Пасифа, Джексон Поллок:
анализ, интерпретация читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Пасифаэ, Джексон Поллок: Анализ, Интерпретация Описание
Название: Пасифаэ (1943) Художник: Джексон Поллок (1912-56) Материал: Масло на холсте Жанр: Абстрактное искусство Направление/Стиль: Живопись абстрактного экспрессионизма Местонахождение: Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк
Для интерпретации других картин 19-го и 20-го веков см.: Анализ современных картин (1800-2000).
ОЦЕНКА ИСКУССТВА Для понимания работ художников 20-го века, таких как Джексон Поллок, см.: Как оценить картины.
До 1940 года американское искусство отражало текущие стили европейских художественных направлений. В 1940-х годах ситуация начала меняться, когда такие художники, как Джексон Поллок, успешно бросили вызов доминированию европейских школ и разработали принципиально новый тип современного искусства. Наиболее прогрессивная группа американских художников называлась Нью-йоркской школой, поскольку большинство из них работали в городе. Именно эти художники - включая Виллема де Кунинга (1904-97), Марка Ротко (1903-70) и Поллока, а также европейских эмигрантов, таких как Ганса Хофмана (1880-1966) - разработали общее направление, известное как абстрактный экспрессионизм, а также живопись действия (Поллок), жестикулятивную живопись (де Кунинг) и живопись цветового поля (Ротко).
Однако независимость была достигнута не без борьбы. Для Поллока и его поколения кубизм и сюрреализм были самыми важными из европейских направлений в искусстве, и многие работы Поллока 1942-1946 годов являются продуктами этих двух влияний. Планарный каркас кубистской композиции предоставил ему прочную основу для живописи, а в искажениях позднего кубизма Пикассо он нашел модель для своих фигур. Если кубизм вдохновил внешний вид абстрактных картин Поллока, то сюрреализм обеспечил содержание.
Сюрреалисты, многие из которых были беженцами из Европы, жившими в Нью-Йорке во время войны, принесли с собой интерес к примитивным и архетипическим темам, а также технику автоматизма, в которой художник, отказываясь от сознательного контроля над карандашом или кистью, создает штрихи, которые могут вызывать визуальные или концептуальные ассоциации.
Пасифаэ была завершена в 1943 году, вскоре после первой персональной выставки Поллока в галерее Art of This Century, принадлежащей Пэгги Гуггенхайм. Это самая большая из его мифологических картин середины 1940-х годов.
Через ритмичные узоры переплетенных мазков кисти в Пасифаэ видна прочная композиционная структура работы. Простая геометрическая основа картины состоит из вертикальных блоков, занимающих каждый конец холста и удерживающих горизонтальные полосы между ними. Эти формы, в свою очередь, разбиты на более мелкие резкие формы и комплекс автоматических штрихов. Во фланк стоящих фигурах можно увидеть тотемные фигуры, напоминающие своими фронтальными позами и схематической анатомией племенные резьбы. Между этими фигурами, в центре картины, находится активное и мускулистое существо, заключенное в овальную форму.
Поллок начал Пасифаэ, слегка нарисовав контуры фигур, а затем наносил цвет тонкими слоями, постепенно переходя к более толстым, непрозрачным слоям краски. Затем были введены драматические линейные акценты - сначала вокруг контуров цветных пятен, а затем пересекающие эти формы для установления независимых ритмов. Чтобы контролировать этот импульс и восстановить порядок, Поллок впоследствии закрашивал части картины - особенно заметно серое перекрытие в верхней части холста. Он наносил каждый слой краски непосредственно и с возрастающей энергией, используя не только кисть, но и мастихин и краску, отжимаемую прямо из тюбика, чтобы оживить и усилить драматизм своей работы.
Борющееся белое и охристое существо служит метафорой сексуального или насильственного напряжения между противостоящими фигурами, позы и расположение которых указывают на ритуал из мифического прошлого. Для Поллока ссылки на мифы никогда не являются поводом для иллюстрации конкретного события. Его отношение к мифологии - отношение, разделяемое его современниками - заключалось в том, что мифы воплощали универсальные человеческие истины в символической форме.
Название картины является отсылкой к греческой мифологии. Пасифаэ была женой Миноса, царя Крита, который навлег на себя гнев богов, отказавшись принести белого быка в жертву. В качестве наказания Пасифаэ стала влюблена в зверя, и в результате союза появился минотавр - чудовище наполовину человек и наполовину бык. Общепринято считать, что первоначальное название этой картины было Моби Дик, и только позже, не меняя картину, Поллок изменил название на Пасифаэ. Новое название было предложено Джеймсом Джонсоном Свини, тогда куратором Музея современного искусства. Поначалу Поллок якобы ответил: Кто такая Пасифаэ?, но после того как ему рассказали историю о происхождении минотавра (существа, которое Пикассо и сюрреалисты часто использовали для символизации противоречивых аспектов человеческой психики), он переименовал свою работу.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?