Наскальные рисунки пещеры Фумане, Верона:
древнейшее доисторическое искусство Италии читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Чтобы понять, как росписи в пещере Фумане вписываются в развитие культуры каменного века, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Обзор наскальной живописи южной Франции и северной Испании см. в статье: Франко-кантабрийское наскальное искусство (40 000–10 000 гг. до н.э.).
Другой важный памятник наскальной живописи, современный Фумане, но расположенный в Центральной Европе, см.: Наскальное искусство пещеры Колибойя (30 000 лет до н.э.).
Древнейшее искусство Италии
Пещера Фумане («Grotta di Fumane»), расположенная недалеко от северо-восточного города Верона, является важным источником доисторического искусства, созданного в верхнем палеолите, и хранит древнейшее искусство каменного века на территории Италии. В 1999 году, после серии раскопок, начавшихся в 1988 году, археологи обнаружили несколько фигуративных наскальных рисунков на обломках скальной породы, отколовшихся от свода подземной камеры. Выполненные красной охрой, эти наскальные росписи включают изображения животных, а также фигуру, напоминающую существо наполовину человека, наполовину животного. Их датируют примерно 35 000 лет до н.э., что ставит их в один возрастной ряд с гравюрами убежища Кастане (ок. 35 000 лет до н.э.) и абстрактными росписями Альтамиры (ок. 34 000 лет до н.э.). Единственным более древним примером палеолитического искусства в Европе являются росписи пещеры Эль-Кастильо (39 000 лет до н.э.). Однако изображения в Фумане — древнейшие фигуративные наскальные росписи: они на 1600 лет старше наскального искусства Сулавеси и на 5000 лет старше росписей пещеры Шове (ок. 30 000 лет до н.э.). Более того, поскольку пещера Фумане была жилой и содержит следы обитания во времена мустьерской, ориньякской и гримальдийской культур, она позволила пролить свет на вклад неандертальцев и современных людей в искусство каменного века в раннем верхнем палеолите. По словам Альберто Броджо, профессора палеонтологии Феррарского университета, руководившего раскопками, данные, полученные в пещере Фумане, свидетельствуют о чётком разрыве между неандертальцами и современными людьми как в культуре, так и в образе жизни. Это подтверждается и недавними данными ДНК-анализа, согласно которым анатомически современный человек не был родственен неандертальцам. Другой важный палеолитический памятник в Италии — гравюры пещеры Аддаура (11 000 лет до н.э.) на окраине Палермо, на Сицилии.
Примечание: для сравнения с современной наскальной живописью Африки см. изображения животных на камнях из пещеры Аполлон-11 (ок. 25 500 г. до н.э.).
Археология пещеры
Расположенная в предгорьях Лессини, примерно в 9 милях к северо-западу от Вероны, пещера Фумане была впервые обнаружена в 1964 году Джованни Солинасом. Первичное обследование сразу же провёл Музей естественной истории Вероны, однако лишь в 1988 году новая серия исследований выявила непрерывную последовательность заселения пещеры в среднем и верхнем палеолите в период вюрмского межледниковья. Накопление осадочных пород толщиной около 33 футов (10 метров) дало тысячи кремнёвых орудий, обработанных галек, украшений и множества других доисторических артефактов, зафиксировавших чёткий переход от культурного уклада Homo sapiens neanderthalensis к образу жизни Homo sapiens sapiens, а также внезапное появление наскального искусства (росписей и гравюр) около 35 000 лет до н.э.
Ежегодные раскопки по-прежнему продолжаются под руководством Феррарского университета и Управления по охране археологического наследия.
Наскальные росписи
Наскальное искусство Фумане представлено изображениями, выполненными красной охрой на обломках скальной стены, найденных под более поздними слоями обломков. Размеры рисунков — от одного до двух футов в длину. Среди них — изображение животного с удлинённой шеей (возможно, горностая — ср. мадленовское изображение в пещере Ньо), странное пятиконечное существо и антропоморфная фигура человека — предположительно шамана — в маске с рогами. Руки фигуры раскинуты в стороны, а в правой руке он держит предмет, возможно ритуальный, свисающий вниз. Кроме того, археологи обнаружили несколько абстрактных знаков (точки/пятна и перекрёстные штрихи) красной и жёлтой охрой. Во всех случаях краска содержала гематит, титан и алюминий — комбинацию материалов, отлично подходящую для нанесения на камень. (Подробнее см.: Доисторическая палитра.) К сожалению, большинство изображений неполные и трудны для полной интерпретации, поскольку продолжаются за пределами облома. Кроме того, наскальные росписи покрыты слоем кальцита, который сохранил их, но затруднил восприятие. По словам доктора Алессандры Астес, директора Музея естественной истории Вероны, учёным удалось датировать росписи с помощью радиоуглеродного анализа и археологического стратиграфического метода.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?