Качели (Баланкуар), Ренуар:
Анализ картины читать ~3 мин.
«Качели» («Балансуар») Пьера-Огюста Ренуара. Одна из величайших картин XIX века.
Описание
Название: Качели (La Balançoire) (1876)
Художник: Пьер-Огюст Ренуар (фр. Pierre-Auguste Renoir; 1841–1919)
Материал: Масло на холсте
Жанр: Жанровая живопись
Направление: Импрессионизм
Местонахождение: Музей Орсе, Париж.
Для интерпретации других картин XIX и XX веков см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
История создания
Будучи одним из ведущих художников-импрессионистов, Ренуар создал некоторые из величайших жанровых картин XIX века. Кроме «Качелей», к его шедеврам относятся «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876, Музей Орсе) и «Завтрак гребцов» (1880–1881, Коллекция Филлипса, Вашингтон). Он также написал выдающиеся импрессионистские пейзажи, такие как «Тропинка в высокой траве» (1877, Музей Орсе), и знаменитые портреты, в том числе «Портрет мадам Шарпантье с детьми» (1878, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
ПРИМЕЧАНИЕ. Полную историю импрессионизма и группы художников, стоявших у его истоков, смотрите в нашей серии материалов, начиная со статьи: Импрессионизм: истоки и влияния.
Ренуар написал «Качели» и «Бал в Мулен де ла Галетт» летом 1876 года в своей студии на Монмартре, по адресу улица Корто, 12. Художник работал над «Качелями» по утрам, а над «Балом» — во второй половине дня. Сценой для обеих картин послужил большой тенистый сад. Сегодня эти сады и прилегающие здания сохранились как Музей Монмартра. Моделями для «Качелей» стали брат Ренуара Эдмонд, художник Норбер Гёнётт и Жанна Самари — любимая модель Ренуара. Её сестра Эстель позировала для «Бала в Мулен де ла Галетт» (фигура в сине-розовом полосатом платье).
Ренуар был художником-оптимистом. Жизнелюбие, нравственное здоровье и жизнерадостность являлись основными чертами его характера, что нашло прямое отражение в его полотнах. Журналист и искусствовед Октав Мирбо (1848–1917) сказал о нём: “Ренуар, пожалуй, первый великий художник, который никогда не писал грустных картин”. Молодые женщины, дети и цветы составляют основу его творчества. Каждая работа излучает свежесть и жизнерадостность. Даже его пейзажи разделяют это настроение: за редким исключением, он избегал мрачных и печальных зимних сцен. Сам Ренуар говорил: “Для меня картина должна быть приятной, весёлой и красивой, да, красивой! В жизни и без того хватает унылых вещей, чтобы мы создавали ещё и новые”.
Картина «Качели» свидетельствует об этой радости в живописи. На ней изображён прекрасный летний день. Молодой человек, стоящий спиной к зрителю, беседует с девушкой на качелях. За сценой наблюдают другой мужчина, прислонившийся к стволу дерева, и маленькая девочка. Ренуар запечатлел мимолётный момент разговора. Кажется, девушка смущена словами собеседника и отводит взгляд. На заднем плане, для баланса композиции и создания глубины, Ренуар разместил группу из пяти едва намеченных фигур.
Ключевая особенность «Качелей» — это мастерство Ренуара в передаче эффекта пятнистого солнечного света, пробивающегося сквозь листву деревьев. Как и в картинах «Бал в Мулен де ла Галетт» и «Обнажённая в солнечном свете» (1875, Музей Орсе), художник создаёт разноцветный узор из солнечных бликов и участков тени.
Обе работы, «Качели» и «Бал», были представлены на третьей выставке импрессионистов в 1877 году. Несмотря на негативную реакцию искусствоведов на новаторскую трактовку света, их приобрёл художник и коллекционер Гюстав Кайботт (1848–1894). По завещанию Кайботта после его смерти обе картины перешли в собственность государства.
Анализ других жанровых картин импрессионистов
Скачки перед трибунами (1866–1868) Эдгара Дега. Музей Орсе.
Воссоединение семьи (1867) Фредерика Базиля. Музей Орсе.
Балкон (1868) Эдуара Мане. Музей Орсе.
Мастерская Базиля (1870) Фредерика Базиля. Музей Орсе.
Колыбель (1873) Берты Моризо. Музей Орсе.
Паркетчики (1875) Гюстава Кайботта. Музей Орсе.
Парижская улица в дождливую погоду (1877) Гюстава Кайботта. Чикагский институт искусств.
- Импрессионизм
- Текучесть форм и мгновенное движение импрессионизма
- Репродукции картин известных живописцев: какие работы стоит иметь в своей гостиной
- Моё открытие изобразительного искусства XIX-XX веков
- Цветовая палитра, 17-18 век
- «Фантазии об изнасиловании» Маргарет Этвуд, краткое содержание
- В «Современнике» поздравили Галину Волчек праздничным «капустником»
- В репертуаре «Современника» вновь появится спектакль «Двое на качелях»
- Выставка произведений Елены Качелаевой. Сценография. Живопись. Графика. Плакат
- Музыка венского Концертхауса
- «Лили и Данкин» Донны Гепхарт, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?