Гравюры Абри Кастане: самое раннее пещерное искусство во Франции читать ~6 мин.
В 2007 году археологи, исследовавшие часть обрушившейся крыши скального убежища Абри Кастане в коммуне Сержак, Дордонь, обнаружили тайник с наскальными гравировками и абстрактными знаками на охристом блоке известняка. Выгравированные круговые символы, которые, как полагают, представляют женские гениталии, были датированы примерно 35 000 лет до н.э., что ставит их в один ряд с древнейшим франко-кантабрийским пещерным искусством этого региона.
Только наскальные рисунки Эль-Кастильо (ок. 39 000 лет до н.э.) и Альтамира (ок. 34 000 лет до н.э.) приближаются к ним, а более сложные наскальные рисунки Шове (ок. 30 000 лет до н.э.) примерно на 5 000 лет моложе. В любом случае, теперь кажется, что в Абри Кастане находится самое раннее искусство во Франции, и это открытие подчёркивает творческие способности анатомически современного человека в раннюю эпоху ориньякского искусства (40 000-25 000 лет до н.э.). Сравните с предполагаемой неандертальской перекрёстной гравировкой на скале в пещере Горхэма, Гибралтар (37 000 лет до н.э.).
Для сравнения с ранним африканским искусством см. нарисованные изображения животных на камнях пещеры Аполлона-11 (ок. 25 500 лет до н.э.). О современных работах в Южной Азии см: Пещерное искусство Сулавеси (Индонезия) (ок. 37 900 лет до н.э.).
Скальное убежище Абри Кастане
Абри Кастане – археологический памятник в долине Везер в регионе Дордонь на юго-западе Франции – был впервые раскопан в 1900-х годах. Судя по расположению – пещерный комплекс Ласко находится всего в 9 км – и судя по археологии, скальное убежище долгое время считалось одним из самых ранних мест обитания анатомически современных людей в Европе и возможным местом расположения некоторых из древнейших произведений искусства каменного века в регионе.
В результате в 1994 году, после обнаружения наскальной живописи в Шове, группа археологов под руководством профессора антропологии Нью-Йоркского университета Рэндалла Уайта начала работы в скальном убежище Абри-Кастанет.
Ещё до Великой войны в Абри Кастане было найдено несколько пиктограмм и гравированных рисунков, а также тысячи артефактов, оставленных доисторическими обитателями убежища. Но учёные так и не смогли установить, были ли украшенные блоки известняка, лежащие на полу, частью первоначального (обрушившегося) потолка. Геологический анализ, проведённый Уайтом, показал, что это доисторическое искусство было частью первоначального свода.
На самом деле команда Уайта раскопала множество свидетельств художественной деятельности на этом месте. Среди них большое количество проколотых раковин улиток и зубов животных, использовавшихся в качестве личных украшений, а также упавшие блоки известняка. К сожалению, ни один из блоков не может быть непосредственно датирован, поскольку не содержит органического вещества, необходимого для радиоуглеродного анализа.
Чтобы понять, как гравюры из Абри Кастане вписываются в эволюцию культуры каменного века, см: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн. лет до н.э.).
Датирование
Затем, в 2007 году, археологи обратили внимание на ещё одну большую плиту весом более тонны, которая упала с крыши на пол пещеры. Когда они разрезали каменную глыбу на части, чтобы извлечь их из пещеры, то обнаружили, что нижняя сторона была украшена несколькими петроглифами, включая по крайней мере одну круглую гравировку, которая, как считается, изображает женскую вульву, а также несколько красно-охристых рисунков.
Кроме того, поскольку гравированная и расписанная нижняя поверхность плиты находилась в непосредственном контакте с археологическим слоем, на который она упала, – без накопления отложений или других отложений между слоем и плитой, – наскальное искусство можно было датировать путём анализа органического материала в археологическом слое. Для этого была проведена серия из шести тестов молекулярной фильтрации костей животных с пола пещеры, которые были раздавлены упавшим блоком. Эти тесты позволили получить кластер дат между 35 000 и 34 000 лет до н.э., что делает гравюру древнейшим искусством каменного века во Франции.
Более того, поскольку женская гравировка на новом фрагменте потолка стилистически соответствует многим другим, найденным во время более ранних раскопок в Абри Кастане и соседнем убежище Абри Бланшар, она также даёт надёжную оценку возраста более ранних гравировок, все из которых были обнаружены в непосредственной близости.
Наскальное искусство Абри Кастане
Вновь вырезанный известняковый блок был украшен гравировками (интерпретируемыми как вульвы и фаллосы), а также чашечками, наряду с небольшим количеством знаков, написанных красной, чёрной или серой краской, и несколькими изображениями лошадей. Это пещерное искусство гораздо примитивнее и гораздо менее сложное, чем прекрасные рисунки животных в Шове. Это объясняется тем, что в отличие от пещеры Шове, которая была необитаема, за исключением очень небольшой группы художников и шаманов, скальное убежище в Кастаньете было украшено охотниками-собирателями, которые жили в пещере вместе со своими семьями.
О столь же примитивном искусстве из современного места см: Пещерные рисунки Фумане (ок. 35 000 лет до н.э.).
Значение
Большинство археологов и антропологов сегодня признают, что анатомически современный человек прибыл в Европу из Африки во время ледникового периода, около 40 000 лет до нашей эры. Но до недавнего времени считалось, что новоприбывшим нужно время, чтобы освоиться, прежде чем создавать замечательные подземные галереи в Ласко (ок. 17 000 лет до н.э.) и Альтамире (ок. 15 000 лет до н.э.). Но с открытием резьбы в Швабской Юре – например, Человека-льва из Холенштайн Штадель (38 000 лет до н.э.) – и наскального искусства в пещере Шове (ок. 30 000 лет), пещере Фумане в Италии (ок. 34 000-30 000 лет до н.э.) и Абри Кастане, археологи начинают понимать, что современные люди должны были развить свои художественные навыки в Африке до прихода в Европу – эта точка зрения была подкреплена открытием гравюр из пещеры Бломбос (c.75,000 до н.э.), следует учитывать также гравюры на яичной скорлупе из Дипклоофа (ок. 60 000 до н.э.) и другие находки в пещере Класиес Ривер 1 и в пещерах Кляйн Клипхуис и Вандерверк.
Похожие статьи о доисторической гравюре
Для получения дополнительной информации см. Grotte des Deux-Ouvertures (Пещера двух отверстий).
О крупномасштабных работах см. Пещерные гравюры Кюссака (около 25000 лет до н.э.).
Изображения птиц см. Пещерное искусство Рукадура (около 24000 лет до н.э.).
Чтобы узнать о старейших наскальных рисунках под открытым небом в Европе, см. Гравюры долины Коа в Португалии (22000 лет до н.э.). Самые старые наскальные рисунки под открытым небом в Европе.
Пещера Ле-Рок-де-Серс (17000 лет до н.э.)
Знаменитый памятник солютрейской наскальной резьбы, гравюр и рельефных скульптур.
Пещера Труа Фрер (13000 лет до н.э.).
Известна выгравированной фигурой шамана известной как «Колдун».
Рок-о-Сорсьер (около 12 000 лет до н.э.)
Содержит выдающийся фриз из известняка с рельефной резьбой.
Пещера Ле Комбарель (12000 лет до н.э.)
Крупное святилище Мадленского периода, известное своими гравюрами с животными.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?