Механик, Фернан Леже:
Анализ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Анализ картины «Механик» Фернана Леже Описание
Название: «Механик» (1920) Художник: Фернан Леже (1881–1955) Техника: Масляная живопись на холсте Жанр: Модернистская фигуративная живопись Направление: Тубизм Местонахождение: Национальная галерея Канады, Оттава
Для интерпретации других картин 19-го и 20-го веков см.: Анализ современных картин (1800–2000).
ОЦЕНКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ Для анализа работ художников-модернистов, таких как Фернан Леже, см.: Как оценить живопись.
Предыстория
Фернан Леже – значимая фигура во французской живописи 20-го века, один из ключевых художников-кубистов после трио Жоржа Брака (1882–1963), Пабло Пикассо (1881–1973) и Хуана Гриса (1887–1927), а также активный член группы кубистов «Секция Ор» (Section d’Or, 1912–14). Однако эстетика Леже – возможно, под влиянием Поля Сезанна – отличалась от мейнстрим-кубизма тем, что сохраняла трехмерность, объемную форму и пространство картины, которые в значительной степени были отвергнуты Браком и Пикассо. Хотя он сам также ненадолго увлекся монохромной абстрактной живописью (1910–14), его предпочтение цилиндрических форм, а также использование машиноподобных элементов и мотивов отдалило его от интеллектуализма аналитического кубизма и сблизили с футуризмом – итальянским движением, которое разделяло его оптимизм относительно социально полезной силы научного прогресса и «машины». Эти характеристики побудили искусствоведа Луи Вокселла (1870–1943) – человека, который придумал термины «кубизм» и «фовизм», – назвать стиль Леже «тумизмом». Самые известные тубистские картины Леже включают: Нудисты в лесу (1909–10, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), Контраст форм (1913, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк) и Солдаты в карты (1917, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
Кроме экспериментов с кубизмом, Леже впоследствии адаптировал свой тубистский стиль как часть неоклассического возрождения фигуративной живописи. См., например, такие работы, как Три женщины (Большой завтрак) (1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк); Нудисты на красном фоне (1923, Художественный музей Базеля); и Две сестры (1935, Галерея картин SMPK, Берлин).
Эта картина появилась благодаря двум основным факторам. Во-первых, служба Леже в качестве носильщика раненых во французской армии во время Первой мировой войны вдохновила его на создание вида искусства, которое было бы доступно для всех социальных классов. Во-вторых, его увлечение миром машин. Даже во время войны, когда он был отравлен газом под Верденом, он был поражен работой стальных орудий полевой пушки образца 1906 года (75 мм). Проще говоря, Леже надеялся создать вид современного искусства, который бы запечатлел машинную динамику современной жизни и вдохновлял публику. Таким образом, освободившись от войны и в ответ на неоклассическое возрождение, он отошел от абстракции к виду репрезентативного искусства, изображающего рабочих фабрик, буксировщиков барж и других городских жителей, такие как Город (1919, Музей Филадельфии), и «Механик». Это не означает, что он полностью отказался от кубистской манеры – его дальнейшая деконструкция объектов на их фундаментальные части исключала это – но использование цилиндрических и сферических форм, артикуляция пространства и включение индустриальных и фабричных мотивов больше соотносились с футуризмом, чем с кубизмом.
Механик изображает рабочего на фоне полуабстрактного промышленного пейзажа из заводских труб и железнодорожных путей. Но этот монументальный «машина-человек» – по сути символ будущего – не представлен как безликий, трудолюбивый муравей, работающий в шумной фабрике, окруженный маслянистыми механизмами. Напротив, это идеализированное изображение «нового рабочего» – будущего бенефициара прогресса – курящего сигарету и созерцающего окрестности во время перерыва на отдых. Его индивидуальность подчеркивается добавлением усов, татуировки и колец. Ухоженная прическа, мускулистые руки и непринужденная поза отражают его очевидную уверенность в себе и иллюстрируют видение художника об индустриальном обществе, которое возвышает и прославляет рабочего человека, а не унижает или дегуманизирует его.
Классический «призыв к порядку» во Франции
Классический «призыв к порядку», получивший импульс во время Первой мировой войны во Франции и Италии и быстро распространившийся после перемирия, привел к появлению различных фигуративных стилей. Для другого стиля, отличного от Фернана Леже – стиля, более близкого к искусству классической античности – см.: Неоклассические картины Пикассо (ок. 1906–30).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?