Анри Картье-Брессон:
французский художественный фотограф читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Энри Картье-Брессон: Французский Художник-Фотограф Фотография Картье-Брессона
Один из величайших фотографов уличной фотографии, французский художник-фотограф Энри Картье-Брессон находился под влиянием изобразительного искусства (кубизм) – литературы (сюрреализм) и философии (дзэн). Считаясь отцом современной художественной фотожурналистики – наиболее драматичной формы уличной фотографии – он был одним из первых, кто использовал формат 35 мм и признанным мастером уличной фотографии во всем мире. Ни один фотограф не сосредотачивался больше на эстетике фотографии, чем Картье-Брессон; ни у кого из других фотографов не было такой безошибочной способности запечатлеть «решающий момент» – мимолетный миг, когда все движущиеся элементы изображения находятся в гармонии. Среди его самых известных работ — фотография в стиле сюрреализма За вокзалом Сен-Лазар, Париж (1932, серебряная печать, Музей современного искусства, Нью-Йорк), и основополагающая фотокнига под названием Решающий момент (1952), чей обложка была разработана Энри Матиссом (1869–1954).
См. также биографические данные о фотографах XIX века.
Биография
Сын богатой семьи. Отец — производитель текстиля. С ранних лет проявляет интерес к искусству и литературе. Обучение в Ecole Fenelon и Lycee Condorcet. Занимается живописью под влиянием кубизма Пикассо и Брака. В 1927–1928 годах проходит обучение у Андре Лхота, которого Картье-Брессон называл своим учителем фотографии «без камеры». В это время Картье-Брессон знакомится с ведущими художниками-сюрреалистами в кафе Cyrano на площади Бланш. (Подход сюрреалистов к фотографии основывался на контрасте между обыденным и необычным. Считалось, что когда обычная фотография вырывается из своего нормального контекста, она может содержать множество непреднамеренных и неожиданных смыслов.) Картье-Брессон растет в этой интеллектуальной среде. В 1928–1929 годах учится в Кембридже (литература и живопись). В 1930 году проходит военную службу. В 1931 году посещает Африку (Кот-д’Ивуар). Затем начинает заниматься фотографией (немало благодаря фотографии Мартина Мункачи (1896–1963), под названием Негритянские мальчики у озера Танганьика, 1930).
Приобретает свою первую Leica. В 1933 году проходит первая выставка его работ, явно вдохновленных сюрреализмом в галерее Жюльена Леви. В 1934 году Картье-Брессон знакомится с молодым польским фотографом Давидом Шымином. Благодаря Шымину Картье-Брессон знакомится с венгерским фотографом Робертом Капа (1913–54), который советует ему стать фотожурналистом, а не придерживаться сюрреализма. В 1934–1935 годах участвует в этнографической экспедиции в Мексике. В 1935 году проводит год в Нью-Йорке. Проходит обучение кинопроизводству у Пола Странда (1890–1976). С 1936 по 1939 год работает с режиссером Жан Реноа (La Vie est a Nous, La Regie du Jeu). С 1940 по 1943 год — военнопленный в Германии. Побег и сопротивление. В 1945 году снимает документальный фильм Le Retour. В 1946 году («посмертно») проходит персональная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, что знаменует начало его международной репутации. В 1947 году становится одним из основателей Magnum.
Как и Уолкер Эванс (1903–75), Картье-Брессон проявлял известное пренебрежение к техническим аспектам фотообработки. Для него фотография была похожа на «мгновенный рисунок», и технологии интересовали его только в том, чтобы позволить ему выразить то, что он видел. См. также его старшего современника Доротею Ланге (1895–1965).
Для получения дополнительной информации о ранних изобретениях, на которых базировалось искусство фотографии Картье-Брессона, см.: История фотографии (1800–1900). Для другого стиля фотографического искусства 1930-х годов обратите внимание на работы венгерского фотографа Брассаи (Дьюла Халаш) (1899–1984).
Картье-Брессон более 30 лет работает по заказам журналов Life и других изданий, освещая горячие точки и делая портреты политиков, государственных деятелей, художников и других известных людей. С 1948 по 1959 год — Индия, Бирма, Пакистан, Китай, Индонезия. В 1954 году — Советский Союз. С 1958 по 1959 год — Китай. В 1960 году — Куба, Мексика, Канада. В 1965 году — Индия и Япония. В 1952 году публикует Images a la Sauvette («Решающий момент») – свою самую важную книгу с программным текстом. В 1970 году женится на Франк. С середины 1970-х годов все больше возвращается к рисованию. Получает многочисленные награды, в том числе Kulturpreis от DGPh (Deutsche Gesellschaft fur Photographie: Немецкое фотографическое общество) в 1967 году. В мае 2003 года в Париже основана Фондация Энри Картье-Брессона.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?