Ориньякское искусство
Термин «ориньякская культура» в доисторическом искусстве относится к самому раннему периоду верхнего палеолита в Европе. Этот период совпал с приходом на континент анатомически современных людей и постепенным исчезновением коренных неандертальцев (Homo neanderthalensis). Своё название культура получила по типовой стоянке Ориньяк в департаменте Верхняя Гаронна во Франции. Ориньякская культура пришла на смену мустьерской эпохе среднего палеолита, а позднее её сменила граветтская. (Подробнее см: Хронология доисторического искусства)
Вплоть до XX века большинство археологов-палеолитоведов сомневались в способности ориньякского человека создавать произведения изобразительного искусства. Ситуация изменилась в 1930-х годах после обнаружения первых образцов резьбы по слоновой кости в Швабской Юре. Один из самых ранних примеров фигуративного искусства, Венера из Холе-Фельс (ок. 38 000–33 000 лет до н.э.), был создан именно в ориньякскую эпоху. Этот шедевр доисторической скульптуры обнаружили в сентябре 2008 года в пещере Холе-Фельс на юго-западе Германии.
Наиболее известный образец наскальной живописи ориньякской культуры был найден в 1994 году в пещере Шове-Пон-д’Арк, в долине Ардеш на юге Франции. Кроме того, уран-ториевый метод датирования показал, что рисунки в пещере Эль-Кастильо (красные диски и трафареты рук) и некоторые изображения в пещере Альтамира также относятся к ориньякскому периоду. К более поздним находкам ориньякского пещерного искусства относят Характерные черты и распространение В ходе развития ориньякской культуры настенное и мобильное искусство постепенно становились менее стилизованными и более натуралистичными, хотя и оставались примитивными. Например, животных изображали с определённой анатомической точностью, в то время как человеческие фигуры оставались символическими. Это особенно заметно в случае с фигурками «Венер», которые впервые появляются в этот период. Они представляют собой небольшие статуэтки тучных женщин с гипертрофированными бёдрами, животом и грудью, что, вероятно, символизировало плодородие. Основные центры ориньякского искусства находились на территории современной Франции (Дордонь, Ардеш) и Испании (Кантабрия), а также в Швабской Юре в Германии. Отдельные находки, свидетельствующие о распространении этой культурной традиции, встречаются и в других регионах Европы, что указывает на широкие контакты между группами древних людей. Для создания произведений искусства ориньякские мастера использовали разнообразные техники и материалы. Резьба по кости, бивню мамонта и рогу выполнялась с помощью кремнёвых резцов. Для наскальной живописи и гравировки применяли минеральные красители — охру (красные, жёлтые, коричневые оттенки) и древесный уголь (чёрный цвет), которые наносились пальцами, примитивными кистями или распылялись через полую кость. По мере совершенствования методов датировки можно ожидать, что всё больше произведений древнего искусства будет отнесено к ориньякскому периоду. О современной ориньякскому искусству живописи в Юго-Восточной Азии см.: Пещерное искусство Сулавеси (Индонезия) (ок. 37 900 года до н.э.). Для сравнения с древним африканским искусством см. наскальные рисунки Аполлон-11 (ок. 25 500 года до н.э.). Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений Наскальное искусство пещеры Бломбос (70 000 лет до н.э.) Венера из Берехат-Рама и Венера из Тан-Тана (ок. 230 000 – 700 000 лет до н.э.) Петроглифы из Бхимбетки (ок. 290 000 – 700 000 лет до н.э.) Сравнение с искусством других регионов
Похожие статьи о доисторическом искусстве
Крупнейшие произведения искусства раннего ориньякского периода.
Южноафриканские гравировки на камне, относящиеся к мустьерской культуре.
Самые ранние из известных каменных статуэток.
Древнейший известный вид искусства — в данном случае купулы — найденный в пещере Аудиториум (Бхимбетка) и пещере Дараки-Чаттан в штате Мадхья-Прадеш, Индия.Об эволюции наскальной живописи ледникового периода во Франции и Испании см. статью: Франко-кантабрийское наскальное искусство (40 000–10 000 лет до н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?