Человек с мотыгой, Жан-Франсуа Милле:
Анализ читать ~4 мин.
Картина «Человек с мотыгой» Жана-Франсуа Милле — одно из знаковых произведений реалистической живописи XIX века.

Название: Человек с мотыгой (1860–1862)
Художник: Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet; 1814–1875)
Материал: Картина маслом на холсте
Жанр: Жанровая живопись
Направление: Реализм
Находится: Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес.
Анализ
Милле был одним из основателей Барбизонской школы — неформального объединения пейзажистов, обосновавшихся недалеко от леса Фонтенбло к югу от Парижа. Художники-барбизонцы разработали особенно реалистичную форму натурализма. В творчестве Милле это направление привело к созданию стиля сельской реалистической живописи, который игнорировал многие каноны академического искусства и привлекал внимание к суровым условиям крестьянского труда. Именно эти полотна, посвящённые миру крестьян, принесли Милле наибольшую известность.
Эти работы входят в число величайших жанровых картин XIX века. Наряду с произведениями Гюстава Курбе, они стали одним из первых проявлений современного искусства в его понимании как живописи, обращённой к актуальным проблемам своего времени.
Характерный стиль французской живописи Милле проявился в таких работах, как «Веяльщик» (1848, Национальная галерея, Лондон), «Сеятель» (1850, Музей изящных искусств, Бостон), «Сборщицы колосьев» (1857, Музей Орсе), «Анжелюс» (1857–1859, Музей Орсе) и «Человек с мотыгой» (1862, Музей Дж. Пола Гетти). Творчество Милле сопоставимо с ключевыми работами Курбе, такими как «Похороны в Орнане» (1850) и «Мастерская художника» (1855). Влияние реализма на последующие течения подробно рассматривается в контексте перехода от реализма к импрессионизму (1830–1900).
Примерно с 1850 года Милле начал приобретать репутацию одного из ведущих художников-реалистов Франции не только на родине, но и за рубежом. Успех позволил ему коллекционировать гравюры и рисунки мастеров, которыми он восхищался, включая Питера Брейгеля Старшего (1525–1569) и Рембрандта (1606–1669), а также романтика Эжена Делакруа (1797–1863). Детальный реализм их работ послужил важным источником вдохновения для Милле. Кроме того, он был увлечённым коллекционером фотографий XIX века, особенно непостановочных снимков местных жителей. Подробнее об этом можно узнать из статьи «История фотографии» (ок. 1800–1900).
Тяготы крестьянской жизни во многом обусловлены годовым циклом и изнурительными задачами, которые он ставит. Как только урожай собран, приходит время готовить поля к новому севу. Перед вспашкой землю необходимо очистить от сорняков и стерни. Во Франции 1850-х годов для этого использовали мотыгу — тяжёлое орудие, похожее на тесло, с широким лезвием. Работа с ним требовала огромной выносливости и была утомительной даже для самого сильного человека.
Рабочий на картине Милле не является исключением. Он остановился, чтобы перевести дух, тяжело опираясь на свою мотыгу. Вспотевший, одетый лишь в жилет, грубые штаны и сабо, он закатал рукава, несмотря на палящее солнце. Его лицо и шея приобрели тёмно-коричневый оттенок от загара, а губы кажутся сухими и потрескавшимися. Пустое выражение лица свидетельствует о крайнем физическом истощении.
Он в одиночку возделывает неровное поле, поросшее ежевикой, сорняками и пучками травы. На заднем плане виднеются костры из листвы, от которых в небо поднимаются столбы дыма.
Сам крестьянин — высокий, грубого телосложения. Его черты невыразительны, и лишь сильная усталость читается в его облике. Его внешность напоминает персонажей картин «Сеятель» (1850) и «Сборщицы колосьев» (1857), но, как и они, он не уродлив. В его образе чувствуется молчаливая основательность и достоинство. Это противоречит выводам тех искусствоведов, которые утверждали, что Милле концентрировался на уродстве рабочего класса. Его произведения избегают сентиментальности, но исполнены уважения к труженику и его миру. Вопросы эстетики отходят на второй план. Художник просто следовал за сменой времён года и писал то, что видел, не навязывая зрителю никаких идей. Крестьяне возделывали землю, а Милле их рисовал.
Как сказано в Библии: “В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься” (Бытие 3:19).
Жанровые работы Милле произвели впечатление на многих прогрессивных художников и задали направление, которое позже нашло развитие в таких работах, как «Паркетчики» (1875) Гюстава Кайботта, «Дорожные рабочие на улице Берн» (1878) Эдуарда Мане, «Женщина, расчёсывающая волосы» (1887–1890) Эдгара Дега и «Игроки в карты» (1892–1896) Поля Сезанна.
Другие известные жанровые картины XIX века
«Женщины в саду» (1866–1867) Клода Моне. Музей Орсе.
«Балкон» (1868) Эдуарда Мане. Музей Орсе.
«Абсент» (1876) Эдгара Дега. Музей Орсе.
«Тропинка в высокой траве» (1877) Огюста Ренуара. Музей Орсе.
«Купальщицы в Аньере» (1883–1884) Жоржа Сёра. Национальная галерея, Лондон.
Анализ других произведений живописи XIX и XX веков представлен в разделе «Анализ современной живописи» (1800–2000).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?