Портрет Берты Моризо, Эдуард Мане:
Анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Портрет Берт Морисо, Эдуар Мане: Анализ Описание
Название: Портрет Берт Морисо (1872) Французский: Berthe Morisot au bouquet de violettes Художник: Эдуар Мане (1832-83) Материал: Масляная живопись на холсте Тип: Портретное искусство Направление: Импрессионизм Местонахождение: Музей Орсе, Париж
Для интерпретации других картин 19-го и 20-го веков, см.: Анализ современных картин (1800-2000).
Предыстория
В своей относительно короткой, но насыщенной событиями карьере художник Эдуар Мане стремился примирить свое уважение к старым мастерам - в частности, к школе испанской живописи - с призывом Бодлера о создании искусства, отражающего современную жизнь. Удивительно, но сочетая лучшее из академического искусства с некоторыми характеристиками импрессионизма, ему удалось ввести в жизнь высоко инновационную форму современного искусства, оказавшую влияние на широкий круг его современников. Этот удачный сплав старого и нового ярко иллюстрируется его Портретом Берт Морисо, одним из лучших импрессионистских портретов французской школы, который занимает место рядом с возвышенным Портретом Исаака Левитана Валентина Серова (1893, Третьяковская галерея, Москва). Другие шедевры Мане включают: Обед на траве (1863), Олимпия (1863), Портрет Эмиля Золы (1868), Дорожники на улице Берне (1878) и Бар в Фоли-Бержере (1882).
ЗАМЕЧАНИЕ: Для полного понимания истории импрессионизма и группы молодых парижских художников, создавших его, см. нашу серию из 10 частей, начиная с: Импрессионизм: происхождение, влияние.
Эта картина (иногда известная как Берт Морисо в черном шляпе или Молодая женщина в черном шляпе) изображает Берт Морисо в траурном черном платье, держащую едва заметный букет фиалок. (Примечание: Мане также включил фиалки в свою Женщину с попугаем, 1866). Морисо - которую он встретил через Генри Фантин-Латур (1836-1904) - была одной из его любимых моделей, которую он знал с 1868 года и с которой делил тесную дружбу. Через два года после того, как она позировала для этого портрета, она вышла замуж за одного из его братьев. Эта картина была одной из четырех портретов, которые Мане написал Морисо, которого он также включил в свою жанровую картину Балкон (1868). Также см. его изображение Морисо в покое (1869-70, Музей штата Род-Айленд).
Мане особенно находился под влиянием испанских старых мастеров, таких как Веласкес (1599-1660) и Гойя (1746-1828) - чьи работы он копировал в Лувре и также видел лично во время учебной поездки в Испанию в 1865 году - оба из которых были виртуозными мастерами использования черных цветов и тонов. Пожалуй, не случайно поэтому он изображает Морисо в черном шляпе, черном платье и с черными глазами (на самом деле они были зелеными), чтобы подчеркнуть ее испанскую красоту - атрибут, который упоминался несколько раз после ее первого появления в работах Мане в 1869 году.
Черный костюм Берт Морисо и сложный головной убор, надетый ею высоко на голове, придают ей нечто общее с фигурой Гойи, а сплющение форм путем использования черного для создания двухмерного узора-подобного эффекта по обе стороны ее лица является японской конвенцией. Но над всеми этими отсылками возвышается лицо самой Берт, смотрящей прямо на зрителя, откровенно и с намеком на веселье. Ее голова выступает из плоскости черных окружающих областей, которые, в свою очередь, контрастируют со светлым, недифференцированным фоном.
Необычно для одного из портретов Мане, которые в основном характеризуются равномерным освещением, Морисо освещена с одной стороны. Однако это мало влияет на общий баланс. Доминирующим элементом композиции являются ее выразительные глаза. Они не только придают характер ее лицу, но и притягивают взгляд зрителя в композицию.
Мане восхищался живописью Берт Морисо и поддерживал с ней тесную, хотя иногда и бурные дружеские отношения. Женитьба мадам Морисо на брате Мане, Эжена, обсуждалась примерно в это время. Мадам Морисо не была в восторге от предполагаемого брака, считая Эжена на три четверти сумасшедшим, но полагала, что лучше выйти замуж и сделать некоторые жертвы, чем оставаться в положении, которое на самом деле не является ничем. Берт покорилась и вышла замуж за Эжена Мане в декабре 1874 года.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?