Спящая цыганка, Анри Руссо:
Анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Спящая цыганка, Анри Руссо: Анализ Описание
Название: Спящая цыганка (La Bohemienne endormie) (1897) Художник: Анри Руссо (1844-1910) Среда: Масляная живопись на холсте Жанр: Жанровая живопись Направление: Искусство Брут Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк
Для интерпретации других картин 19-го и 20-го веков, см.: Анализ современных картин (1800-2000).
Предыстория
Анри Руссо, известный как Le Douanier (Таможенник) после своей карьеры сборщика пошлин для города Париж, является самым известным представителем Искусства аутсайдера, то есть живописи, созданной вне устоявшегося художественного мира. Он начал самостоятельно изучать живопись в возрасте 40 лет. Через два года он стал постоянным участником ежегодного Салон Независимых в Париже, и в возрасте 49 лет вышел на пенсию, чтобы стать профессиональным художником. Невинный и неискушенный, Руссо разработал свой уникальный стиль современного искусства - сюрреалистическое сочетание примитивизма и чистой фантазии - наиболее известный своими вымышленными сценами джунглей, такими как Мечта (1910, MoMA) и Колдуншам (1907, Музей Орсея, Париж). Не подверженный влиянию других художников и не имеющий знаний о перспективе или анатомии, примитивизм Руссо характеризовался яркими цветами, большим вниманием к деталям, прекрасным воображением и свежестью, независимо от размера и детализации холста. Теперь считается художником значительных, хотя и неравномерных достижений, он был способен создавать картины с большим юмором, а также духовной красотой. Открытый примерно в 1906 году немецким коллекционером произведений искусства Вильгельмом Удде (1874-1947), он был высоко оценен Гийомом Аполлинером (1880-1918) и рядом современных художников, включая Пабло Пикассо (1881-1973) и Роберта Деланея (1885-1941) - чья мать заказала Руссо написать Колдунью - хотя в конечном итоге он умер в бедности.
На картине изображена бродячая чернокожая женщина, которая спит под лунным звездным небом. Рядом с ней ее мандарин и кувшин с водой. Пока она лежит там, лев (который, вероятно, по запаху выследил ее) кажется наблюдающим за ней без очевидных хищнических намерений. Бледный цвет лунного света контрастирует с разноцветным полосатым костюмом и одеялом женщины, что добавляет сюрреалистической сказочной атмосферы сцене.
Обычно такую картину автоматически приписывали бы символизму в живописи, но Руссо был слишком несложным и отстраненным от художественной теории, чтобы ассоциироваться с каким-либо направлением. Он интересовался только созданием декоративных, эскапистских картин, которые он прорабатывал очень медленно, используя многочисленные слои краски. Многие из его образов он брал из популярных журналов, смешивая разные среды обитания и культуры, и не проявлял желания изучать тонкости анатомии, пропорций или перспективы. В данном случае лев подозрительно похож на овцу; тело женщины наклонено вперед в неестественной позе, как будто оно видно сверху; а мандарин цыганки контрастирует с ее восточным полосатым костюмом.
Но искусство аутсайдера полностью не связано с культурными нормами, которые, следовательно, не должны к нему применяться. Вместо этого Спящая цыганка должна рассматриваться просто как поэтический, сказочный образ - который, интересно, (как и все работы Руссо) прекрасно закончен, краска оставлена идеально гладкой и объединена верхним слоем лака, в лучших традициях Французской академии!
Тем не менее, нельзя не восхищаться воображением этого самопровозглашенного воскресного художника, не в последнюю очередь потому, что сглаженные формы, декоративные цвета и использование мандарина в Спящей цыганке очень напоминают стиль синтетического кубизма, который вошел в моду на 20 лет позже. Кроме того, странное собрание и сопоставление цыганки, восточного костюма, льва, мандарина и лунного света является прекрасным примером сюрреализма, независимо от того, было ли это так задумано.
Кроме того, очевидно, что - в своем эскапизме, вдохновении из снов, его сокращении картины до декоративной поверхности - Руссо связан с идиомом Поля Гогена (1848-1903).
Картина была впервые показана на 13-й Салоне Независимых, после чего она была куплена парижским торговцем углем, в чьей коллекции она оставалась до 1924 года, когда ее открыл арт-критик Луи Воксельс (1870-1943). Воксельс был знаком с работами Руссо с Салона Осени 1905 года, когда большая картина Руссо с изображением джунглей была выставлена рядом со знаменитой работой Матисса Женщина в шляпе, что, как говорят, побудило критика окрестить группу Матисса Les Fauves (дикие звери).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?