Искусство каменного века: доисторическая культура читать ~13 мин.
Что такое искусство каменного века?
Период доисторического времени, известный как каменный век, делится на три отдельных эпохи: Палеолит (2 500 000 – 10 000 лет до н.э.); Мезолит (Европа, 10 000-4000); и Неолит (Европа, 4000-2000 до н.э.). Из них палеолит – намного более длинный период, составляющий приблизительно 98 процентов всей доисторической эры.
Термин «искусство каменного века» в значительной степени относится к любым произведениям, созданным в течение этих трех периодов. Он также часто упоминается как «доисторическое искусство».
Каковы основные виды искусства каменного века?
Прежде чем ответить на это, важно понять, что наша концепция «искусства» часто ограничивается образами, которые мы видим в книгах и музеях или, по крайней мере, теми формами, которые относятся к нашей современной культуре. Это включает в себя греческое искусство, а также знаменитые работы эпохи Возрождения, вплоть до современных предметов, таких как Дэмиен Херст. Проще говоря, когда мы думаем об искусстве, мы думаем о живописи, скульптуре, керамике и современных формах, включая фотографию, инсталляцию, видеоарт и так далее.
Раннее искусство совсем другое. Мы не говорим о знаменитых статуях Венеры или живописных наскальных рисунках Ласко и Альтамиры – они напоминают наше современное искусство. Мы говорим о самых ранних формах доисторического художественного самовыражения, в частности, о «купулах», которые представляют собой одну из древнейших и наиболее распространенных форм доисторического искусства. Для получения дополнительной информации см.: Искусство древнейшего каменного века: 100 лучших работ.
Доисторическая хронология
Лунки
Купула представляет собой чашеобразную впадину, выбитую из поверхности породы (горизонтальной, наклонной или даже вертикальной). Обычно встречаются в группах, число которых варьируется от полдюжины до нескольких сотен, их можно найти в случайных группах или в геометрических узорах. Хотя многие примеры купул являются результатом геологических или климатических сил, археологи обнаружили тысячи доисторических мест купул, разбросанных по всем континентам, кроме Антарктиды. См. Например, La Ferrassie Cave Cupules.
По причинам, которые никто не понимает, создание купул было основной формой художественного выражения в каменном веке и – что довольно удивительно – формой, которая в значительной степени долгое время игнорировалась многими историками искусства, а также археологами.
В последнее время всемирно известный археолог Роберт Дж. Беднарик обращает внимание на купулы как на творческий феномен предыстории, но даже он признает, что их культурное значение остается загадкой. Он также подчеркивает, что одной из причин отсутствия внимания к этим странным пустотам является то, что некоторые эксперты даже не считают их искусством. В любом случае, их стоит проверить, не в последнюю очередь потому, что они были популярны у многих художников палеолита.
Наскальное искусство каменного века
Основной формой доисторического искусства является «наскальное искусство». Это (1) петроглифы, также известные как наскальные рисунки (гравюры) – см., например, наскальные гравюры в пещере Бломбос (около 70 000 г. до н.э.), гравюры из яичной скорлупы Клыка (60 000 г. до н.э.) и гравюры Абри Кастанет (около 35 000 г. до н.э.); а также (2) пиктограммы, нарисованные или раскрашенные знаки, геометрические символы, ручные трафареты и отпечатки ладоней – см., например, трагические ручные трафареты пещеры Гаргас (25 000 г. до н.э.), искусство пещеры Рокадур (24 000 г. до н.э.). Найденные в пещерах, укрытиях скал, на самих скалах – на самом деле, на поверхности любого типа и датируемые еще в нижнем палеолите (2 500 000-200 000 гг. до н.э.), наскальное искусство продолжало производиться по всему среднему и верхнему палеолиту и его можно увидеть в Европе, Азии, Африке, Австралии, Океании и Северной и Южной Америке.
В дополнение к доисторическим гравюрам (петроглифам) и наскальным рисункам (пиктограммам), еще одна категория наскальных рисунков называется мегалитами или петроформами. Это расположение стоячих камней, как в Стоунхендже или Ньюгрейндже.
Скульптура и резьба каменного века
Существует четыре основных категории доисторической скульптуры :
(1) Ультра-примитивные объекты из нижнего палеолита. Эти предметы демонстрируют настолько мало открытого творчества, что некоторые эксперты сомневаются, что их следует считать искусством. Примеры: Венера Берехат Рам (ок. 230 000 до 700 000 г. до н.э.) и Венера Тан-Тан (ок. 200 000 – 500 000 г. до н.э. или позже).
(2) Примитивная рельефная скульптура. Примеры: пещера Абри дю Пуассона (ок. 23 000 г. до н.э.); барельефная известняковая скульптура лежащей женской фигуры, известной как Венера Лоссела (ок. 23 000 г. до н.э.); и рельефные глиняные скульптуры двух бизонов в пещере Тук д’Аудубер (ок. 13 500 г. до н.э.). А также мегалитическое искусство, такое как рельефы животных в Гобекли Тепе (9000 г. до н.э.)
(3) Статуэтки Венеры. Эти небольшие статуэтки, изготовленные в основном во время ориньякской и граветтской культур, в основном высотой всего в несколько дюймов и вырезанные из самых разнообразных камней, костей и глины, изображали толстые женские фигуры с увеличенной грудью, животом, бедрами, почти до уровня карикатуры. Эксперты считают их носимыми предметами религиозного, тотемического или сверхъестественного характера, хотя их культурное значение остается загадкой. Примеры: резьба из слоновой кости, известная как Венера Хоул Фелс (38 000-33 000 лет до н.э.), Венера Гальгенберга (ок. 30 000), Венера Дольни-Вестонице (ок. 26 000), Венера Монпазье (ок. 25 000), Венера Виллендорфская. (около 25 000), Венера Савиньяно (около 25 000), Венера Моравани (около 24 000), Венера Брассемпуйская (около 23 000), Венера Леспугская (около 23 000), Венера Лоссельская (около 23 000) Венера Костенки (около 22 000 г. до н. Э.), Венера Гагарино (около 20 000 г. до н.э.), Венеры с Мальты и из Авдеево (около 20 000 г. до н.э.) и Зарайские Венеры (около 20 000 г. до н.э.), О более поздней русской магдалианской слоновой кости см.: Венера Елисеевичей (14 000 г. до н.э.).
(4) Фигуративная резьба человеческих фигур и животных. Они впервые появились в начале верхнего палеолита. Примеры: необыкновенная резьба из слоновой кости, известная как Человек-Лев из Холенштейна Штадель (38 000 г. до н.э.), резьба по слоновой кости швабской Юры (около 33 000 г. до н.э.).
ПРИМЕЧАНИЕ. Еще одним важным пластическим искусством, появившимся во время верхнего палеолита, была древняя керамика. Впервые она появилась в Восточной Азии: см., например, пещерная керамика Сяньендун (около 18000 г. до н.э.) и пещерная керамика Ючанян (около 16000 г. до н.э.). Смотрите Хронологию керамики.
Наскальная живопись каменного века
Поскольку доисторическое общество было уже достаточно развитым, чтобы принять ритуал и церемонию – квази-религиозного или шаманского типа – некоторые пещеры были зарезервированы как доисторические художественные галереи, где художники начали создавать серии необычных картин животных, сцен охоты и других графических изображений, иллюстрации доисторической жизни, а также символические пиктограммы и узоры абстрактного искусства. Среди величайших примеров палеолитической наскальной живописи: Пятнистые лошади Печ-Мерле (ок. 25 000 г. до н.э.), выполненные углем и охрой на известняке; «Зал быков» в пещере Ласко, где находятся самые большие из известных изображений зубров (самцов крупного рогатого скота); и полихромные наскальные рисунки Альтамиры в Кантабрии, Испания, которые палеоантропологи назвали «Сикстинской капеллой доисторического искусства». Другой стиль: Русская пещерная роспись Капова (ок. 12 500 г. до н.э.) Бурзянский район, Башкортостан.
Что такое искусство древнейшего каменного века?
Самым древним известным искусством в мире являются петроглифы Бхимбетки – 10 чашек и углубление, обнаруженные в скальном убежище из кварцита Аудиториум в Бхимбетке в Мадхья-Прадеше, центральная Индия, датируемые по меньшей мере 290 000 лет до н.э. Археологические раскопки во втором скальном убежище на холме Индрагарх в том же регионе считаются древними. Самым древним из известных пещерных искусств являются абстрактные знаки, найденные среди наскальных рисунков Эль-Кастильо (39 000 г. до н.э.) в Кантабрии. Следующим старейшим является пещерное искусство Сулавеси (ок. 37 900 г. до н.э.), найденное в пещере Леанг Тимпусенг на острове Сулавеси в Индонезии. После этого следуют картины в пещере Фумане (ок. 35 000 г. до н.э.) в Италии и абстрактное искусство, обнаруженное в Альтамире (ок. 34 000 г. до н.э.) в Испании. После этого следует невероятное наскальное искусство, обнаруженное в пещере Шове во французской области Ардеш, датируемой 30 000 г. до н.э.
В Австралии, как полагают, в некоторых областях есть наскальные рисунки аборигенов из раннего периода верхнего палеолита (около 30 000 лет до н.э.). Западная Австралия, например, является домом для наскальных рисунков полуострова Бурруп из региона Пилбара, а также наскальных рисунков в Кимберли и более поздних картин Брэдшоу с северного побережья. Между тем, на Северной Территории находятся наскальные рисунки Убирр и недавно обнаруженный рисунок углем Наварлы Габарнманг (26 000 г. до н.э.) на Земле Арнем, Северная Территория.
Какое искусство было создано во времена мезолита и неолита?
Эти периоды известны своим керамическим искусством, монументальной архитектурой (египетская, шумерская и мегалитическая) и ранними бронзовыми скульптурами. Живопись выходит из пещер на открытый воздух, в то время как переносное искусство (горшки, украшения), часто называемое мобильным искусством, становится все более распространенным.
Период неолита характеризуется развитием сельского хозяйства и животноводства, что ведет к более оседлому образу жизни. Это стимулировало рост декоративно-прикладного искусства. С увеличением поселений в деревнях и других небольших населенных пунктах наскальная живопись начинает заменяться более портативным искусством, которое постепенно усиливается за счет использования драгоценных металлов (например, медь впервые используется в месопотамском искусстве, особенно в месопотамской скульптуре, в то время как металлургия обнаруживается в Юго-Восточной Европе). Появляются скульптуры из камня и дерева, а также статуи, глиняная посуда, примитивные ювелирные украшения и декоративные элементы на различных артефактах. См. Например: Искусство неолита в Китае (7500-2000 гг. до н.э.). Список дат доисторического развития и развития азиатской культуры см.: Временная шкала китайского искусства (ок. 18000 г. до н.э. – настоящее время).
Другие важные связанные с искусством тенденции, которые появляются в период неолита, это письменность и религия. Появление ранних иероглифических систем письма в Шумере предвещает появление изобразительных методов общения, в то время как повышение благосостояния и безопасности позволяет уделять больше внимания религиозным формальностям (например, поклонению (в храмах) и погребению, в мегалитических могилах.
Появление первого города-государства (Урук, в Месопотамии) предсказывает создание более безопасных сообществ по всему миру, многие из которых будут конкурировать за создание собственной независимой культурной и художественной самобытности, создавая постоянные крупномасштабные произведения искусства. Между тем, новые виды монументального искусства стали появляться в форме египетских пирамид (более подробную информацию см. В древнеегипетской архитектуре) и других религиозных комплексов, таких как мегалитическая гробница Ньюгрейнджа (ок. 300 г. до н.э.) и мегалитическая гробница Ноут (в. 2500 г. до н.э.) в Ирландии. (Факты о развитии изобразительного искусства в Ирландии см. В истории ирландского искусства.)
Какие художественные материалы использовались художниками каменного века?
Доисторические скульпторы использовали почти все виды материалов, на которые они могли положиться, включая камень, такой как кварцит, стеатит, песчаник, серпантин и известняк, а также слоновую кость мамонта, кости животных и оленьи рога. Художники каменного века использовали многочисленные комбинации материалов для создания своей доисторической цветовой палитры, в том числе различные оттенки глиняной охры, диоксида марганца и древесного угля. Вполне возможно, что они знали о пигментах, полученных в результате использования ими боди-арта, такого как роспись тела и лица.
Что послужило причиной появления искусства каменного века?
Причиной всех эволюционных достижений человека, особенно в области производства инструментов и искусства, несомненно, было постепенное увеличение размера мозга, измеряемое объемом внутренней части мозга (емкость черепа). У ранних гоминидов, таких как австралопитеки Australopithecus afarensis и Australopithecus africanus, объем мозга составлял от 350 до 500 кубических сантиметров, по сравнению с примерно 1350 куб. см у современных людей, таких как Homo sapiens. Тем не менее, поскольку у неандертальцев объем мозга был таким же большим или даже большим, чем у более современного человека разумного, относительная сложность внутренней архитектуры мозга также является важным фактором. В любом случае, функциональность мозга напрямую связана с лингвистическим и творческим выражением.
Какие люди-художники создали искусство каменного века?
По мнению большинства палеонтологов, человеческие виды (гомо или гоминиды) отделились от горилл в Африке около 8 миллионов лет назад, а от шимпанзе – не позднее пяти миллионов лет назад. (Открытие черепа гоминида Sahelanthropus tchadensis, датированное около 7 миллионов лет назад, может указывать на более раннее отделение). Самые ранние гоминиды включали такие виды, как Australopithecus afarensis, Australopithecus africanus и Paranthropus robustus (размер мозга 350-500 кубических см). Примерно за 2,5 миллиона лет до нашей эры люди начали делать каменные орудия и появились новые виды, такие как Homo habilis и Homo rudolfensis (размер мозга 590-690 куб. см). К 2 миллионам лет до н.э. появилось больше видов, таких как Homo erectus (размер мозга 800-1250 куб. см). В течение следующих 500 000 лет Homo erectus распространился из Африки на Ближний Восток, в Азию и Европу. Между 1,5 млн. лет до н.э. и 500 000 г. до н.э., Homo erectus и другие современные подвиды породили несколько более продвинутых типов Homo, известных как Archaic Homo sapiens. Была группа доисторических художников из одного из архаичных видов Homo sapiens, которые создали произведения искусства в скальном убежище Auditorium в Бхимбетке в Индии. Начиная с 500 000 г. до н.э., эти новые типы превратились в Homo Sapiens, примером чему служит неандерталец (с 200 000 г. до н.э. или ранее). Вероятно, именно скульпторы-неандертальцы (или их современники) создали фигуры Берехат Рам и Тан-Тан на Ближнем Востоке, а также африканское пещерное искусство Бломбос. Наконец, около 100 000 лет до н.э., современный человек (или «анатомически современный человек») появился в Африке к югу от Сахары и, как и его предки до него, направился на север, достигнув Северной Африки примерно к 70 000 г. до н.э. и утвердившись в Европе не позднее конец среднего палеолита (40 000 лет до н.э.). Именно эти художники и скульпторы, принадлежащие к видам современных людей (например, кроманьонцы и Гримальди), были ответственны за ослепительную наскальную живопись, которая появилась во время ориньякской, граветтской и магдалианской культур верхнего палеолита.
Искусство каменного века: краткое резюме
Самое старое древнее искусство состояло из петроглифов и купул, относящихся к нижнему палеолиту. За этим последовали в конце периода примитивные наскальные рисунки. Не так много их было найдено в среднепалеолитическом искусстве, кроме пещерного искусства Бломбоса. Во время верхнего палеолита искусство каменного века начинает процветать через статуэтки Венеры и наскальные рисунки в Шове, Печ-Мерле, Коскере, Ласко и Альтамире. Более поздние периоды мезолита и неолита в каменном веке запоминаются переносными произведениями искусства, такими как керамика, а также монументальная архитектура и ранняя бронза.
Чтобы понять, как древнее искусство вписывается в развитие изобразительного искусства в целом см.:
Хронология доисторического искусства и
Хронология истории искусства.
- Развитие пейзажного жанра
- Археологические памятники Ирландии
- Азиатское искусство: Китай, Индия, Япония, Юго-Восточная Азия
- Чёрно-белые работы Пикассо на выставке в Нью-Йорке
- «ДОЛГОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
- В Испании найдены старейшие в Европе наскальные рисунки
- Художники-монументалисты разрисовали целый городской район в Пуэрто-Рико
- Древнее искусство
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?