Дама в голубом, Поль Сезанн (Эрмитаж):
Анализ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Леди в голубом, Поль Сезанн (Государственный Эрмитаж): Анализ Описание
Название: Леди в голубом (ок. 1900 г.) Художник: Поль Сезанн (1839-1906) Среда: Масляная живопись на холсте Жанр: Портретная живопись Направление: Импрессионизм Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Для интерпретации других картин 19-го и 20-го веков, см.: Анализ современной живописи (1800-2000).
КАК ПОНИМАТЬ КОНКРЕТНУЮ КАРТИНУ См.: Как оценить искусство.
Предыстория
Прованский художник Поль Сезанн разработал уникальный собственный стиль. Добившись первоначальной известности (или печальной славы) как один из импрессионистов, чьи работы были представлены на собственных импрессионистских выставках (1874-86), он принял более монументальный подход к живописи, что совпало с классическим возрождением, начавшимся в эпоху постимпрессионизма. Художник-загадка для публики, но вдохновение для современных художников, таких как Пабло Пикассо (1881-1973) и Жорж Брак (1882-1963), Сезанн теперь считается одним из ведущих пионеров современного искусства, возникшего в начале 20-го века.
ВНИМАНИЕ: Для полной истории французского импрессионизма и новаторских художников, которые его начали, см. нашу серию из 10 частей, начиная с: Импрессионизм: Происхождение, Влияние.
Несколько импрессионистских портретов Сезанна, написанных в 1890-х и начале 1900-х годов, отличаются слегка напряженной позой модели и овальной организацией рук, которые придают больше стабильности и значимости фигурной живописи, несмотря на повседневную одежду и неприметные черты лица модели. Среди таких портретов Сезанна - Леди в голубом (1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Женщина в синем, сидящая с книгой (1902-6, Phillips Collection, Вашингтон), в обоих из которых надет один и тот же наряд. Изначально предполагалось, что Женщина в синем, сидящая с книгой является портретом жены художника Ортензы Фике (1850-1922), отсюда мы могли бы предположить, что Эрмитажный портрет также изображает Ортензу Сезанн, если бы не отсутствие сходства черт лица. Тем не менее, очевидно, что обе картины были написаны примерно в одно и то же время.
ВНИМАНИЕ: Сезанн написал около 27 портретов Ортензы Фике, включая: Мадам Сезанн в красном кресле (1877, Бостон); Мадам Сезанн в саду (1880, Музей Орсе); Портрет мадам Сезанн с распущенными волосами (1883-7, Филадельфийский музей искусств); Мадам Сезанн в синем (1890, Хьюстон); Портрет мме Сезанн в желтом кресле (1893-5, Частная коллекция); Мадам Сезанн (Ортенза Фике) в красном платье (188890), Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Но где же Сезанн их писал? Женщина в синем, сидящая с книгой содержит несколько предметов (драпировку с рисунком из листьев), которые типичны для парижских картин Сезанна. Однако художник не мог создать такие сложные картины во время коротких визитов в Париж в 1900-х годах, поскольку он работал в чрезвычайно медленном темпе. Следовательно, мы должны предположить, что Женщина в синем, сидящая с книгой и, следовательно, Леди в голубом были написаны не позднее 1899 года, когда Сезанн перестал проводить длительные периоды времени во французской столице. Писавший о поздних работах Сезанна искусствовед Джон Ривольд (1912-94) - ведущий авторитет как в импрессионизме, так и в постимпрессионистской живописи - предположил, что моделью на обеих портретах была профессиональная манекенщица по имени Мари-Луиза. Ученый и искусствовед Жорж Ривьер (1855-1943) заявил, что Мари-Луиза позировала дважды в парижской мастерской Сезанна по адресу 15 rue Hegesippe-Moreau, для масляной живописи Обнаженная женщина, стоящая (1899, Частная коллекция, Вашингтон) и для большого акварельного портрета. Кроме того, в своих воспоминаниях о Сезанне парижский арт-дилер Амброаз Воллард (1866-1939) утверждает, что художник писал обнаженную модель одновременно с тем, как он писал Портрет Амброаза Воллара (1899, Музей Petit Palais de la Ville de Paris). Следует отметить, что это было бы довольно редким явлением в 1890-х годах. Сезанн рисовал обнаженные женские фигуры только в Париже - никогда в Экс-ан-Провансе - из-за опасения сплетен. В любом случае, Воллард вспомнил, что та же модель (чье имя он не знал) также позировала полностью одетый для двух других портретов - воспоминание, подтвержденное сходством черт лица модели на большом акварели в Лувре и на Леди в голубом.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?