История фотографии читать ~15 мин.
Фотография – один из новейших и наиболее интересных видов искусства, охватывающий все жанры (и даже больше). Его связь с реальностью породила новый набор эстетик, а также постоянные дебаты по вопросу: Является ли фотография искусством? В эволюции фотографии наиболее важным периодом, несомненно, был XIX век. Ниже приводится краткий обзор важнейших событий, произошедших в этот период. Подробнее о многих пионерах, участвовавших в этих событиях, см: Фотографы: 19 век. О фотохудожниках XX века см: Величайшие художественные фотографы (ок. 1880 г. и далее).
Камера-обскура
Если проделать крошечное отверстие в экране или шторе окна в затемнённой комнате, то на стене напротив появится перевёрнутое изображение сцены за окном.
Камера-обскура или тёмная комната, которая, как считается, была изобретена Баттистой делла Порта (1538-1615) и описана в 1558 году в его труде Magia Naturalis, теоретически была известна человеку уже сотни лет. Действительно, китайцы писали о нём уже в IV веке до н.э. Однако помимо китайцев камеру-обскуру описывали, в частности, арабский учёный Алхазан (956-1038), учёный и философ Роджер Бэкон в 1267 году и, как и следовало ожидать, Леонардо да Винчи, который дал её точное описание в XV веке.
До середины XVII века камера-обскура обычно занимала комнату в доме, но примерно к 1650 году появились её портативные версии меньшего размера.
К началу XIX века существовало три вида камер-обскура: Первая представляла собой вышеупомянутую затемнённую комнату, которая часто имела, в качестве дополнительного усовершенствования, объектив и зеркало, расположенные так, что изображение сцены снаружи выводилось на стол в комнате; другая разновидность представляла собой своего рода переносную палатку с объективом и зеркалом наверху, которые выводили изображение на горизонтальную поверхность, обычно – опять же – на стол внутри палатки; и последняя была переносной, хотя и довольно громоздкой коробкой камеры-обскуры, которая отражала изображение на полупрозрачную бумагу, то есть бумагу, которая становилась прозрачной путём пропитки её в белом масле.
Эти портативные камеры-обскуры использовались старыми мастерами в XVII, XVIII и XIX веках для помощи в рисовании перспективы и, конечно же, впоследствии стали незаменимым помощником для изобретателей фотографии, которые модифицировали камеру-обскуру, уменьшив её размеры, а сильфон, линзы и диафрагмы превратили в фотоаппарат.
Использование нитрата серебра
Одни из первых настоящих экспериментов и попыток создания фотографии были предприняты в конце XVIII века Томасом Веджвудом, сыном знаменитого гончара Джозайи Веджвуда. Веджвуд, известный сегодня не столько своей филантропической деятельностью, сколько как пионер фотографии, вместе с Хамфри Дэви делал отпечатки папоротников, кружев и других предметов, помещая их на белую бумагу или белую кожу, обрабатывая нитратом серебра, а затем подвергая воздействию прямых солнечных лучей.
В 1802 г. Веджвуд написал книгу «Описание метода копирования картин на стекле и создания профилей при помощи света на нитрате серебра» с примечаниями Дэви. Однако Веджвуду и Дэви так и не удалось найти способ фиксации изображения, хотя именно этим двум людям принадлежит заслуга первого соединения свойств света и нитрата серебра.
Гелиограф: первая фотография Жозефа Никифора Ньепса
Подстёгиваемый растущим спросом на фотографии, особенно портретные, был испробован целый ряд альтернатив: в 1796 г. была изобретена литография, возродилась гравюра на дереве, а в ответ на крики быстро растущего среднего класса, которому нужны были дешёвые портреты – портретное искусство ранее было уделом высших классов и дорогой роскошью, – стал популярен силуэт. В 1786 году Жиль Луи Кретьен изобрёл физионотрассу. Это была чрезвычайно сложная машина для изготовления силуэтов, которая, тем не менее, стала популярной, поскольку позволяла печатать силуэты красками, как гравюры на медной пластине.
Однако настоящий прорыв произошёл в 1826 году, когда Жозеф Никифор Ньепс на оловянной пластине после восьмичасовой выдержки сделал первую в мире фотографию – вид из чердачного окна своего дома под Грасом. Фотография началась. Фактически Ньепс использовал слово гелиограф для описания того, что он создал; слово «фотография» было придумано сэром Джоном Гершелем в 1839 году.
Ньепс, экспериментировавший с фотографическим процессом более десяти лет, с детства был увлечённым изобретателем. В 1807 г. он вместе со своим братом Клодом запатентовал пиреолофор – двигатель для приведения в движение лодки, который, по-видимому, был предан забвению; в 1813 г. последовали эксперименты с литографией, а в апреле 1816 г. – первые фотографические опыты.
Ньепс использовал иудейский битум, растворённый в лавандовом масле – веществе, которое затвердевает и становится нерастворимым при воздействии сильного света. Когда тонкий слой этой смеси наносился на оловянную пластину и подвергался воздействию солнечного света, получалось позитивное изображение.
Части, не подвергшиеся воздействию солнечного света, можно было смыть растворителем, состоящим из масла лаванды и скипидара. Используя сконструированную и изготовленную им самим камеру-обскуру , Ньепс смог сделать первую в мире фиксированную фотографию с натуры.
Развитие дагерротипа
Однако Ньепс был лишь одним из многих экспериментаторов в области фотографии, и в 1837 г. – в год вступления на престол королевы Виктории – Луи Дагер сделал первый успешный дагерротип. Дагер был сотрудником Ньепса до смерти последнего в 1833 году. Затем он продолжил работу в одиночку и обнародовал свой метод в 1839 году.
Метод Дагера заключался в сенсибилизации полированной медной пластины, покрытой серебром, парами йода, экспонировании её в камере, проявлении парами ртути и фиксации полученного изображения раствором поваренной соли. Вскоре после этого астроном Джон Гершель, которого также заинтересовало это новое явление, предложил использовать для фиксации изображения не соль, а «гипо» (тиосульфат натрия), и эта идея была вскоре принята.
Дальнейшее усовершенствование произошло в 1840 году, когда учёный Джон Годдард смог увеличить скорость изготовления пластин, используя для сенсибилизации не только пары йода, но и пары бромида. В последующие два года дагерротипист Антуан Клоде и физик Ипполит Физо внесли ещё несколько незначительных усовершенствований в процесс дагерротипии, но после 1841 года он остался, по сути, прежним.
Естественно, у первого дагерротипа были и недостатки: на цельной металлической пластине практически невозможно было сделать дополнительные копии, кроме того, изображение получалось «зеркальным», так что под некоторым углом его почти не было видно; но, пожалуй, важнее другое: из-за очень длительной выдержки, необходимой для создания дагерротипа – от 15 до 30 минут, – можно было запечатлеть только статичные сцены без фигур и движения. Если на снимке появлялись, например, часы, то часовая стрелка была бы видна, а минутная – нет! Кроме того, изготовление дагерротипов было настолько сложным процессом, что использовать его могли только высококвалифицированные профессиональные фотографы.
В дальнейшем были предприняты успешные попытки усовершенствовать дагерротипы. Были разработаны более совершенные объективы, а в 1840 году Йозеф Петцваль сконструировал двойной объектив. В том же году Джон Годдард сократил время экспозиции до одной минуты, что стало огромным шагом вперёд. Перевёрнутое изображение довольно легко исправлялось с помощью призмы перед объективом.
Первая калотипия Уильяма Фокса Тальбота
7 января 1839 года Фрэнсис Араго прочитал в парижской Академии наук предварительное сообщение о процессе, изобретённом Л.Ж.М. Дагером. Но в Лондоне, совершенно независимо от Франции, тоже происходили события, и 30 января того же года Королевское общество в Лондоне заслушало Майкла Фарадея, который описывал работу Уильяма Фокса Тальбота, важного участника викторианского искусства и одного из величайших фотохудожников XIX века.
Тальбот, повторив эксперименты Веджвуда и Дэви, нашёл способ частичной фиксации фотографического изображения путём купания его в крепком растворе йода с калием и в 1835 г. сумел получить фотографию. Негатив, хотя и сильно поблекший, до сих пор хранится в Музее науки в Лондоне.
Новый процесс Тальбота, который печатал не на металле, а на бумаге, был запатентован в 1841 году под названием калотипия. Основным преимуществом этого процесса перед дагерротипическим было то, что с одного негатива можно было сделать любое количество копий. Это было первое применение принципа негатива/позитива в современной фотографии.
В 1844 году Тальбот выпустил книгу «Карандаш природы», которая является одной из самых известных в мире фотоиллюстрированных книг. Внутри книги издатель счёл целесообразным вложить листок, на котором было написано следующее: “Пластины настоящей работы выполнены только под воздействием света, без какой-либо помощи карандаша художника”. Каждый экземпляр «Карандаша природы» содержал 34 калотипических оттиска. Это были кружева, папоротники, виды викторианской архитектуры и натюрморты. См. также: Искусство иллюстрации.
Наиболее известными фотографами, использовавшими процесс калотипии, были партнёры Дэвид Октавиус Хилл и Роберт Адамсон. Хилл был довольно бедным портретистом, и когда в 1843 году ему предложили изобразить съезд шотландских протестантов в Канонмилсе, он решил использовать фотоаппарат, чтобы помочь себе справиться с трудной задачей – изобразить почти пятьсот человек на холсте размером пять футов на двенадцать футов. С помощью Адамсона, который занимался технической стороной проекта, Хилл позировал своим посетителям, создавая портреты и жанровые сцены, которые не имеют себе равных в качестве образцов процесса калотипии. См: Является ли фотография искусством?
Несмотря на помощь фотографий, работа над портретом заняла более 23 лет, к тому времени Адамсон уже умер, а Хилл отошёл от фотографии. По иронии судьбы, известность Хиллу принесла не картина, а фотографии, которые он сделал для её исполнения.
Мокрая пластинка или коллодионный процесс
В Англии, как и во Франции, процессы, изобретения и усовершенствования следовали один за другим. В 1851 году Фредерик Скотт Арчер разработал мокрую пластину или коллодионный процесс. Арчер покрывал стеклянные негативные пластины солями серебра в коллодионе. После экспонирования, ещё в сыром состоянии, изображение проявлялось и использовалось для изготовления негатива.
Коллодионный процесс Арчера был успешным и постоянно использовался до 1871 года, когда его окончательно вытеснил процесс сухой пластины Мэддокса. Примерно до 1890 года большинство отпечатков, сделанных с коллодионных негативов, представляли собой альбуминовые отпечатки, названные так потому, что фотобумага сначала покрывалась альбумином, затем обрабатывалась солью и нитратом серебра и экспонировалась до появления изображения.
Удивительно, что, несмотря на громоздкое оборудование и ручную сноровку, которые требовались пользователям мокрой пластины, она использовалась энтузиастами в самых сложных условиях: от горных вершин и воздушных шаров до полей сражений в Крыму и во время Гражданской войны в США.
Амбротипия
Амбротипия, которую часто путают с дагерротипом, вероятно, из-за сходства крепления и корпуса, была разработана на основе процесса мокрой пластины. Амбротипы изготавливались путём обесцвечивания бликов на подготовленной мокрой пластине дихлоридом ртути и окрашивания её обратной стороны в чёрный цвет. Амбротипы обычно монтировались в небольшие футляры или медальоны, иногда – особенно в Америке – их вешали на стену.
Процесс изготовления мокрых пластин, требующий лишь короткого времени экспонирования – обычно менее минуты, – позволил создавать неограниченное количество копий и популяризировал дешёвую фотографию, как это не удавалось сделать ни одному предыдущему методу.
В 1857 году в Англию из Франции пришла carte-de-visite, и недорогие фотографии стоимостью в несколько шиллингов получили широкое распространение.
Процесс сухой пластинки
Следующий важный шаг вперёд был сделан в 1871 г., когда врач Ричард Мэддокс изобрёл в качестве замены коллодиона процесс сухой пластинки, в котором вместо коллодиона использовалась эмульсия чувствительных химических веществ в желатине. Готовые пластины можно было упаковывать и продавать, и фотограф окончательно освобождался от передвижной тёмной комнаты. Время экспозиции ещё более сократилось, и теперь фотоаппарат можно было держать в руках, а не устанавливать на штатив, и фотографировать движущиеся объекты. Появилась фотография в том виде, в каком мы её знаем сегодня.
Примечание: развитие фотографии в 1860-70-е годы оказало значительное влияние на художников-импрессионистов, работавших на открытом воздухе, которые смогли «запечатлеть» на фотоснимке преходящие эффекты света.
Фотография XX века
Фотоискусство в XX веке развивается благодаря фотожурналистике и модной фотографии, которые неразрывно связаны с медиа и цифровой коммуникацией. К ведущим специалистам первого жанра относятся: Роберт Капа, Ларри Берроуз, Дон Маккаллин, Джеймс Нахтвей и Стив Маккарри. Среди величайших фэшн-фотографов столетия – Сесил Битон, Алексей Бродович, Ирвинг Пенн, Ричард Аведон, Норман Паркинсон, Дэвид ЛаШапель и др.
В целом, к наиболее значимым художникам-камерщикам ХХ века, чьи фотографии были представлены в нескольких лучших галереях современного искусства, относятся следующие:
Ансель Адамс (1902-1984)
Известен своими пейзажными фотографиями американского Запада.
Диана Арбус (1923-1971)
Американский фотограф-документалист, снимающий маргинальные слои населения.
Эжен Атже (1857-1927)
Французский фотограф, известный своими архитектурными снимками Парижа. Один из основоположников документальной фотографии в городской среде.
Ричард Аведон (1923-2004)
Американский фэшн- и портретный фотограф.
Дэвид Бейли (р. 1938)
Икона 1960-х годов, известный своими модными и портретными фотографиями.
Сесил Битон (1904-1980)
Экстравагантный портретный и модный фотограф.
Бернд и Хилла Бехер (р. 1931/1934)
Немецкая пара, известная своими архитектурными фотографиями.
Билл Брандт (1904-1983)
Многогранный художник, работающий в области портретной, пейзажной, фигурной и документальной фотографии.
Брассай (1899-1984)
Венгерский художник, известный своими снимками Парижа 1930-х годов.
Ларри Берроуз (1926-1971)
Выдающийся британский военный фотограф.
Роберт Капа (1913-1954) (Эндре Эрно Фридман)
Всемирно известный фотожурналист, основатель компании Magnum.
Анри Картье-Брессон (1908-2004)
Пожалуй, самый выдающийся представитель уличной фотографии XX века.
Брюс Дэвидсон (р. 1933)
Наиболее известен документальными фотографиями о жизни банд в Бруклине и Гарлеме, а также о системе нью-йоркского метро.
Патрик Демаршелье (р. 1943)
Фэшн-фотограф топ-моделей мира.
Робер Дойсно (1912-1994)
Французский фотожурналист, известный своей фотографией целующейся пары в Париже.
Кен Домон (1909-1990)
Японский фотограф-документалист.
Роберт Франк (р. 1924)
Известен своей фундаментальной книгой 1958 г. «Американцы».
Уокер Эванс (1903-1975)
Американский художник-объективист, известный своими фотографиями времён Великой депрессии.
Нэн Голдин (р. 1953)
Известна своими фотосериями, посвящёнными жизни социально маргинализированных групп.
Андреас Гурски (р. 1955)
Немецкий фотограф-постмодернист, известный своими большими «архитектурными» фотографиями.
Рауль Хаусманн (1886-1971)
Берлинский дада-художник, гравёр, коллажист, известный своими фотомонтажами.
Джон Хартфилд (Хельмут Херцфельд) (1891-1968)
Немецкий дада-фотограф, известный своими фотомонтажами.
Льюис Хайн (1874-1940)
Фотограф-документалист, освещающий условия работы на фабриках в Америке.
Дэвид Хокни (р. 1937)
Английский художник, известный своими полароидными коллажами.
Надав Кандер (р.1961)
Известен своей необычной коллекцией фотографий реки Янсте.
Юсуф Карш (1908-2002)
Армяно-канадский формальный портретист.
Андре Кертеш (1894-1985)
Известен своими уличными фотографиями, портретами, городскими пейзажами, натюрмортами, искажёнными обнажёнными натурами.
Ник Найт (р. 1958)
Бескомпромиссный фотограф моды и рекламы.
Дэвид ЛаШапель (р. 1963)
Известен экстравагантными постмодернистскими снимками моды.
Доротея Ланге (1895-1965)
Известна своими фотографиями периода депрессии и 1940-х годов, когда японцы были интернированы в Америке.
Энни Лейбовиц (р. 1949)
Современный фотограф-портретист, специализирующийся на фотографиях популярных знаменитостей, таких как Джон Леннон и Йоко Оно, Деми Мур, Мерил Стрип.
Эль Лисицкий (1890-1941)
Художник-конструктивист, известный своими политическими пропагандистскими фотографиями.
Ман Рэй (1890-1976)
Важный пионер пикториализма. Дада/сюрреалист/модный фотограф, изобретатель рейографа.
Роберт Мэпплторп (1946-1989)
Культовый нью-йоркский фотограф 1980-х годов.
Дон Маккаллин (род. 1935)
Британский военный и документальный фотограф.
Стив Маккарри (род. 1950)
Известен своими фотографиями для National Geographic, такими как «Афганская девушка».
Джеймс Нахтвей (род. 1948)
Американский фотожурналист, известный своими снимками природных и техногенных катастроф.
Ласло Мохоли-Надь (1895-1946)
венгерский преподаватель Баухауза, известный своими фотограммами.
Ханс Намут (1915-1990)
Летописец американских художников за работой, как Джексон Поллок.
Хельмут Ньютон (1920-2004)
Известный фотограф высокой моды и женской обнажённой натуры.
Норман Паркинсон (1913-1990)
Известен своими портретами на природе и модными снимками.
Мартин Парр (р. 1952)
Фотограф социальной документалистики.
Ирвинг Пенн (1917-2009)
Американский фотограф, наиболее известный своими модными снимками.
Бен Шан (1898-1969)
Художник/фотограф; как и Ланж и Эванс, активно работал в период Великой депрессии.
Чарльз Шилер (1883-1965)
Американский художник и фотограф, известный своей промышленной фотографией.
Синди Шерман (р. 1954)
Фотограф-постмодернист, наиболее известная своими сюрреалистическими автопортретами.
Эдвард Штайхен (1879-1973)
Член-основатель Photo-Secession, первый в мире фотограф моды; впоследствии директор по фотографии Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Альфред Штиглиц (1864-1946)
Отец американской фотографии. Член-основатель Фотосецессии в 1902 г., вместе с Эдвардом Штайхеном один из основателей Малых галерей Фотосецессии. Редактор и издатель журнала «Camera Work» (1902-17 гг.).
Пол Стрэнд (1890-1976)
Американский фотограф-первопроходец, основатель Фотолиги.
Марио Тестино (р. 1954)
Современный фотограф моды.
Роман Вишняк (1897-1990)
Летописец еврейской культуры в Европе.
Джефф Уолл (р. 1946)
Канадский специалист по постановочной фотографии.
Энди Уорхол (1928-1987)
Пионер постмодернистского кинематографа и фотограф.
Эдвард Уэстон (1886-1958)
Американский фотограф, ведущий представитель пикториализма.
Гарри Виногранд (1928-1984)
Известный уличный фотограф 1960-70-х годов.
Об эволюции изобразительного искусства здесь: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?