Пещерная живопись читать ~21 мин.
В доисторическом искусстве термин «пещерная живопись» охватывает любое настенное искусство, которое включает нанесение цветных пигментов на стены, полы или потолки древних скальных укрытий. Монохромная наскальная живопись – это изображение, выполненное только одним цветом (обычно чёрным) – см., например, монохромные изображения в Шове. Полихромная наскальная живопись состоит из двух или более цветов, примером чего могут служить великолепные многоцветные изображения бизонов на потолке в Альтамире или великолепных аурох в Камере быков в Ласко. В отличие от этого, термин «наскальный рисунок» относится (строго говоря) только к гравированным рисункам, то есть сделанным путём вырезания линий на поверхности скалы кремнёвым или каменным инструментом, а не путём рисования линий углём или марганцовкой.
Происхождение и история
В настоящее время у нас нет точного представления о том, когда впервые появилась наскальная живопись. Одна из теорий связывает развитие искусства каменного века с появлением анатомически современных людей в Европе в период верхнего палеолита. Согласно этой теории, развитие пещерного искусства совпало с вытеснением неандертальского человека анатомически современным человеком, начиная примерно с 40 000 года до н.э. Действительно, примерно с этой даты в пещерах и скальных укрытиях по всему миру, но особенно во Франко-Кантабрийском регионе, начали появляться самые ранние наскальные рисунки.
На первом месте стоит живопись, затем мобильное искусство, примером которого являются переносные статуэтки Венеры, такие как Венера из Холе-Фельс (38-33 000 лет до н.э.). В целом, техника и материалы пещерной живописи совершенствовались по всем направлениям, век за веком. Таким образом, мы видим, как монохромная живопись Ориньякской культуры (40-25 000 лет до н.э.) уступает место полихромному искусству Граветта (25-20 000 лет до н.э.), что приводит к апогею пещерной живописи, который, по традиции, приходится на Мадленскую эпоху (ок. 15-10 000 лет до н.э.) в Ласко, Альтамире, Фонт де Гауме и Ле Комбарель.
В позднемадленскую эпоху закончился ледниковый период, и период глобального потепления привёл к уничтожению мадленского ареала обитания оленей, а также его культуры и наскального искусства. Подробнее об эволюции наскальной живописи и о том, как она вписывается в культуру каменного века, см: Хронологическая шкала доисторического искусства (с 2,5 млн. лет до н.э.).
Типы
Большинство доисторических наскальных рисунков были фигуративными, и 99% из них изображали животных. Сначала художники каменного века рисовали хищных животных (львов, носорогов, саблезубых кошачьих, медведей) почти так же часто, как и промысловых животных, таких как бизоны и северные олени, но начиная с солютрейской эпохи в изображениях преобладали промысловые животные.
Изображения людей встречались исключительно редко, и, как правило, были сильно стилизованы и гораздо менее натуралистичны, чем фигуры животных.
Абстрактные изображения (знаки, символы и другие геометрические знаки) также были распространены, и фактически представляют собой самый древний вид палеолитического искусства , найденный в пещерах позднего каменного века, как показали недавние результаты датировки росписей в Эль-Кастильо и Альтамире.
Кроме фигурной живописи и абстрактных изображений, доисторические пещеры также в значительной степени украшены наскальными рисунками , выполненными с помощью ручных трафаретов, большинство из которых – согласно недавним исследованиям Дина Сноу из Университета штата Пенсильвания – были сделаны женщинами, но мужчины и дети также принимали в них участие. Одними из лучших примеров этой формы живописи являются трафареты рук в пещере Гаргас (Верхняя Гаронна), панель трафаретов рук в Шове (Ардеш) и отпечатки в Куэва де лас Манос (Пещера рук) в Аргентине.
Пещерная живопись в три этапа
Обычно полихромная пещерная живопись создавалась в три основных этапа, которые могли значительно варьироваться в зависимости от опыта и культурной зрелости художника, характера и контуров поверхности скалы, силы и типа освещения, а также имеющегося сырья. Возьмём, к примеру, изображение бизона. Во-первых, на стене пещеры рисуют контур и основные черты животного, либо процарапывая поверхность скалы заострённым камнем, либо нанося чёрный контур с помощью древесного угля или марганцовки. Во-вторых, законченный рисунок животного раскрашивается или заполняется красной охрой или другими пигментами. В-третьих, края тела животного заштриховываются чёрным или другим пигментом для придания ему трехмерности.
В качестве альтернативы, в зависимости от того, делал ли это необходимым контур стены пещеры, для придания объёма и рельефности применялась дополнительная гравировка или даже скульптура.
Где находится большинство наскальных рисунков?
Самые впечатляющие образцы наскальной живописи были обнаружены на юго-западе Франции и севере Испании – поэтому их иногда называют франко-кантабрийским наскальным искусством – где археологи обнаружили около 350 пещер, содержащих произведения искусства верхнего палеолита. Самые крупные скопления пещер находятся в Дордони (Ласко, Куссак, Лоссель, Фон-де-Гом, Ле Комбарель, Руффиньяк) и вокруг Монте-Кастильо в районе Пуэнте-Вьесго, Кантабрия, но другие великолепно украшенные пещеры были найдены в различных частях света – включая Южную Африку, Аргентину, Индию, Китай, Австралию и другие места.
Какие пещерные рисунки самые древние?
В настоящее время самое раннее искусство в доисторических пещерах, датировка происхождения которого была подтверждена радиоуглеродным методом, состоит из абстрактных знаков – а именно красной точки и отпечатка руки – найденных среди наскальных рисунков Эль-Кастильо в Кантабрии, Испания. Эти изображения были датированы по крайней мере 39 000 лет до н.э. и 35 500 лет до н.э. соответственно, что делает их древнейшими произведениями искусства такого типа из пещер в Европе.
Однако в 2014 году в Индонезии, на другом конце света, археологи использовали уран-ториевые методы датировки, чтобы датировать ручные трафареты среди изображений, найденных в пещере Леанг Тимпусенг, Сулавеси, 37 900 годами до нашей эры. (Рисунки животных на этом месте были датированы 33 400 г. до н.э.) Далее по возрасту следуют рисунки из пещеры Фумане (ок. 35 000 лет до н.э.), затем два символа в форме ключиц, найденные в Альтамире, датированные 34 000 лет до н.э.
Следующими по возрасту являются рисунки в пещере Шове, расположенной в регионе Ардеш во Франции. Они были обнаружены в 1994 году и датируются 30 000 лет до нашей эры. Наиболее продуктивными периодами пещерного искусства были граветтская и мадленская культуры, датируемые 25 000-20 000 гг. до н.э. и 15 000-10 000 гг. до н.э. соответственно.
Примечание: Многие пещеры содержат свидетельства многократного нанесения рисунков, иногда растянувшегося на десятки тысяч лет. Поэтому некоторые из этих «пещерных студий» могут оказаться более древними, чем первоначально предполагалось. Именно так произошло в Альтамире, где основной массив искусства относится к мадленскому периоду (ок. 15 000 лет до н.э.), но недавние анализы показали, что одно конкретное абстрактное изображение датируется ориньякской эпохой около 34 000 лет до н.э.
Какие изображения рисовали в доисторических пещерах?
Художники каменного века создавали разнообразные фигуративные и абстрактные изображения. Натуралистические картины в основном изображают сцены охоты или скопления животных – обычно бизонов, лошадей, северных оленей, крупного рогатого скота, аурохов и мамонтов, хотя изображался и широкий спектр других существ, таких как: львы, мускусный бык, осел, сайгак, серна, волк, лиса, заяц, выдра, гиена, тюлени, рыбы, рептилии, птицы и другие существа.
Но в доисторическом искусстве нет ни одного пейзажа, ни даже каких-либо элементов ландшафта, таких как горы или реки. Изображения людей появляются очень редко, и даже тогда они скорее похожи на людей, чем реалистичны. Хорошие примеры: «раненые люди» в Куньяке; изображение человека с головой, похожей на птичью, в «шахте мертвеца» в Ласко; гравированная картина «Колдун» в пещере Труа-Фрер.
Как уже упоминалось, абстрактное искусство также распространено. Стены пещер изобилуют разнообразными точками, линиями, знаками и символами. Например, исследователи из Университета Виктории на острове Ванкувер выявили более 20 знаков, нарисованных в одном стиле, которые то и дело появляются в разных убежищах. Некоторые из них выполнены простыми мазками, такими как круги, полукруги, треугольники и прямые линии; другие немного сложнее.
Кроме упомянутых, к ним относятся: авиформы, клавиформы, кордиформы, перекрестия, крестообразные, флабеллиформы, отрицательные стрелки, открытые углы, овалы, пектиформы, пенниформы, положительные стрелки, четырёхугольники, пениформы, скаляриформы, серпентиформы, спирали, тектиформы, зигзаги и другие.
Какие методы рисования использовали художники каменного века?
Используя морские раковины как ёмкости для краски и работая при свете свечи или иногда при слабом солнечном свете, доисторические художники применяли самые разнообразные методы рисования. Вначале они рисовали пальцами, а затем перешли на мелки с пигментом, подушечки из мха или кисти из шерсти животных или растительного волокна. Они также применяли более сложные техники рисования распылением, используя тростник или специально выдолбленные кости.
В пещере Альтамира была найдена выдолбленная кость птицы, окрашенная красной охрой, датируемая примерно 16 000 лет до н.э., что свидетельствует о том, что солютрейско-мадленские художники уже к этому времени владели техникой распыления краски. Художники каменного века также использовали техники ракурса и кьяроскуро. Каждая эпоха вводила новые методы наскальной живописи, и пещеры, украшавшиеся на протяжении многих поколений, демонстрируют множество стилей – в Ласко, например, археологи выявили более десятка различных стилей живописи.
Как доисторические художники получали цвета красок?
Все красящие пигменты, использовавшиеся в наскальной живописи, добывались на месте, в основном из минеральных источников, найденных в земле. Художники каменного века использовали несколько различных комбинаций материалов для получения цветных красок.
Глиняная охра давала три основных цвета: многочисленные разновидности красного, а также жёлтый и коричневый. Для получения чёрного цвета художники использовали либо диоксид марганца, либо древесный уголь. После измельчения пигментов в мелкий порошок художники смешивали его с пещерной водой (обычно с высоким содержанием карбоната кальция), животными жирами, растительным соком, кровью или мочой, чтобы помочь ему прилипнуть к поверхности скалы. Они также использовали разрыхлители, такие как биотит и полевой шпат, или молотый кварц и фосфат кальция (получаемый из измельчённых нагретых костей животных).
Можно предположить, что художники были знакомы с пигментами благодаря росписи тела и росписи лица – искусствам, которыми они занимались в течение тысячелетий до того, как начали украшать пещеры. Более подробно о типе красящих пигментов, использовавшихся в наскальной живописи каменного века, см: Доисторическая цветовая палитра.
Делали ли художники каменного века предварительные наброски?
Иногда. В пещере Ла-Ваш археологи обнаружили слой древесного угля под чёрным пигментом рисунков, что указывает на то, что перед нанесением краски был сделан подготовительный набросок. Чаще силуэт животного вместе с его основными чертами высекался в скале кремнём, а затем закрашивался пигментом.
Какая цель была у этих пещерных рисунков?
Мы точно не знаем. Первоначально большинство палеоантропологов считали, что этот вид древнего искусства был чисто декоративным. Однако подробные археологические данные показывают, что в расписных пещерах не жили обычные люди. Напротив, в них обитала лишь небольшая группа художников или других людей, вовлечённых в церемониальную деятельность и роль пещеры.
В результате сейчас считается, что пещерная живопись создавалась шаманами по церемониальным причинам – возможно, в связи с социальными, сверхъестественными или религиозными ритуалами. В используемой иконографии нет чёткой закономерности, поэтому в настоящее время большинство теорий о точном значении или функции пещерной живописи каменного века являются всего лишь догадками.
Содержат ли доисторические пещеры скульптуру?
Да. Сохранилось несколько прекрасных примеров рельефной скульптуры. Среди них Венера Лоссельская (ок. 23 000 до н.э.), одна из шести барельефных скульптур, высеченных на большом блоке известняка в скальном убежище Лоссель, недалеко от Ласко; а также знаменитые рельефные изображения бизонов из необожжённой глины, найденные в Арьеже, Франция. Эксперты считают, что доисторическая скульптура могла быть столь же распространена, как и настенная живопись, за исключением того, что большинство из них разрушилось или погибло.
Знаменитые пещеры, содержащие рисунки каменного века
Европа (Франция и Испания)
Франко-кантабрийская доисторическая пещерная живопись, вероятно, более известна, чем любая другая традиция пристеночного искусства во всем мире. Здесь представлены самые известные пещеры региона, украшенные росписью.
Пещера Эль-Кастильо (39 000 до н.э.) Пуэнте-Вьесго, Испания
Обнаруженная в комплексе пещер Монте-Кастильо, эта скала-убежище содержит древнейшее искусство из всех пещер Европы, за исключением пещеры Ла-Феррасси (ок. 60 000 до н.э.).
Пещера Фумане (ок. 35 000 до н.э.)
Итальянская доисторическая пещера, в которой обитали охотники на оленей из Ориньяка, и в которой на фрагментах обрушившейся стены пещеры было найдено несколько наскальных рисунков первобытных животных.
Абри Кастанье (ок. 35 000 лет до н.э.)
Скальное убежище в Дордони, содержащее выгравированные изображения женских гениталий и мужских фаллосов, а также охристые рисунки лошадей и некоторые абстрактные символы.
Пещера Альтамира (первая фаза 34 000 лет до н.э.) Антильяна-дель-Мар, Испания
Булавовидный символ, найденный в самой отдалённой части пещеры, был датирован по U/Th 34 000 лет до н.э.
Пещера Шове (ок. 30 000 лет до н.э.) Валлон-Пон-д’Арк, Франция
Обнаруженная в 1994 году, пещера Шове – витрина ориньякского искусства – состоит из двух основных частей. В первой большинство изображений красного цвета, в то время как во второй животные в основном чёрные. Наиболее яркими изображениями являются панно с лошадьми и панно со львами и носорогами. См. Росписи пещеры Шове.
Grotte des Deux-Ouvertures (Пещера двух отверстий)
(ок. 28 000-26 000 до н.э.) Ущелье Ардеш, недалеко от пещеры Шове
Примечательна своими наскальными гравюрами животных, включая более 50 фигур быков и мамонтов.
Пещера Коскер (ок. 25 000 лет до н.э.), побережье Марселя, Франция
Обнаруженная глубоководным дайвером Анри Коскером в 1985 году и датируемая 25 000 лет до н.э., вход в пещеру Коскер расположен на глубине более 100 футов ниже уровня моря. Ее росписи включают ручные трафареты, таблички, рисунки углём и около 100 полихромных рисунков лошадей и других животных. Подробнее см: Росписи пещеры Коскер.
Пещера Куссак (ок. 25 000 лет до н.э.) Ле Буиссон-де-Кадуэн, Дордонь, Франция
Обнаруженная в 2000 году, она похожа на граветтское искусство в пещерах Рукадур и Пеш Мерль в Кверси.
Пещера Пеш-Мерль (ок. 25 000 лет до н.э.) Кабререт, Миди-Пиренеи, Франция
Обнаруженная в 1922 году, Пеш-Мерль известна своими драматическими полихромными рисунками «Пятнистые лошади», выполненными углём и охрой на известняке, и табличками типа «Плакат». Подробнее см: Пещерные рисунки Пеш-Мерль.
Пещерное искусство Рукадура (ок. 24 000 до н.э.)
Подобно изображениям, обнаруженным в Пеш-Мерле и Куньяке, искусство Рукадура состоит из ручных трафаретов, гравировок и абстрактных символов.
Пещера Куньяк (первый этап, ок. 23 000 лет до н.э.) Гурдон, Лот, Франция
В пещере обнаружены рисунки животных граветтской эпохи и странные знаки типа плакарда.
Пещера Ла Пилета (ок.18 000 до н.э.) Андалусия, Испания
Наскальные рисунки животных, включая редкий рисунок рыбы, плюс большое разнообразие абстрактных знаков.
Пещера Ле Плакар (ок. 17 500 лет до н.э.) Ла Рошфуко, Франция
Известна своими нерасшифрованными авиформными знаками, почти идентичными тем, что были обнаружены в Коскер, Пеш-Мерль и Куньяк.
Пещера Коскер (вторая фаза 17 000-15 000 лет до н.э.) Марсель, Франция
Второй период солютрейской живописи произошёл в Коскере во время позднего солютрейского периода.
Пещера Ласко (ок. 17 000-13 000 до н.э.) Монтиньяк, Дордонь, Франция
Обнаруженная в 1940 году, Ласко содержит солютрейское искусство, а также мадленское. Пещерный комплекс состоит из семи украшенных камер с более чем 2000 нарисованных изображений, включая потрясающий Зал быков, в котором, несмотря на его название, изображены в основном лошади, а также самцы аурохов (дикого скота), от которых и произошло его название. Здесь находятся такие знаменитые изображения, как Большой чёрный бык, Единорог и Человек-птица. Подробнее см: Пещерные рисунки Ласко.
Пещера Ла Пасиега (ок. 16 000 лет до н.э.) Куэвас-де-Эль-Кастильо, Кантабрия, Испания
Обнаруженная в 1911 году, пещера Ла Пасиега состоит из одной главной галереи длиной около 80 ярдов с отверстиями в несколько второстепенных галерей. Ее пещерное искусство состоит из более чем 700 нарисованных изображений (примерно 100 оленей, 80 лошадей, 30 горных козлов, 30 крупного рогатого скота, а также олени, мамонты, птицы и рыбы), включая многочисленные абстрактные символы (идеоморфы) и гравюры.
Пещера Альтамира (заключительный этап ок. 15 000 лет до н.э.) Антильяна-дель-Мар, Кантабрия, Испания
Обнаруженная в 1879 году и датируемая 15 000 лет до н.э., Альтамира считается археологами и искусствоведами «Сикстинской капеллой палеолитического искусства» благодаря высококачественным крупномасштабным настенным росписям. Потолок так называемой полихромной камеры, украшенный 30 крупными изображениями животных (в основном бизонов), ярко выполненными красным и чёрным пигментом, считается вершиной художественного достижения мадленского искусства во франко-кантабрийском регионе. Подробнее см: Пещерные рисунки Альтамиры.
Пещера Фонт-де-Гом (14 000 лет до н.э.) Дордонь, Франция
Первый тайник доисторической наскальной живописи, обнаруженный в Перигоре, пещера известна своим фризом из пяти бизонов, дополненным сложной штриховкой вокруг тела.
Пещера Тито Бустильо (14 000 лет до н.э.) Астурия, Испания
Известная своей галереей лошадей, её наскальные рисунки стоят в одном ряду с рисунками из Эль-Кастильо, Альтамиры и пещеры Ла-Пасьега (16 000 лет до н.э.) как важные примеры палеолитической культуры на Пиренейском полуострове…
Пещерные рисунки Куньяка (вторая фаза, 14 000 лет до н.э.) Гурдон, Лот, Франция
Его мадленские произведения искусства включают потрясающее изображение красного горного козла, искусно переданное так, что камень на стене напоминает волосы, свисающие с его живота, и несколько уникальных фигур человеческого типа.
Мамонты пещеры Руффиньяк (ок. 14 000-12 000 до н.э.) Руффиньяк, Дордонь
Содержит самый большой комплекс подземных ходов в Перигоре. Украшения включают более 250 гравюр и монохромных рисунков. Тематика включает бизонов, мамонтов, лошадей и шерстистых носорогов, а также ряд абстрактных символов.
Пещера Ла Марш (ок. 13 000 лет до н.э.) Люссак-ле-Шато, Франция
Обнаруженная в 1937 году, археологи были ошеломлены, обнаружив серию раскрашенных гравюр человеческих голов и лиц, на некоторых из которых были изображены детали одежды. Французские власти подтвердили подлинность, но эксперты по-прежнему скептически относятся к датировке рисунков.
Пещера Ниау (13 000-11 000 лет до н.э.) Фуа, Верхние Пиренеи, Франция
Одна из самых важных галерей мадленского искусства после Ласко и Фон-де-Гом. Знаменита своими следами каменного века, уникальным изображением ласки и другими высококачественными наскальными рисунками.
Пещера Труа-Фрер (13 000-12 000 лет до н.э.) Верхние Пиренеи, Франция
Всемирно известна нарисованной гравировкой человекоподобной фигуры, известной как «Колдун», с чертами различных животных. Считается, что она изображает шамана.
Пещера Ле Комбарель (12 000 лет до н.э.) Дордонь, Франция
Ещё одно крупное место мадленского искусства, которое может похвастаться 600-800 высоко натуралистичными рисунками животных, а также коллекцией из более чем 50 антропоморфных фигур, плюс множество тектиформ.
Остальная Европа
Важные расписные пещеры в Европе, за пределами Франции и Испании:
Пещерные рисунки Фумане (35 000 лет до н.э.) Холмы Лессини, Верона, Италия
Грубые фигуративные изображения животных и человекоподобной фигуры. Представляет собой древнейшее искусство в Италии и древнейшую фигурную живопись в мире.
Пещерное искусство Колибайя (30 000 лет до н.э.) Природный парк Апусени, Румыния.
Обнаруженные в 2009 году, они включают в себя восемь рисунков углём, которые теперь датированы радиоуглеродным методом, и по крайней мере одну гравюру. Это самое древнее пещерное искусство в Центральной и Юго-Восточной Европе.
Капова пещера (12 500 лет до н.э.) Заповедник Шульган-Таш, Россия.
Расположенная в Башкортостане – российской республике, лежащей между Волгой и Уральскими горами, пещера содержит рисунки красной охрой мамонтов и лошадей, а также многочисленные абстрактные символы и ручные трафареты. Представляет собой самую древнюю наскальную живопись в России.
ОСТАЛЬНОЙ МИР
Другие очень древние пещеры, содержащие наскальное искусство каменного века, находятся в центральной Индии, Южной Африке, Австралии, Намибии, Аргентине и Юго-Восточной Азии, а также в других местах по всему миру.
Индия
В пещерах Аудиториум и Дараки-Чаттан в штате Мадхья-Прадеш, Центральная Индия, недавно было обнаружено древнейшее в мире известное купульное искусство, в виде чашеобразных углублений (петроглифов), вырезанных на твёрдом кварците, относящихся к эпохе нижнего палеолита. Подробности и фотографии см: Петроглифы Бхимбетки и пещерное искусство Дараки-Чаттана.
Другим важным местом искусства каменного века в Индии являются Скальные приюты Бхимбетка, объект Всемирного наследия ООН, который был известен индийским археологам ещё в 1888 году. Расположенное в округе Мадхья-Прадеш к югу от Бхопала на краю холмов Виндхьячал, это место содержит самые ранние следы человеческой жизни в Индии, хотя возраст наскальных рисунков составляет всего около 9 000 лет.
Изображая множество различных сцен (например, охоту, танцы, верховую езду, наездников на слонах, бои животных, бытовые сцены и т.п.) и предметов (например, бизонов, тигров, львов, кабанов, слонов, антилоп, собак, ящериц, крокодилов), все они обычно выполнены в красном и белом цветах, с редким использованием зелёного и жёлтого, изображения охватывают большую часть эпох мезолита и неолита каменного века, а также бронзовый, железный и поздний средневековый века.
Южная Африка
Африканское искусство включает некоторые из самых древних видов искусства в мире, в том числе наскальные рисунки. Самые древние африканские наскальные рисунки были обнаружены в пещерах Бломбос, недалеко от Кейптауна. Она представляет собой несколько геометрических гравюр на двух небольших кусках камня цвета охры и датируется 70 000 лет до нашей эры. Подробности и фотографии см: Пещерное искусство Бломбоса.
Намибия
В пещерах Аполлон-11 в горах Хунсу была найдена серия геометрических и животных изображений, выгравированных и нарисованных на семи каменных плитах, датируемых 25 500 г. до н.э.
(Подробнее см: Камни пещеры Аполлона 11) Необычно то, что изображения – нарисованные углём, красной охрой и белой краской – были нанесены на плиты в другом месте, а затем принесены в пещеру. Эксперты считают их ранним образцом Племенного искусства.
Австралия
Австралийские аборигены были ответственны за все палеолитическое искусство континента. Самые древние традиции искусства аборигенов – считается, что они датируются 30 000 лет до н.э., хотя это не подтверждено – включают наскальные рисунки Кимберли (Западная Австралия), наскальные рисунки Убирр, Арнемленд, Северная территория, и наскальные рисунки полуострова Бурруп (Пилбара). К более поздним произведениям относятся рисунки Брэдшоу (сейчас они называются Гвион арт), датируемые 15 500 г. до н.э., в Кимберли, Западная Австралия. Однако самым древним произведением искусства в Австралии является рисунок углём на скале Наварла Габарнманг, который был датирован по углероду 26 000 лет до нашей эры.
Аргентина
В Куэва-де-лас-Манос (Пещера рук) в Рио-де-лас-Пинтурас находится самая древняя наскальная живопись в Америке. Самые древние фрески, относящиеся к эпохе мезолита, около 9 000 лет до н.э., состоят из десятков трафаретов, выполненных руками, окрашенных красным, чёрным и белым пигментами. Более поздние изображения включают картины животных, сцены охоты и сложные абстрактные узоры (идеоморфы).
Изучение их пещерного искусства, скульптур и украшенных костей, гальки и камней археологами и другими учёными выявило искусство, которое развивалось от упрощённых ранних форм до детальных, точных фигур в течение нескольких хронологических периодов. Художники начинали с рисования простых очертаний мелких животных.
Позже они рисовали более крупных животных и заполняли их тела красной или чёрной краской; и, наконец, они рисовали массивных животных, закрашивали их тела земляными тонами коричневого или чёрного цвета и детализировали анатомию животных густой штриховкой.
Юго-Восточная Азия
Наскальные рисунки также были найдены в Таиланде (в хребте Петчабун в Центральном Таиланде и в провинции Накорн Саван), Малайзии (в Гуа Тамбун в Пераке и в пещере с росписью в Национальном парке пещер Ниах) и Индонезии, в районе Сангкулиранг на Калимантане. Недавние находки в пещерах Марос-Пангкеп на индонезийском острове Сулавеси показывают, что одни из самых древних произведений искусства на планете были созданы мигрантами, перебравшимися на острова в сторону Австралии. Эти находки позволяют предположить, что художественные способности современного человека не возникли «случайно» по всему миру, а были развиты ещё до того, как он покинул Африку, около 80 000 лет до нашей эры. См. также: Океаническое искусство.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?