Наскальное искусство пещеры Горама:
неандертальская гравюра читать ~6 мин.
Кто создал фрагмент древнего искусства в пещере Горама (Gorham’s Cave), Гибралтар — неандерталец или современный человек? Этот вопрос стал камнем преткновения для учёных, изучающих франко-кантабрийское пещерное искусство эпохи верхнего палеолита. В исследуемой пещере была обнаружена гравировка, состоящая из восьми пересекающихся линий. Находку сделала команда учёных в июле 2012 года на скальном выступе в задней части пещеры.
Известно, что пещера была населена неандертальцами, а слой, покрывающий настенное искусство, датируется примерно 37 000 годом до н.э. — задолго до появления в этом регионе современного человека. На этом основании руководитель исследования, директор Гибралтарского музея Клайв Финлейсон, утверждает, что гравюры созданы неандертальцами. Его выводы, опубликованные в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, подтверждают гипотезы о происхождении абстрактных символов из пещеры Кастильо (около 39 000 года до н.э.) в Испании.
Скептики не согласны с этой точкой зрения. Они настаивают, что автором петроглифов был современный человек, чьи художественные достижения хорошо задокументированы, в отличие от неандертальцев, чьи творческие способности остаются предметом дискуссий. Этот спор важен, поскольку пещерное искусство долгое время считалось ключевым этапом в когнитивном развитии человека и уникальной чертой Homo sapiens.
Если авторство неандертальцев будет доказано, способность к абстрактному мышлению перестанет быть исключительной чертой современного человека. Это откроет возможность того, что неандертальцы могли создавать и другие произведения наскального искусства, ранее приписываемые нашим прямым предкам. Для понимания контекста искусства неандертальцев в Гораме смотрите: Хронология доисторического искусства.
Расположение и значение
Пещера Горама, названная в честь капитана А. Горэма, открывшего её в 1907 году, является частью комплекса из четырёх пещер на Гибралтаре, включающего также пещеры Беннетта, Гиены и Вангард. Она расположена на юго-восточной стороне Гибралтарской скалы. Во времена ледникового периода, когда пещера была заселена, она находилась примерно в 5 километрах от берега Средиземного моря. Около 15 000 года до н.э. уровень моря поднялся до современного.
Этот комплекс — одно из последних известных мест обитания неандертальцев в Европе. В 2016 году он был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, что подчёркивает его исключительную важность для понимания человеческой эволюции.
Обнаружение и исследование
После открытия капитаном Горэмом из пещеры извлекли осколки древней керамики и каменные орудия, что послужило поводом для официального геологического исследования в 1945 году. Позднее раскопки проводили профессор Дороти Гаррод и доктор Джон д’Арси Вейхтер. Новый этап исследований начался в 1980-х годах, но настоящий прорыв случился в 2012 году. Международная команда учёных обнаружила скрытый проход, где и были найдены гравюры, вырезанные на поверхности камня примерно в 100 метрах от входа.
Анализ гравировки
Микроскопические исследования и эксперименты, проведённые в лаборатории PACEA, показали, что борозды на камне не случайны. Они являются результатом многократного (от 188 до 317) процарапывания заострённым каменным орудием. Учёные пришли к выводу, что эти знаки не связаны с утилитарными действиями, такими как разделка туш или шкур. Следовательно, гравюровка была создана намеренно и не имела практического назначения, что подтверждает её символический характер.
Археология и датировка
Раскопки выявили четыре культурных слоя в 18-метровых отложениях. Верхние слои (I и II) содержат следы присутствия финикийцев (около 800–300 годов до н.э.) и артефакты эпохи неолита. Слой III относится к верхнему палеолиту и содержит орудия солютрейской и мадленской культур. Самый нижний, четвёртый слой, содержит более 100 артефактов мустьерской культуры, датируемых периодом от 45 000 до 28 000 лет до н.э.
С помощью радиоуглеродного анализа учёные датировали нетронутый мустьерский слой, расположенный над гравюрами, возрастом около 37 000 лет до н.э. Однако ископаемых останков недостаточно, чтобы однозначно определить, кто населял пещеру в то время — неандертальцы или современные люди. Каменные орудия мустьерской культуры в Европе традиционно связывают с неандертальцами. Однако подобные орудия находили и в Северной Африке, где свидетельств проживания неандертальцев нет. Это оставляет вопрос открытым.
Описание гравировки
Сама гравюровка в пещере Горама не выглядит впечатляюще. Она вырезана на плоской поверхности известняка и занимает площадь всего 15 на 20 сантиметров. Узор состоит из восьми глубоких борозд, образующих неполный крестообразный геометрический рисунок, пересечённый короткими тонкими линиями. Несмотря на свою простоту, особенно в сравнении с рисунками пещеры Шове (около 30 000 лет до н.э.), эта находка может изменить наше представление о способностях неандертальцев.
Аргументы в пользу авторства неандертальцев
Сторонники гипотезы о неандертальском искусстве приводят всё больше доказательств того, что когнитивные способности этого вида были недооценены. Известно, что неандертальцы хоронили своих умерших, украшали себя перьями, использовали пигменты для раскрашивания тела (см. Доисторическая цветовая палитра) и имели разнообразный рацион.
Кроме того, неандертальцам приписывают и другие произведения искусства: символы в пещере Альтамира (около 34 000 лет до н.э.), предметы ювелирного искусства во Франции и, возможно, древнейший музыкальный инструмент — костяную флейту из Дивье Бабе в Словении. Недавние исследования гравюр в пещере Ла-Рош-Котар (Франция) также указывают на то, что они были созданы неандертальцами около 57 000 лет назад.
Пещера Горама — это хорошо изученный неандертальский памятник. Гравюровка была найдена под слоем отложений, датируемым временем до появления в регионе современного человека. Тесты подтвердили её намеренное создание. Эти факты являются весомыми аргументами в пользу того, что неандертальцы были способны к абстрактному мышлению и художественному самовыражению.
Аргументы скептиков
Противники гипотезы выдвигают два основных контраргумента.
Во-первых, датирована не сама гравировка, а лишь слой осадочных пород над ней. Это оставляет место для погрешностей. Даты попадают в период, когда в Европе обитали как неандертальцы, так и современные люди, поэтому авторство не может быть установлено однозначно.
Во-вторых, Homo sapiens создавали искусство задолго до этого. Например, гравировки из пещеры Бломбос в Южной Африке датируются возрастом около 70 000 лет. Прибыв в Европу около 45 000 лет назад, они продолжили создавать произведения искусства: скульптуру «Человеколев» (38 000 лет до н.э.), рисунки в пещере Фумане (35 000 лет до н.э.) и гравюры в Абри Кастанет (35 000 лет до н.э.).
На этом фоне достижения неандертальцев выглядят скромнее. Несмотря на то, что они обитали в Европе с 200 000 лет до н.э., нет ни одного произведения пещерного искусства или мобильного искусства, которое было бы бесспорно им приписано. Даже знаменитые «Венеры» появились только с приходом современного человека.
Скептики также указывают на то, что быстрое исчезновение неандертальцев под натиском современных людей, несмотря на физическую силу и приспособленность к климату, свидетельствует о значительном когнитивном разрыве между двумя видами. Профессор Гарольд Дибл из Университета Пенсильвании подвёл итог: “Для признания символического поведения неандертальцев требуется больше, чем несколько царапин — намеренных или нет”.
- В Испании найдены старейшие в Европе наскальные рисунки
- Художники-монументалисты разрисовали целый городской район в Пуэрто-Рико
- Древнее искусство
- Искусство каменного века: доисторическая культура
- Персональная выставка Михаила Глотова открыта в мурманском музее
- Табурет для душа: как выбрать идеальный вариант для комфорта и гигиены
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
约会x
测量〇
Комментирование недоступно Почему?