Олимпия (1863), Эдуард Мане:
Анализ читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Олимпия (1863), Эдуар Мане: Анализ Описание
Название: Олимпия (1863) Художник: Эдуар Мане (1832–83) Средство: Масляная краска по холсту Тип: Жанровая живопись Направление: Реалистическая живопись Местонахождение: Музей Орсея
Для интерпретации других картин 19-го и 20-го веков, см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ Для анализа картин художников-реалистов, таких как Мане, см.: Как понимать живопись.
Предыстория
Эдуар Мане долгое время рассматривается как пионер современного искусства и крупный вкладчик в модернизацию французской живописи в период 1863–83 гг. Его авангардное искусство было источником вдохновения для художников-импрессионистов, которые, в свою очередь, повлияли на его манеру письма и цветовую палитру. Однако он избегал участия в выставках импрессионистов в Париже и оставался консерватором в душе, предпочитая оказывать радикальное влияние внутри художественного истеблишмента и добиваться признания в контексте Французской академии и ее официального Салона. Он был большим поклонником венецианской живописи, особенно творчества Джорджоне и Титана, а также художников из школы испанской живописи, в частности Веласкеса и Гойи. До своего увлечения импрессионизмом Мане использовал реалистический стиль в своих первых двух шедеврах – «Обед на траве» (1863) и «Олимпия» (1863). В 1863 году жюри Салона отклонил «Обед на траве» вместе с еще 2800 работами, что вызвало такой переполох, что император Наполеон III организовал новую выставку – так называемый Салон отверженных (Выставка отклоненных работ) – чтобы позволить публике судить их самостоятельно. Для получения дополнительной исторической справки, см.: Реализм и импрессионизм (ок. 1830–1900 гг.).
Картина Мане изображает обнаженную женщину («Олимпия»), уверенно возлежащую на кровати, одетую лишь в черный бант на шее, золотой браслет на запястье, туфли Людовика XV на ногах и шелковый цветок в волосах – все это символы богатства и чувственности. У подножия кровати находится черная кошка, а негритянка изображена приносящей ей букет цветов. Олимпией послужила модель Викторин Мерант, одна из любимых моделей Мане, которая также появляется в качестве обнаженной женщины в «Обеде на траве», а негритянка была срисована с девушки по имени Лор. Но самой поразительной особенностью картины – тем, что определяет ее как революционное произведение искусства – является совершенно современный контекст. Поскольку Олимпия — это не классическая богиня или мифологима нимфа из страниц Овидия — Олимпия — парижская проститутка 19-го века. Еще более шокирующим является выражение на ее лице. Она смотрит на зрителя прямым, почти конфронтационным взглядом, как будто помещая зрителя в роль своего клиента. Безусловно, художники создавали женские обнаженные тела на протяжении веков: греческая скульптура состояла практически только из них, а итальянский Ренессанс считал человеческое тело высшим предметом. Но обнаженность была приемлема лишь при достаточно возвышенном контексте. А куртизанка, лежащая обнаженной на кровати, имела холодную и прозаическую реальность по-настоящему низменной темы.
Работа была представлена на Салон 1865 года и, к удивлению, несмотря на свое шокирующее содержание, была принята для участия в выставке. Возможно, жюри Академии опасалось еще одного Салона отверженных, если бы она была отклонена. В любом случае, картина была выставлена общему просмотру и, как можно было предсказать, вызвала переполох, получив быстрое прозвище «Венера с кошкой», «Одалиска с желтым животом», «Женская горилла» и другие уничижительные названия. Обеспокоенные судьи поместили картину на верхнюю линию картин, чтобы ее было труднее увидеть.
Интересно, что Мане хранил этот холст до своей смерти и считал его своим шедевром. В 1889 году, через шесть лет после его смерти, он был предложен французской нации по публичной подписке, организованной по инициативе Клода Моне, ценой 19 415 франков. Он стал частью коллекции Люксембурга в 1890 году, прежде чем был переведен в 1907 году в Лувр, где он был повешен напротив «Большой одалиске» (1814) Ж.-А.Д. Ингреса в зале Генерального совета.
Для других фигуративных картин Мане, см.: Портрет Эмиля Золы (1868); «Балкон» (1868) и «Портрет Берты Моризо» (1872).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?