Наскальное искусство пещеры Бломбос:
доисторические гравюры читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Пещера Бломбос — археологический памятник, расположенный в известняковом утёсе примерно в 100 метрах от моря на побережье Южной Африки, в 180 милях к востоку от Кейптауна, — хранит одни из самых ранних известных образцов доисторического искусства на всём африканском континенте. Она знаменита своими доисторическими наскальными гравюрами, относящимися к мустьерскому периоду среднего палеолита (70 000 лет до н.э.), что делает их одними из древнейших примеров искусства каменного века, когда-либо обнаруженных. (См. также: Древнейшее искусство каменного века: Топ-100 произведений.) Находка включала два куска охристого камня с выгравированными геометрическими абстрактными знаками и серию бусин из раковин Nassarius kraussianus.
Гравюры Бломбос не считаются «наскальным искусством» в строгом смысле, поскольку они не являются частью самой пещеры, однако это — древнейшее искусство, созданное современным человеком, и самый ранний известный пример африканского искусства к югу от Сахары. Более древними являются лишь петроглифы Бхимбетки (290 000–700 000 гг. до н.э.) из штата Мадхья-Прадеш в Индии, Венера с Берехат-Рам (230 000–700 000 гг. до н.э.) с Голанских высот и Венера из Тан-Тана (200 000–500 000 гг. до н.э.) из Марокко.
Открытие и датировка
Археологические исследования в комплексе Бломбос начались в 1991 году. Одним из первых открытий стали каменные артефакты — двусторонние наконечники, изготовленные в стиле, который ранее появлялся в Европе не ранее 17 000 лет до н.э. Другие находки, свидетельствующие об относительно развитой культуре Бломбос, включали шлифованные и полированные костяные орудия, датируемые 80 000 лет до н.э., что делает их одними из древнейших костяных инструментов в Африке. Анализ широкого спектра ископаемых остатков, орудий и других артефактов показал, что люди каменного века заселяли пещеры в три этапа среднего палеолита: первый этап приходится на период 140 000–100 000 гг. до н.э.; второй — около 80 000 лет до н.э.; третий — примерно 73 000 лет до н.э.
Охристые камни с гравировкой
Затем в 2002 году археологи объявили об обнаружении двух кусков камня из железистой охры, украшенных абстрактными перекрёстными узорами и датируемых как минимум 70 000 лет до н.э. Это на 30 000 лет древнее следующего по возрасту примера наскального искусства — росписей пещеры Эль-Кастильо. Для датировки артефактов были применены два новых метода люминесцентного анализа: термолюминесценция и оптически стимулированная люминесценция, с помощью которой датировали обожжённые камни, найденные рядом с артефактами, на 70 000–75 000 гг. до н.э.
Охра — это природный красный оксид железа, широко использовавшийся доисторическими охотниками-собирателями в качестве красящего пигмента для росписи тела. В пещерах Бломбос археологи обнаружили сотни кусков этого материала, включая образцы, отшлифованные до состояния мелков. Их заострённые концы указывают на то, что они использовались для нанесения рисунков, хотя до сих пор не обнаружено никаких следов наскальной живописи. (Примеры подобного наскального искусства см. в пещерах Шове (ок. 30 000 лет до н.э.), Пеш-Мерле (ок. 25 000 лет до н.э.), Коскер (ок. 25 000 лет до н.э.), Ласко (ок. 17 000 лет до н.э.) и Альтамира (ок. 15 000 лет до н.э.).
Другие значимые находки древнего искусства в пещере Бломбос включают раковинные бусины, датируемые периодом 70 000–75 000 гг. до н.э.
Значение
Открытие абстрактных гравюр на охристых камнях — на 65 000 лет древнее аналогичного мегалитического искусства — указывает на существование развитого общества, способного создавать и понимать символы и абстракции. В Европе подобные петроглифы не появляются до эпохи ориньякского искусства, около 33 000 лет до н.э. Существование подобной африканской культуры в Бломбос дополнительно подтверждается изысканностью бусин, костяных орудий и других материалов, найденных в пещере. Более того, эти небольшие предметы могут быть древнейшими известными примерами мобильного искусства. Неизвестно, может ли расположение пещерного комплекса на берегу Индийского океана указывать на какие-либо контакты с Южной Азией, где культурный уровень стремительно рос в среднем палеолите. Однако тот факт, что доисторические миграции с юго-восточного материкового Азиатского региона на острова Тихого океана начались лишь около 65 000 лет до н.э., скорее говорит против такой возможности. В то же время недавняя датировка наскального искусства Сулавеси (Индонезия) 37 900 г. до н.э. поддерживает гипотезу, что «современный человек» приобрёл художественные способности ещё до выхода из Африки, а не в ходе миграции или после прибытия в конечный пункт назначения.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?