Мужчина курит трубку, Поль Сезанн:
Анализ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Мужчина с трубкой, Поль Сезанн: Анализ Описание
Название: Мужчина с трубкой (Дымщик) (ок. 1890-2) Художник: Поль Сезанн (1839-1906) Материал: Масляная живопись на холсте Жанр: Портретная живопись Направление: Импрессионизм Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Для интерпретации других картин 19-го и 20-го веков, см.: Анализ современных картин (1800-2000).
КАК ПОНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННУЮ КАРТИНУ См.: Как оценить искусство.
Предыстория
Мужчина с трубкой является одной из нескольких импрессионистских портретных работ, написанных Сезанном с изображением курильщиков трубок, в основном крестьян (в частности, ’le pere Alexandre и Paulin Paulet, которые появляются в Карточные игроки, Музей Орсе), работавших на поместье Сезанна под названием Le Jas de Bouffan. Самые известные из них: Мужчина с трубкой (1890-2, Эрмитаж, Санкт-Петербург); Дымщик (1891-2, Stadtische Kunstshalle, Мангейм); Мужчина с трубкой (1892, Courtauld Gallery, Лондон); и Мужчина с трубкой (1902) Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва. Кроме того, Сезанн создал знаменитый рисунок карандашом под названием Прислонившийся курильщик (1891, Barnes Foundation). Хотя его часто классифицируют как художника-постимпрессиониста в 1890-х годах, он лучше всего описывается как модернист, использовавший свободный импрессионистский стиль живописи - во многом из-за отсутствия согласия относительно того, что представляет собой художник-постимпрессионист. В любом случае, эти картины с курильщиками - как и его Карточные игроки (1892-6) - представляют собой вершину его монументальных картин крестьян, для которых он завершил многочисленные рисунки и этюды: см., например, Мужчина с трубкой (1890-2, Nelson-Atkins Museum of Art, Канзас-Сити). Другие подобные работы, выполненные в 1890-х годах, включают: Мальчик в красном жилете (1889-90); Женщина с кофейником (1895); возвышенную Даму в голубом (1900); Молодую итальянскую женщину, опирающуюся на локоть (1900, J. Paul Getty Museum, Лос-Анджелес).
Сезанн написал три версии Полина Пале с упором на локоть, курящего небольшую белую глиняную трубку. Он сидит на кухне Jas de Bouffan, опираясь на стол, покрытый коричневой скатертью, изображенной в Карточных игроках (Музей Орсе) - картине, где он также появляется. Сезанн придает ему спокойную, устойчивую позу, лишенную каких-либо жестов или выражений, что придает ему определенную значимость. Небольшое натюрмортное расположение, состоящее из фруктов и двух бутылок вина, можно увидеть за его локтем. Его шляпа откинута назад на голове, а костюм написан в серых тонах. Возможно, именно благодаря этим светлым серым оттенкам, а также синим и золотым цветам в остальной части картины, работа кажется гораздо менее мрачной, чем портрет Полина в Дымщике (1891-2) в Мангейме. Полин также появляется в более лирической версии Мужчины с трубкой (1890-2) в Москве. Его противник в Карточных игроках (Музей Орсе), ’le pere Alexandre’ также является моделью для Мужчины с трубкой в Courtauld Gallery, Лондон. В обеих картинах с курильщиками Сезанн наделяет Полина и ’le pere Alexandre’ одинаковым бесстрастным выражением лица. В результате невозможно сказать, мудры они или просто безразличны. Что бы ни случилось, их неподвижность и отсутствие выражения придает этим композициям вневременное, спокойное качество, несомненно, отражающее неизменные рутины провинциальной жизни.
Серия картин Сезанна Дымщики и Карточные игроки, а также Большие купальщицы (Les Grandes Baigneuses) (1894-1905, Лондон и Филадельфия), оказали значительное влияние на многих современных художников в начале 20-го века. Например, Пабло Пикассо (1881-1973) использовал их в качестве вдохновения для своего кубизма, а также для его вклада в возрождение классицизма 1920-х годов, как и Фернан Леже (1881-1955).
ЗАМЕЧАНИЕ: Для других важных импрессионистских картин Сезанна, см.: Дом повешенного (1873); Мост в Менси (1879); и Картины Монте Санта Виктория (1882-1906).
Объяснение других импрессионистских фигуративных картин
ЗАМЕЧАНИЕ: Для полной истории французского импрессионизма и художников, которые его изобрели, см. нашу серию из 10 частей, начиная с: Импрессионизм: происхождение, влияние.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?