«Унесённые ветром», краткое содержание читать ~19 мин.
«Унесённые ветром» – роман Маргарет Митчелл, впервые опубликованный в 1936 году.
Это захватывающий исторический роман, действие которого происходит во время Гражданской войны в США и после неё. В нём рассказывается история Скарлетт О’Хара, волевой южной красавицы, которой приходится преодолевать трудности войны, любви и потерь, борясь за спасение семейной плантации и собственное будущее в быстро меняющемся обществе.
Сюжет
Это весна 1861 года. Скарлетт О’Хара, красивая южная красавица, живёт на Таре, большой плантации в Джорджии. Её заботят только многочисленные ухажёры и желание выйти замуж за Эшли Уилкса. Однажды она узнаёт, что Эшли помолвлен с Мелани Гамильтон, своей хрупкой и невзрачной кузиной из Атланты.
На следующий день во время барбекю на плантации Уилксов Скарлетт признаётся Эшли в своих чувствах. Он говорит ей, что действительно любит её, но женится на Мелани, потому что она похожа на него, в то время как он и Скарлетт очень разные. Скарлетт даёт Эшли пощёчину, и он выходит из комнаты. Внезапно Скарлетт понимает, что она не одна. Ретт Батлер, скандальный, но лихой авантюрист, наблюдал за всей этой сценой, и он хвалит Скарлетт за то, что она ведёт себя не по-женски.
Начинается Гражданская война. Чарльз Гамильтон, робкий и скучный брат Мелани, делает Скарлетт предложение. Она со злобой соглашается выйти за него замуж, надеясь причинить боль Эшли. В течение двух месяцев Скарлетт и Чарльз женятся, Чарльз уходит в армию и умирает от кори, а Скарлетт узнаёт, что беременна.
После того, как Скарлетт рожает сына Уэйда, она становится скучной и несчастной. Она совершает длительную поездку в Атланту, чтобы пожить у Мелани и тёти Мелани, Питтипат. Оживлённый город соответствует темпераменту Скарлетт, и она начинает часто встречаться с Реттом. Ретт раздражает Скарлетт своей прямотой и насмешками, но он также побуждает её нарушить строгие социальные требования, предъявляемые к скорбящим вдовам южан.
По мере продвижения войны в Атланте не хватает еды и одежды. Скарлетт и Мелани опасаются за безопасность Эшли. После кровопролитной битвы при Геттисберге Эшли попадает в плен и отправляется в тюрьму, а армия янки начинает наступать на Атланту. Скарлетт отчаянно хочет вернуться домой, в Тару, но она пообещала Эшли остаться с беременной Мелани, которая может родить в любой момент.
В ночь, когда янки захватывают Атланту и поджигают её, Мелани рожает сына Бо. Ретт помогает Скарлетт и Мелани бежать от янки, сопровождая их по горящим улицам города, но бросает их за пределами Атланты, чтобы вступить в армию Конфедерации. Скарлетт едет на повозке всю ночь и день через опасный лес, полный дезертиров и солдат, и наконец добирается до Тары. Там она обнаруживает, что её мать, Эллен, мертва, отец, Джеральд, сошёл с ума, а армия янки разграбила плантацию, не оставив ни еды, ни хлопка. Добывая пропитание, разъярённая Скарлетт клянётся никогда больше не голодать.
Скарлетт берет на себя ответственность за восстановление Тары. Она убивает вора-янки и тушит пожар, устроенный злобным солдатом-янки. Наконец война заканчивается, приходит известие, что Эшли освобождён и возвращается домой, и в Тару хлынул поток вернувшихся солдат. Один из таких солдат, одноногий бездомный конфедерат по имени Уилл Бентин, остаётся и помогает Скарлетт с плантацией. Однажды Уилл приносит ужасную новость: Джонас Уилкерсон, бывший работник Тары и нынешний правительственный чиновник, повысил налоги в Таре, надеясь выгнать семью О’Хара, чтобы купить плантацию.
В смятении Скарлетт спешит в Атланту, чтобы соблазнить Ретта Батлера, который даст ей триста долларов, необходимых для уплаты налогов. Ретт вышел из войны сказочно богатым человеком, получив доходы от блокады и от спекуляции продовольствием. Однако Ретт находится в тюрьме у янки и не может помочь Скарлетт.
Скарлетт встречает свою сестру, невесту Фрэнка Кеннеди, который теперь владеет универсальным магазином, и придумывает план. Решив спасти Тару, она предаёт сестру, выходит замуж за Фрэнка, платит налоги за Тару и посвящает себя тому, чтобы сделать бизнес Фрэнка более прибыльным.
После того как Ретт шантажом вырвался из тюрьмы, он одалживает Скарлетт достаточно денег, чтобы купить лесопилку. К неудовольствию общества Атланты, Скарлетт становится проницательной бизнес-леди. Джеральд умирает, Скарлетт возвращается в Тару на похороны. Там она уговаривает Эшли и Мелани переехать в Атланту и принять долю в её лесозаготовительном бизнесе. Вскоре после этого Скарлетт рожает ребёнка Фрэнка, Эллу Лорену.
Однажды свободный чернокожий мужчина и его белый спутник нападают на Скарлетт, когда она возвращалась домой с лесопилки. В ту же ночь Ку-клукс-клан мстит за нападение на Скарлетт, а Фрэнк погибает. Ретт делает Скарлетт предложение, и она быстро соглашается. После долгого, роскошного медового месяца в Новом Орлеане Скарлетт и Ретт возвращаются в Атланту, где Скарлетт строит аляповатый особняк и общается с богатыми янки. Скарлетт снова беременеет и рожает ещё одного ребёнка, Бонни Блю Батлер. Ретт нежно заботится о девочке и начинает успешную кампанию по возвращению благосклонности видных жителей Атланты, чтобы Бонни не стала изгоем, как Скарлетт.
Брак Скарлетт и Ретта начинается счастливо, но Ретт становится все более горьким и равнодушным по отношению к ней. Чувства Скарлетт к Эшли уменьшились до тёплой, сочувственной дружбы, но ревнивая сестра Эшли, Инди, застаёт их в дружеских объятиях и распускает слух, что у них роман. К удивлению Скарлетт, Мелани принимает сторону Скарлетт и отказывается верить слухам.
После того как Бонни погибает в результате несчастного случая на лошади, Ретт почти теряет рассудок, а его брак со Скарлетт ухудшается. Вскоре после похорон у Мелани случается выкидыш, и она тяжело заболевает. В смятении Скарлетт спешит к ней. Мелани заставляет Скарлетт пообещать присматривать за Эшли и Бо. Скарлетт понимает, что любит и зависит от Мелани, а Эшли был для неё лишь фантазией. Она приходит к выводу, что по-настоящему любит Ретта. После смерти Мелани Скарлетт спешит рассказать Ретту о своём откровении. Однако Ретт говорит, что потерял свою любовь к Скарлетт, и покидает её.
Убитая горем и одинокая, Скарлетт решает вернуться в Тару, чтобы восстановить силы в утешительных объятиях своей кормилицы и рабыни детства, Мамушки, и придумать, как вернуть Ретта.
Темы
Трансформация южной культуры
Роман «Унесённые ветром» – это и роман, и размышление о переменах, охвативших американский Юг в 1860-х годах. Действие романа начинается в 1861 году, в дни перед Гражданской войной, и заканчивается в 1871 году, после того как демократы вернули себе власть в Джорджии. За прошедшие годы Юг полностью меняется, и роман Митчелла иллюстрирует борьбу южан, живущих в эпоху Гражданской войны.
Действие романа происходит в довоенной Джорджии, где процветают традиции, рыцарство и гордость. С началом Гражданской войны действие переносится в Атланту, где война приводит к разрушению традиционных гендерных ролей и структур власти. Когда Юг проигрывает войну и рабы освобождаются, положив конец южному образу жизни, внутренний конфликт усиливается. Белые боятся чёрных, южане ненавидят наживающихся или властных северян, а обедневшие аристократы возмущаются новыми богачами.
Главные герои Митчелла воплощают в себе противоречивые порывы Юга. Эшли олицетворяет старый Юг; ностальгирующий и неспособный измениться, он слабеет и увядает. Ретт, напротив, оппортунист и реалист, процветает, ставя одну ногу на Старый Юг, а другую – на Новый, иногда даже защищая янки.
Преодоление невзгод с помощью силы воли
Скарлетт удаётся преодолеть невзгоды с помощью грубой силы воли. Она становится феминистской героиней, потому что полагается только на себя и без посторонней помощи выживает во время Гражданской войны и Реконструкции. Она восстанавливает Тару после вторжения янки и добивается успеха в новом политическом устройстве, попутно заботясь о беспомощных членах семьи и друзьях.
Митчелл предполагает, что преодоление невзгод иногда требует безжалостности. Скарлетт становится жестокой бизнес-леди и властной женой, добровольно огрубляя себя, чтобы добиться успеха. Другие герои добиваются успеха, проявляя силу воли, например, старая мисс Фонтейн, которая в детстве наблюдала, как индейцы снимали скальп со всей её семьи, а затем стиснула зубы и стала работать, чтобы вырастить собственную семью и управлять плантацией. Ретт Батлер также прокладывает себе путь к успеху силой воли, хотя и прикрывает свою бычью силу воли слоем лёгкости и беспечности.
Важность земли
Во второй главе Джеральд говорит Скарлетт, что «земля – единственная вещь в мире, которая имеет значение». В критические моменты Скарлетт обычно вспоминает, что земля, а именно Тара, – единственное, что имеет для неё значение. Когда Скарлетт бежит в Тару из Атланты во время войны, она лежит больная и слабая в саду соседнего Двенадцати дубов, и земля чувствует себя «мягкой и удобной, как подушка» у её щеки. Почувствовав комфорт земли, она решает смотреть вперёд и продолжать борьбу с новыми силами.
Скарлетт ценит землю даже больше, чем любовь. Когда Эшли отвергает предложенный Скарлетт роман, он даёт ей комок грязи Тары и напоминает, что она любит Тару больше, чем его. Почувствовав грязь в своей руке, Скарлетт понимает, что Эшли прав. В конце романа, когда все потеряно, Скарлетт вспоминает о Таре и находит силу и утешение в её неизменном присутствии.
Список персонажей
Скарлетт О’Хара
Главная героиня романа. Скарлетт – красивая, кокетливая южная красавица, выросшая на плантации Тара в штате Джорджия в годы, предшествовавшие Гражданской войне. Эгоистичная, проницательная и тщеславная, Скарлетт унаследовала сильную волю своего отца Джеральда, но при этом желает угодить своей воспитанной, благовоспитанной матери Эллен. Когда на Скарлетт обрушиваются невзгоды, она взваливает на свои плечи беды своей семьи и друзей. Одновременное стремление Скарлетт к южному джентльмену Эшли и оппортунистическому новоявленному южанину Ретту Батлеру параллельно отражает борьбу Юга за сохранение традиций и выживание в новое время.
Главная героиня романа «Унесённые ветром» Скарлетт – темноволосая, зеленоглазая красавица из Джорджии, которая преодолевает трудности Гражданской войны и Реконструкции. Скарлетт в большей степени демонстрирует твердолобость своего отца, чем изысканные южные манеры своей матери. Хотя поначалу она старается вести себя красиво, её инстинкты восстают против социальных ограничений. Решительность определяет Скарлетт и заставляет её добиваться всего, чего она желает, любыми средствами. Сначала эта решимость проявляется в её самовлюблённых и порой подлых попытках вызвать восхищение каждого молодого человека в округе. Позже, под угрозой голода и даже смерти, она полна решимости выжить и делает это, собирая хлопок, управляя всей своей плантацией, создавая успешный бизнес и даже убивая человека.
Скарлетт также стремится завоевать Эшли Уилкса, и её неспособность сделать это определяет сюжет романа. Брак Эшли с Мелани Гамильтон и отказ Скарлетт определяют почти все важные последующие решения Скарлетт. Скарлетт выходит замуж за Чарльза Гамильтона, чтобы причинить боль Эшли, остаётся на стороне Мелани во время войны, потому что обещает это Эшли, и теряет свою настоящую любовь, Ретта Батлера, из-за своего настойчивого желания завоевать Эшли.
Скарлетт обладает замечательным талантом к бизнесу и лидерству. Она восстанавливает плантацию своего отца, Тару, после того, как война приводит её в упадок, и добивается большого успеха со своей лесопилкой в Атланте. Однако, несмотря на острый ум, она почти не способна понимать мотивы и чувства себя и других. Скарлетт живёт рационально: она решает, что такое успех, находит наиболее эффективные средства для достижения успеха и не задумывается о таких понятиях, как честь и доброта. Она часто заявляет, что не видит другого выбора, кроме того, который она делает.
Развитие Скарлетт в точности повторяет развитие Юга. Она меняется от избалованного подростка к трудолюбивой вдове и богатой оппортунистке, отражая изменения Юга от общества досуга к осаждённой нации и компромиссному выживанию. Скарлетт олицетворяет собой как Старый, так и Новый Юг. Она цепляется за Эшли, который символизирует идеализированный утраченный мир рыцарства и манер, но она прекрасно приспосабливается к суровому и оппортунистическому миру Нового Юга, в конечном итоге цепляясь за опасного Ретта, который, как и Скарлетт, символизирует сочетание старого и нового.
Ретт Батлер
Третий муж Скарлетт, лихой, опасный авантюрист и негодяй. Исключённый из Вест-Пойнта и отрёкшийся от своей знатной семьи из Чарльстона, Ретт во время войны становится беспринципным блокадником, а после войны становится одним из единственных богатых южан в Атланте. Ретт проявляет себя как любящий отец и, временами, заботливый муж. Хотя он любит Скарлетт, его гордость не позволяет ему показать ей свою любовь, и это даже приводит его к жестокости. Откровенный, юморной и презирающий глупые социальные кодексы, Ретт разоблачает лицемерие, куда бы он ни пошёл. Он олицетворяет собой послевоенное общество, прагматичный, быстро меняющийся мир, в котором сильные процветают, а слабые погибают.
Мрачный, лихой и скандальный, Ретт Батлер вносит оживление в жизнь Скарлетт и поощряет её стремление к переменам и успеху. Изгнанный из Вест-Пойнта и своей аристократической семьи Чарльстона за бесчестное поведение, Ретт, как и Скарлетт, добивается своего и отказывается принимать «нет» в ответ. Он зарабатывает своё состояние с помощью профессиональных азартных игр, блокады в военное время и спекуляций продуктами питания, чем заслуживает презрение и даже ненависть тех, кого он называет старой гвардией – старой южной аристократии. Ретт видит лицемерие и самообман, наводя ужас на людей, разрушая их эго и иллюзии с ловкостью и удовольствием.
В то время как Эшли не может смириться с реальностью и переменами, Ретт преуспевает и в том, и в другом. Благодаря своему оппортунизму Ретт символизирует Новый Юг. Однако по мере развития романа мы видим, что Ретт неравнодушен к Старому Югу. В два критических момента романа Ретт бросает Скарлетт, чтобы посвятить себя Старому Югу. Во-первых, он оставляет Скарлетт на враждебной территории и вступает в армию Конфедерации. Во-вторых, в конце романа он оставляет Скарлетт и отправляется на поиски остатков Старого Юга. Эта сентиментальность усложняет характер Ретта и показывает, что он частично руководствуется эмоциями.
В конечном итоге Ретт символизирует прагматизм, практическое принятие реальности, с которой должен столкнуться Юг, чтобы выжить в изменившемся мире. Он понимает, что правительство США перестроило экономику Юга и что старый образ жизни ушёл навсегда. Он мастерски приспосабливается к ситуации, но не полностью отказывается от идеализированного южного прошлого.
Ретт влюбляется в Скарлетт, но, несмотря на то, что в итоге они женятся, их отношения не складываются из-за одержимости Скарлетт Эшли и нежелания Ретта выразить свои чувства. Поскольку Ретт знает, что Скарлетт презирает мужчин, которых она может легко завоевать, Ретт отказывается показать ей, что она его завоевала. Он насмехается над ней, спорит с ней и, в конце концов, прибегает к жестокости и безразличию, чтобы завоевать её. Но его любовь к ней проявляется в его поддержке её, так как он поощряет её избегать общественных обычаев и даёт ей деньги, чтобы она начала свой собственный бизнес.
Эшли Уилкс
Красивый, рыцарственный и благородный наследник плантации «Двенадцать дубов» близ Тары. Эшли околдовывает Скарлетт на протяжении большей части романа. После войны Эшли становится покорным и грустным, он сожалеет о том, что не женился на Скарлетт. Преданный своей чести и южным традициям, он не может приспособиться к послевоенному Югу. Эшли олицетворяет ценности и ностальгию Старого Юга.
Белокурый, мечтательный и благородный, Эшли Уилкс является противопоставлением мрачному, реалистичному оппортунизму Ретта. Эшли ухаживает за Скарлетт, но женится на Мелани Гамильтон, тем самым положив начало центральному конфликту Скарлетт. Эшли – идеальный южный джентльмен довоенного времени: он превосходно охотится и ездит верхом, занимается искусством и происходит из прекрасной семьи.
Со временем идеализация Скарлетт в отношении Эшли постепенно исчезает, и она наконец видит, что Эшли, которого она любит, – не настоящий мужчина, а человек, приукрашенный и украшенный её воображением. Эшли признается в своей любви к Скарлетт, но как джентльмен он игнорирует эту любовь, чтобы жениться на Мелани, более подходящей для него в социальном плане. Он преуспевает в сражениях, несмотря на свои сомнения относительно дела южан. Однако по мере развития романа Эшли проявляет признаки слабости и некомпетентности.
После войны он оказывается бесполезным на плантации и не может приспособиться к новому миру. В то время как Ретт и Скарлетт выживают, жертвуя своей приверженностью традициям, Эшли не может или не хочет позволить себе процветать в изменившемся обществе. Он опускается ещё ниже, жертвуя своей честью – единственным, что он ещё ценит в себе, – принимая благотворительность от Скарлетт в виде доли в её мельнице и дважды целуя её.
Эшли олицетворяет Старый Юг и ностальгию южан по довоенным временам. Он олицетворяет старый образ жизни и не может функционировать на новом Юге, который появляется во время и после войны. Скарлетт цепляется за него, как многие южане цепляются за мечты о прежней жизни, но в конце концов осознание слабости и некомпетентности Эшли позволяет ей понять, что мечты о потерянном мире делают человека слабым.
Мелани Гамильтон Уилкс
Хрупкая, добросердечная жена Эшли Уилкса. Мелани вызывает ревнивую ненависть Скарлетт на протяжении большей части романа. Однако после того, как эти две женщины вместе переживают Гражданскую войну, между ними возникает крепкая связь. В конце концов Скарлетт понимает, что неизменная любовь и поддержка Мелани была для неё источником силы. Как и Эшли, Мелани воплощает в себе ценности Старого Юга, но в отличие от бесплодных мечтаний Эшли, Мелани смотрит на мир с тихой, но мощной внутренней силой.
Джеральд О’Хара
Отец Скарлетт. Джеральд – страстно преданный конфедерат, который в молодости иммигрировал в Америку из Ирландии. Его сильная воля, склонность к выпивке и эгоизм нашли отклик в характере Скарлетт. Скарлетт также наследует любовь Джеральда к Югу и к его плантации Тара.
Эллен О’Хара
Мать Скарлетт и потомок аристократической семьи Робиллардов. Эллен выходит замуж за Джеральда и посвящает себя управлению Тарой после того, как отец запрещает ей любовную связь с Филиппом, её кузеном. Утончённая и сострадательная, сильная и твёрдая, Эллен служит невозможным идеалом для своенравной Скарлетт. Даже после смерти Эллен Скарлетт борется с противоречивыми желаниями угодить матери и понравиться самой себе.
Мамушка
Детская няня Скарлетт. Мамушка – старая, грузная рабыня, которая также была кормилицей матери Скарлетт, Эллен. Преданная и хорошо знакомая с южным этикетом, Мамми держит Скарлетт в узде. После смерти Эллен Мамми становится для Скарлетт единственным живым напоминанием о старом Юге.
Фрэнк Кеннеди
Слабовольный, но добрый второй муж Скарлетт. Фрэнка описывают как «старую служанку в брюках». Скарлетт крадёт его у своей сестры Сьюэллен, чтобы он заплатил налоги, необходимые для спасения Тары.
Чарльз Гамильтон
Брат Мелани и первый муж Скарлетт. Чарльз – робкий и безродный мальчик, к которому Скарлетт не испытывает любви. Смерть Чарльза в начале войны ограничивает Скарлетт ролью вдовы. Скарлетт находит социальные ожидания, связанные с вдовством, – например, что она должна носить чёрную вуаль и воздерживаться от смеха и удовольствий – слишком ограничивающими.
Тётя Питтипат Гамильтон
Тётя Мелани и Чарльза Гамильтонов. Тётя Питтипат – взбалмошная старая служанка, которая несколько раз в день падает в обморок от шока. Скарлетт живёт с тётей Питтипат большую часть своего пребывания в Атланте.
Бонни Блю Батлер
Третий и последний ребёнок Скарлетт. Бонни – дочь Ретта Батлера. Избалованная и волевая, как и её мать, Бонни вызывает полную преданность Ретта и в конце концов заменяет Скарлетт в центре внимания Ретта.
Сьюэллен О’Хара
Младшая сестра Скарлетт. Сьюэллен – эгоистичная, мелочная девушка, которая выходит замуж за Уилла Бентина после того, как Скарлетт увела у неё Фрэнка.
Кэррин О’Хара
Младшая сестра Скарлетт. Кэррин – добродушная девушка, которая после войны обращается к религии и вступает в монастырь.
Индия Уилкс
Холодная и ревнивая сестра Эшли. Индия никогда не простит Скарлетт за то, что та увела у неё Стюарта Тарлетона в годы их юности. В какой-то момент Индия застаёт Скарлетт в объятиях Эшли и сплетничает об этом зрелище, вызывая бурные споры среди всего общества Атланты.
Большой Сэм
Гигантский раб и бригадир полевых рабочих в Таре. Большой Сэм спасает Скарлетт от нападавшего в Шантитауне.
Порк
Первый раб Джеральда О’Хары. Порк верен и предан семье О’Хара.
Присси
Дочь Дилси, рабыни из «Двенадцати дубов». Присси – глупая, ленивая молодая рабыня, склонная ко лжи. Поздно узнав о лжи Присси, что она умеет помогать при родах, Скарлетт вынуждена сама принять роды у Мелани, что является одним из первых значительных проявлений самостоятельности Скарлетт.
Эмми Слэттери
Молодая женщина, чья бедная белая семья живёт на дне болота рядом с Тарой. Эмми считается «белым мусором», и классово сознательное, благовоспитанное общество Скарлетт недолюбливает Эмми, как и рассказчик.
Джонас Уилкерсон
Надсмотрщик-янки в Таре, которого Джеральд увольняет за то, что тот оплодотворил Эмми Слэттери. После войны Джонас работает в Бюро вольноотпущенников и женится на Эмми. Он повышает налоги в Таре, пытаясь вытеснить О’Хара, что приводит к браку Скарлетт с Фрэнком Кеннеди.
Бёлль Уотлинг
Проститутка из Атланты, с которой у Ретта Батлера длительный роман. Она завоёвывает признательность Ку-клукс-клана Атланты, обеспечив им алиби при убийстве.
Уилл Бентин
Одноногий солдат Конфедерации, который после войны становится постоянным жителем Тары, несмотря на отсутствие семьи или богатства. Уилл превращает Тару в малоприбыльную ферму. Его компетентность позволяет Скарлетт переехать в Атланту и оставить его за главного.
Уэйд Хэмптон Гамильтон
Старший ребёнок Скарлетт. Сын Чарльза Гамильтона, Уэйд унаследовал робкий и безразличный нрав своего отца.
Элла Лорена Кеннеди
Второй ребёнок Скарлетт. Элла Лорена – некрасивая, глупая дочь Фрэнка Кеннеди.
- «Путешествия Гулливера», краткое содержание
- «Гамлет», краткое содержание
- «Убить пересмешника», краткое содержание
- «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, краткое содержание
- «Над пропастью во ржи», краткое содержание
- «Код да Винчи», краткое содержание
- «Сирано де Бержерак», краткое содержание
- Краткое содержание рассказа «Гадюка» Алексея Толстого
Комментирование недоступно Почему?