Наскальное искусство пещеры Куньяк читать ~5 мин.
Наскальное искусство в пещере Куньяк (Grotte de Cougnac) стилистически близко к изображениям из других палеолитических памятников региона Ло. Среди них — росписи пещеры Пеш-Мерле (около 25 000 лет до н.э.), гравюры из пещеры Кюссак (около 25 000 лет до н.э.) и искусство пещеры Рукадур (около 24 000 лет до н.э.). Пещера Куньяк особенно известна своей наскальной живописью с редкими для палеолита изображениями раненых людей, а также загадочными абстрактными символами. Наиболее примечательны авиформные (птицеподобные) знаки, также известные как «знаки типа Плакар», по названию пещеры Ле-Плакар. Кроме того, в Куньяке сохранились изображения животных (ибексов, мамонтов и гигантских оленей-мегалоцеросов) и многочисленные отпечатки пальцев, сделанные красной и чёрной краской. Древнейшее искусство в этой пещере относится к эпохе граветтской культуры. Куньяк стал первым памятником ледникового периода во Франции, где наскальные изображения были датированы прямым радиоуглеродным методом. Подробнее о хронологии доисторической живописи см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Местоположение и открытие
Пещерный комплекс Куньяк состоит из двух пещер, расположенных примерно в 200 метрах друг от друга. Одна из них прославилась благодаря своему палеолитическому искусству, а другая знаменита обилием геологических образований — сталагмитов и сталактитов, включая тонкие «соломинки». Пещеры находятся в коммуне Пайриньяк, недалеко от города Гурдон (департамент Ло) на юго-западе Франции. Пещера с наскальной живописью была обнаружена в ноябре 1952 года группой местных энтузиастов: Люсьеном Гулумом (Lucien Gouloumes), Рене Борном (René Borne), Жаном Мазе (Jean Mazet) и братьями Роже и Морисом Альфонсом Сованами (Roger and Maurice-Alphonse Sauvanet), которые, по легенде, использовали лозоходца для поиска подземных пустот. Уже в следующем году наскальное искусство пещеры было исследовано археологами Мероком и Мазе. Позднее раскопки и анализ изображений проводили Мишель Лорбланше (Michel Lorblanchet) и Элен Валлада (Hélène Valladas), которые выполнили радиоуглеродное датирование и изучили состав пигментов.
Датировка
Куньяк вошёл в историю археологии как первый памятник франко-кантабрийского наскального искусства, для которого удалось получить прямую радиоуглеродную дату. Исследования, проведённые в 1990-х годах, позволили выделить несколько этапов художественной деятельности в пещере. Основная часть изображений, включая фигуры животных и людей, была создана в период граветтской культуры. Анализ пигмента с рисунков гигантских оленей (*Megaloceros giganteus*) дал даты около 25 000 лет до н.э. Это подтверждает, что древнейшее искусство каменного века в Куньяке появилось именно в эту эпоху. После этого в творческой активности наступил долгий перерыв. Спустя тысячелетия, уже в эпоху мадленской культуры (около 14 000 лет до н.э.), новые посетители оставили на стенах пещеры многочисленные точки и отпечатки пальцев, но не создавали новых сложных изображений.
Примечание: подробнее о цветных пигментах, использовавшихся художниками каменного века, см.: Доисторическая палитра.
Наскальное искусство в Куньяке
Пещера Куньяк включает три основные галереи. Самая крупная из них, длиной около 100 метров, шириной 8 метров и высотой до 6 метров, ведёт в главную камеру, где сконцентрирована большая часть росписей. Примерно на полпути по галерее находится боковой проход, стены которого украшены шестью сложными птицеподобными (авиформными) знаками. Эти абстрактные символы идентичны тем, что были найдены в соседней пещере Пеш-Мерле и в более отдалённой пещере Коскер. Аналогичные гравюры из пещеры Ле-Плакар в Шаранте позволили надёжно датировать этот тип знаков, и теперь их называют «знаками типа Плакар». Кроме того, парные красные и чёрные линии в Куньяке находят аналогии с отметками в пещере Ла-Пилета (около 18 000 лет до н.э.) на юге Испании.
В главной камере на левой стене расположен большой фриз, выполненный красной охрой. На нём изображены ибексы, мамонты и три фигуры вымерших гигантских оленей. Но наибольший интерес представляют две антропоморфные фигуры, изображающие раненых людей: в тело одного вонзены три копья, в другого — семь. Художники мастерски использовали естественный рельеф пещеры. Например, изображение ибекса расположено так, что естественный натёк кальцита на стене имитирует длинную шерсть, свисающую с живота животного. Некоторые сталагмиты были намеренно обломаны, чтобы не мешать обзору фриза, а два крупных сталагмита перед центральной фигурой покрыты охрой, создавая своего рода раму.
Всего наскальное искусство Куньяка насчитывает 60 изображений животных и около 50 трафаретов рук. Кроме этого, в пещере множество пиктограмм, включая серии точек и линий, а также парные отпечатки пальцев красной и чёрной краской.
Интерпретация изображений
Изображения «раненых людей» в Куньяке — одна из главных загадок пещеры, поскольку человеческие фигуры крайне редки в палеолитическом искусстве. Их точное значение остаётся предметом дискуссий. Согласно одной из теорий, эти сцены могли быть частью ритуалов «симпатической магии», направленных на обеспечение успеха в охоте. Пронзённые копьями фигуры символизировали добычу, и их ритуальное «убийство» на стене пещеры должно было принести удачу в реальной жизни. Другая гипотеза связывает эти изображения с шаманизмом. Фигуры могут представлять шаманов в состоянии транса, а копья — символизировать духовные испытания или проникновение в мир духов. Эта версия подкрепляется наличием рядом с людьми абстрактных знаков, которые часто интерпретируются как символические записи видений или мифологических сюжетов.
Не менее загадочны и «знаки типа Плакар». Эти сложные, повторяющиеся символы, найденные в нескольких удалённых друг от друга пещерах, свидетельствуют о существовании развитой знаковой системы, понятной людям на обширной территории. Исследователи предполагают, что это могли быть тотемические символы, обозначающие определённый клан или племя, либо элементы древнего мифологического повествования. Их стандартизированная форма говорит о наличии устойчивой культурной традиции и обмене информацией между доисторическими сообществами.
С 1954 года пещера Куньяк классифицирована как исторический памятник Франции и открыта для посещения. Благодаря усилиям по консервации, уникальные доисторические росписи сохранились до наших дней и продолжают привлекать как туристов, так и исследователей со всего мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?