Наскальные рисунки Кимберли читать ~7 мин.
В регионе Кимберли, который занимает самую северную часть Западной Австралии, находится около 100 000 наскальных рисунков аборигенов, начиная с палеолита и заканчивая современной эпохой.
Это доисторическое искусство включает наскальную живопись и древние гравюры на скалах по всему району, относящиеся к самым ранним временам обитания человека. Однако, как и в случае с наскальной живописью полуострова Бурруп на западе и наскальной живописью Убирра на востоке, большая часть древнего искусства Кимберли остаётся не каталогизированной и не датированной, а те немногие научные данные, которые были получены, не позволили обнаружить ни одного произведения искусства, относящегося к периоду до последнего ледникового максимума, около 18 000 лет до н.э.
Древнейшими произведениями искусства каменного века в Кимберли являются кубки, датируемые 17 000 лет до н.э., и рисунок кисточкой Брэдшоу, датируемый по меньшей мере 15 500 лет до н.э. Однако, учитывая недавнюю находку рисунка углём из Наварлы Габарнманг, датированного по углероду 26 000 лет до н.э. и являющегося на данный момент самым ранним австралийским искусством, представляется вероятным, что в Кимберли будут найдены и более древние произведения в ближайшее время.
В конце концов, если оксфордский профессор Стивен Оппенгеймер прав, утверждая (в своей книге «Вне Эдема»), что современный человек пересёк Тиморское море и попал в Австралию между 65 000 и 70 000 лет назад, то, несомненно, он должен был начать рисовать пиктограммы или царапать петроглифы к 30 000 году до н.э., если не раньше. Современные люди вырезали доисторические скульптуры и создавали ручные трафареты в европейских скальных убежищах уже в 39 000 году до н.э., поэтому вполне разумно предположить, что австралийские современники делали то же самое. Чтобы увидеть, как наскальное искусство Кимберли вписывается в развитие событий по всему миру, см: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн. лет до н.э.).
Недавняя датировка по U/Th пещерного искусства Сулавеси (Индонезия) до 37 900 лет до н.э. имеет огромное значение для датировки искусства каменного века в Кимберли, не в последнюю очередь потому, что Сулавеси является частью «сухопутного моста», которым пользовались доисторические мигранты с азиатского континента в Австралию.
Культурные споры вокруг наскальных рисунков Кимберли
Благодаря археологическим и антропологическим исследованиям, проведённым Франкфуртским институтом Фробениуса в 1938 году, индивидуальному вкладу докторов Хельмута Петри, Агнес Шульц, Герты Клейст, Патрика Пентони и Артура Капелла, а также работе доктора Андреаса Ломмеля в 1938 году, в результате которой были обнаружены наскальные рисунки в Кимберли, работавшему с племенем унамбал, и более поздним исследованиям, проведённым докторами Грэхемом Л. Уолшем, Яном Уилсоном, Хью Брауном, Дэном Кларком и Лейфом Тиле, – искусство аборигенов Кимберли постепенно получает все более высокую оценку в стране и за рубежом. Новаторская работа покойного доктора Уолша (1944-2007), в частности, его книги об искусстве аборигенов, помогли привлечь внимание к древнему искусству Австралии во всём мире.
Картины Брэдшоу
В области наскального искусства аборигенов термин «картины Брэдшоу» или «фигуры Брэдшоу» относится к экстраординарной традиции наскального искусства Кимберли, практикуемой в северо-западном регионе Западной Австралии, с параллелями в Арнем-Ленд на прилегающей Северной территории.
Однако, к сожалению, в последнее время разгорелись споры вокруг его ненужного и неоправданного мнения о том, что картины Брэдшоу из Кимберли (теперь называемые картинами Гвиона) были написаны не предками современных аборигенов. В результате мы постарались избежать упоминания лексикона терминов доктора Уолша в этой статье, предпочитая использовать вместо него термин «Гвион». Однако мы подготовили отдельную статью «Наскальные рисунки Брэдшоу», используя классификацию и терминологию доктора Уолша. Наконец, мы мимоходом отмечаем, что, несмотря на международную репутацию Уолша как одного из ведущих авторитетов в области искусства аборигенов, Википедия не смогла составить его биографию. Он заслуживает большего.
Чтобы сравнить пещерное искусство Кимберли и Африки, посмотрите рисунки животных на камнях пещеры Аполлона-11 (ок. 25 500 г. до н.э.).
Стили и типы наскальной живописи в Кимберли
Проще говоря, в регионе Кимберли в Западной Австралии существуют две основные традиции наскальной живописи: живопись Гвиона (ранее известная как «Брэдшоу») и живопись Ванджина. Наскальные рисунки Гвиона более древние и гораздо более обширные, и, по-видимому, развивались в ряде различных стилей.
Все даты ниже – приблизительные.
1. ЗНАКИ НА КАМНЯХ (ок. 30 000 – 25 000 лет до н.э.)
В отличие от палеолитического искусства в Европе, древнейшее искусство в районе Кимберли состоит из петроглифических знаков, таких как выбитые чашечки, углубления и желобки – часто в большом количестве – а также замысловатые каменные композиции. Никто пока не знает значения этих культурных знаков. Также были сделаны простые пиктограммы, петрограммы и петроглифы. Этот ранний этап также известен как период купул, ям и желобков и примерно соответствует эпохе ориньякского искусства в Европе.
2. НАТУРАЛИСТИЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ И РУЧНАЯ ЖИВОПИСЬ (после 25 000 лет до н.э.)
Самые ранние наскальные рисунки Кимберли представляют собой натуралистические, иногда в натуральную величину, изображения животных, рыб, цветов и растений, а также некоторых человеческих форм, обычно написанные тутовым и красным цветом. Контуры рисуются длинными плавными мазками, при этом голова, хвост и конечности имеют сплошную цветовую заливку, а туловище – неравномерную, неравномерную заливку.
Именно из-за последней особенности эта эпоха также известна как эпоха животных с неравномерной заливкой. В это время также изготавливались «позитивные» отпечатки рук и «негативные» трафареты рук.
Лучшие образцы пальцевого рифления аборигенов в Австралии см: Пещерное искусство Куналды ок. 18 000 лет до н.э. Старейшее и крупнейшее место наскальных рисунков под открытым небом в Европе см: Гравюры долины Коа, в Португалии (22 000 лет до н.э.).
3. ГВИОН (ок. 18 000 – 8 000 гг. до н.э.)
Более известные под названием «Брэдшоу», наскальные рисунки Гвиона (также называемые «Джиро Джиро», «Дженека Дженека» или «Киро Киро» или «Куджон») названы в честь одного из верований аборигенов в Кимберли, откуда пришли аборигены. Этот стиль наскальной живописи наиболее известен своими изящными, длиннотелыми, тщательно одетыми человеческими фигурами, вооружёнными разнообразными инструментами и артефактами, а также бумерангами, копьями, мешками с дилли и личными украшениями.
Обычно используются красящие пигменты, в том числе красный, тутовый и очень тёмные цвета. (См. также: Доисторическая цветовая палитра) Однако гвионская живопись содержит ряд различных, но пересекающихся стилей, в том числе фигурки с кисточками и фигурки с поясами, и это только некоторые из стилей, которые охватывают европейскую фазу мадленского искусства.
Наскальная живопись Гвиона развивалась постепенно в течение длительного периода и пересекается с её более поздними вариантами: Статической полихромией и Ручной росписью.
Статическая полихромия (ок. 9 000 – 5 000 до н.э.)
Этот стиль живописи характеризуется группами тонких, статичных, одетых, палкообразных фигур, с головными уборами, колючими копьями и копьеметателями, которые тщательно окрашены в красный и оранжевый цвета, с лёгким наложением белых и жёлтых оттенков, создающих впечатление неокрашенных участков.
Считается, что эта идиома – реакция на повышение уровня моря и изменения в окружающей среде. Искусство этого периода также известно как «Варарраджаи», или «Фигуры в одежде», и примерно соответствует эпохе мезолита в Европе.
Ручная роспись (6 000 – 2 000 лет до н.э.)
Пожалуй, самый разнообразный из всех стилей, по крайней мере, с точки зрения используемых мотивов, искусство ручной росписи обычно наносится широкими мазками, наложенными на более ранние рисунки. Используемые мотивы рук могут иметь сложный геометрический рисунок. В целом, этот стиль искусства чрезвычайно разнообразен: в бихромных и полихромных изображениях декоративных предметов, фигур людей и животных, растений, а также абстрактных знаков, включая точки, линии и нефигуративные мотивы.
Этот период также известен как «Когтистая рука» и примерно соответствует эпохе неолитического искусства в Европе.
4. ВАНДЖИНА (примерно с 2000 лет до н.э.)
Картины Ванджина названы в честь исследователя Джорджа Грея, который был первым европейцем, запечатлевшим их во время своих путешествий в Кимберли в 1830-х годах. В 1841 году он опубликовал свой рассказ о них в книге «Journal of Two Expeditions of Discovery in North West and Western Australia».
Живопись в стиле Ванджина изображает духов-предков современных аборигенов в антропоморфной (частично животной, частично человеческой) форме. По сути, Ванджина представляет собой непрерывную традицию, которая длится уже 4 000 лет. Для изображений Ванджина характерны головные уборы, похожие на гало, над безгубыми лицами с большими круглыми глазами по обе стороны от овальной формы носа.
К сожалению, недавнее перекрашивание ранних изображений Ванджины делает практически невозможным проследить развитие стиля. Этот период также известен как период полихромного искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?