Парижская улица, дождливый день, Гюстав Кайботт:
анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Парижская улица в дождливый день, Гюстав Кайботт: Анализ Описание
Название: Парижская улица в дождливый день (1877) Французский: Rue de Paris, temps de pluie (La Place de l’Europe, temps de pluie) Художник: Гюстав Кайботт (1848-94) Средство: Масляная живопись на холсте Тип: Жанровая живопись Направление: Импрессионизм Местонахождение: Институт искусств Чикаго
Для интерпретации других картин 19-го и 20-го веков, см.: Анализ современной живописи (1800-2000).
Предыстория
Вдохновленный традициями академического искусства, продвигаемого Эколь де Боз-Ар, где он учился у Леона Бонна (1833-1922), Гюстав Кайботт принадлежал к реалистичному крылу импрессионистского движения. Таким образом, его больше привлекали стиль Манэ (1830-83) и Дюга (1834-1917), чем Моне, Ренуара или Писсарро. Его реалистичная живопись дала ему естественное чувство современного искусства, особенно поскольку, как и его предшественники Жан-Франсуа Милле (1814-75) и Гюстав Курбе (1819-77), он стремился изображать мир таким, какой он есть, а не каким он должен быть. Однако стоит отметить, что его стиль мог значительно варьироваться. Так, такие работы, как Площадь Сен-Огюстен, туманная погода (1878, частная коллекция), гораздо более импрессионистичны, чем Молодой человек у окна (1875, частная коллекция) или Подметатели пола (1875, Музей Орсе). Кроме создания ряда выдающихся современных картин, богатый Кайботт также выступал в роли неофициального покровителя своих коллег-художников, покупая большое количество импрессионистских картин и оказывая денежную помощь нуждающимся. Среди приобретенных им произведений были: Балкон (1868-9) Манэ; Танец в Мулен де ла Галетт (1876) и Качели (1876) Ренуара; Красные крыши (1877) и Овощной сад с цветущими деревьями, весна, Понтуаз (1877) Писсарро.
ВНИМАНИЕ: Для полного понимания истории импрессионизма и небольшой группы парижских художников, создавших его, см. нашу серию из 10 частей, начиная с: Импрессионизм: происхождение и влияние.
В этом шедевре Кайботт придает обычному для импрессионистов повседневному сюжету необычную монументальность и композиционную виртуозность – в данном случае, смелым новым бульварам, проложенным бароном Османом (1809-91), которые преобразили парижский пейзаж. Эффект одновременно реален и вымышлен, непринужден и хореографичен. Его отстраненные фигуры отражают анонимность, порождаемую бульварами, в то время как выбранная панорама подчеркивает огромный масштаб архитектурного развития, которое превосходит окружающие его человеческие фигуры. Многие из этих фигур кажутся изолированными и погруженными в свои мысли, с опущенными головами, словно они спешат куда-то, а не прогуливаются. Обрезанный вид картины и фотореалистический эффект добавляют ей современности. Следует также отметить, что, хотя она ассоциируется со школой импрессионизма, Парижская улица в дождливый день характеризуется большей реалистичностью и использованием линий, чем обычно свободная манера письма импрессионистов. Для получения дополнительной информации см.: Характеристики импрессионизма (1870-1930) и Реализм к импрессионизму (1830-1900).
На картине изображено несколько пешеходов на Площади Дюблин, увиденной с восточной стороны улицы Туррен, глядящей на север в направлении пересечения улиц Москоу (слева), Клапейрон (в центре) и Сен-Петерсбург, которые пересекают слева направо. Планировка дорог и зданий позволяет Кайботту использовать перспективу двух точек схода. Судя по свету, действие происходит зимой во второй половине дня. Главный фокус композиции – супружеская пара с зонтом, одетые в последнюю парижскую моду. Она носит пальто с меховой подкладкой, шляпу и вуаль; он носит цилиндр, фрак с поднятым воротником, бабочку и жилет. На заднем плане видны пешеходы из буржуазного и рабочего класса. Кроме внушительной архитектуры зданий, еще одной определяющей особенностью картины являются зонты, которые держат многие люди на улицах. По мнению некоторых художественных критиков, эти зонты защищают их владельцев не только от дождя, но и от других прохожих.
Как и его коллега-импрессионист Дюга, Кайботт был сильно подвержен влиянию нового искусства фотографии, что очевидно из того, как картина обрезана, создавая впечатление, будто художник сделал снимок людей, занятых своими повседневными делами. Фактически, как и Дюга, Кайботт проводил много времени, тщательно располагая свои фигуры на картине. Сама картина разделена на две половины горизонтально: фонарем; и вертикально зданиями над и мостовой улицей внизу.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?