История фотографии читать ~15 мин.
Фотография — один из новейших и наиболее интересных видов искусства, который охватывает множество жанров. Её неразрывная связь с реальностью породила как новые эстетические подходы, так и постоянные дебаты о том, является ли фотография искусством. Ключевым периодом в эволюции фотографии стал XIX век. Ниже представлен краткий обзор важнейших событий этой эпохи. Узнать больше о пионерах фотографии можно в статье «Фотографы XIX века», а о мастерах XX столетия — в материале «Величайшие фотохудожники» (с 1880-х годов).

Камера-обскура
Принцип камеры-обскуры (от лат. camera obscūra — «тёмная комната») был известен задолго до её практического применения. Если в стене или шторе затемнённой комнаты проделать небольшое отверстие, на противоположной стене появится перевёрнутое изображение внешней сцены.
Изобретение камеры-обскуры часто приписывают Джамбаттисте делла Порта (1538–1615), описавшему её в своём труде Magia Naturalis в 1558 году. Однако упоминания о подобном устройстве встречаются ещё в китайских текстах IV века до н. э. Позднее его описывали арабский учёный Ибн аль-Хайсам (Альхазен) (965–1039), английский философ Роджер Бэкон в 1267 году и, что неудивительно, Леонардо да Винчи, оставивший точное описание в XV веке.
До середины XVII века камера-обскура обычно представляла собой целую комнату, но примерно к 1650 году появились её портативные, уменьшенные версии.
К началу XIX века использовалось три основных вида камер-обскур. Первый — это упомянутая затемнённая комната, часто усовершенствованная объективом и зеркалом для проецирования изображения на стол. Второй вид — переносная палатка с объективом и зеркалом наверху, которые также проецировали картинку на горизонтальную поверхность. Третий вариант представлял собой портативный, хотя и громоздкий, ящик, отражавший изображение на полупрозрачную бумагу, пропитанную белым маслом.
Эти портативные камеры-обскуры активно использовали старые мастера в XVII – XIX веках для помощи в построении перспективы. Впоследствии камера-обскура стала основой для изобретателей фотографии: уменьшенная в размерах и дополненная мехом, объективом и диафрагмой, она превратилась в фотоаппарат.
Использование нитрата серебра
Одни из первых целенаправленных экспериментов по созданию фотографических изображений в конце XVIII века провёл Томас Уэджвуд, сын знаменитого гончара Джозайи Уэджвуда. Вместе с Гемфри Дэви он получал отпечатки листьев папоротника, кружева и других предметов. Для этого он размещал их на белой бумаге или коже, пропитанной нитратом серебра, и выставлял под прямые солнечные лучи.
В 1802 году Уэджвуд и Дэви опубликовали работу «Отчёт о методе копирования картин на стекле и создания профилей с помощью воздействия света на нитрат серебра». Однако им так и не удалось найти способ закрепить (зафиксировать) изображение. Тем не менее, именно они первыми задокументировали светочувствительные свойства нитрата серебра.
Гелиограф: первая фотография Жозефа Нисефора Ньепса
Растущий спрос на изображения, особенно на портреты, стимулировал поиск новых технологий. В 1796 году была изобретена литография, возродилась ксилография. В ответ на запросы быстрорастущего среднего класса, нуждавшегося в доступных портретах (ранее портретное искусство было привилегией высшего общества), популярность приобрёл силуэт. В 1786 году Жиль-Луи Кретьен изобрёл физионотрас. Это сложное устройство позволяло механически уменьшать и гравировать профиль человека на медной пластине для последующей печати.
Настоящий прорыв произошёл в 1826 году, когда Жозеф Нисефор Ньепс после восьмичасовой выдержки сделал первую в мире фотографию — вид из окна своей усадьбы Ле Гра в Сен-Лу-де-Варенн. Так началась история фотографии. Сам Ньепс называл свой метод гелиографией; термин «фотография» был предложен сэром Джоном Гершелем в 1839 году.
Ньепс, увлечённый изобретатель, экспериментировал с фотографическим процессом более десяти лет. Ещё в 1807 году он вместе с братом Клодом запатентовал пиреолофор — ранний двигатель внутреннего сгорания. В 1813 году он увлёкся литографией, а в апреле 1816 года приступил к первым фотографическим опытам.
Ньепс использовал сирийский асфальт (иудейский битум), растворённый в лавандовом масле. Это вещество твердеет и теряет растворимость под воздействием яркого света. Тонкий слой этой смеси наносился на оловянную пластину и экспонировался на солнце, в результате чего получалось позитивное изображение.
Участки, не подвергшиеся воздействию света, смывались смесью лавандового масла и скипидара. Используя камеру-обскуру собственной конструкции, Ньепс смог получить первое в мире устойчивое фотографическое изображение, снятое с натуры.
Развитие дагерротипа
Ньепс был одним из многих экспериментаторов. В 1837 году, в год восшествия на престол королевы Виктории, Луи Дагер создал первый успешный дагерротип. Дагер был партнёром Ньепса до его смерти в 1833 году, после чего продолжил исследования самостоятельно и представил свой метод публике в 1839 году.
Метод Дагера заключался в обработке посеребрённой медной пластины парами йода, её экспонировании в камере, проявлении парами ртути и фиксации изображения раствором поваренной соли. Вскоре астроном Джон Гершель, заинтересовавшийся новым изобретением, предложил для фиксации использовать «гипо» (тиосульфат натрия) вместо соли, и это предложение было быстро принято.
Дальнейшее усовершенствование произошло в 1840 году, когда учёный Джон Фредерик Годдард смог повысить светочувствительность пластин, применив для сенсибилизации пары брома в дополнение к парам йода. В последующие два года дагерротипист Антуан Клоде и физик Ипполит Физо внесли ещё несколько улучшений, но после 1841 года процесс в своей основе не менялся.
У дагерротипии были существенные недостатки. С одной металлической пластины было почти невозможно сделать копии. Изображение получалось «зеркальным» и было хорошо видно лишь под определённым углом. Кроме того, из-за длительной выдержки — от 15 до 30 минут — можно было снимать только неподвижные объекты. Например, на снимке часов была бы видна часовая стрелка, а минутная — нет. Процесс был настолько сложным, что им могли заниматься только высококвалифицированные профессионалы.
Позднее дагерротипы были усовершенствованы. В 1840 году австрийский математик Йозеф Пецваль разработал более светосильный двойной объектив. В том же году Джон Годдард, благодаря новому методу сенсибилизации, сократил время выдержки до одной минуты. Проблему зеркального изображения решили с помощью призмы, устанавливаемой перед объективом.
Первая калотипия Уильяма Генри Фокса Талбота
7 января 1839 года Франсуа Араго сделал в Парижской академии наук предварительное сообщение о процессе, изобретённом Л.Ж.М. Дагером. Но и в Лондоне, независимо от Франции, велась работа. 30 января того же года Майкл Фарадей представил Королевскому обществу доклад о достижениях Уильяма Генри Фокса Талбота — важной фигуры в викторианском искусстве и одного из величайших фотохудожников XIX века.
Талбот, повторяя опыты Уэджвуда и Дэви, нашёл способ частичной фиксации изображения путём его промывки в крепком растворе поваренной соли, а затем — йодида калия. В 1835 году ему удалось получить первую бумажную фотографию. Этот негатив, хотя и сильно выцветший, до сих пор хранится в Музее науки в Лондоне.
Новый процесс Талбота, основанный на использовании бумаги вместо металла, был запатентован в 1841 году под названием калотипия. Главное преимущество этого метода перед дагерротипией заключалось в возможности создавать неограниченное количество позитивных отпечатков с одного бумажного негатива. Это было первое применение принципа «негатив-позитив», лежащего в основе современной фотографии.
В 1844 году Талбот издал «Карандаш природы» — одну из первых и самых известных в мире книг с фотоиллюстрациями. Издатель счёл нужным вложить в каждый экземпляр записку: “Изображения в этой книге созданы исключительно воздействием Света, без малейшей помощи руки художника”. Книга содержала 24 калотипических отпечатка с видами кружева, папоротников, образцов викторианской архитектуры и натюрмортов. См. также: Искусство иллюстрации.
Самыми известными фотографами, работавшими в технике калотипии, были Дэвид Октавиус Хилл и Роберт Адамсон. Хилл, художник-портретист, в 1843 году получил заказ запечатлеть Первую генеральную ассамблею Свободной церкви Шотландии. Чтобы справиться с задачей изображения почти пятисот человек на холсте размером примерно 1,5 на 3,7 метра, он решил использовать фотографию. С помощью Адамсона, отвечавшего за техническую часть, Хилл создавал портреты и жанровые сцены, которые и сегодня считаются непревзойдёнными образцами калотипии. См: Является ли фотография искусством?
Несмотря на помощь фотографий, работа над картиной заняла у Хилла 23 года. К моменту её завершения Адамсон уже умер, а сам Хилл отошёл от фотографии. По иронии судьбы, славу ему принесла не живопись, а подготовительные снимки, сделанные для неё.
Мокрый коллодионный процесс
В Англии, как и во Франции, изобретения и усовершенствования следовали одно за другим. В 1851 году Фредерик Скотт Арчер разработал мокроколлодионный процесс. Арчер наносил на стеклянную пластину коллодий, содержащий йодиды, а затем опускал её в раствор нитрата серебра.
Коллодионный процесс Арчера был очень успешным и широко использовался до 1871 года, когда его вытеснил метод сухих пластин Ричарда Лича Мэддокса. Примерно до 1890 года большинство отпечатков с коллодионных негативов делали на альбуминовой бумаге. Её сначала покрывали яичным белком (альбумином), затем обрабатывали солью и нитратом серебра, после чего экспонировали до появления изображения.
Удивительно, но несмотря на громоздкое оборудование и сложность процесса, требующего работы с влажной пластиной, энтузиасты использовали его в самых тяжёлых условиях: на горных вершинах, в воздушных шарах, а также на полях сражений в Крыму и во время Гражданской войны в США.
Амбротипия
Амбротипию, которую часто путают с дагерротипом из-за схожего оформления в футляры, разработали на основе мокроколлодионного процесса. Амбротипы создавались путём отбеливания слабо экспонированного негатива на стекле в растворе дихлорида ртути и последующего подкладывания под него чёрного фона. Такие изображения обычно вставляли в небольшие футляры или медальоны, а в Америке их иногда вешали на стену.
Мокроколлодионный процесс требовал короткой выдержки (обычно менее минуты) и позволял создавать неограниченное количество копий. Это сделало фотографию по-настоящему доступной и массовой.
В 1857 году из Франции в Англию пришла мода на carte-de-visite (фотографии-визитки), и недорогие снимки стоимостью в несколько шиллингов получили широкое распространение.
Процесс сухой пластинки
Следующий важный шаг был сделан в 1871 году, когда врач Ричард Лич Мэддокс изобрёл процесс сухой пластинки. Он предложил использовать желатиновую эмульсию с чувствительными к свету химическими веществами вместо коллодия. Готовые сухие пластины можно было производить фабрично, упаковывать и продавать. Фотограф наконец освободился от необходимости носить с собой походную тёмную комнату. Время выдержки ещё больше сократилось, что позволило снимать с рук и фотографировать движущиеся объекты. Это открыло дорогу к фотографии в её современном понимании.
Примечание: Развитие фотографии в 1860–1870-е годы оказало значительное влияние на художников-импрессионистов, работавших на пленэре. Они получили возможность «замораживать» на снимках мимолётные световые эффекты.
Фотография XX века
В XX веке фотография получила мощное развитие благодаря появлению и росту фотожурналистики и модной фотографии, тесно связанных со средствами массовой информации. К ведущим фотожурналистам относятся Роберт Капа, Ларри Берроуз, Дон Маккаллин, Джеймс Нахтвей и Стив Маккарри. Среди величайших фэшн-фотографов столетия — Сесил Битон, Алексей Бродович, Ирвинг Пенн, Ричард Аведон, Норман Паркинсон и Дэвид Лашапель.
К числу наиболее значимых фотохудожников ХХ века, чьи работы выставлялись в лучших галереях современного искусства, относятся:
Ансель Адамс (1902–1984)
Известен своими пейзажными фотографиями американского Запада.
Диана Арбус (1923–1971)
Американский фотограф, документировавшая жизнь маргинализированных групп населения.
Эжен Атже (1857–1927)
Французский фотограф, известный архитектурными снимками Парижа. Один из основоположников документальной фотографии в городской среде.
Ричард Аведон (1923–2004)
Американский фэшн- и портретный фотограф.
Дэвид Бейли (род. 1938)
Знаковый британский фотограф, чьи модные и портретные снимки определили стиль 1960-х.
Сесил Битон (1904–1980)
Известный портретный и модный фотограф с экстравагантным стилем.
Бернд и Хилла Бехер (1931–2007 и 1934–2015)
Немецкая пара, известная своими типологиями архитектурных фотографий.
Билл Брандт (1904–1983)
Многогранный художник, работавший в жанрах портрета, пейзажа, ню и документальной фотографии.
Брассай (Дьюла Халас) (1899–1984)
Венгерский художник, прославившийся снимками ночного Парижа 1930-х годов.
Ларри Берроуз (1926–1971)
Выдающийся британский военный фотограф.
Роберт Капа (Эндре Фридман) (1913–1954)
Всемирно известный фотожурналист, сооснователь агентства Magnum Photos.
Анри Картье-Брессон (1908–2004)
Один из величайших мастеров уличной фотографии XX века, автор концепции «решающего момента».
Брюс Дэвидсон (род. 1933)
Наиболее известен документальными сериями о жизни банд в Бруклине, жителях Гарлема и системе нью-йоркского метро.
Патрик Демаршелье (1943–2022)
Французский фэшн-фотограф, работавший с ведущими мировыми моделями и изданиями.
Робер Дуано (1912–1994)
Французский фотожурналист, прославившийся благодаря снимку «Поцелуй у Отель-де-Виль».
Кен Домон (1909–1990)
Японский фотограф-документалист, один из лидеров реалистического направления в послевоенной Японии.
Роберт Франк (1924–2019)
Швейцарско-американский фотограф, известный своей фундаментальной книгой «Американцы» (1958).
Уокер Эванс (1903–1975)
Американский фотограф, известный своими документальными снимками времён Великой депрессии.
Нэн Голдин (род. 1953)
Известна своими фотосериями, посвящёнными жизни друзей и ЛГБТ-сообщества.
Андреас Гурски (род. 1955)
Немецкий фотограф, представитель Дюссельдорфской школы, известный своими масштабными панорамными снимками.
Рауль Хаусман (1886–1971)
Австрийский художник, один из основателей берлинского дадаизма, известный своими фотомонтажами.
Джон Хартфилд (Гельмут Херцфельд) (1891–1968)
Немецкий дадаист, мастер политического фотомонтажа.
Льюис Хайн (1874–1940)
Американский социолог и фотограф-документалист, чьи работы привлекли внимание к детскому труду в США.
Дэвид Хокни (род. 1937)
Английский художник, известный своими «джойнерами» — фотоколлажами из полароидных снимков.
Надав Кандер (род. 1961)
Британский фотограф, известный своей серией работ «Yangtze — The Long River», посвящённой реке Янцзы.
Юсуф Карш (1908–2002)
Канадский фотограф армянского происхождения, мастер студийного портрета.
Андре Кертес (1894–1985)
Венгерско-американский фотограф, внёсший значительный вклад в развитие фотокомпозиции, автор уличных снимков, портретов и серии «Искажения».
Ник Найт (род. 1958)
Британский фотограф, известный своими экспериментальными работами в области моды и рекламы.
Дэвид Лашапель (род. 1963)
Американский фотограф, известный своими яркими, сюрреалистичными и провокационными снимками в жанре моды и поп-арта.
Доротея Ланж (1895–1965)
Американский фотожурналист, известная своими снимками периода Великой депрессии, в частности «Мать-переселенка».
Энни Лейбовиц (род. 1949)
Современный американский фотограф-портретист, автор знаменитых фотографий знаменитостей для журналов Rolling Stone и Vanity Fair.
Эль Лисицкий (1890–1941)
Советский художник-авангардист, архитектор и фотограф, известный своими работами в области конструктивизма и фотомонтажа.
Ман Рэй (Эммануил Радницкий) (1890–1976)
Американский художник и фотограф, деятель дадаизма и сюрреализма, изобретатель «рейограмм».
Роберт Мэпплторп (1946–1989)
Культовый нью-йоркский фотограф, известный своими классическими студийными портретами, изображениями цветов и гомоэротичными работами.
Дон Маккаллин (род. 1935)
Британский фотожурналист, известный своими съёмками военных конфликтов и социальных проблем.
Стив Маккарри (род. 1950)
Американский фотожурналист, наиболее известный благодаря своей фотографии «Афганская девочка», опубликованной в National Geographic.
Джеймс Нахтвей (род. 1948)
Американский фотожурналист, документирующий войны, конфликты и социальные катастрофы по всему миру.
Ласло Мохой-Надь (1895–1946)
Венгерский художник и теоретик, преподаватель школы Баухаус, известный своими экспериментами с фотограммами.
Ханс Намут (1915–1990)
Немецко-американский фотограф, создавший хронику жизни американских художников, например, знаменитую серию снимков Джексона Поллока за работой.
Хельмут Ньютон (1920–2004)
Немецко-австралийский фотограф, известный своими провокационными работами в жанре моды и ню.
Норман Паркинсон (1913–1990)
Британский фотограф, совершивший революцию в модной съёмке, выведя моделей из студии на улицу.
Мартин Парр (род. 1952)
Британский фотограф-документалист, известный своим сатирическим взглядом на современное общество.
Ирвинг Пенн (1917–2009)
Американский фотограф, мастер портретной, модной и натюрмортной фотографии.
Бен Шан (1898–1969)
Американский художник и фотограф литовского происхождения, активно работавший в период Великой депрессии.
Чарльз Шилер (1883–1965)
Американский художник и фотограф, один из основоположников прецизионизма, известный съёмками индустриальных объектов.
Синди Шерман (род. 1954)
Американская художница и фотограф, работающая в технике постановочных автопортретов, исследующая вопросы идентичности и репрезентации.
Эдвард Стайхен (1879–1973)
Американский фотограф, один из основателей движения Photo-Secession и пионер модной фотографии; впоследствии директор отдела фотографии Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Альфред Стиглиц (1864–1946)
Ключевая фигура в становлении американской фотографии как искусства. Основатель движения Photo-Secession и «Галереи 291», редактор журнала Camera Work (1902–1917).
Пол Стрэнд (1890–1976)
Американский фотограф-модернист, один из основателей Фотолиги.
Марио Тестино (род. 1954)
Перуанский фэшн-фотограф, известный своими работами для ведущих модных брендов и журналов.
Роман Вишняк (1897–1990)
Российско-американский фотограф, запечатлевший жизнь еврейских общин в Восточной Европе накануне Холокоста.
Джефф Уолл (род. 1946)
Канадский художник, известный своими крупноформатными постановочными фотографиями на лайтбоксах.
Энди Уорхол (1928–1987)
Лидер поп-арта, активно использовавший фотографию и шелкографию в своём творчестве.
Эдвард Уэстон (1886–1958)
Американский фотограф-модернист, один из основателей «Группы f/64», известный своими чёткими и детализированными снимками.
Гарри Виногранд (1928–1984)
Влиятельный американский уличный фотограф 1960–1970-х годов.
Об эволюции изобразительного искусства здесь: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?