Пещерное искусство Куналда читать ~6 мин.
Пещера Куналда (или Кунальда) – это известняковая карстовая воронка, заполненная наскальными рисунками аборигенов, которая находится на глубине около 70 метров под плоской, безлесной и обжигающе горячей поверхностью равнины Нулларбор, Южная Австралия. Эта кратерообразная долина содержит несколько камер, включая главную камеру размером со спортивный стадион.
В 2022 году вандалы смогли проникнуть в пещеру, подкопав металлическую решётку на входе и уничтожили наскальные рисунки. По оценке специалистов, доисторическое творчество не подлежит восстановлению из-за мягкости породы.
Часть мягких стен пещеры густо покрыта «пальцевой резьбой» – одной из древнейших форм доисторического искусства – выполненной в геометрическом стиле в виде ёлочных узоров, решёток и сеток площадью несколько тысяч квадратных футов. Это не сложное наскальное искусство в стиле Ласко или Альтамиры. Эти примитивные отметки пальцами и царапины палкой – формы которых, вероятно, лежат в основе большей части знаменитой пещерной живописи Европы – не образуют никакого узнаваемого образа или символа. Но их творческая выразительность неоспорима.
На сегодняшний день древнейшее искусство в Куналде датируется примерно 20 000 лет до н.э., однако заселение этого места человеком датируется 25 000 лет до н.э., что, в сочетании с относительно примитивным характером пещерного искусства, даёт основание полагать, что могут быть найдены и более древние даты.
Другие известные примеры палеолитического искусства в Австралии: угольный рисунок Наварла Габарнманг (26 000 лет до н.э.); наскальная живопись Бурруп (ок. 30 000 лет до н.э.) в Пилбаре; наскальная живопись Убирр в Национальном парке Какаду (ок. 30 000 лет до н.э.), недалеко от наскальных рисунков Кимберли (30 000 до н.э.) в Западной Австралии, в частности, изысканных рисунков Брэдшоу (искусство Гвиона) в Кимберли, которые недавно были датированы по меньшей мере 15 500 лет до н.э.. Вероятность ещё более древних дат вполне вероятна после недавней датировки пещерного искусства Сулавеси (Индонезия) 37 900 годами до н.э. – не в последнюю очередь потому, что Сулавеси является частью островного «сухопутного моста» между азиатским континентом и Австралией.
Для того, чтобы вписать в контекст отпечатки на стенах Куналды, древнейшим африканским пещерным искусством являются гравюры пещеры Бломбос (70 000 лет до н.э.), а древнейшим европейским пещерным искусством – рисунки пещеры Эль-Кастильо (39 000 лет до н.э.) в Испании и французские гравюры Абри-Кастанье (35 000 лет до н.э.).
Расположение и структура пещеры
Пещера Куналда находится на территории Национального парка Нулларбор, примерно в 100 километрах к северо-востоку от Эвкла, на южной окраине Австралийского континента. Одна из самых больших из 170 известных пещер на равнине Нулларбор, её вход на поверхности представляет собой огромную воронку диаметром 85 метров, которая вертикально опускается примерно на 30 метров, а затем следует менее вертикальный спуск на 40 метров.
На дне, на северо-западной стороне, находится отверстие в саму пещеру, которое ведёт в просторную главную камеру (место Галлуса). Отсюда крутой подъем, окружённый отдельно стоящими округлыми валунами, ведёт в верхнюю камеру или художественное святилище. В задней части пещеры – примерно в 275 метрах от входа – пол круто обрывается к задней стене, через которую узкий проход («щель») ведёт на уступ с видом на озеро. На самом деле к этому же озеру можно попасть через туннель рядом со входом в пещеру.
История
Согласно археологическим данным, пещера использовалась аборигенами в качестве кремнёвой шахты. Халцедоновый кварц добывался в пещере и переносился в другое место для изготовления каменных орудий. Недалеко от входа были обнаружены ямы глубиной до 6 метров, содержащие остатки оборудования для добычи.
Пещера была заброшена около 16 000 лет до н.э., хотя было ли известно о её местонахождении более поздним аборигенам или посещали ли они её снова, неизвестно. В 1935 году она была исследована и отмечена экспедицией под руководством капитана Дж. М. Томпсона, хотя не было сделано никаких ссылок на искусство каменного века или какие-либо конкретные артефакты. Действительно, только в 1950-х годах Адриан Хант впервые заметил наскальные гравировки и следы пальцев, а Норман Тиндейл обнаружил каменные орудия в районе воронки.
Все это затем попало в поле зрения археолога Александра Галлуса, который в 1956 году исследовал пещеру и признал, что её искусство похоже на петроглифы и другие наскальные рисунки, найденные в известных европейских пещерах. Соответственно, с 1956 по 1964 год Галлус провёл серию раскопок в Куналде, в ходе которых была изучена и задокументирована большая часть наскального искусства. В 1967 году его примеру последовала группа учёных из Австралийского института изучения аборигенов под руководством Ричарда Райта.
Датировка
Во время первой серии раскопок Галлус получил ряд радиоуглеродных дат, которые показали, что пещера использовалась шахтёрами и другими временными жильцами в период примерно с 28 000 до 12 000 лет до нашей эры. Эта датировка была подтверждена, в основном, раскопками Райта в 1967 году, который также датировал некоторые отщепы примерно 20 000 лет до н.э.
Методы термолюминесцентного датирования сузили диапазон до примерно 25 000-14 000 лет до н.э., хотя некоторые данные свидетельствуют о том, что пещера впервые была использована уже в 32 000 лет до н.э.. В любом случае, художники-аборигены были активны в Куналде в течение всех четырёх основных периодов верхнего палеолита, а именно: эпохи ориньякского искусства (40-25 000 до н.э.), граветтского искусства (25-20 000 до н.э.), солютрейского искусства (20-15 000 до н.э.) и мадленского искусства (15-10 000 до н.э.). Подробнее о датах и хронологии см: Хронология доисторического искусства (от 2,5 млн. до н.э.).
Характеристики пещерного искусства Куналды
Существует четыре основных типа пещерного искусства в Куналде.
❶ Высекание и подобные знаки, сделанные кончиками пальцев в мягком порошкообразном известняке стен (лунное молоко). Эти метки, имеющие решётчатые формы, узоры в виде ёлочки и различные веерообразные формы, занимают большую площадь и, как полагают, имеют сходную функцию с трафаретами рук и отпечатками рук, найденными в Кимберли и других частях Австралии.
❷ Геометрические петроглифы или гравировки, сделанные орудиями, такими как палки или камни. Эти царапины встречаются на более твёрдых поверхностях – наиболее заметно вокруг «вдавливания» – там, где поверхность чистая и лишена других следов, и в целом они образуют специфические геометрические изображения. Все эти настенные пометки относятся к традиции Пре-Панарамите.
❸ Доисторическая скульптура, особенно в главной камере, где на большом стелеобразном куске известняка грубо вырезана человеческая фигура.
❹ Мегалитическое искусство, в виде очень тонких, замысловатых гравировок зооморфных и геометрических форм, выцарапанных на округлых известняковых валунах, аккуратно расположенных по обе стороны от дорожек, проходящих через верхнюю камеру. Очень часто эти гравировки были подобраны таким образом, чтобы соответствовать или подчёркивать изгибы и впадины поверхности скалы.
Антропологи считают, что настенные знаки Куналды являются пиктограммами, которые представляют определённые священные темы аборигенов, касающиеся жизни, смерти, рождения, брака и тому подобного. Это мнение подтверждает растущее понимание археологами и другими учёными того, что интерпретация древнего искусства в Австралии возможна только при сочетании научных знаний со знанием языков и обычаев аборигенов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?