Авдеевские венеры читать ~9 мин.
Авдеевские венеры — это образцы доисторической скульптуры, созданные в центральной части европейской России в период граветтской культуры (25 000–20 000 гг. до н.э.). Вместе с Венерой из Костёнок (около 22 000 лет до н.э.) и Венерой из Гагарино (около 20 000 лет до н.э.) они представляют собой очаг палеолитического искусства на Русской равнине, в условном треугольнике между Курском, Воронежем и Липецком. Авдеевские скульптуры принадлежат к общеевропейской традиции статуэток венер, однако имеют свои особенности.
В отличие от таких архетипических фигур, как Венера Виллендорфская (около 27 500 г. до н.э.) или Венера Мораванская (около 24 000 лет до н.э.), авдеевские статуэтки в целом менее тучны и не так чётко очерчены. Они изображают зрелых женщин на разных стадиях репродуктивного цикла, что подчёркивает их символическое значение.
В культурной традиции, представленной стоянками Костёнки — Авдеево — Гагарино, прослеживаются две основные стилистические модели, или парадигмы, венер: «тучная» и «стройная». Большинство авдеевских статуэток тяготеет ко второму типу. Возможно, более существенное отличие русских венер от западноевропейских заключается в том, что их гениталии изображены менее подчёркнуто. Если фигурки действительно были символами плодородия, то художники каменного века на Русской равнине, вероятно, имели иное видение этих символов, чем их современники в Центральной и Западной Европе.
Для ознакомления с хронологией древнего искусства в России и мире смотрите статью: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн. лет до н.э.). О современном настенном искусстве читайте здесь: Пещерное искусство (40 000–10 000 лет до н.э.).
Местонахождение и открытие
В Авдеево находятся два археологических памятника, где были обнаружены многочисленные предметы доисторического искусства, в основном статуэтки. Эти стоянки известны как «Авдеево-старое» (Авдеево I) и «Авдеево-новое» (Авдеево II). Обе стоянки расположены на одном мысу при слиянии реки Сейм и её притока Рогозны, недалеко от Курска, на расстоянии около 70 метров друг от друга. Основной период заселения обоих мест относится примерно к 22 000–21 000 годам до н.э.
Стоянка была открыта в 1941 году А. Н. Рогачёвым. Масштабные раскопки начались после войны: в 1946 году их вёл М. В. Воеводский, а в 1949 году — А. Н. Рогачёв. В середине 1970-х годов исследования продолжила совместная экспедиция Музея антропологии МГУ под руководством Марьяны Гвоздовер и Ленинградского отделения Института археологии АН СССР под руководством Г. П. Григорьева.
Археология Авдеево
На авдеевских стоянках обнаружены остатки двух овальных жилищ, каждое из которых окружено сетью полуземлянок и хозяйственных ям. Пол жилой зоны в Авдеево I местами окрашен красной охрой, а в Авдеево II — почернел от древесного угля.
Среди каменных и костяных орудий, найденных в Авдеево, выделяются ножи костёнковского типа, острия с боковой выемкой, костяные шилья, резцы и лопатки. Также был найден ряд функциональных предметов с антропоморфными или зооморфными «головками», стилистически связанных со скульптурными изображениями женщин и животных.
Радиоуглеродное датирование показывает, что основной культурный слой стоянок относится к периоду 22 000–21 000 годов до н.э., хотя возраст отдельных находок может быть и более древним. По своей структуре, организации жилищ, набору каменных орудий и предметам личного украшения (браслеты, бусы) авдеевские стоянки тесно связаны с комплексом стоянок в Костёнках, особенно с Костёнками I, XIII и XVII, расположенными примерно в 150 км к востоку.
Пример русской наскальной живописи эпохи палеолита можно увидеть здесь: Наскальные рисунки Каповой пещеры (12 500 лет до н.э.) в заповеднике «Шульган-Таш». О других видах искусства из внутренних районов России читайте в статье Керамика бассейна реки Амур (с 14 300 г. до н.э.).
Характеристика авдеевских венер
Искусство каменного века, найденное в Авдеево, практически полностью представлено искусством малых форм, в частности фигурками венер и резьбой по бивню шерстистого мамонта. (См. также немецкую резьбу по слоновой кости из Швабской юры). Большинство этих скульптур было вырезано из бивней мамонта, рогов северного оленя и костей животных. Также учёные обнаружили несколько образцов каменной скульптуры из мягких пород (мергеля, песчаника, сланца, известняка). Кроме того, было найдено большое количество цилиндрических бусин из зубов волка и песца. При этом ни пиктограмм, ни петроглифов обнаружено не было.
Среди венер, вероятно, самой известной является «Авдеевская двойная венера» — две фигурки из слоновой кости, вырезанные спиной к спине. Другие примечательные статуэтки включают следующие десять предметов:
Венера № 1
Найдена в Старом Авдеево. Эта статуэтка из слоновой кости с необработанной поверхностью имеет высоту 14,5 см и ширину до 5 см. Фигурка изображает женщину с довольно узкими плечами, но широким тазом, без излишней тучности. Ноги отсутствуют, а таз сужается в вытянутый треугольник. Производит впечатление незавершённой работы.
Венера № 2
Эта фигурка из слоновой кости с частично отполированной поверхностью, найденная в Старом Авдеево, имеет высоту 12,5 см и ширину до 3,6 см. У неё слегка покатые плечи, руки согнуты в локтях, грудь намечена слабо, живот плоский, ягодицы реалистичны, а ноги крепкие. Гениталии не выделены. Фигурка кажется массивной и также выглядит незаконченной.
Венера № 3
Обнаружена в Старом Авдеево. Эта незаконченная резьба по слоновой кости имеет высоту 8 см и ширину до 4 см. У неё большая голова, намеченные руки, выступающая верхняя часть живота, крутые бёдра и узкие ноги, вырезанные в виде трапециевидной плоскости.
Венера № 4 (предположительно мужская)
Найдена в Новом Авдеево. Эта крупная вертикальная фигура из слоновой кости имеет высоту около 21 см и ширину до 6 см. Плечи по ширине равны бёдрам, грудь отсутствует, живот плоский и переходит в удлинённый лобковый треугольник. Общая поза, особенно расположение рук и лобковой области, отличается от женских фигурок, что позволяет предположить мужской образ. Голова имеет почти зооморфные черты.
Венера № 5
Найдена в Старом Авдеево. Эта гладкая статуэтка из слоновой кости высотой 16 см и шириной до 3 см изображает высокую стройную женщину (не беременную) с очень плоскими ягодицами и маленькими голенями. Удлинённый торс увенчан округлой головой, плечи узкие и поникшие, руки очерчены нечётко, грудь отвислая, маятниковидная. Таз широкий, живот плоский, переходящий в лобковый треугольник. Ноги кажутся разделёнными до колен.
Венера № 6
Эта статуэтка из слоновой кости, найденная в Новом Авдеево, имеет высоту 9,5 см и ширину 3 см в самой широкой части — тазе. Она изображает зрелую беременную женщину со стройным торсом и ногами, но с огромной грудью, сильно выступающим животом и гипертрофированными ягодицами. Голова украшена клиновидным узором, имитирующим причёску. Руки выделены в верхней части, кисти изображены с пальцами и браслетами. Детализация фигуры сохраняется ниже бёдер. Фигурка № 6, наряду с № 9, наиболее близка к «тучной» парадигме.
Венера № 7
Найдена в Новом Авдеево. Эта фигурка из слоновой кости высотой 10 см и шириной до 2 см в тазовой части. На голове детально проработана причёска или головной убор. У неё плоская, невыраженная грудь, руки с пальцами и браслетом. Живот слегка вздут, ягодицы плоские. Уникальность фигурки — в детальной проработке волос и черт лица, включая нос и глаза. В целом, она является ярким представителем «стройной» парадигмы.
Венера № 8
Эта фигурка из слоновой кости высотой 9,5 см и шириной до 2,3 см обнаружена в Новом Авдеево. У неё наклонённая голова с намёком на волосы, поникшие плечи, сильно впалая грудь, килевидный живот. Доминирующей чертой, помимо груди, является массивная средняя часть (бёдра и туловище), но при этом присутствуют и тонкие детали, включая пальцы и браслеты на руках.
Венера № 9
Найдена в Старом Авдеево. Эта фигурка из слоновой кости имеет грудь, напоминающую виллендорфский тип, тучную среднюю часть и массивные бёдра. Её высота составляет 9 см, а ширина — до 3 см. Ноги ниже колен отсутствуют. У неё есть голова с незавершённой причёской или лицом, узкие плечи и широкие бёдра. Скульптура выполнена более примитивно, с неровной поверхностью и выглядит менее завершённой, чем № 6, но также изображает тучную фигуру.
Венера № 10
Найденный в Новом Авдеево, этот фрагмент женского торса из слоновой кости (от плеч до лобка) собран из двух частей. Его высота составляет 8 см, а ширина — до 9 см. По оценкам археологов, высота оригинальной фигурки составляла около 20 см. Фрагмент представляет собой массивную каплевидную грудь, под которой находятся предплечья и руки с пальцами и браслетами. Округлый живот выступает вперёд.
Кроме того, на авдеевских стоянках, как и в Костёнках, были найдены фрагменты женских фигурок, вырезанных из мела, мергеля и других мягких пород камня. Эти находки дополняют коллекцию каменной скульптуры малых форм эпохи палеолита.
Ещё один исключительный пример скульптуры каменного века из России — Шигирский идол (около 9500 г. до н.э.), древнейшая из сохранившихся до наших дней деревянных скульптур в мире.
Другие европейские Венеры
Вот краткий список наиболее известных статуэток Венеры эпохи верхнего палеолита, найденных за пределами России.
Венера из Холе-Фельс (слоновая кость) (38 000–33 000 гг. до н.э.), Германия.
Венера Гальгенбергская (серпентин) (около 34 000 лет до н.э.), Нижняя Австрия.
Венера из Дольни-Вестонице (обожжённая глина) (около 26 000 лет до н.э.), Чехия.
Венера Виллендорфская (известняк) (около 27 500 г. до н.э.), Нижняя Австрия.
Венера из Монпазье (лимонит) (около 25 000 лет до н.э.), Франция.
Венера из Савиньяно (серпентин) (около 24 000 лет до н.э.), Италия.
Венера Мораванская (слоновая кость) (около 24 000 лет до н.э.), Словакия.
Венера из Брассемпуи (голова из слоновой кости) (около 23 000 лет до н.э.), Франция.
Венера Лоссельская (барельеф из известняка) (около 23 000 лет до н.э.), Франция.
Венера Леспюгская (слоновая кость) (около 23 000 лет до н.э.), Франция.
Благодарности
Мы выражаем признательность за использование материалов из книги «Искусство охотников на мамонтов» (1995) профессора Марьяны Д. Гвоздовер, одного из ведущих археологов, работавших в Авдеево.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?