Наскальные рисунки Капова, Россия читать ~6 мин.
Капова пещера, также известная как Шульган-Таш, — это природное карстовое убежище на Южном Урале, знаменитое своей наскальной росписью. Изображения мамонтов и лошадей, выполненные красной охрой, относятся к мадленскому периоду искусства (около 17 000–14 000 лет до н.э.). Хотя сама пещера была известна с середины XVIII века, её доисторическое искусство обнаружил в 1959 году археолог А. В. Рюмин. Галереи пещеры содержат не только изображения животных, но и множество пиктограмм, абстрактных знаков, а также трафареты и отпечатки ладоней.
Верхний палеолит в Северо-Центральной Евразии продолжался в течение последнего ледникового периода примерно до 10 000 года до н.э. Археологические памятники этого региона, как правило, моложе, чем аналогичные объекты в европейской части России. Например, стоянки, где были найдены костёнковские венеры (Воронежская область), гагаринская венера (Липецкая область) и зарайские венеры (Московская область), датируются примерно 20 000 годом до н.э., что почти на восемь тысячелетий старше росписей Каповой пещеры. Даже уникальная мадленская венера из Елисеевичей (14 000 лет до н.э.) из Брянской области старше. Исключением из этого правила являются сибирские мальтинские венеры, столь же древние, как и любое другое искусство каменного века, найденное в Европейской России.
О хронологии древнего искусства в Европейской России и Северо-Центральной Евразии см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Расположение и открытие
Капова пещера (также Бельская) — одна из нескольких известняковых карстовых пещер, расположенных на реке Белой в заповеднике «Шульган-Таш» Бурзянского района Башкортостана. Впервые она была описана исследователем и географом П. И. Рычковым в 1760 году. В 1959 году археолог А. В. Рюмин, исследуя пещерную сеть, обнаружил на протяжении полутора километров более 50 изображений мамонтов, лошадей, бизонов, носорогов, а также антропоморфные фигуры и геометрические узоры. После этого, в 1960-х годах, специалисты Института археологии АН СССР во главе с О. Н. Бадером провели более тщательные исследования. Они датировали наскальную живопись последним периодом палеолита (около 14 500 лет назад). Дальнейшие работы проводились в 1980-х годах В. Е. Щелинским, а также учёными из Геологического института РАН и Русского географического общества. Однако глубокие части пещеры до сих пор исследованы не полностью из-за труднодоступности, наличия колодцев и затопленных участков.
Ещё одно произведение искусства каменного века от русских мастеров: Шигирский идол (7500 г. до н.э.) — старейшая в мире сохранившаяся деревянная скульптура. Чтобы узнать о другом важном месте наскальной живописи из Восточной Европы, см.: Наскальное искусство пещеры Колибоая (30 000 до н.э.).
Капова пещера
Капова пещера — одна из крупнейших на Урале. Она имеет два уровня галерей, а её общая протяжённость составляет не менее двух километров. В пещере есть несколько залов с рисунками, включая Зал Хаоса на нижнем уровне и Зал Рисунков на верхнем. Посетителям для осмотра доступна только входная зона, где выставлены точные копии наскальных изображений. Они были созданы реставраторами из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря по той же технологии, что и копии для пещеры Ласко, для сохранения оригиналов.
Наскальные рисунки
Наскальное искусство в Каповой пещере включает более 170 рисунков животных (мамонтов, лошадей, носорогов), несколько человекоподобных фигур, а также, возможно, сцены из повседневной жизни. Рисунки выполнены в основном смесью охры и животного жира. Кроме настенных изображений, в пещере были найдены предметы мобильного искусства: скульптуры малых форм и расписные кости. При этом гравировок и значительных петроглифов почти нет. Здесь выделяют четыре основных вида изображений:
Рисунки, выполненные красной охрой, иногда с бледным жёлтым контуром. Эти изображения составляют большинство в пещере. Хорошим примером служит западная панель в Зале Рисунков, где изображены четыре мамонта, две лошади и носорог, а под ними — десять вертикальных линий внутри четырёхугольного знака. Другой пример находится в Зале Хаоса: крупное изображение мамонта красной охрой и рядом с ним фигура человека.
Более яркие изображения, для создания которых использовалась смесь охры с другими цветными пигментами.
Рисунки, выполненные чёрным пигментом на основе древесного угля.
Рельефные изображения, вылепленные из глины и прикреплённые к стене. Хорошим примером является изображение лошади на северной стене Зала Рисунков. К сожалению, почти все эти барельефы плохо сохранились, так как глина слабо держится на известняковых стенах.
Для получения дополнительной информации о цветах каменного века см.: Доисторическая цветовая палитра.
Значимость
Капова пещера — единственный известный памятник наскального искусства эпохи палеолита к востоку от Уральских гор. Другое известное убежище с росписями, соседняя Игнатьевская пещера, также было исследовано, однако датировка её рисунков остаётся предметом споров, и многие относят их к постпалеолитическому времени (моложе 10 000 лет до н.э.). Является ли наскальное искусство Каповой частью общеевропейского «творческого взрыва» ледникового периода или это самостоятельное явление? Факты свидетельствуют в пользу первого, поскольку у искусства Каповой много общих черт с западноевропейским.
Для сравнения с самой ранней росписью в Азии см.: Наскальное искусство Сулавеси (Индонезия) (около 37 900 г. до н.э.). О современной живописи из Испании см.: Пещера Тито Бустильо (14 000 лет до н.э.).
Во-первых, тематика сочетает реалистичные изображения животных и пиктографические геометрические символы (сравните с наскальными рисунками Альтамиры). Схожим образом выстроены и композиции: это группы животных, а не сцены охоты. Во-вторых, рисунки расположены в труднодоступных частях пещеры, где нет признаков постоянного проживания. Это указывает на то, что пещера была святилищем, а не жилищем (сравните с наскальными рисунками Шове). В-третьих, геометрические символы, линейные рисунки и предметы мобильного искусства свидетельствуют о развитых познавательных способностях художников (сравните с наскальными рисунками в Пеш-Мерль). Другими словами, искусство Каповой пещеры демонстрирует преемственность идей и традиций, существовавших на огромных территориях в эпоху верхнего палеолита.
Обратите внимание: о другом палеолитическом искусстве из России см.: Керамика бассейна реки Амур (с 14 300 г. до н.э.).
Палеолитическая наскальная живопись
Вот некоторые из наиболее значимых примеров наскальной живописи верхнего палеолита из Западной Европы:
Пещера Коскер (около 27 000–19 000 гг. до н.э.), Франция.
Содержит трафареты ладоней, знаки и полихромные изображения лошадей и других животных.
Пещера Куньяк (около 25 000–14 000 гг. до н.э.), Франция.
Известна изображениями большерогого оленя, козерогов и характерными символами.
Пещера Ле-Плакар (около 17 500 г. до н.э.), Франция.
Знаменита своими уникальными знаками, напоминающими птиц («плакарды»).
Пещера Ласко (около 17 000–13 000 гг. до н.э.), Франция.
Всемирно известные росписи, включая «Зал быков» и изображение «человека-птицы».
Пещера Ла-Пасьега (около 16 000 лет до н.э.), Испания.
Содержит галерею из более чем 700 рисунков животных и абстрактных символов.
Пещера Фон-де-Гом (14 000 лет до н.э.), Франция.
Одна из последних полихромных пещер, до сих пор открытых для публики.
Пещера Нио (13 000–11 000 гг. до н.э.), Франция.
Содержит уникальное изображение ласки и множество других выразительных наскальных рисунков.
Пещера Ле-Комбарелль (около 12 000 лет до н.э.), Франция.
Насчитывает огромное количество гравировок животных, гуманоидных фигур и геометрических знаков.
Чтобы узнать больше об искусстве Урала, см.: Русское искусство (с 22 000 лет до н.э. до наших дней).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?