Наскальные рисунки Кимберли читать ~6 мин.
В регионе Кимберли, занимающем самую северную часть Западной Австралии, находится около 100 000 наскальных рисунков аборигенов, охватывающих период от палеолита до современной эпохи.
Это доисторическое искусство включает наскальную живопись и древние гравюры на скалах, которые относятся к самым ранним временам обитания человека в этом регионе. Однако, как и в случае с наскальной живописью полуострова Бурруп на западе и наскальной живописью Убирра на востоке, большая часть древнего искусства Кимберли остаётся не каталогизированной и не датированной. Немногие полученные научные данные пока не позволили обнаружить произведения, созданные до последнего ледникового максимума (около 18 000 лет до н.э.).
Древнейшими известными произведениями искусства каменного века в Кимберли являются чашевидные углубления (капулы), датируемые 17 000 годом до н.э., и рисунки стиля Брэдшоу, возраст которых составляет не менее 15 500 лет до н.э. Учитывая недавнюю находку угольного рисунка из Наварлы Габарнманг (радиоуглеродная датировка — 26 000 лет до н.э.), который является самым ранним австралийским искусством на данный момент, весьма вероятно, что в Кимберли вскоре будут найдены и более древние артефакты.
Если оксфордский профессор Стивен Оппенгеймер в своей книге «Изгнание из Эдема» прав, утверждая, что современный человек пересёк Тиморское море и попал в Австралию 65 000–70 000 лет назад, то он, несомненно, должен был начать создавать пиктограммы или петроглифы к 30 000 году до н.э. или даже раньше. В Европе современные люди вырезали доисторические скульптуры и создавали трафареты рук в пещерных убежищах уже в 39 000 году до н.э., поэтому разумно предположить, что их австралийские современники делали то же самое. Чтобы понять, как наскальное искусство Кимберли вписывается в общемировой контекст, можно обратиться к Хронологии доисторического искусства (начиная с 2,5 млн лет до н.э.).
Недавняя уран-ториевая датировка пещерного искусства Сулавеси (Индонезия) возрастом 37 900 лет до н.э. имеет огромное значение для датировки искусства каменного века в Кимберли. Это важно, поскольку Сулавеси является частью «сухопутного моста», который доисторические мигранты использовали для переселения с азиатского континента в Австралию.
Культурные споры вокруг наскальных рисунков Кимберли
Искусство аборигенов Кимберли постепенно получает всё большее признание в Австралии и за рубежом. Этому способствовали археологические и антропологические исследования, проведённые Институтом Фробениуса в 1938 году, вклад докторов Хельмута Петри, Агнес Шульц, Герты Клейст, Патрика Пентони и Артура Капелла. Важную роль сыграла работа доктора Андреаса Ломмеля, который в 1938 году совместно с племенем унамбал обнаружил наскальные рисунки. Позднее исследования продолжили Грэхем Л. Уолш, Ян Уилсон, Хью Браун, Дэн Кларк и Лейф Тиле. Новаторские труды покойного доктора Уолша (1944–2007), в частности его книги, помогли привлечь внимание к древнему искусству Австралии во всём мире.
![]()
Картины Брэдшоу
В области наскального искусства аборигенов термин «рисунки Брэдшоу» или «фигуры Брэдшоу» относится к выдающейся традиции наскального искусства Кимберли, распространённой в северо-западном регионе Западной Австралии. Параллели этому стилю находят в Арнем-Ленде на соседней Северной территории.
Тем не менее, в последнее время возникли споры вокруг мнения Уолша о том, что рисунки Брэдшоу (теперь называемые «Гвион») были созданы не предками современных аборигенов. В связи с этим в данной статье предпочтение отдаётся термину «Гвион» во избежание использования лексикона доктора Уолша. При этом существует отдельная статья «Наскальные рисунки Брэдшоу», где используется его классификация и терминология.
Для сравнения пещерного искусства Кимберли с африканским можно рассмотреть рисунки животных на камнях из пещеры Аполлон-11 (ок. 25 500 г. до н.э.).
Стили и типы наскальной живописи в Кимберли
В регионе Кимберли существуют две основные традиции наскальной живописи: живопись Гвиона (ранее известная как «Брэдшоу») и живопись Ванджина. Рисунки Гвиона являются более древними и многочисленными; они, по-видимому, развивались в рамках нескольких различных стилей.
Все приведённые ниже даты являются приблизительными.
1. Знаки на камнях (ок. 30 000–25 000 лет до н.э.)
В отличие от палеолитического искусства Европы, древнейшее искусство в районе Кимберли представлено петроглифическими знаками. К ним относятся выбитые чашечки (капулы), углубления, желобки и замысловатые каменные композиции. Значение этих культурных знаков до сих пор неясно. В этот период также создавались простые пиктограммы и петроглифы. Этот ранний этап примерно соответствует эпохе ориньякского искусства в Европе.
2. Натуралистические изображения животных и отпечатки рук (после 25 000 лет до н.э.)
Самые ранние наскальные рисунки Кимберли — это натуралистичные, иногда в натуральную величину, изображения животных, рыб и растений, а также некоторых человеческих фигур. Обычно они выполнены пурпурными и красными красками. Контуры рисовались длинными плавными мазками, при этом голова, хвост и конечности имели сплошную заливку, а туловище — неравномерную.
Из-за последней особенности эта эпоха также известна как «период животных с неравномерной заливкой». В это же время создавались «позитивные» отпечатки и «негативные» трафареты рук.
Среди лучших образцов пальцевого рифления аборигенов в Австралии выделяется пещерное искусство Куналды (ок. 18 000 лет до н.э.). Старейший и крупнейший комплекс наскальных рисунков под открытым небом в Европе — это гравюры долины Коа в Португалии (22 000 лет до н.э.).
3. Гвион (ок. 18 000–8 000 гг. до н.э.)
Наскальные рисунки Гвиона, более известные как «Брэдшоу» (также «Джиро-Джиро» или «Киро-Киро»), названы в честь духов-создателей из верований аборигенов. Этот стиль известен изящными, длиннотелыми человеческими фигурами в тщательно прорисованных одеждах, с оружием (бумеранги, копья), инструментами, сумками-дилли и украшениями.
Обычно использовались красящие пигменты красного, пурпурного и очень тёмных оттенков (см. также: Доисторическая цветовая палитра). Живопись Гвиона включает ряд пересекающихся стилей, таких как «фигуры с кистями» и «фигуры с поясами», которые охватывают европейскую фазу мадленского искусства.
Живопись Гвиона развивалась на протяжении длительного периода и включает более поздние стили, такие как статическая полихромия и ручная роспись.
Статическая полихромия (ок. 9 000–5 000 до н.э.)
Этот стиль характеризуется группами тонких, статичных, схематичных фигур в одежде с головными уборами, колючими копьями и копьеметалками. Они тщательно окрашены в красный и оранжевый цвета с лёгким наложением белых и жёлтых оттенков. Считается, что этот стиль стал реакцией на повышение уровня моря и изменения в окружающей среде. Искусство этого периода также известно как «Варарраджаи» («Фигуры в одеждах») и примерно соответствует эпохе мезолита в Европе.
Ручная роспись (6 000–2 000 лет до н.э.)
Этот стиль, пожалуй, самый разнообразный по используемым мотивам. Рисунки обычно наносились широкими мазками поверх более ранних изображений. Мотивы рук могли иметь сложные геометрические узоры. В целом, стиль очень разнообразен и включает бихромные и полихромные изображения декоративных предметов, фигур людей и животных, растений, а также абстрактных знаков, таких как точки и линии.
Этот период также известен как «Коготь-рука» и примерно соответствует эпохе неолитического искусства в Европе.
4. Ванджина (примерно с 2000 лет до н.э.)
Живопись стиля Ванджина названа в честь духов-предков, которых она изображает. Первым европейцем, задокументировавшим эти рисунки, был исследователь Джордж Грей во время своих путешествий в Кимберли в 1830-х годах. В 1841 году он опубликовал отчёт о них в книге «Дневник двух исследовательских экспедиций в Северо-Западной и Западной Австралии».
Живопись Ванджина изображает духов-предков современных аборигенов в антропоморфной (частично животной, частично человеческой) форме. Эта традиция непрерывно существует уже около 4 000 лет. Для изображений Ванджина характерны головные уборы, похожие на нимбы, над безгубыми лицами с большими круглыми глазами по обе стороны от носа.
К сожалению, недавние подновления ранних изображений Ванджины делают практически невозможным отслеживание развития стиля. Этот период также известен как «период полихромного искусства».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?