили кубизм и сюрреализм.
«Спящая цыганка» (1897)
«Сон» (1910)
ДЖОН СИНГЕР САРДЖЕНТ (1856–1925)
Необычайно одарённый художник, один из крупнейших портретистов своего времени, специализировавшийся на светских портретах в стиле импрессионизма и реализма. «Дочери Эдварда Дарли Бойта» — один из его главных шедевров.
«Дочери Эдварда Дарли Бойта (Сёстры Бойт)» (1882)
«Портрет мадам Икс (Мадам Пьер Готро)» (1884)
«Эль Халео» (1882)
ЖОРЖ СЁРА (1859–1891)
Основоположник пуантилизма — живописного метода в рамках неоимпрессионизма, основанного на научной теории дивизионизма. Умер в возрасте 31 года.
«Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884–1886)
«Купальщики в Аньере» (1883–1884)
АЛЬФРЕД СИСЛЕЙ (1839–1899)
Специализировался на пленэрной пейзажной живописи в духе «чистого» импрессионизма в окрестностях Иль-де-Франс. Жил в нужде и умер в бедности.
«Канал Сен-Мартен» (1870)
«Дорога в Машин, Лувесьен» (1873)
«Туманное утро (Туман, Вуазен)» (1874)
«Снег в Лувесьене» (1878)
ХАИМ СУТИН (1893–1943)
Художник еврейского происхождения из Литвы (Российская империя), представитель Парижской школы. Наиболее известен своими экспрессионистскими портретами.
«Портрет Мадлен Кастен» (1928)
ЭНДИ УОРХОЛ (1928–1987)
Американский художник, ставший ведущей фигурой в авангардном искусстве Нью-Йорка в 1960–1970-е годы и ключевой фигурой американского поп-арта. Мастер шелкографии, он способствовал развитию и других форм современного искусства, включая видео, фотографию, ассамбляж и концептуальное искусство.
Поп-арт Энди Уорхола (ок. 1959–1973)
ГРАНТ ВУД (1892–1942)
Художник из Айовы, известный своими картинами, посвящёнными американскому Среднему Западу. Представитель направления американской жанровой живописи (American Scene Painting) и его ответвления, известного как риджионализм (расцвет 1930-х годов).
«Американская готика» (1930). Масло, бобровая доска.
«Полуночная поездка Пола Ревира» (1931). Масло, масонит.
Советы по интерпретации искусства
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?