Гравюры Абри Кастане:
самое раннее пещерное искусство во Франции читать ~5 мин.
В 2007 году археологи, исследовавшие обрушившуюся часть свода скального убежища Абри-Кастане в коммуне Сержак (Дордонь), обнаружили на блоке известняка наскальные гравировки и абстрактные знаки. Найденные символы, включая круговые изображения, которые принято считать репрезентацией женских гениталий, были датированы примерно 37 000 лет назад (ок. 35 000 лет до н.э.). Это ставит их в один ряд с древнейшими образцами франко-кантабрийского пещерного искусства.
По возрасту с ними сопоставимы только наскальные рисунки Эль-Кастильо (ок. 39 000 лет до н.э.) и самые ранние знаки Альтамиры (ок. 34 000 лет до н.э.), тогда как более сложные росписи пещеры Шове (ок. 30 000 лет до н.э.) примерно на 5 000 лет моложе. Таким образом, Абри-Кастане теперь считается местом с древнейшим искусством на территории Франции. Открытие подчёркивает высокий уровень творческих способностей людей современного анатомического типа в раннюю эпоху ориньякской культуры (40 000–25 000 лет до н.э.). Эти находки также соотносятся по времени с предполагаемой неандертальской гравировкой в пещере Горама, Гибралтар (ок. 37 000 лет до н.э.).
Для сравнения с ранним африканским искусством см. изображения животных на камнях из пещеры Аполлон-11 (ок. 25 500 лет до н.э.). О находках того же периода в Южной Азии см.: Пещерное искусство Сулавеси (Индонезия) (ок. 37 900 г. до н.э.).
Скальное убежище Абри-Кастане
Абри-Кастане — археологический памятник в долине Везер на юго-западе Франции, первые раскопки которого начались ещё в 1900-х годах. Расположение убежища, всего в 9 км от пещерного комплекса Ласко, и археологические данные давно указывали на то, что это одно из самых ранних мест обитания современных людей в Европе и возможное местонахождение древнейших произведений искусства каменного века.
Открытие наскальной живописи в Шове в 1994 году подогрело интерес к ранним памятникам, и группа археологов под руководством профессора антропологии Нью-Йоркского университета Рэндалла Уайта возобновила работы в скальном убежище Абри-Кастане.
Ещё до Первой мировой войны в Абри-Кастане было найдено несколько пиктограмм и гравированных рисунков, а также тысячи артефактов. Однако учёные долго не могли установить, являлись ли украшенные блоки известняка, лежащие на полу, частью обрушившегося потолка. Геологический анализ, проведённый командой Уайта, подтвердил, что это доисторическое искусство действительно находилось на своде убежища.
Команда Уайта обнаружила и множество других свидетельств художественной деятельности на этом месте. Среди них большое количество просверлённых раковин и зубов животных, использовавшихся в качестве личных украшений. К сожалению, упавшие блоки известняка не содержат органических материалов, необходимых для прямого радиоуглеродного датирования.
Чтобы понять, как гравюры из Абри-Кастане вписываются в эволюцию культуры каменного века, см.: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн. лет до н.э.).
Датирование
В 2007 году археологи исследовали ещё одну плиту весом более тонны, упавшую со свода на пол пещеры. При её разрезании для извлечения из убежища было обнаружено, что нижняя сторона украшена несколькими петроглифами. Среди них была круглая гравировка, предположительно изображающая женскую вульву, а также несколько рисунков, выполненных красной охрой.
Поскольку расписанная поверхность плиты находилась в прямом контакте с археологическим слоем, на который она упала, искусство можно было датировать опосредованно. Для этого был проведён радиоуглеродный анализ органических останков (костей животных), раздавленных при падении блока. Серия тестов дала группу дат в диапазоне от 35 000 до 34 000 лет до н.э., что делает эти гравюры одним из древнейших примеров искусства каменного века во Франции.
Кроме того, стилистическое сходство этой гравировки с другими, найденными ранее в Абри-Кастане и соседнем убежище Абри-Бланшар, позволило более надёжно датировать и те, более ранние, находки.
Наскальное искусство Абри-Кастане
На вновь обнаруженном блоке известняка были найдены гравировки, интерпретируемые как изображения вульв и фаллосов, а также чашевидные углубления. Наряду с ними присутствовало небольшое количество знаков, нанесённых красной, чёрной или серой краской, и несколько изображений лошадей. Это пещерное искусство значительно примитивнее и проще, чем росписи в Шове. Вероятно, это объясняется тем, что пещера Шове была сакральным местом, а убежище в Абри-Кастане — жилым пространством, украшенным самими охотниками-собирателями и их семьями.
Об искусстве того же периода, но в другом регионе, см.: Пещерные рисунки Фумане (ок. 35 000 лет до н.э.).
Значение
Современная наука признаёт, что люди нашего вида пришли в Европу из Африки около 40 000 лет до н.э. Долгое время считалось, что им требовался адаптационный период, прежде чем они смогли создать такие шедевры, как росписи в Ласко (ок. 17 000 лет до н.э.) и Альтамире (ок. 15 000 лет до н.э.).
Однако открытия последних десятилетий изменили эту точку зрения. Находки скульптур в Швабской Юре, например, «Человеколев» (38 000 лет до н.э.), а также наскальное искусство в пещерах Шове, Фумане и Абри-Кастане, свидетельствуют о высоком уровне художественного развития уже у самых ранних современных людей в Европе.
Это, в свою очередь, подтверждает гипотезу о том, что художественные навыки были развиты ещё в Африке, до миграции в Европу. Её подкрепляют такие африканские находки, как гравюры из пещеры Бломбос (ок. 75 000 лет до н.э.) и гравюры на яичной скорлупе из Дипклуфа (ок. 60 000 лет до н.э.).
Другие памятники с доисторической гравировкой
Grotte des Deux-Ouvertures (Пещера двух отверстий).
Пещерные гравюры Кюссака (около 25 000 лет до н.э.) — пример монументальных работ.
Пещерное искусство Рукадура (около 24 000 лет до н.э.) — известно изображениями птиц.
Гравюры долины Коа в Португалии (22 000 лет до н.э.) — древнейшие наскальные рисунки под открытым небом в Европе.
Пещера Рок-де-Серс (17 000 лет до н.э.)
Знаменитый памятник солютрейской культуры с наскальной резьбой, гравюрами и рельефами.
Пещера Труа-Фрер (13 000 лет до н.э.).
Известна выгравированной фигурой шамана, «Колдуна».
Рок-о-Сорсье (около 12 000 лет до н.э.)
Содержит выдающийся фриз из известняка с рельефной резьбой.
Пещера Ле-Комбарель (12 000 лет до н.э.)
Крупное святилище мадленской эпохи, известное многочисленными гравюрами животных.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?