Наскальные рисунки пещеры Фумане, Верона:
древнейшее доисторическое искусство Италии читать ~6 мин.
Пещера Фумане (Grotta di Fumane), расположенная недалеко от Вероны на северо-востоке Италии, — это ключевой археологический памятник, сохранивший образцы доисторического искусства эпохи верхнего палеолита. Именно здесь были найдены древнейшие в Италии образцы наскальной живописи. В 1999 году, после серии раскопок, начавшихся в 1988 году, археологи обнаружили несколько фигуративных рисунков на обломках скальной породы, отколовшихся от свода пещеры. Выполненные красной охрой, эти наскальные росписи изображают животных и загадочную фигуру получеловека-полуживотного.
Возраст рисунков оценивается примерно в 35 000 лет до н.э. Это делает их современниками гравюр из убежища Абри-Кастанет (около 35 000 лет до н.э.) и абстрактных изображений в пещере Альтамира (около 34 000 лет до н.э.). Более древними в Европе считаются только нефигуративные знаки в пещере Эль-Кастильо (39 000 лет до н.э.). На момент открытия рисунки в Фумане считались одними из древнейших образцов фигуративной живописи в мире. Однако более поздние находки, в частности наскальное искусство Сулавеси, отодвинули эту границу в прошлое. Тем не менее, росписи Фумане остаются одними из самых ранних в Европе, будучи примерно того же возраста, что и древнейшие изображения в пещере Шове (около 34 500 лет до н.э.).
Поскольку пещера Фумане была заселена в течение долгого времени, её культурные слои охватывают мустьерскую, ориньякскую и граветтскую культуры. Это позволило учёным пролить свет на переход от эпохи неандертальцев к эпохе современных людей в раннем верхнем палеолите. По словам руководителя раскопок, профессора палеонтологии Феррарского университета Альберто Броджо (Alberto Brogio), данные, полученные в Фумане, свидетельствуют о резком культурном разрыве между неандертальцами и современными людьми. Эта граница между мустьерской и ориньякской культурами видна в смене технологий и образа жизни. Хотя ранние генетические исследования указывали на отсутствие родства, современные данные ДНК-анализа показывают, что, несмотря на принадлежность к разным ветвям человечества, неандертальцы и Homo sapiens скрещивались. Ещё один важный палеолитический памятник в Италии — гравюры пещеры Аддаура (11 000 лет до н.э.) на Сицилии, недалеко от Палермо.
Примечание: для сравнения с современной наскальной живописью Африки см. изображения животных на камнях из пещеры Аполлон-11 (ок. 25 500 г. до н.э.).
Археология пещеры
Пещера Фумане, расположенная в предгорьях Лессини примерно в 15 км к северо-западу от Вероны, была впервые обнаружена в 1964 году Джованни Солинасом (Giovanni Solinas). Первичное обследование провёл Музей естественной истории Вероны, но систематические исследования начались лишь в 1988 году. Они выявили непрерывную последовательность заселения пещеры в среднем и верхнем палеолите. Десятиметровая толща отложений сохранила тысячи артефактов: кремнёвые орудия, обработанную гальку, кости животных, украшения и следы очагов. Эти находки задокументировали чёткий переход от культуры Homo neanderthalensis к образу жизни Homo sapiens, а также внезапное появление наскального искусства около 35 000 лет до н.э.
Переход от мустьерских слоёв, оставленных неандертальцами, к ориньякским слоям, связанным с современными людьми, в пещере Фумане особенно показателен. Меняется сама технология обработки камня: на смену простым отщепам и скрёблам приходят стандартизированные пластины и резцы, более эффективные для охоты и обработки шкур. В верхних слоях появляются и первые личные украшения, например, просверлённые раковины, что свидетельствует о развитии символического мышления, которого не наблюдалось у неандертальцев. Этот технологический и культурный «скачок» подтверждает гипотезу о приходе в Европу новой человеческой популяции с уже сложившимися культурными традициями.
Ежегодные раскопки в пещере продолжаются под руководством Феррарского университета и Управления по охране археологического наследия.
Чтобы понять, как росписи в пещере Фумане вписываются в развитие культуры каменного века, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Обзор наскальной живописи южной Франции и северной Испании см. в статье: Франко-кантабрийское наскальное искусство (40 000–10 000 гг. до н.э.).
Другой важный памятник наскальной живописи, современный Фумане, но расположенный в Центральной Европе, см.: Наскальное искусство пещеры Колибойя (30 000 лет до н.э.).
Наскальные росписи
Наскальное искусство Фумане представлено рисунками, выполненными красной охрой на известняковых обломках, которые были найдены под более поздними культурными слоями. Размеры изображений варьируются от 30 до 60 сантиметров. Среди них можно различить животное с вытянутой шеей (возможно, ласка, что напоминает мадленские изображения в пещере Ньо), странное пятиногое существо и антропоморфную фигуру. Эта фигура, предположительно изображающая шамана, имеет человеческое тело, но голову, увенчанную рогами. Её руки раскинуты в стороны, а в правой она держит некий ритуальный предмет. Кроме рисунков, археологи также обнаружили абстрактные знаки — точки и перекрещивающиеся линии, нанесённые красной и жёлтой охрой.
Антропоморфная фигура «шамана» представляет особый интерес для исследователей. Подобные гибридные существа, сочетающие черты человека и животного (териантропы), встречаются и в других памятниках палеолитического искусства, например, в пещерах Труа-Фрер и Шове во Франции. Считается, что такие изображения могли быть связаны с мифологическими представлениями, тотемизмом или шаманскими практиками. Фигура в маске с рогами могла изображать самого шамана в процессе ритуала, духа-помощника или божество, связанное с миром природы и охоты. Её поза с раскинутыми руками часто интерпретируется как ритуальный жест или танец.
Анализ пигмента показал, что во всех случаях краска содержала гематит, титан и алюминий — минералы, обеспечивающие стойкость цвета. (Подробнее см.: Доисторическая палитра). Для создания краски охру, скорее всего, перетирали в порошок, а затем смешивали со связующим веществом — водой, слюной, животным жиром или соком растений. Наносили краску, вероятно, пальцами или примитивными кистями из шерсти животных. К сожалению, большинство рисунков фрагментарны, так как изображения обрываются на краях обломков. Кроме того, слой кальцита, который законсервировал росписи, одновременно затрудняет их детальное изучение. По словам доктора Алессандры Астес, директора Музея естественной истории Вероны, возраст рисунков был определён с помощью радиоуглеродного и стратиграфического методов.
Археологический контекст и датировка искусства Фумане во многом схожи с данными по французскому убежищу Абри-Кастанет, где в 2007 году были найдены доисторические гравюры того же периода (ок. 35 000 лет до н.э.). Искусство обоих памятников имеет схожий, довольно простой стиль. Вероятно, это было «бытовое искусство», созданное одарёнными охотниками-собирателями, а не сложная живопись, выполненная «профессиональными» художниками, как в пещере Шове. Находки в Фумане и Кастане подтверждают гипотезу о том, что современный человек принёс художественные навыки с собой из Африки, а не развил их в Европе. Эта точка зрения подкрепляется ещё более древними африканскими артефактами: гравюрами из пещеры Бломбос (ок. 70 000 лет до н.э.) и гравюрами на скорлупе страусиных яиц из пещеры Дипклоф (ок. 60 000 лет до н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?