Женщина, расчесывающая волосы, Эдгар Дега:
Анализ читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Женщина причесывает волосы, Эдгар Дега: Анализ Описание
Название: Женщина причесывает волосы (1887-90) Художник: Эдгар Дега (1834-1917) Среда: Пастель на бумаге на картоне Тип: Жанровая живопись Направление: Импрессионизм Местонахождение: Музей Орсе, Париж
Для интерпретации других картин 19-го и 20-го веков, см.: Анализ современной живописи (1800-2000).
Предыстория
Последняя из Импрессионистских выставок, прошедшая в 1886 году, стала поворотным моментом в карьере Эдгара Дега. Именно на этой выставке он представил серию новых импрессионистских картин, включая цикл женских обнаженных фигур, изображающих купание, мытье, сушку, одевание, причесывание или расчесывание волос. В этот цикл входили Молодая женщина, одевающаяся (1885, Национальная галерея искусств, Вашингтон) и В ванне (1886, Музей Орсе). Наряду с более броскими пастельными рисунками его балерин – см., например, Балетный класс (1871-4) – этот цикл несентиментальных и негламурных обнаженных фигур укрепляет репутацию Дега как величайшего представителя живописи фигуры 19 века.
ЗАМЕЧАНИЕ: Важные работы Дега включают: Семья Белли (1858-67), Скачки перед трибунами (1866-8), Абсент (1876), Портреты на бирже (1879) и Женщины гладят белье (1884).
Сюжет женщины, укладывающей волосы, является распространенным в творчестве Дега. Он предшествует серии «Женщины при туалете» и отличается большей реалистичностью. Здесь центром внимания является замечательная диагональная плоскость, образованная длинными волосами красновато-блондного цвета. Этот оттенок «огненной шатины» был утончением моды того времени. Героини Эмиля (1822-96) и Жюля (1830-70) де Гонкур, Ги де Мопассана (1850-93) и Эмиля Золя (1840-1902) имели волосы такого цвета. Дега сам был особенно чувствителен к красоте волос. В письме своему другу Руару (1883 г.) он описывает волосы красивой венецианской женщины давних времен. Этот же великолепный цвет можно найти на портрете знаменитой венецианской красавицы, написанном Тицианом (Дама при туалете, в Лувре).
Что касается лица женщины, то его почти не видно. Оно было лишено интереса для Дега, который не был заинтересован в личностях. Он лишь указывает на ухо или нос, остальное скрыто волосами. Жест руки во время расчесывания, извивающаяся волна волос, когда они «текут», — вот те мотивы, которые привлекли его внимание и которые он поспешил запечатлеть в пастели.
В 1886 году на восьмой и последней импрессионистской выставке Дега представил десять таких женских обнаженных фигур, каждая из которых изображала женщину, полностью погруженную в мытье или уход за собой. Его вторжение в их гардероб было направлено на то, чтобы запечатлеть позы тела во всем его разнообразии. Как объяснил сам Дега: «Это человеческое животное, занятое само собой, как кошка вылизывает себя. До сих пор обнаженная всегда показывалась в позах, предполагающих наличие публики. Мои женщины — простые и честные создания, и они обеспокоены только своей физической деятельностью». Несмотря на банальность моделей и их обыденные занятия в ванной, Дега удается наделить их достоинством и солидностью, сопоставимыми с классицизмом древней античности и эстетикой Итальянского Возрождения.
Дега снова и снова возвращался к своим любимым женским позам, постоянно экспериментируя с новыми методами. Однако со временем — хотя он все еще был сосредоточен на морфологии своих моделей — он терял интерес к строгой анатомической точности и больше заботился о выражении эмоций и чувств. В свой поздний период он добавлял дополнительную энергию своим композициям с банями с помощью штрихов угольным карандашом. А по мере ухудшения зрения он все чаще полагался на пастельные рисунки (как его обнаженных, так и балерин), чтобы передать богатую яркость их цветов, а не достоверность изображаемой сцены.
ЗАМЕЧАНИЕ: Чтобы узнать полную историю французского импрессионизма и группы молодых художников, создавших его, см. нашу серию из 10 частей, начиная с: Импрессионизм: Происхождение, Влияние.
Другие ванные обнаженные фигуры Дега
Его самые известные шедевры женщин в ванной комнате — которые в целом входят в число величайших жанровых картин современной эпохи — включают следующее:
- Женщина, приседающая спиной (1879) Музей Орсе, Париж. - Коленопреклоненная женщина (1884) Пушкинский музей изобразительных искусств, Москва. - La Toilette (1884-6) Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. - Женщина в ванне, растирающая ногу губкой (1885) Музей Орсе, Париж. - Завтрак после ванны (1885) Художественный музей Колумбуса. - Молодая женщина, одевающаяся (1885) Национальная галерея искусств, Вашингтон. - После ванны, женщина вытирает ноги (1886) Музей Орсе, Париж. - Ванна (1886) Музей Орсе. - Женщина в ванне (1886) Музей Хиллстед, Фармингтон, штат Коннектикут. - После ванны, женщина вытирает себя (1887) Художественный музей Гонолулу. - Вылезая из ванны (1890-5) Национальная галерея, Лондон. - Женщина принимает ванну (1892) Музей Орсе, Париж. - Женщина моет (1906) Музей Сумая, Мехико.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?