Наскальное искусство пещеры Бломбос:
доисторические гравюры читать ~6 мин.
Пещера Бломбос — археологический памятник в известняковом утёсе на южном побережье ЮАР, примерно в 300 км к востоку от Кейптауна. Она хранит одни из самых ранних и значимых свидетельств символического мышления и доисторического искусства на всём африканском континенте. Пещера получила всемирную известность благодаря находкам доисторических гравюр, относящихся к эпохе среднего палеолита (средний каменный век). Возраст самых известных артефактов, двух пластин из охры с выгравированным геометрическим орнаментом, оценивается примерно в 75 000–77 000 лет, что делает их одними из древнейших бесспорных примеров искусства каменного века. (См. также: Древнейшее искусство каменного века: Топ-100 произведений.) Кроме гравюр, в пещере были найдены и другие уникальные артефакты, включая бусины из раковин Nassarius kraussianus и древнейший известный рисунок, нанесённый охряным «карандашом» на камень.
Хотя гравюры из Бломбос формально не считаются «наскальным искусством», поскольку нанесены на мобильные объекты, а не на стены самой пещеры, они представляют собой древнейшее искусство, созданное человеком современного анатомического типа (Homo sapiens). Это также самый ранний известный образец африканского искусства к югу от Сахары. Объектами, претендующими на больший возраст, являются петроглифы Бхимбетки (Индия, 290 000–700 000 лет до н.э.), Венера из Берехат-Рама (Голанские высоты, 230 000–700 000 лет до н.э.) и Венера из Тан-Тана (Марокко, 200 000–500 000 лет до н.э.). Однако их статус как произведений искусства оспаривается: многие учёные считают их результатом естественных геологических процессов (геофактами), а не целенаправленной деятельности человека.
Открытие и датировка
Археологические раскопки в пещере Бломбос начались в 1991 году под руководством профессора Кристофера Хеншилвуда (Christopher Henshilwood). В ходе работ были выявлены три основных культурных слоя среднего каменного века (MSA):
M1 (верхний слой), возраст которого составляет около 73 000 лет. В этом слое был найден отщеп силькрета с рисунком в виде решётки, нанесённым охрой, — древнейший известный рисунок в истории человечества.
M2 (средний слой), возрастом около 77 000 лет. Отсюда происходят знаменитые гравированные пластины из охры, а также костяные орудия и бусины из раковин.
M3 (нижний слой), возрастом около 100 000–140 000 лет. В этом слое также были найдены фрагменты охры, но без гравюр.
Одной из важных находок стали искусно обработанные каменные наконечники копий, изготовленные по технологии, которая в Европе появилась значительно позже, не ранее 20 000 лет до н.э. Найденные в Бломбос отшлифованные костяные орудия, датируемые возрастом более 75 000 лет, также являются одними из древнейших в Африке. Эти артефакты свидетельствуют о высоком уровне когнитивного развития и технологических навыков у обитателей пещеры. Для определения возраста находок использовались передовые методы, включая оптически стимулированную люминесценцию (OSL) и термолюминесцентный анализ (TL), которые позволили с высокой точностью датировать слои отложений, содержащие артефакты.
Охристые камни с гравировкой и древнейший рисунок
В 2002 году археологи сообщили об обнаружении двух фрагментов охры, украшенных абстрактным перекрёстным орнаментом. Позднее были найдены и другие подобные предметы. Эти находки стали революционными, поскольку они на 30 000 лет старше следующих по возрасту бесспорных произведений искусства — росписей пещеры Эль-Кастильо в Испании. Охра, природный пигмент на основе оксида железа, широко использовалась доисторическими людьми для различных целей, в том числе, вероятно, для раскрашивания тела. В Бломбос были обнаружены сотни фрагментов охры, некоторые из которых обработаны и заточены, как мелки или карандаши.
Несмотря на обилие пигмента, в самой пещере не найдено следов наскальной живописи. Возможно, жители Бломбос украшали рисунками собственное тело, одежду из шкур или другие органические материалы, которые не сохранились до наших дней. Великие образцы европейского пещерного искусства появились гораздо позже: пещера Шове (ок. 30 000 лет до н.э.), Пеш-Мерль (ок. 25 000 лет до н.э.), Коске (ок. 25 000 лет до н.э.), Ласко (ок. 17 000 лет до н.э.) и Альтамира (ок. 15 000 лет до н.э.).
Другой знаковой находкой стали бусины из раковин морских моллюсков Nassarius kraussianus, датированные возрастом около 75 000 лет. В раковинах были просверлены отверстия, а следы износа указывают на то, что их носили нанизанными на нить. Это древнейшие неоспоримые свидетельства использования личных украшений, которые также являются формой символического самовыражения.
Значение находок
Открытие в Бломбос гравюр, рисунка и украшений имеет фундаментальное значение для понимания эволюции человека. Эти артефакты доказывают, что способность к абстрактному и символическому мышлению — ключевая черта современного человека — возникла в Африке задолго до миграции людей в Евразию. Ранее считалось, что «культурный взрыв» произошёл в Европе около 40 000 лет назад, с появлением ориньякской культуры. Находки из Бломбос отодвигают эту временную границу почти вдвое. В Европе подобные петроглифы появляются лишь в эпоху ориньякского искусства (около 33 000 лет до н.э.).
Комплекс находок из Бломбос — сложносоставные орудия, костяные инструменты, систематическое использование охры и создание символических объектов — свидетельствует о развитой социальной структуре и наличии языка у его обитателей. Узоры на охре и бусины могли служить для передачи информации, обозначения социального статуса или групповой принадлежности. Таким образом, эти небольшие предметы можно считать древнейшими известными примерами мобильного искусства.
Гипотезу о том, что художественные способности развились у Homo sapiens ещё в Африке, подтверждают и другие открытия. Например, недавняя датировка наскального искусства на острове Сулавеси (Индонезия) показала, что его возраст составляет не менее 43 900 лет. Это означает, что люди, покинувшие Африку, уже владели навыками изобразительной деятельности и принесли их с собой в другие части света.
Примечание: для сравнения с более поздним африканским искусством см. изображения животных на камнях из пещеры Аполлон-11 в Намибии (ок. 25 500 г. до н.э.).
Примечание: подробнее об искусстве доисторических художников см. резные изделия из слоновой кости Швабской Юры и венеры, в частности Венеру из Костёнок, Венеру из Виллендорфа и Венеру из Брассемпуя.
Научная дискуссия
Изначально открытие в Бломбос вызвало научные споры. Некоторые археологи высказывали сомнения в том, что гравированные узоры на охре являются искусством в полном смысле этого слова. Выдвигались предположения, что это могли быть случайные царапины или «тестовые» метки при заточке инструмента. Однако тщательный микроскопический анализ показал, что узоры были нанесены целенаправленно, сложными движениями, требующими концентрации и следования определённому замыслу. Сегодня подавляющее большинство учёных признаёт артефакты из Бломбос как одно из первых свидетельств символической деятельности человека. Хотя мы не можем до конца «понять» или «оценить» культурное значение этих древних символов, их статус как одного из самых ранних проявлений творческого поведения человека практически не вызывает сомнений.
- Музей «Эрарта» представил в Сургутской галерее современного искусства «Стерх» выставку «Частная жизнь»
- В музее «Эрарта» открылась «Гуашь два О» - выставка работ художников, работающих в технике «гуашь на бумаге»
- Возрождение музыкальных вечеров в Третьяковской галерее
- Групповая выставка БЕРЕГИ СЕБЯ
- Женя Голант. Беспорядок
- Исключение места
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?