Рисунки в пещере Альтамира читать ~9 мин.
Пещера Альтамира, расположенная на севере Испании недалеко от деревни Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, — это комплекс эпохи верхнего палеолита, знаменитый своими великолепными многоцветными наскальными росписями, а также гравюрами и рисунками. Это одна из семнадцати подобных пещер, найденных вдоль атлантического побережья Северной Испании. Другие важные памятники пещерного искусства ледникового периода в регионе включают пещеру Эль-Кастильо (около 39 000 лет до н.э.), пещеру Ла-Пасьега (около 16 000 лет до н.э.), пещеру Ла-Пилета (18 000 лет до н.э.) и пещеру Тито-Бустильо (14 000 лет до н.э.).
Открытие Альтамиры стало поворотным моментом в изучении доисторического искусства. Оно заставило научное сообщество пересмотреть взгляды на интеллектуальные и творческие способности первобытного человека. До этого считалось, что люди каменного века были неспособны создавать столь сложные и выразительные произведения. Росписи Альтамиры доказали обратное, продемонстрировав высокий уровень художественного мастерства, владение цветом и формой, а также умение передавать динамику и объём.
Хотя Альтамиру обнаружили ещё в 1868 году, её подлинное значение оценили лишь в XX веке. Она стала первой крупной галереей палеолитического искусства и культуры, найденной в Европе. Несмотря на другие находки, росписи Альтамиры с изображениями бизонов и других диких животных остаются наиболее ярким по цвету и выразительности примером франко-кантабрийского пещерного искусства. Художники мастерски использовали естественные неровности стен и потолка, чтобы придать фигурам объём и реалистичность.
Археологи до сих пор уточняют возраст наскального искусства Альтамиры. Изначально считалось, что оно создано в мадленскую эпоху (около 15 000 лет до н.э.), одновременно с росписями Ласко. Однако позднейшие исследования показали, что древнейшие рисунки относятся к периоду между 23 000 и 34 000 лет до н.э., то есть к ориньякской культуре. Это ставит их в один ряд с изображениями в пещерах Шове и Пеш-Мерль во Франции.
Комплекс представляет собой серию извилистых ходов общей длиной около 270 метров. В отличие от многих других пещер с наскальной живописью, Альтамира также служила жилищем для людей. Жилая зона находилась у входа, тогда как росписи и гравюры покрывают стены по всей длине пещеры. Около 12 000 года до н.э. вход обрушился, что законсервировало уникальные произведения искусства до их обнаружения в XIX веке. В 1985 году пещера была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2008 году к этому объекту добавили ещё 17 пещер региона.
Как и многие древние памятники, Альтамира столкнулась с проблемой сохранности. В 1977 году её закрыли для публики, затем ненадолго открывали, но с 2002 года доступ строго ограничен. Попасть внутрь могут лишь учёные и небольшое число туристов, выбранных по жребию. Для всех желающих рядом был создан Национальный музей и исследовательский центр Альтамиры с точной копией пещеры. Другие реплики выставлены в Национальном археологическом музее в Мадриде и в Немецком музее в Мюнхене.
Обнаружение
Вход в пещеру в 1868 году случайно нашёл местный охотник Модесто Кубильяс Перес, разыскивавший свою собаку. Однако сами росписи были открыты лишь в 1879 году. Марселино Санс де Саутуола (Spanish: *Marcelino Sanz de Sautuola*), местный землевладелец и археолог-любитель, проводил в пещере раскопки. Его маленькая дочь Мария, которой было скучно наблюдать за работой отца, зашла вглубь и, посмотрев на невысокий потолок, первой увидела изображения, воскликнув: “Смотри, папа, быки!”.
Саутуола вместе с профессором геологии Мадридского университета Хуаном Виланова-и-Пьерой исследовали пещеру и в 1880 году опубликовали отчёт, в котором утверждали, что росписи относятся к эпохе палеолита. Однако на Международном конгрессе по антропологии и доисторической археологии в Лиссабоне их выводы были высмеяны. Ведущие эксперты, включая французских учёных Габриэля де Мортилье и Эмиля Картайяка, обвинили Саутуолу в фальсификации.
Лишь спустя годы, после обнаружения похожих изображений во Франции, научное сообщество признало свою неправоту. В 1902 году Эмиль Картайяк опубликовал знаменитую статью под названием «Mea culpa d’un sceptique» («Исповедь скептика»), в которой публично извинился и подтвердил подлинность искусства Альтамиры. Мировую известность росписи получили благодаря копиям, которые распространял антрополог Анри Брейль. До открытия пещеры Ласко в 1940-х годах Альтамира считалась главным образцом древнего искусства в мире.
Датировка
Первые научные датировки росписей были проведены французскими учёными Андре Леруа-Гураном и Аннетт Ламинг-Амперер. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст некоторых изображений составляет от 15 000 до 12 000 лет до н.э. (мадленская эпоха). Позднее исследования культурных слоёв на полу пещеры выявили артефакты солютрейской (17 630–15 200 лет до н.э.) и граветтской (около 20 000 лет до н.э.) культур, а также древние отпечатки рук.
Настоящий прорыв произошёл в 2008 году, когда британские учёные применили уран-ториевый метод датировки. Результаты показали, что возраст некоторых изображений составляет от 23 000 до 33 000 лет до н.э. В 2012 году дополнительные тесты подтвердили, что один из знаков в форме дубинки был создан около 34 000 лет до н.э. Этот метод определяет минимальный возраст, поэтому росписи могут быть ещё старше.
Эти данные согласуются с другими находками в Кантабрии. Например, в пещере Эль-Кастильо красные диски и отпечатки рук датируются возрастом не менее 39 000 и 35 500 лет до н.э. соответственно, что делает их одними из старейших образцов пещерного искусства в Европе. Древнее них только чашевидные углубления в пещере Ла-Ферраси (около 60 000 лет до н.э.).
Обратите внимание: к другим выдающимся произведениям ориньякской эпохи относятся «Человеколев» из Холенштайн-Штаделя (38 000 лет до н.э.), «Венера из Холе-Фельс» (38 000–33 000 лет до н.э.) и резные фигурки из бивня мамонта из пещер Швабского Альба (около 30 000 лет до н.э.).
Планировка пещеры Альтамира
Длина пещеры составляет около 270 метров. Она состоит из трёх основных частей: вестибюля, Зала полихромных росписей («Gran Sala de los Policromos») и длинного узкого коридора, известного как «Лошадиный хвост» («Cola de Caballo»). Изначально вход был широким и хорошо освещённым, образуя просторный зал, где жили люди. После обвала около 12 000 лет до н.э. от него остался лишь небольшой вестибюль.
Главная галерея с росписями — Зал полихромных росписей — имеет длину 18 метров и ширину около 9 метров. Её потолок очень низкий, всего чуть более метра, что, вероятно, и побудило художников расписать именно его, а не стены. Здесь находится около ста изображений животных, в основном бизонов, выполненных в ярких красных, чёрных и фиолетовых тонах. Также встречаются пиктограммы лошадей, кабанов и оленей, восемь антропоморфных фигур и многочисленные отпечатки ладоней.
Композиция на потолке создавалась в несколько этапов. Сначала были нарисованы красные фигуры, в основном лошади. Затем появились изображения оленей и гибридных существ — полулюдей-полуживотных. Позднее на них были наложены большие многоцветные фигуры бизонов. Незадолго до обвала входа на стенах появились несколько угольных рисунков бизонов.
В других галереях, таких как Зал котла («Sala de la Hoya»), преобладают чёрные фигуры животных и гравюры. Самый дальний и узкий коридор, «Лошадиный хвост», имеет длину около 50 метров при высоте и ширине всего в метр. В нём сосредоточено множество загадочных знаков и символов, включая тектиформы (клиновидные фигуры), смысл которых до сих пор не расшифрован.
Искусство Альтамиры
Как и в Ласко, в Альтамире представлены три вида искусства: цветные росписи, чёрные рисунки и наскальные гравюры. Основные сюжеты — животные (бизоны, кабаны, олени, лошади), но есть также восемь человекоподобных фигур и множество геометрических символов. Росписи уникальны по нескольким причинам.
Во-первых, они полихромные: для изображения одного животного использовалось до трёх цветов, что редко встречается в наскальном искусстве. Особенно реалистично выглядят бизоны, написанные разными оттенками красного и коричневого. Во-вторых, животные изображены с поразительной точностью, двадцать пять из них — в натуральную величину. В-третьих, художники гениально использовали естественные выступы и впадины скальной поверхности, чтобы придать фигурам трёхмерный объём.
Рисунки, выполненные чёрным диоксидом марганца или углём, часто растушёваны для создания эффекта объёма и рельефа. Гравюры встречаются по всей пещере: одни представляют собой самостоятельные изображения, другие дополняют росписи, подчёркивая контуры или добавляя детали. Кроме фигуративной живописи, в пещере много абстрактного искусства. Это и клубовидные знаки, и тектиформы, и многочисленные отпечатки пальцев. (Для сравнения, лучшие образцы отпечатков пальцев в Австралии можно найти в пещере Куналда, около 18 000 лет до н.э.).
Материалы и методы
Хотя условия для работы в Альтамире были несколько проще, чем в Ласко — потолок главного зала низкий и был освещён дневным светом, — техники, применявшиеся художниками, были весьма сложными. Цвет был главным инструментом. Красящие пигменты были стандартными для доисторической палитры: чёрный (диоксид марганца, уголь) и все оттенки красного, жёлтого и коричневого (охра, гематит, гётит).
Исследования показывают, что краски наносились не кистями. Художники использовали тампоны из мха или шерсти, а также применяли технику распыления. Для этого они брали две полые кости. Одна опускалась в ёмкость с разведённым пигментом, а через другую, которую держали во рту, выдували воздух. Создаваемое разряжение засасывало краску и распыляло её на стену. В Альтамире была найдена такая полая кость птицы со следами охры, датированная 16 000 лет до н.э., что подтверждает владение этой техникой.
Другие доисторические пещеры Испании
В северной Испании обнаружено более полутора десятков пещер эпохи палеолита, которые вместе с Альтамирой включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Они расположены в Кантабрии, Астурии и Стране Басков и датируются периодом от 35 000 до 11 000 лет до н.э. Считается, что их создали представители вида *Homo sapiens*, известные как «кроманьонцы», которые постепенно вытеснили неандертальцев. Именно с ними связывают культурный взрыв, породивший пещерное искусство и доисторическую скульптуру около 40 000 лет назад. Однако недавние открытия в пещерах Эль-Кастильо и Горама (Гибралтар) указывают на то, что неандертальцы также могли создавать абстрактные рисунки.
К счастью, искусство в испанских пещерах хорошо сохранилось благодаря обвалам, которые запечатали входы и защитили их от разрушения. Другим сокровищем иберийского доисторического искусства является крупнейшее в мире скопление наскальных гравюр под открытым небом в долине Коа (22 000 лет до н.э.) в Португалии.
Кроме Альтамиры, в список ЮНЕСКО входят: (в Кантабрии) — пещеры Чуфин, Орнос-де-ла-Пенья, Эль-Пендо, Ла-Гарма, Коваланас, комплекс Монте-Кастильо (включая Эль-Кастильо и Ла-Пасьегу), Лас-Монедас, Лас-Чименеас; (в Астурии) — Тито-Бустильо, Кандамо, Ла-Ковасиэлья, Льонин, Эль-Пиндаль; (в Стране Басков) — Альчерри, Экаин и Сантимаминье.
- Барбизонская школа пейзажной живописи
- «Американский бизон» Дэвида Мамета, краткое содержание
- Картины французских художников 19-го века в филиале Радищевского музея
- В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков открылась обновленная экспозиция
- Лучшие художники-пейзажисты: с 1600 г. по настоящее время
- «Я слышал, как сова зовёт меня по имени» Маргарет Крейвен, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?