Человек с мотыгой, Жан-Франсуа Милле: Анализ читать ~4 мин.
«Человек с мотыгой» Жана-Франсуа Милле – среди величайших современных картин девятнадцатого века.
Название: Человек с мотыгой (1862)
Художник: Жан-Франсуа Милле (1814-1875)
Материал: Картина маслом на холсте
Жанр: Жанровая живопись
Направление: Реализм
Стиль: Классицизм
Находится: Музей Дж. Поля Гетти, Лос-Анджелес.
Описание
Милле был одним из основателей Барбизонской школы, неформальной группы пейзажистов, живущих недалеко от леса Фонтенбло к югу от Парижа. Барбизонские художники разработали особенно реалистичную форму натурализма идиому, которая – по крайней мере в случае Милле – привела к стилю сельской реалистической живописи, игнорирующей многие каноны академического искусства и привлекающей внимание к суровым условиям труда крестьян. Именно эти картины, восхваляющие мир крестьян и сельского труда, прославили Милле больше всего.
На самом деле они представляют собой некоторые из величайших жанровых картин XIX века и, наряду с работами Гюстава Курбе, представляют собой первое появление современного искусства – в смысле картин, посвященных проблемам современности.
Фирменный стиль французской живописи Милле представлен такими работами, как: Победитель (1848, Национальная галерея, Лондон), Сеятель (1850, Бостонский художественный музей), Собиратели (1857, Орсе), Ангелус (1857-9, Орсе) и «Человек с мотыгой» (1862, Музей Дж. Пола Гетти). Сравните ключевые работы Курбе, такие как Похороны в Орнане (1850 г.) и Мастерская художника (1855 г.). Для получения дополнительной информации о том, как реализм повлиял на другие движения, см.: от Реализма к импрессионизму (1830-1900).
Примерно с 1850 года Милле начал завоевывать международную, а также национальную репутацию как один из ведущих художников-реалистов во Франции. Его успех позволил ему приобретать гравюры и рисунки художников, которыми он восхищался, включая Питера Брейгеля Старшего (1525-69) и Рембрандта (1606-69), а также романтику девятнадцатого века Эжена Делакруа (1797-1863). Детальный реализм работ этих художников послужил важным источником вдохновения для изображений сельскохозяйственных рабочих Милле. Кроме того, он был страстным коллекционером фотографий XIX века, особенно неэкспонированных снимков местных жителей. См. Также: История фотографии (c.1800-1900).
Тяжелые тяготы крестьянской жизни происходят в основном из-за постоянного цикла времен года и изнурительных задач, связанных с каждым из них. Например, в тот момент, когда урожай собирается и складируется, наступает время подготовить поля для повторной посадки. Но перед тем, как их можно будет вспахать их нужно предварительно очистить от сорняков и стерни. А во Франции 1850-х годов эту очистку производили с помощью инструмента, называемого мотыгой. Это тяжелое орудие, похожее на гигантское тесло, с лезвием шириной с лопату, особенно утомительное в использовании и требующее огромной выносливости: даже самый сильный рабочий находит работу мотыгой тяжёлой и нуждается в регулярных перерывах.
Рабочий на картине Милле не исключение. Опираясь на свою мотыгу, все еще задыхаясь от напряжения, он делает паузу, чтобы отдохнуть. В поту, на нем только жилет, грубые брюки и сабо – он недавно отказался от куртки и шляпы – он держит рукава закатанными, чтобы защитить себя от палящего солнца. Его лицо и шея уже темно-коричневые, а губы кажутся потрескавшимися и сухими. Пустое выражение его лица лишено всякой жизненной силы, что сигнализирует, что его силы почти исчерпаны.
Стоя на неровном поле, заросшем ежевикой, стерней и пучками травы, он в одиночку рыхлит землю. На заднем плане горит несколько костров из листвы, поднимая столб дыма.
Сам сельскохозяйственный рабочий высокий и грубый. У него нет никаких особенных черт, о которых можно было бы говорить, за исключением, пожалуй, сильной усталости. Его непривлекательная физиономия похожа на физиономию Сеятеля (1850) и Собирателей (1857), но (как и они) он не уродлив. В нем есть тихая солидность и достоинство. Это противоречит заключениям тех искусствоведов, которые утверждают, что Милле сосредоточил свое внимание на уродстве рабочего класса. Действительно, произведения Милле лишены сочувствия и сентиментальности и направлены только на почитание рабочего человека и его окружения. Эстетика не входи в это. Он просто следил за временами года и рисовал то, что видел, не навязывая никаких представлений о том, что должно или не должно быть. Крестьяне возделывали землю, а Милле их рисовал. Это было просто.
Как сказано в Библии (Бытие 3:19), “В поте лица твоего будешь есть хлеб твой, доколе не возвратишься в землю ибо ты взят из нее; ибо ты прах и в прах возвратишься”…
Жанровые работы Милле впечатлили многих прогрессивных художников и задали направление, которое позже нашло свое развитие в таких работах, как: Скребки для полов (1875) Гюстава Кайботта; Дорожные мастера на Бернской улице (1878 г.) Эдуард Мане; Женщина, расчесывающая волосы (1887-90) Дега и Игроки в карты (1892-6) Сезанна.
Объяснение других картин французского жанра XIX века
• Женщины в саду (1866-7) Моне. Музей Орсе.
• Балкон (1868) Эдуарда Мане. Музей Орсе.
• Абсент (1876 г.) Эдгара Дега. Музей Орсе.
• Путь, ведущий через высокую траву (1877) Огюста Ренуара. Музей Орсе.
• Купальщицы в Аньере (1883-4) Жорж Сёра. Национальная галерея, Лондон.
Для интерпретации других картин XIX и XX веков см.: Анализ современной живописи (1800-2000 гг.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?