Авдеевские венеры читать ~9 мин.
Авдеевские венеры являются примером доисторической скульптуры в европейском сердце России, в период граветтского искусства (25 000-20 000 гг. до н.э.). Вместе с Венерой из Костёнок (22 000 лет до н.э.) и Венерой из Гагарино (20 000 лет до н.э.) они образуют центр палеолитического искусства, входящий в треугольник Курск-Воронеж-Липецк. Хотя они принадлежат к более широкой европейской традиции статуэток Венеры, авдеевские скульптуры изображают зрелых женщин в разных фазах репродуктивного цикла, которые (в целом) несколько менее тучны и менее чётко очерчены, чем такие архетипические фигуры, как Венера Виллендорфская (25 000 лет до н.э.) или Венера Мораванская (24 000 лет до н.э.). Это лишь относительное различие.
В центрально-русской традиции, иллюстрируемой памятниками Костенки-Авдеево-Гагарино, по-видимому, существует две парадигмы Венеры: толстая и тонкая, причём авдеевские статуэтки склоняются к последней. Более существенное различие, возможно, между русскими и нерусскими венерами заключается в том, что гениталии первых менее утрированы. Если, как считается, фигурки Венеры были символами плодородия, олицетворявшими тайны деторождения, то русские художники каменного века явно склонялись к иному представлению этого, чем их коллеги из Центральной и Западной Европы.
Хронологию древнего искусства в России и остальном мире см: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн. лет до н.э.). О современных наскальных произведениях см: Пещерное искусство (40 000-10 000 лет до н.э.).
Местонахождение и открытие
В Авдеево есть два археологических памятника, из которых были извлечены различные предметы доисторического искусства – в основном статуэтки. Эти места известны как «Авдеево-старое» (Авдеево I) и «Авдеево-новое» (Авдеево II), и на обоих поселениях человек жил примерно 20 000 лет до нашей эры.
Эти два объекта, расположенные на расстоянии около 20 километров друг от друга, находятся в месте слияния реки Сейм и её притока Рогозны, недалеко от города Курска в центральной России. Они были открыты в 1941 году и раскопаны сразу после войны: сначала М.В. Воеводским в 1946 году, затем А.Н. Рогачёвым в 1949 году. В середине 70-х годов прошлого века новые раскопки проводились группой археологов из Музея антропологии МГУ (руководитель Марьяна Гвоздовер) и Ленинградского института археологии (руководитель Г.П. Григорьев).
Археология Авдеево
На «археологическом участке» Авдеево находятся два овальных жилых помещения, каждое из которых окружено сетью полуподземных домиков и ям. Жилая зона Авдеево-I примерно в два раза больше Авдеево-2. Археологический слой пола местами окрашен в красный цвет от охристых пигментов (Авдеево-I) или в чёрный от древесного угля (Авдеево II).
Каменные и костяные орудия, найденные в Авдеево, включают ножи костенковского типа, плечевидные острия, костяные шилья, резаки и лопаты, а также ряд функциональных предметов с антропоморфными или зооморфными «головами», в основном связанных со скульптурным изображением женщин-людей и животных.
Углеродное датирование показывает, что оба места были заселены «современным человеком» по меньшей мере с 20 000 лет до н.э., хотя некоторые артефакты были обнаружены, датируемые 27 000 лет до н.э. По общей физической структуре и организации, находкам каменных орудий, ряду статуэток и предметов личного украшения, таких как браслеты и бусы, Авдеевские стоянки тесно связаны с Костёнками, расположенными на реке Сож, около Воронежа, примерно в 200 милях к востоку, в частности, с Костёнками I, XIII и XVII.
Пример русской наскальной живописи эпохи палеолита см: Капова пещера (12 500 лет до н.э.) в заповеднике Шульган-Таш. Другие виды искусства из внутренних районов России см: Керамика бассейна реки Амур (с 14 300 г. до н.э.).
Характеристика авдеевских венер
Искусство каменного века, найденное в Авдеево, почти полностью состоит из портативного переносного искусства, в частности, фигурок венер и резьбы по слоновой кости шерстистых мамонтов. (См. также германскую резьбу по слоновой кости из Швабской юры) Большинство этих скульптур было вырезано из слоновой кости мамонта, рогов северного оленя и костей животных, но учёные также нашли несколько каменных скульптур, вырезанных из мягких пород (мергеля, песчаника, сланца, известняка). Кроме того, было обнаружено большое количество цилиндрических бусин, сделанных из зубов арктических волков и лисиц. Однако ни пиктограмм, ни петроглифов найдено не было.
Из венер, вероятно, самой известной является «Авдеевская двойная Венера», состоящая из двух фигурок из слоновой кости, вырезанных спина к спине. Другие фигурки, представленные в каталоге, включают следующие десять предметов:
Венера № 1
Найденная в Старом Авдеево, эта негладкая, довольно примитивная статуэтка из слоновой кости имеет высоту 14,5 см, а ширину до 5 см. Она изображает женщину с довольно узкими плечами, но широким тазом, хотя и без излишнего жира. У неё нет ног, а таз сужается в вытянутый треугольник. Выглядит незаконченной.
Венера № 2
Эта частично сглаженная фигурка из слоновой кости высотой 12,5 см и шириной до 3,6 см найдена в Старом Авдеево. У неё слегка покатые плечи, руки, согнутые в локтях, нечётко выраженная грудь, плоский живот, реалистичные ягодицы и крепкие ноги. Гениталии не выделены. Выглядит толстовато и незаконченно.
Венера № 3
Обнаруженная в Старом Авдеево, эта незаконченная резьба по слоновой кости имеет 8 см в высоту и до 4 см в ширину. У неё большая голова, выдающиеся руки, выступающая верхняя часть груди/брюшка, крутые бедра и узкие ноги, вырезанные в трапециевидной плоскости.
Венера № 4 (мужская)
Найденная в Новом Авдеево, эта большая вертикальная фигура из слоновой кости высотой около 21 сантиметра и шириной до 6 сантиметров. Плечи такие же широкие, как и бедра, груди нет, живот плоский и переходит в удлинённый лобковый треугольник. Общая поза отличается от женских фигурок, в частности, расположением рук и лобковой области, что указывает на то, что это, скорее всего, мужская фигурка. На самом деле, её голова почти зооморфна.
Венера № 5
Найденная в Старом Авдеево, эта сглаженная статуэтка из слоновой кости имеет 16 см в высоту и до 3 см в ширину. Она изображает высокую стройную женщину, не беременную, с очень плоскими ягодицами и маленькими голенями. Чрезмерно вытянутый торс, увенчанный округлой головой, имеет узкие поникшие плечи, нечётко очерченные руки, обвисшую, маятниковую грудь, широкий таз и плоский живот, ведущий к лобковому треугольнику. Ноги кажутся раздельными до колена.
Венера № 6
Эта статуэтка из слоновой кости, найденная в Новом Авдеево, имеет рост 9,5 см и 3 см в самой широкой точке – тазу. Она изображает зрелую беременную женщину со стройным торсом и ногами, но огромной грудью, сильно выпирающим животом и чрезвычайно тучными ягодицами. Голова и лицо украшены клинообразным узором, руки выделяются в верхней части, но далее нечётко, хотя кисти изображены с пальцами и браслетами. Фигура сохраняет детализацию ниже толстых бёдер и выступающего живота. Фигурка № 6, наряду с фигуркой № 9, наиболее близка к русской «толстой» парадигме.
Венера № 7
Взятая из Нового Авдеево, эта фигурка из слоновой кости высотой 10 см и шириной до 2 см в тазовой части. На голове – детально проработанная причёска, или шапочка, плечи, плоская грудь, впалые груди, руки с пальцами и браслет. У неё слегка вздутый живот и плоские ягодицы. Ее уникальность заключается в детализации волос и черт лица, включая нос и глаза. В целом, пожалуй, наиболее близка к русской «худой» парадигме.
Венера № 8
Эта фигурка из слоновой кости высотой 9,5 см и шириной до 2,3 см обнаружена в Новом Авдеево. У неё наклонённая голова с волосами, поникшие плечи, чрезмерно впалые груди, килевидный живот. Доминирующей чертой, помимо груди, является толстая середина (бедра и туловище), но есть и тонкие черты, включая пальцы и браслеты на руках.
Венера № 9
Найденная в Старом Авдеево, эта фигурка из слоновой кости имеет грудь в стиле Виллендорфа, тучную середину и тучные бедра. Ее рост составляет 9 см, а ширина – до 3 см. Ноги отсутствуют ниже колен. У него голова с незаконченным типом причёски или лица, узкие плечи и широкие бедра. Более примитивный, более неровный и менее законченный, чем № 6, но такой же тучный.
Венера № 10
Найденный в Новом Авдеево, этот фрагмент женского торса из слоновой кости (от плеч до лобка) был собран из двух меньших кусков. Его высота составляет 8 сантиметров, а ширина – до 9 сантиметров. По оценкам археологов, высота оригинальной фигурки составляла около 20 сантиметров. В собранном виде она имеет массивную каплевидную грудь, под которой находятся предплечья и руки с пальцами и браслетами. Округлый живот выступает вперед.
Кроме того, на Авдеевском городище, как и в Костёнках, найдено большое количество наскальных рисунков, а именно фрагменты нескольких женских фигурок, выдолбленных из мела, мергеля и других мягких камней.
Ещё один исключительный пример скульптуры каменного века из России – Шигирский идол (7 500 лет до н.э.), древнейшая из сохранившихся резьб по дереву.
Другие европейские Венеры
Вот краткий список наиболее известных статуэток Венеры из верхнего палеолита, вырезанных за пределами России.
Венера из Холе-Фельс (слоновая кость) (35 500 лет до н.э.) Германия.
Венера из Гальгенберга (стеатит) (30 000 лет до н.э.) Нижняя Австрия.
Венера из Дольни-Вестонице (обожжённая глина) (26 000 лет до н.э.) Чехия.
Венера из Виллендорфа (известняк) (25 000 лет до н.э.) Нижняя Австрия.
Венера из Монпасье (лимонит) (25 000 лет до н.э.) Франция.
Венера из Савиньяно (24 000 лет до н.э.) Италия
Венера из Мораваны (слоновая кость) (24 000 лет до н.э.) Словакия.
Венера из Брассемпуи (голова из слоновой кости) (23 000 лет до н.э.) Франция.
Венера из Лосселя (известняковый низкий рельеф) (23 000 лет до н.э.) Франция.
Венера Леспугская (слоновая кость) (23 000 лет до н.э.) Франция.
Благодарности
Мы выражаем благодарность за использование материалов из книги «Искусство охотников на мамонтов» (1995) профессора Марианы Д. Гвоздовер, одного из ведущих археологов в Авдеево.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?