Наскальные рисунки полуострова Бурруп:
характеристика, датировки, доисторические гравюры читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Расположенный в районе Пилбара в Западной Австралии, рядом с архипелагом Дампир, полуостров Бурруп — также известный как «Муруджуга», что на языке нгаярда местного народа ябурара означает «выступающая тазовая кость» — является местом одной из крупнейших в мире коллекций австралийского аборигенного наскального искусства. Вместе с наскальным искусством Убирр в национальном парке Какаду, Арнемленд, Муруджуга представляет собой важнейший центр австралийских петроглифов и всемирно известный памятник доисторического искусства, восходящий к эпохе верхнего палеолита. Доисторические наскальные гравюры Муруджуги охватывают широкий спектр сюжетов и мотивов, включая изображения вымерших мегафаун, таких как тасманийский волк (тилацин), а также человеческие фигуры, занятые повседневной и ритуальной деятельностью. В этом регионе также встречается аборигенное мегалитическое искусство — в виде вертикально установленных камней, подобных европейским мегалитам (менгирам), а также круговых каменных композиций. Кроме этого огромного собрания наскального искусства, разбросанного по примерно 2 300 участкам на полуострове Бурруп и окружающих островах архипелага Дампир, здесь находятся многочисленные кучи мусора (миддены), разбросанные артефакты и другие скопления предметов аборигенов.
Чтобы понять, как аборигенные гравюры вписываются в общую эволюцию наскального искусства в Европе и других регионах, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.). О редком, но обширном европейском памятнике открытых петроглифов см.: гравюры долины Коа в Португалии (22 000 лет до н.э.).
Проблемы датировки
К сожалению, археологи не могут датировать наскальные гравюры напрямую. В отличие от наскальной живописи, где используются цветные пигменты и другая органика — значительная часть которой поддаётся датировке, — гравюры не оставляют органических следов. Кроме того, в отличие от датируемых археологических слоёв, накапливающихся внутри подземных пещер, в непосредственном окружении открытых петроглифов почти нет ничего, что можно было бы использовать для косвенной датировки самого произведения искусства. Саму породу можно датировать: недавние исследования с использованием космического излучения на гравированных камнях Муруджуги указывают на возраст 40 000 лет до н.э. и старше. (Следует также отметить, что регион Пилбара содержит одни из древнейших на Земле поверхностных пород, включая граниты возрастом не менее трёх миллиардов лет.) Однако возраст камня не говорит нам, когда именно была выполнена гравюра. Даже в тех случаях, когда находят и датируют куски красной охры, нельзя с уверенностью утверждать, что они использовались при создании пиктограмм или росписей. Это связано с тем, что роспись тела и роспись лица, по-видимому, были широко распространённой традицией аборигенной культуры в эпоху верхнего палеолита.
Примечание: для сравнения с современной живописью Африки см. изображения животных на камнях из пещеры Аполлон-11 (ок. 25 500 г. до н.э.).
Каков возраст наскального искусства полуострова Бурруп?
Несмотря на отсутствие прямых научных данных о датировке древнего искусства Муруджуги, археологи пытаются дать обоснованную оценку периода его создания, анализируя такие факторы, как степень выветривания, стиль и содержание изображений, следы заселения и использование цветных пигментов, таких как охра. Кроме того, необходимо учитывать хронологию искусства каменного века в других регионах мира. Комплексный анализ этих факторов позволяет предположить, что древнейшее искусство в Пилбаре было создано в эпоху палеолитического искусства, задолго до последнего ледникового максимума, который пришёлся на 22 000 лет назад. Действительно, учитывая, что самые ранние следы присутствия человека на севере Австралии — скальное укрытие Малакунанья II — датируются примерно 53 000 лет до н.э., совершенно логично предположить, что эти ранние современные люди начали рисовать, чертить или гравировать изображения уже к 30 000 лет до н.э. Ведь их современники в Европе уже создавали абстрактные знаки и руки-трафареты на стенах пещер не позднее 39 000 лет до н.э. Недавнее открытие угольного рисунка Наварла-Габарнманг, датированного 26 000 лет до н.э., стало важной вехой, однако до сих пор неизвестно, где именно находится древнейшее искусство северной Австралии, хотя полуостров Бурруп или архипелаг Дампир, безусловно, являются одними из наиболее вероятных кандидатов. Наскальное искусство Кимберли также может оказаться исключительно древним: ведь его более поздние росписи Брэдшоу были датированы 15 500 г. до н.э.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?