Мадленское искусство читать ~13 мин.
Мадленская эра: краткое содержание
В доисторическом искусстве термин «мадленский» относится к позднему периоду искусства и культуры верхнего палеолита, названному в честь типового объекта «Ла Мадлен», каменного убежища на площади Плазак в Дордони.
Мадленская инструментальная культура наиболее известна своими зубчатыми микролитами, а также однорядными и двухрядными остриями снарядов. Мадленское наскальное искусство, получило в 1875 году прозвище «Эпоха оленей», предложженное Эдуардом Ларте и Генри Кристи, археологами, которые первыми исследовали типовое место, которое иллюстрируют наскальные рисунки Ласко во французском Дордони, наскальные рисунки Альтамира в Кантабрии, Испания и наскальные рисунки Фон-де-Гом в Перигоре.
Важное влияние на Мадленское наскальное искусство оказал климат. Начнём с того, что мадленец жил как охотник-собиратель, рядом со стадами северных оленей в континентальной тундре, недалеко от ледяного покрова. Затем, примерно между 13 000 и 10 000 годами до нашей эры, ледниковый период подошёл к концу и начался период глобального потепления. Это ускорило исчезновение определённой мегафауны ледникового периода, такой как мамонт и шерстистый носорог, а также исчезновение к северу стадов северных оленей.
Всё это оказало огромное разрушительное воздействие на мадленскую цивилизацию, которая оказалась неспособной приспособиться. Уже, задолго до этого, франко-кантабрийское наскальное искусство начало выдыхаться, поскольку новые художники и скульпторы оказались не в состоянии поддерживать новаторство своих предшественников. Примерно в начале эпохи голоцена (10 000 лет до н.э.) мадленская культура была вытеснена двумя другими микролитическими культурами: «азилийской» в Испании и южной Франции и «советерской» в северной Франции и Германии. С появлением неолитических цивилизаций на горизонте не прошло много времени, до того, как мастера древнего искусства начали украшать гробницы и города античности вместо пещер и скальных убежищ людей палеолита.
Мадленское искусство: история, характеристика
Эпоха Мадалена стала свидетелем полного расцвета наскальной живописи, особенно изысканного в пещерных святилищах Ласко и Альтамира, которые известны своими большими полихромными фресками и украшенными потолками. Возможно, это произошло потому, что у них была прочная традиция наскального искусства – в конце концов, несколько пещер того периода содержат большое количество изображений и наскальных рисунков, наложенных несколько раз друг на друга. А может, потому, что многие их галереи были освещены дневным светом. Как бы то ни было, мадленские художники использовали цветные пигменты в гораздо большей степени, чем их ориньякские, граветтские или солютрейские предшественники и применяли их с помощью новой техники «окраски распылением». Среди других красиво оформленных укрытий в скалах – Фон-де-Гом, Нио, Ле Труа Фрер, Ле Комбарель, Руффиньяк, Эббу и Ле Габийо.
Во время Среднего Мадлена появляется несколько передовых образцов доисторической скульптуры – в данном случае глиняной лепки – все они были созданы в четырёх пещерах Арьежских Пиренеев: Бедейак, Лабуиш, Ле Тюк д’Одубер и Монтеспан. Наиболее известны формы в двух последних пещерах: Тюк д’Одубер из-за двух выдающихся рельефов зубров и Монтеспан из-за его глиняной статуи медведя в натуральную величину.
Вдобавок, как и солютрейская, мадленская культура была известна своей микролитической технологией и функциональными ремёслами: см., например, «Северный олень Лорте» (около 15 000 лет до н.э.) инструмент, сделанный из рога северного оленя, с выгравированными изображениями оленей и рыб, обнаруженный в пещере Lortet Rock Shelter в Верхних Пиренеях, Франция. Но, помимо этих утилитарных предметов, мастера Мадлена производили высокоэстетичную мелкую пластику, такую как браслеты, подвески, ожерелья, булавки и другие предметы ювелирного искусства, сделанные из оленьих рогов, костей животных и слоновой кости. Они также практиковали резьбу по слоновой кости, предметы, покрытые мелкой фигурной или геометрической гравюрой. К 11-му тысячелетию, однако, в декоре тонких плит и предметов в целом начал проявляться определённый маньеризм: как в Ла Мадлен, Тейжат и Лимёй. Эта тенденция стала более распространённой в течение тысячелетия, достигнув высшей точки к 10 000 годам до н.э., когда началось заметное падение художественного качества.
Примечание: Мадлену предшествовала солютрейская эра, а на смену ей пришла азилийская и советерская. (Подробнее о временной шкале верхнего палеолита см. Хронология доисторического искусства.)
Хронология мадленской культуры
Пещера Ласко (ок. 17 000–13 000 до н.э.)
Известна «Залом быков» (на самом деле, зубров) с его огромным «Большим чёрным быком» и таинственным единорогом, а также «Древком мёртвого человека». Содержит одни из самых красивых предметов декоративно-прикладного искусства верхнего палеолита.
Примечание: австралийские картины Брэдшоу, созданные в районе Кимберли, относятся к тому же периоду, что и Ласко. Другое искусство аборигенов того же времени включает гравюры Баррап из Пилбара и наскальные рисунки Убирр на Северной Территории. Эти две традиции сохранились на протяжении всего каменного века, хотя их самые ранние формы, по разным оценкам, возникли около 30 000 лет до нашей эры.
Керамика Вела Спила (около 15 500 г. до н.э.)
Независимая балканская традиция керамического искусства, сосредоточенная на острове Корчула у побережья Хорватии, которая зародилась и развивалась в течение 2500 лет (15 500-13 000 до н.э.), прежде чем исчезнуть из археологических памятников. Известна своими изящными керамическими фигурками животных.
Пещера Альтамира (около 15 000 лет до н.э.)
Хотя сейчас известно, что её украшали гравёры и художники всех четырёх основных культур эпохи верхнего палеолита, начиная с 34 000 лет до н.э., её образцовые полихромные изображения бизонов были созданы мадленскими художниками. Недавно датированные абстрактные знаки представляют собой одно из самых ранних видов искусства в истории наскальной живописи.
Фриз Кап Бланк (15 000 лет до н.э.)
Образец мадленской наскальной резьбы, пещера Кап Бланк известна своим 13-метровым фризом рельефной скульптуры из известняка, который включает изображения лошадей и бизонов, вырезанные на контурной задней стене убежища. Центральная лошадь примерно 2 метра в длину. Пещера также была местом редкой, хорошо сохранившейся человеческой могилы.
Пещерные рисунки Фон-де-Гом (около 14 000 лет до н.э.),
обнаруженные в 1901 году недалеко от Ле-Эзи-де-Тайак-Сирей в Дордони, пещера содержит около 250 полихромных наскальных рисунков и гравюр, в том числе 80 изображений бизонов и 40 мамонтов, а также ряд идеоморфов. Самая замечательная работа – это фриз из пяти бизонов, чьё трёхмерное качество было усилено штриховкой под животом и вдоль бёдер, выполненной в совершенно современной манере. Первый тайник искусства каменного века, обнаруженный в провинции Перигор, по качеству искусства уступает только Ласко.
Пещерные рисунки в Куньяк (вторая фаза, около 14 000 лет до н.э.)
Расположенное недалеко от Гурдона, на участке, пещера содержит рисунки углём и полихромные рисунки различных травоядных животных – в частности, красивое изображение большого красного козла, расположенного так, чтобы каменная стена имитирует волосы, свисающие с его живота, многие из которых были нарисованы во время ранней фазы граветтской культуры около 25 000 лет до н.э. Искусство Мадлена включает три человеческие фигуры, которые считаются ранеными, похожие на фигуры, найденные в Пеш-Мерле, а также около 50 трафаретов рук и множество отпечатков пальцев в чёрном и красном цвете. Учёные считают, что фаза Граветта была более значимой в художественном отношении.
Пещера Руффиньяк («Пещера ста мамонтов») (около 14 000 лет до н.э.)
Пещера Руффиньяк, также известная как пещера Миремон, расположена во французской коммуне Руффиньяк-Сен-Сернен-де-Рейльак в Дордони. Пещерный комплекс Руффиньяк – самая обширная доисторическая пещерная система в Перигорде с 5 милями подземных проходов и более глубокими уровнями, которые ещё предстоит изучить. В пещере более 240 изображений, выполненных в виде гравюр или чёрных рисунков. Самая популярная фигура животного – мамонт (158 изображений), за ним следуют бизон (28), лошадь (15), козерог (12), шерстистый носорог (10) и пещерный медведь (1). В отличие от рисунков в Ласко и Фон-де-Гом, в Руффиньяке они монохромные. Есть также некоторое количество символов, в том числе тектиформы и змеи.
Венера Елисеевичская (14 000 лет до н.э.)
Обнаруженная на месте раскопок в Брянской области, к юго-западу от Москвы, она не похожа ни на одну из других российских венер, но напоминает французскую мадленскую резьбу известную как Венера Импудическая (14 000 лет до н.э.).
Пещера Тито Бустильо (14 000 лет до н.э.)
Расположенная в муниципалитете Рибадеселья в Княжестве Астурия, Испания, пещера известна своими красными и чёрными изображениями животных, особенно в Галерее лошадей («Galeria de los Caballos»).
Рельефные рисунки бизонов в Тюк-д’Одубер (около 13 500 лет до н.э.)
Эта необычная пара животных, обитающая в пещере Тюк-д’Одубер в Верхних Пиренеях, бизон-бык и корова в режиме предварительного спаривания, является одним из старейших и самых ярких образцов доисторической рельефной скульптуры. Всего 60 см в длину, 45 см в высоту и около 10 см в толщину, пара вылеплена из глины и, кажется, покоится на камне. Челюсти животных сформированы ногтем художника, по всей длине композиции видны следы других пальцев. На стенах пещеры рисунки углём, цветные рисунки и гравюры бизонов и других животных.
Наскальное искусство Ла-Марке (около 13 000 лет до н.э.)
Обнаруженная в 1937 году недалеко от Люссак-ле-Шато, в департаменте Вьена, на западе Франции, пещера содержала около 155 раскрашенных гравюр человеческих голов и лиц, вырезанных на известняковых плитах, которые были тщательно разложены на полу. На некоторых гравюрах изображены даже предметы одежды. Хотя легитимность этого искусства была признана Французским доисторическим обществом и Министерством культуры Франции, его предполагаемое мадленское происхождение остаётся весьма спорным и многие эксперты сомневаются в его подлинности по двум причинам: во-первых, человеческие фигуры в палеолитической пещере встречаются крайне редко, а те, что есть, обычно нечёткие и лишены каких-либо реалистичных деталей; во-вторых, плиты, на которых были выгравированы изображения Ла-Марке, могли быть перенесены в пещеру позже, чем в мадленскую эпоху.
Рисунки и следы пещер Нио (13 000–11 000 до н.э.)
Пещера Нио, раскопанная в 1906 году, расположена в северных предгорьях Пиренеев, недалеко от Фуа и является одной из самых впечатляющих галерей наскальных рисунков Мадлена. В дополнение к его огромному, подобному собору, главному залу, известному как «Салон Нуар», она известна своей уникальной серией доисторических «следов», оставленных детьми в возрасте 8-12 лет и их старшим товарищем. Кроме того, в одной из пещер комплекса, ныне называемой Reseau Clastres, археологи нашли несколько прекрасно выполненных изображений углём, в том числе чрезвычайно редкий рисунок ласки, выполненный мастером-художником за 10 безупречных мазков. (Прочитайте об изображении в форме ласки на росписях пещеры Фумане. Около 35 000 лет до н.э.)
Пещера также известна своей коллекцией абстрактного искусства, которая включает более сотни красных и чёрных точек, штрихов, полос и линий, некоторые из которых нанесены кистями, некоторые – пальцами. Ничего из этого не расшифровано до сих пор. Многие другие фигурки животных пещерного комплекса выполнены в очень изысканной манере. Во всех галереях художники-мадленцы использовали топографию скальных поверхностей и взаимодействие света и тени.
Пещера Труа-Фрер – Картина «Колдун» (13 000–12 000 до н.э.).
Обнаруженная в 1914 году недалеко от Монтескьё-Авант, в Верхних Пиренеях, недалеко от пещеры Тюк д’Одубер, она наиболее известна благодаря наскальному искусству в самых глубоких залах, известных как Святилище. В них находится около 300 гравированных фигур лошадей, бизонов, горных козлов, оленей, северных оленей и мамонтов, а также двух териантропов (наполовину люди, наполовину животные). Но самая известная фигурная живопись Святилища (раскрашенная и гравированная) – небольшая композиция известная как «Колдун» или «Рогатый Бог». Это человек с чертами нескольких разных животных, он смотрит вниз на стадо животных с высоты 4 метров над полом.
Учёный аббат Анри Брей, чей рисунок «Колдуна» стал первопричиной его известности, пришёл к выводу, что картина изображает шамана или мага и этой интерпретации в основном придерживаются большинство учёных. В любом случае, среди мадленских археологов существует консенсус, что Колдун был культовой фигурой, имевшей ритуальное значение для группы или сообщества использовавшего пещеру. Идея Святилища как священного места подтверждается его удалённым внутренним расположением внутри пещеры и существованием второй священной комнаты известной как Часовня Львицы. В ней изображена львица в натуральную величину на естественном «алтаре» в окружении вотивных предметов в виде зубов животных, раковин и кремней. Смотрите также: Религиозное искусство (700 000 до н.э. – настоящее время).
Венера Энгенская / Петерсфельс (ок. 13 000 лет до н.э.)
Одна из нескольких крошечных стилизованных женских фигурок, вырезанных из полудрагоценного гагата (лигнита), обнаруженных в 1920-х годах на месте раскопок Петерсфельс, недалеко от Энгена, Германия. Похожа на Венеру Монруз-Невшатель (10 000 лет до н.э.).
Росписи Каповой пещеры (около 12 500 лет до н.э.).
Эта обширная сеть подземных пещер, также известная как пещера Шульган-Таш, в Бурзянском районе Башкортостана, наиболее известна своими изображениями мамонтов и лошадей выполненных красной охрой.
Пещерные гравюры Ле Комбарель (около 12 000 лет до н.э.)
Эта узкая (1 метр шириной) пещера, впервые обнаруженная в начале 1890-х годов, недалеко от Les Eyzies de Tayac в Дордони, содержит 600–800 рисунков животных, в основном с мелкой гравировкой, иногда обведённые чёрным контуром – включая некоторые исключительно реалистичные изображения оленей – искусно переданные так, что кажется, что они пьют из ручья пещеры – лошади, львы, пещерные медведи и мамонты. Следы цветных пигментов позволяют предположить, что гравированные изображения были написаны изначально. (Подробнее см.: Доисторическая палитра цветов..) Кроме того, пещера также содержит замечательную коллекцию из более чем 50 антропоморфных фигур, а также ряд не поддающихся расшифровке тектиформ (домовых идеоморфов). Благодаря количеству и качеству произведений искусства, учёные считают Ле Комбарель одним из главных святилищ мадленской культуры и ключевым показателем культурной зрелости эпохи позднего палеолита.
Гравюры из пещеры Аддаура (11 000 лет до н.э.),
обнаруженные в каменном убежище на горе Пеллегрино недалеко от Палермо, на Сицилии, содержат сенсационный ансамбль человеческих фигур, участвующих в каком-то ритуальном или жертвенном обряде. Две связанные жертвы направляются двумя шаманами под присмотром танцующей толпы.
Венера из Монруса-Невшателя (ок. 10 000 лет до н.э.)
Символ и кулон доисторического плодородия, вырезанные из гагатного камня. Это старейший предмет искусства, найденный на территории современной Швейцарии, входит в число старейших произведений ювелирного искусства в мире. Обнаружен в 1991 году в коммуне Невшатель.
См. Также: Искусство древнейшего каменного века: 100 лучших работ.
Статьи по Теме
Для получения дополнительной информации о палеолитическом искусстве и культуре см.:
- Фигурки Венеры
Загадочные статуэтки полных женщин из каменного века, посвящённые плодородию. - Петроглифы (290 000–4 000 лет до н.э.)
купулы и другие наскальные рисунки со всего мира.
Искусство мезолита (от 10 000 до 6 000 до н.э.)
Неолитическое искусство (от 6 000 до 2 000 лет до н.э.)
Ориньякское искусство (40 000–25 000 до н.э.)
Граветтское искусство (25 000 – 20 000 до н.э.)
Солютрейское искусство (20 000 – 15 000 до н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?