Пещерное искусство Куналда читать ~6 мин.
Пещера Куналда (Koonalda Cave) — это система карстовых полостей в известняке, расположенная на глубине около 70 метров под безлесной и засушливой равниной Налларбор в Южной Австралии. Вход в неё находится в огромной карстовой воронке. Пещера содержит наскальные рисунки аборигенов и несколько залов, включая главный, сопоставимый по размерам со спортивным стадионом.
В 2022 году вандалы проникли в пещеру, сделав подкоп под защитной металлической решёткой, и уничтожили часть наскальных рисунков. По оценкам специалистов, это доисторическое искусство не подлежит восстановлению из-за мягкости известняковой породы.
Стены пещеры, состоящие из мягкого известняка, на значительной площади покрыты так называемой «пальцевой резьбой» — одной из древнейших форм доисторического искусства. Эти геометрические узоры в виде решёток, сеток и «ёлочек» занимают площадь в сотни квадратных метров. Это не сложное наскальное искусство в стиле пещер Ласко или Альтамира. Примитивные знаки, прочерченные пальцами или палкой, не образуют узнаваемых образов, но их творческая выразительность неоспорима. Предполагается, что подобные формы могли лежать в основе многих произведений знаменитой европейской пещерной живописи.
Самые древние образцы искусства в Куналде датируются приблизительно 20 000 годом до н.э. Однако следы пребывания человека в этом месте относятся к 25 000 году до н.э. Это, в сочетании с примитивным характером наскальных рисунков, позволяет предположить, что в будущем могут быть обнаружены и более древние артефакты.
Искусство Куналды стоит в ряду других выдающихся примеров палеолитического искусства Австралии. Среди них — угольный рисунок из Наварла Габарнманг (26 000 лет до н.э.), наскальная живопись полуострова Беррап (ок. 30 000 лет до н.э.) и искусство Убирр в Национальном парке Какаду (ок. 30 000 лет до н.э.). Недалеко находятся наскальные рисунки Кимберли (ок. 30 000 до н.э.), включая знаменитые рисунки Брэдшоу (искусство Гвион), датированные возрастом не менее 15 500 лет до н.э. Вероятность открытия ещё более древних памятников возросла после датировки пещерного искусства на Сулавеси (Индонезия) возрастом 37 900 лет до н.э., поскольку этот остров был частью «сухопутного моста» между Азией и Австралией.
Для контекста стоит отметить, что древнейшим пещерным искусством в Африке считаются гравюры из пещеры Бломбос (70 000 лет до н.э.). В Европе к самым ранним образцам относят рисунки из пещеры Эль-Кастильо в Испании (39 000 лет до н.э.) и французские гравюры из Абри-Кастанет (35 000 лет до н.э.).
Расположение и структура пещеры
Пещера Куналда расположена на территории Национального парка «Равнина Налларбор», примерно в 100 километрах к северо-востоку от города Юкла. Это одна из крупнейших среди 170 известных пещер региона. Вход на поверхности представляет собой воронку диаметром 85 метров, которая уходит вертикально вниз на 30 метров, после чего следует более пологий спуск ещё на 40 метров.
На дне воронки, с северо-западной стороны, открывается проход в саму пещеру, ведущий в просторный главный зал (известный как «участок Галлуса»). Оттуда крутой подъём между отдельно стоящими округлыми валунами ведёт в верхний зал, или художественное святилище. В дальнем конце пещеры, примерно в 275 метрах от входа, пол резко обрывается. Через узкий проход в стене, называемый «щелью», можно попасть на уступ с видом на подземное озеро. К этому же озеру ведёт и другой туннель, начинающийся у входа в пещеру.
История
Археологические данные свидетельствуют, что аборигены использовали пещеру для добычи кремня. Здесь добывали халцедоновый кремень, который затем переносили в другие места для изготовления каменных орудий. Недалеко от входа были обнаружены ямы глубиной до шести метров с остатками шахтёрского инвентаря.
Пещера была покинута примерно в 15 000 году до н.э. Неизвестно, сохранили ли позднейшие поколения аборигенов знания о её местонахождении. В 1935 году пещеру исследовала экспедиция капитана Дж. М. Томпсона, однако упоминаний об искусстве каменного века или артефактах в отчётах не было. Лишь в 1950-х годах Адриан Хант впервые обратил внимание на наскальные гравюры и следы пальцев, а Норман Тиндейл нашёл каменные орудия в районе воронки.
Эти находки привлекли внимание археолога Александра Галлуса. В 1956 году он начал исследования и установил сходство местного искусства с петроглифами и другими наскальными рисунками известных европейских пещер. С 1956 по 1964 год Галлус провёл в Куналде серию раскопок, в ходе которых большая часть наскального искусства была изучена и задокументирована. В 1967 году его работу продолжила группа учёных из Австралийского института изучения аборигенов под руководством Ричарда Райта.
Датировка
В ходе первых раскопок команда Галлуса получила ряд радиоуглеродных дат. Они показали, что пещера использовалась шахтёрами и другими временными обитателями в период примерно с 28 000 до 12 000 лет до н.э. Эти выводы в целом подтвердились во время раскопок Райта в 1967 году, который датировал некоторые каменные отщепы возрастом около 20 000 лет до н.э.
Более поздние исследования с применением методов термолюминесцентного датирования позволили сузить хронологические рамки до периода между 25 000 и 14 000 годами до н.э. При этом некоторые данные указывают на возможное использование пещеры уже в 32 000 году до н.э. Таким образом, период активности художников-аборигенов в Куналде по времени совпадает с основными культурами верхнего палеолита в Европе: ориньякской (40–25 тыс. лет до н.э.), граветтской (25–20 тыс. лет до н.э.), солютрейской (20–15 тыс. лет до н.э.) и мадленской (15–10 тыс. лет до н.э.). Подробнее см.: Хронология доисторического искусства.
Характеристики пещерного искусства Куналды
В Куналде выделяют четыре основных типа пещерного искусства.
Знаки, прочерченные кончиками пальцев по мягкому, похожему на пасту известняку стен («лунному молоку»). Эти метки образуют решётчатые, веерообразные и «ёлочные» узоры. Считается, что их функция могла быть схожа с трафаретами и отпечатками рук, найденными в Кимберли и других районах Австралии.
Геометрические гравюры (петроглифы), нанесённые твёрдыми предметами, например палками или камнями. Эти царапины встречаются на более твёрдых участках скал, лишённых других следов, и образуют чёткие геометрические композиции. Все эти настенные знаки относят к художественной традиции «Пре-Панарамити».
Доисторическая скульптура. В главном зале на большом, похожем на стелу, куске известняка грубо вырезана фигура, напоминающая человеческую.
Гравюровки на валунах. Это тонкие и сложные изображения зооморфных и геометрических форм, процарапанные на округлых известняковых валунах. Валуны расположены по обеим сторонам троп, ведущих через верхний зал. Часто гравюры наносились так, чтобы подчёркивать естественные изгибы и углубления на поверхности камня.
Антропологи полагают, что настенные знаки в Куналде — это пиктограммы, связанные со священными для аборигенов темами жизни, смерти, рождения и брака. Эта точка зрения находит подтверждение в растущем осознании того, что для интерпретации древнего искусства Австралии необходимо сочетать научные методы со знанием языков и обычаев коренных народов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?