Наскальное искусство пещеры Куньяк читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Доисторическое искусство пещеры Куньяк (Grotte de Cougnac) стилистически связано с изображениями, найденными в других местах региона Ло, такими как росписи пещеры Пеш-Мерле (25 000 лет до н.э.), гравюры пещеры Кюсак (25 000 лет до н.э.) и искусство пещеры Рукадур (24 000 лет до н.э.). Пещера Куньяк известна своей наскальной живописью с изображениями раненых людей, а также странными абстрактными символами — в частности, авиформными или «знаками типа Плакар», названными по имени пещеры Ле-Плакар, также расположенной в регионе Ло. Кроме того, в пещере имеются росписи животных (серн, мегалоцеросов, мамонтов), а также отпечатки пальцев, выполненные красной и чёрной краской. Древнейшее искусство в Куньяке относится к эпохе граветта и стало первым примером ледникового наскального искусства во Франции, датированным напрямую. Подробнее о хронологии наскальной живописи см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Местоположение и открытие
Пещера Куньяк — на самом деле это две пещеры, расположенные примерно в 200 метрах друг от друга: одна знаменита своим палеолитическим искусством, а другая — множеством сталагмитов и сталактитов, известных как «соломинки». Пещеры находятся в коммуне Пайриньяк, недалеко от города Гурдон в регионе Ло на юго-западе Франции. Палеолитическая пещера была обнаружена в ноябре 1952 года Люсьеном Гулумом, Рене Борном, Жаном Мазе и братьями Роже и Морисом Альфонсом Сованами при помощи лозоходца. В следующем году исследование наскального искусства пещеры провели Мерок и Мазе. Позднее раскопки вели археологи Мишель Лорбланше и Элен Валлада, которые провели многочисленные анализы, включая радиоуглеродное датирование и исследование пигментов.
Датировка
Куньяк стал первым памятником франко-кантабрийского наскального искусства, где для искусства каменного века была получена прямая радиоуглеродная дата. В конце 1980-х годов Лорбланше получил дату 12 000 лет до н.э. по чёрной угольной точке, найденной на конце «Фриза мамонтов». Позже образцы красной охры с изображения мегалоцероса дали даты 21 000 и 20 750 гг. до н.э. Наконец, анализ второго изображения мегалоцероса дал дату 23 000 лет до н.э. Другими словами, древнейшее искусство каменного века в пещере было создано около 25 000 лет до н.э.; за этим последовала вторая фаза живописи, произошедшая несколькими тысячелетиями позже. Затем создание искусства прекратилось примерно на десять тысяч лет, пока в финальный период мадленского искусства (ок. 12 000 лет до н.э.) новые люди не оставили отпечатки пальцев на многих стенах пещеры.
Примечание: подробнее о цветных пигментах, использовавшихся художниками каменного века, см.: Доисторическая палитра.
Наскальное искусство в Куньяке
Пещера Куньяк состоит из трёх галерей. Самая крупная и важная из них имеет длину около 100 метров (330 футов), ширину около 8 метров (27 футов) и высоту 3–6 метров (10–20 футов). В её конце расположена главная камера, где сосредоточена основная часть украшений. Примерно на полпути по галерее боковой проход содержит важный комплекс из шести сложных птицеподобных (авиформных) знаков, идентичных абстрактным знакам, найденным в соседней пещере Пеш-Мерле, а также в более удалённой пещере Коскер под Марселем, и семи наскальных гравюрах из пещеры Ле-Плакар под Рошбертье в Шаранте. Поскольку последние можно было надёжно датировать, эти знаки получили название «знаков типа Плакар». Наконец, пары красных и чёрных линий в Куньяке схожи с отметками в пещере Ла-Пилета (ок. 18 000 лет до н.э.) близ Бенаохана в провинции Малага, южная Испания.
Главная камера в конце галереи содержит фриз из фигур, выполненных красной охрой, на левой стене. На нём изображены серны, мамонты и три вымерших гигантских оленя (мегалоцероса). Кроме того, показаны два раненых человека: у одного, по-видимому, в теле воткнуто три копья, у другого — семь. Некоторые сталагмиты были намеренно сломаны, чтобы обеспечить чёткий обзор фриза с противоположной стороны зала. Кроме того, два крупных сталагмита перед центральной фигурой серны на фризе были покрыты красной охрой, образуя своеобразную раму для просмотра животного. Сама серна тщательно расположена так, что поток известкового налёта на стене выглядит в точности как длинная шерсть, свисающая с живота зверя.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?