Наскальные рисунки Капова, Россия читать ~7 мин.
Пещера Капова (также известная как пещера Шульган-Таш) – это каменное убежище на юге Урала известное своей наскальной росписью, в частности изображениями мамонтов и лошадей красной охрой, относящимися к периоду мадленского искусства (около 15 000 – 10 000 до н.э.). Хотя сама пещера была известна с середины 18 века, её доисторическое искусство было обнаружено только в 1950-х годах. Кроме картин с животными, галереи пещеры содержат множество пиктограмм и абстрактных знаков, а также ручные трафареты и отпечатки ладоней.
Период верхнего палеолита в Северо-Центральной Евразии существовал на протяжении последнего ледникового периода примерно до 10 000 лет до н.э., хотя временной профиль археологических памятников в этом регионе, как правило, моложе, чем для памятников в европейской части России. Таким образом, российские памятники, ответственные за Венеру Костёнковскую (Воронежская область), Венеру Гагаринскую (Липецк), Авдеевскую Венеру (Курск) и Зарайскую Венеру (Московская область), датируются примерно 20 000 лет до н.э., примерно за 8 тысячелетий до Каповой. Даже уникальная мадленская Венера из Елисеевичей (14 000 лет до н.э.) из Брянска, к юго-востоку от Москвы, старше Каповой. Исключения из правила включают Мальтийских Венер из Сибири, древних, как любое искусство каменного века, найденное в Европейской России.
О хронологии древнего искусства в Европейской России и Северо-Центральной Евразии см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн. до н.э.).
Расположение и открытие
Капова пещера (Бельская) – одна из нескольких известняковых карстовых пещер, расположенных на реке Белая в Шульган-Ташском заповеднике Бурзянского района в Башкортостане – республике России, расположенной между Волгой и Уральскими горами. Впервые пещера была зарегистрирована исследователем и географом П.И. Рычковым в 1760 году. В 1959 году русский археолог А.В.Рюмин исследовал часть пещерной сети, где он обнаружил серию наскальных рисунков длиной в полтора километра с более чем 50 изображениями шерстистых мамонтов, лошадей, бизонов и носорогов, а также антропоморфные фигуры и различные геометрические рисунки. Это открытие было более тщательным исследованием пещеры, в 1960-х годах специалистами Института археологии СССР во главе с О.Н. Бадером, которые косвенно углеродным методом датировали наскальную живопись последним периодом палеолита, около 12500 лет до н.э. Дальнейшие исследования были проведены в 1980-х годах В.Е.Щелинским, а также учёными из Русского геологического института и Русского географического общества, хотя более глубокие части пещеры ещё не были должным образом исследованы из-за глубоких ям, затопленностей и других опасностей.
Ещё одно произведение искусства каменного века от русских мастеров: Шигирский идол (7500 г. до н.э.), самая старая сохранившаяся резьба по дереву. Чтобы узнать о другом важном месте наскальной живописи из Восточной Европы, см.: Наскальное искусство Колибайя (30 000 до н.э.).
Капова пещера
Одна из крупнейших известняковых пещер в Европе, Капова имеет два уровня галерей, а её проходы простираются не менее чем на два километра. Есть несколько украшенных комнат, включая Зал Хаоса на нижнем уровне и Зал Рисунков на верхнем уровне. Однако посетителям разрешается посещать только первую камеру, где они могут увидеть фрески, воссозданные экологами из Третьяковской галереи в Москве, они воссозданы по той же технологии, как наскальные рисунки Ласко.
Наскальные рисунки
Наскальное искусство в Капове пещере включает более 170 наскальных рисунков животных (в том числе мамонтов, лошадей, носорогов) и несколько фигур человеческого типа, а также сцены из повседневной жизни, в основном окрашенные охрой и животным жиром. Пещера Капова также содержит некоторые доисторические скульптуры, расписные кости и другие предметы подвижного искусства, но очень мало наскальных рисунков или каких-либо значительных петроглифов. Там найдено четыре основных вида искусства, а именно:
❶ Рисунки или отметки охрой красного цвета с блеклым жёлтым контуром. Эти изображения составляют большинство в пещере. Хорошим примером является западная панель в Зале рисунков, на которой изображены четыре шерстистых мамонта, две лошади и один носорог, изображённые красной охрой, а под ними десять вертикальных параллельных линий внутри четырёхугольного знака. Другой пример – панель в Зале Хаоса, на которой большое изображение мамонта красной охрой, а рядом с ним – фигура человека.
❷ Более яркие изображения, сделанные с использованием смеси охры и других цветных пигментов.
❸ Большое количество чёрных рисунков углём / мыльным камнем.
❹ Роспись рельефа в виде лепнины из глины, прикреплённой к стене. Хороший тому пример – «Ильинская лошадь» на северной стене Зала живописи. Увы, почти все эти барельефы плохо сохранились, так как глина плохо прилипает к стенам из известняка.
Для получения дополнительной информации о цветах каменного века см.: Доисторическая цветовая палитра.
Значимость
Капова пещера – единственный известный пример наскального искусства эпохи палеолита на востоке вплоть до Урала. Другое украшенное каменное убежище, соседняя Игнатьевская пещера, было раскопано и датировано углеродом, но все его даты относятся к постпалеолиту, то есть моложе 10 000 лет до нашей эры. Итак, является ли наскальное искусство Каповой частью общеевропейского «творческого взрыва», произошедшего во время последнего ледникового периода или это самостоятельное явление? Факты свидетельствуют о первом, поскольку искусство Каповой имеет несколько общих элементов с западноевропейским.
ПРИМЕЧАНИЕ. Для сравнения с самой ранней росписью в Азии см.: Наскальное искусство Сулавеси (Индонезия) (около 37 900 г. до н.э.). О современной живописи из Испании см.: Пещера Тито Бустильо (14 000 лет до н.э.).
Начнём с того, что предмет представляет собой комбинацию реалистичных изображений животных и пиктографических геометрических символов (сравните наскальные рисунки Альтамира). Сходным образом выстроены и композиции животных – группы, а не сцены охоты. Во-вторых, рисунки находятся в относительно труднодоступных частях пещеры и не связаны с какими-либо признаками проживания. Пещера была святилищем, а не местом проживания (сравните: наскальные рисунки Шове). В-третьих, как геометрические символы, так и линейные рисунки, а также небольшое количество переносных предметов искусства в пещере иллюстрируют явные познавательные способности со стороны художников (сравните таблички и изображения животных среди наскальных рисунков в Печ-Мерле). Другими словами, наскальное искусство Каповой демонстрирует преемственность идей и традиций, существовавших на огромных территориях и во времени на протяжении всего верхнего палеолита.
Обратите внимание: о другом палеолитическом искусстве из России см.: Керамика бассейна реки Амур (с 14 300 г. до н.э.).
Палеолитическая наскальная живопись
В дополнение к упомянутым выше, вот некоторые из самых красивых примеров наскальной живописи верхнего палеолита из Западной Европы:
Пещера Коскер (около 25 000 лет до н.э.) Франция.
Содержит ручные трафареты, знаки и полихромные изображения лошадей.
Пещера Куньяк (около 23 000 лет до н.э.), Франция.
Здесь можно увидеть изображения животных эпохи Граветта и символы в виде плакатов.
Пещера Ле-Плакард (около 17 500 г. до н.э.) Франция
Известна своими странными вывесками в виде птиц.
Пещера Ласко (около 17 000–13 000 гг. до н.э.) Монтиньяк, Дордонь, Франция.
Среди прочих всемирно известные картины изображающие Великого Чёрного Быка и Человека-Птицу.
Пещера Ла-Пасьега (около 16 000 лет до н.э.) Испания.
Содержит огромную галерею из более чем 700 рисунков животных и абстрактных символов.
Пещера Фон-де-Гом (14 000 лет до н.э.) Франция
Содержит первые наскальные рисунки каменного века, обнаруженные в Перигоре.
Пещера Нио (13000–11000 гг. до н.э.) Франция
Здесь есть уникальное изображение ласки и множество других великолепных наскальных рисунков.
Пещера Ле-Комбарелль (около 12 000 лет до н.э.) Франция.
Здесь огромное количество рисунков животных, фигур гуманоидов и геометрических символов.
Чтобы узнать больше об искусстве Урала, см.: Русское искусство (22 000 лет до н.э. – настоящее время).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?