Наскальные рисунки полуострова Бурруп:
характеристика, датировки, доисторические гравюры читать ~6 мин.
Полуостров Бурруп, расположенный в регионе Пилбара в Западной Австралии рядом с архипелагом Дампир, также известен под своим исконным названием Муруджуга (Murujuga). На языке нгарла местного народа ябурара это означает «выступающая тазовая кость». Эта территория — место одной из крупнейших в мире коллекций наскального искусства австралийских аборигенов. Наряду с наскальными рисунками Убирр в Национальном парке Какаду (Арнем-Ленд), Муруджуга представляет собой важнейший центр австралийских петроглифов. Это всемирно известный памятник доисторического искусства, истоки которого уходят в эпоху верхнего палеолита.
Доисторические наскальные гравюры Муруджуги охватывают широкий спектр сюжетов и мотивов. Среди них — изображения вымерших представителей мегафауны, таких как сумчатый волк (тилацин), а также человеческие фигуры, запечатлённые во время повседневных и ритуальных занятий. В этом регионе также встречается аборигенное мегалитическое искусство в виде вертикально установленных камней, напоминающих европейские мегалиты (менгиры), и круговых каменных композиций. Кроме этого огромного собрания наскального искусства, расположенного примерно на 2 300 участках полуострова и близлежащих островов, здесь находятся многочисленные раковинные кучи (миддены), россыпи артефактов и другие свидетельства жизни аборигенов.
Чтобы понять, как гравюры аборигенов вписываются в общую эволюцию наскального искусства в других регионах, см. статью: «Хронология доисторического искусства» (с 2,5 млн лет до н.э.). О редком, но обширном европейском памятнике с петроглифами под открытым небом читайте в материале «Гравюры долины Коа» в Португалии (22 000 лет до н.э.).
Проблемы датировки
К сожалению, археологи не могут датировать наскальные гравюры напрямую. В отличие от наскальной живописи, где используются цветные пигменты и другие органические материалы, петроглифы не содержат органики, пригодной для анализа. Кроме того, в отличие от пещер, где культурные слои накапливаются и позволяют датировать находки, окружение петроглифов под открытым небом почти не даёт такой возможности. Саму породу датировать можно: недавние исследования с использованием анализа космического излучения на гравированных камнях Муруджуги указывают на то, что возраст поверхности камней может превышать 40 000 лет. (Следует отметить, что регион Пилбара содержит одни из древнейших на Земле поверхностных пород, включая граниты возрастом не менее трёх миллиардов лет.) Однако возраст камня не говорит нам, когда именно была сделана гравюра. Даже найденные поблизости куски красной охры не могут служить точным доказательством, ведь их могли использовать не для создания пиктограмм, а для росписи тела и лица — широко распространённой традиции в культуре аборигенов.
Для сравнения с современной живописью Африки см. изображения животных на камнях из пещеры Аполлон-11 (ок. 25 500 г. до н.э.).
Каков возраст наскального искусства полуострова Бурруп?
Несмотря на отсутствие прямых методов датировки древнего искусства Муруджуги, археологи пытаются оценить период его создания косвенными методами. Они анализируют степень выветривания изображений, их стиль и содержание, а также археологические свидетельства заселения территории. Комплексный анализ этих факторов позволяет предположить, что древнейшее искусство в Пилбаре было создано в эпоху палеолитического искусства, задолго до последнего ледникового максимума (около 22 000 лет назад).
Самые ранние следы присутствия человека на севере Австралии, найденные в скальном укрытии Маджадбебе (ранее известном как Малакунанья II), датируются примерно 65 000 лет назад. Поэтому вполне вероятно, что первые люди начали создавать гравюры и рисунки уже к 30 000 году до н.э. Их современники в Европе к этому времени уже создавали абстрактные знаки и трафареты рук на стенах пещер (не позднее 39 000 года до н.э.). Важной вехой стало открытие угольного рисунка в Наварла-Габарнманг, датированного 26 000 годом до н.э. Однако вопрос о том, где находится древнейшее искусство северной Австралии, остаётся открытым, и Муруджуга — один из главных кандидатов. Наскальное искусство Кимберли также может оказаться очень древним: его более поздние росписи Брэдшоу датированы 15 500 годом до н.э.
Недавнее открытие наскального искусства на Сулавеси (Индонезия), датируемого 37 900 г. до н.э., имеет огромное значение для датировки искусства в Австралии. Сулавеси был частью «сухопутного моста», по которому мигранты с Азиатского континента попадали на австралийский континент.
Виды наскального искусства и его значение
Породы полуострова Бурруп и архипелага Дампир — это разнообразные магматические породы, одни из самых прочных в Австралии: гранодиорит, долерит, риодацит и гранит. Их твёрдость объясняет, почему искусство Муруджуги в основном выполнено в технике гравировки, тогда как в соседнем регионе Кимберли, с его более мягкими песчаниками, преобладают росписи. Наскальное искусство этого района до сих пор не подвергалось систематическому учёту, но, по оценкам, оно включает до миллиона отдельных изображений. Никто точно не знает, кто их создал — были ли это прямые предки народа ябурара или более ранняя группа поселенцев. Сами аборигены верят, что гравюры были созданы «марга» — духовными предками-творцами во «Времена Сновидений».
Для коренных народов Муруджуга — это священная земля, живой архив их истории и культуры. Петроглифы здесь не просто древние изображения, а связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Они являются частью церемоний, устных преданий и системы знаний, передаваемых из поколения в поколение. Это место огромного духовного значения, где предки оставили свои истории, законы и карту мира, запечатлённую в камне.
Таким образом, полуостров Бурруп представляет собой одну из самых обширных в мире художественных галерей под открытым небом, а также территорию огромного экологического и культурного значения. Однако это уникальное наследие находится под угрозой. В регионе активно ведётся промышленная разработка, связанная с добычей газа и полезных ископаемых. Выбросы предприятий образуют кислотные дожди, которые разрушают патину — тёмный защитный слой на скалах, на котором и вырезаны петроглифы. Это приводит к их ускоренной эрозии и необратимой потере.
Обеспокоенность за сохранность наследия привела к началу международной кампании по его защите. В июле 2007 года правительство Австралии включило 90% участков с наскальным искусством в Список национального наследия. Кроме того, Фонд всемирных памятников неоднократно вносил этот район в список 100 наиболее угрожаемых мест мира — как единственный подобный объект в Австралии.
О лучших примерах аборигенных пальцевых бороздок в Австралии см.: Наскальное искусство пещеры Куналда (18 000 лет до н.э.).
Искусство этого периода в Европе
В то время как аборигенные гравёры создавали первые петроглифы на полуострове Бурруп, древнейшее искусство каменного века в Европе появлялось в пещерах и скальных укрытиях. Например, росписи пещеры Эль-Кастильо в Испании датируются 39 000 годом до н.э. Однако самые ранние европейские произведения довольно примитивны. Лишь к 30 000 году до н.э. появляются великолепные изображения львов и лошадей в пещере Шове, а знаменитые быки в пещере Ласко и многоцветные бизоны в Альтамире были созданы около 15 000 года до н.э.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?