Мегалитическая гробница Нот, Ирландия читать ~8 мин.
Хотя гробница Наут (Knowth) несколько уступает в известности мегалитической гробнице Ньюгрейндж, одной из самых знаменитых построек европейского неолита, погребальный комплекс Наут является крупнейшим в Бру-на-Бойн. Этот археологический ансамбль в долине реки Бойн (графство Мит, Ирландия) входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Считается, что в Науте сосредоточено более четверти всего мегалитического искусства Западной Европы. Комплекс, известный на ирландском как Cnobha, состоит из одного крупного кургана (участок 1) и семнадцати гробниц-спутников. Большой курган был возведён около 3200 г. до н.э., вероятно, после Ньюгрейнджа, но до Даута. Его высота составляет около 12 метров, диаметр — 67 метров, а площадь — около половины гектара. Внутри находятся два коридора, ведущие с противоположных сторон (восточной и западной) в отдельные крестообразные погребальные камеры. Камеры перекрыты ступенчатыми сводами, схожими по конструкции с теми, что в Ньюгрейндже. Восточный коридор достигает в длину 40 метров, что делает его самым длинным мегалитическим проходом в Западной Европе. Курган окружён 127 массивными краевыми камнями, многие из которых украшены доисторическими абстрактными знаками, включая многочисленные петроглифы со спиралевидными узорами.
Архитектура и искусство
_Первое краткое археологическое исследование памятника провёл в 1941 году профессор Р. А. С. Макалистер, однако оно не принесло значимых результатов. По-настоящему история Наута начала открываться лишь в 1962 году, когда масштабные раскопки возглавил профессор Джордж Эоган (George Eogan) из Дублинского университетского колледжа. Раскопки продолжались десятилетиями и стали одним из самых продолжительных и значимых археологических проектов в истории Ирландии.
Команда Эогана начала с исследования Большого кургана и окружающих его малых насыпей. Спустя пять лет, в 1967 году, был обнаружен восточный проход и погребальная камера, а в следующем году — западный. Последующие работы открыли миру уникальное собрание украшенных краевых камней — одну из важнейших коллекций искусства эпохи неолита в Западной Европе. Удивительно, но многие из этих камней были установлены так, что их гравировки оказались скрыты от глаз, обращённые к кургану. Особенно богато декоративным искусством украшены камни у входов: здесь преобладают спирали, ромбы, полумесяцы и волнистые линии. На основе этих и других находок Эоган и его коллеги смогли воссоздать картину развития Наута как крупного церемониального центра.
Некоторые вопросы, однако, остаются загадкой. Например, восточно-западная ориентация подземных коридоров позволяет предположить, что они были намеренно выровнены по линии равноденствий. Если это так, то сегодня проверить гипотезу невозможно. Первоначальные входы в коридоры были изменены в ходе более поздних перестроек памятника, а у западного входа в наше время возведена бетонная стена, которая полностью исключает дальнейшие исследования. Подробнее об археоастрономии в Науте можно прочесть в книге Мартина Бреннана «Звёзды и камни: древнее искусство и астрономия в Ирландии» (1983).
История после неолита
В отличие от многих других мегалитических памятников, история Наута не закончилась с наступлением бронзового века. Благодаря своему стратегическому расположению курган активно использовался и в последующие эпохи. В железном веке (после 400 г. до н.э.) вершину кургана срыли и окружили двумя концентрическими рвами, превратив древнюю гробницу в мощное укреплённое поселение — городище. В раннем Средневековье, с VIII по XII век н.э., Наут был резиденцией королей Северной Бреги. В этот период здесь появилось множество домов и подземных ходов-сокровищниц (сутерренов). После нормандского вторжения в Ирландию, в XII веке, на вершине кургана был возведён замок по типу «мотт-и-бейли». Таким образом, Наут представляет собой уникальный многослойный памятник, хранящий следы более чем пяти тысяч лет ирландской истории.
Происхождение
Эпоха неолита в Ирландии длилась примерно с 4000 по 2500 г. до н.э. В этот период первые земледельцы долины Бойн расчистили леса для выращивания зерновых и выпаса скота. Плодородие почв позволило им создать сложное общество и возвести ряд монументальных мегалитических гробниц. Со временем гробницы комплекса Бру-на-Бойнне, включающие три гигантских кургана — Ньюгрейндж, Наут и Даут, — а также их спутниковые захоронения, превратились в самый знаменитый мегалитический некрополь Ирландии. Считается, что строительство только основного кургана в Науте потребовало усилий сотен людей на протяжении более чем 30 лет.
Строительство
Две крестообразные камеры Наута перекрыты ступенчатыми сводами. Они сложены из горизонтальных каменных плит, уложенных друг на друга с небольшим смещением внутрь, и опираются на массивные вертикальные камни стен (ортостаты). Своды и коридоры были покрыты слоями глины, дёрна и сланца для гидроизоляции. Для отвода воды в кровле были прорезаны дренажные каналы. Весь курган был обнесён кольцом из крупных краевых камней весом до четырёх тонн. Проходные гробницы Наута и Ньюгрейнджа представляют собой одно из величайших достижений неолитической архитектуры. Их конструкция демонстрирует глубокое понимание распределения нагрузок, геологии и инженерного дела, а колоссальные затраты ресурсов свидетельствуют о развитой социальной организации и сильной вере в загробную жизнь. Таким образом, гробницы Наута следует рассматривать как важнейшие культурные центры, имевшие огромное религиозное и церемониальное значение. Это подтверждается и тем, что в них было погребено относительно небольшое число людей, что указывает на ритуальную функцию памятника. Возможно, она была частично связана с весенним и осенним равноденствиями — временем сева и сбора урожая, — с которыми, вероятно, и была согласована ориентация сооружения.
Мегалитические гравировки
Согласно профессорам Джорджу Эогану и Элизабет Ших-Киннес, в Науте находится крупнейшее в Европе скопление мегалитического искусства: всего здесь насчитывается более 250 украшенных камней, включая внутренние ортостаты, пороги, плиты перекрытий и внешние краевые камни. Эта уникальная коллекция искусства каменного века состоит преимущественно из абстрактных геометрических узоров. Они были вырезаны с помощью заострённых инструментов, вероятно, из кремня или кварца. Кроме тонких резных линий (пиктограмм), встречаются и более глубокие изображения, в том числе выполненные в технике низкого рельефа. Перед нанесением рисунка поверхности плит часто выравнивались с помощью каменных молотков.
Интерпретация наскального искусства Наута
Большинство мотивов носило символический, религиозный или ритуальный характер. Вероятно, изобилие пищи в долине Бойн позволяло людям задумываться не только о выживании, но и о более глубоких вопросах, связанных с жизнью и загробным миром. Таким образом, декоративное искусство служило визуальным воплощением (иконографией) их мировоззрения, хотя единого мнения о точной интерпретации узоров у исследователей нет. Все согласны лишь в том, что на создание этого искусства ушло огромное количество времени и мастерства, что подчёркивает его исключительную важность.
Некоторые исследователи считают, что доисторические гравировки на камнях по своей сути антропоморфны, а спирали изображают глаза божеств, связанных с местами захоронений. Другие приписывают эти неолитические символы религии, основанной на поклонении солнцу. Третьи полагают, что главным ритуалом был сам процесс гравировки, а не получившиеся изображения.
Ряд антропологов придерживается теории, что геометрические образы Наута создавались художниками в изменённых состояниях сознания. Согласно этой гипотезе, посредством шаманских ритуалов — таких как монотонные барабанные ритмы, пение, пост или употребление галлюциногенных растений — люди могли входить в транс, в котором склонны создавать определённые типы абстрактных форм. Этот процесс напоминает каракули, которые люди машинально рисуют во время телефонных разговоров. Примечательно, что эти «каракули» часто похожи на точки, круги, спирали и сетчатые узоры, встречающиеся в искусстве мегалитических гробниц.
В то же время Мартин Бреннан считал, что наскальное искусство Наута имеет астрономическую основу. В подтверждение этого он указывал на многочисленные связи между мегалитами и небесными телами. Среди узоров он видел карты Луны, а также календари, основанные на циклах Солнца и Луны, которые могли использоваться для регулирования сельскохозяйственных работ.
В итоге, древнее искусство Наута было создано гравёрами и скульпторами процветающей культуры, способной к сложному мышлению и располагавшей ресурсами, организацией и системой ценностей, которые были необходимы для строительства грандиозных погребальных сооружений, связанных с космическими циклами.
Искусство неолита
Если искусство палеолита характеризуется резьбой по кости и бивню, загадочными «венерами» и пещерной живописью, то художники неолита в основном ассоциируются с керамикой, ткачеством и мегалитическим искусством. Самые ранние примеры мегалитической резьбы обнаружены в Гёбекли-Тепе на юго-востоке Турции (около 9000 лет до н.э.) — это рельефные изображения животных и многочисленные каменные гравюры. Древняя египетская архитектура в виде египетских пирамид — ещё один знаменитый пример мегалитов. Другие важные неолитические памятники включают Чатал-Хююк в Турции (ок. 7500 г. до н.э.), Гаврини во Франции (ок. 3500 г. до н.э.), гробницу Цюшен в Германии (ок. 3300 г. до н.э.), Ньюгрейндж в Ирландии (ок. 3200 г. до н.э.) и Стоунхендж в Англии (ок. 2600 г. до н.э.). С переходом неолита в бронзовый век на первый план вышло искусство обработки металла. Среди его шедевров — бронзовая скульптура «Танцующая девочка из Мохенджо-Даро» (ок. 2500 г. до н.э.) из цивилизации долины Инда, «Майкопский золотой бык» (ок. 2500 г. до н.э.) с Северного Кавказа и «Баран в зарослях» (ок. 2500 г. до н.э.) — изысканная статуэтка из золота, меди, лазурита и известняка, найденная в Уре (Месопотамия).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?