Мадленское искусство читать ~12 мин.
Мадленская эра: краткое содержание
Термин «мадленская культура» в доисторическом искусстве обозначает поздний период верхнего палеолита. Своё название эпоха получила от типовой стоянки — грота Ла-Мадлен в коммуне Плазак-сюр-Везер (департамент Дордонь, Франция).
Мадленская культура изготовления орудий наиболее известна своими микролитами, а также однорядными и двурядными гарпунами. В 1875 году археологи Эдуард Ларте и Генри Кристи, первые исследователи типовой стоянки, назвали этот период «эпохой оленя». Яркими примерами мадленского наскального искусства служат наскальные рисунки Ласко во французской Дордони, росписи Альтамиры в Кантабрии (Испания) и изображения в пещере Фон-де-Гом в Перигоре.
Важное влияние на мадленскую культуру и наскальное искусство оказал климат. В начале эпохи её носители жили как охотники-собиратели в условиях континентальной тундры, вблизи ледникового покрова, охотясь на стада северных оленей. Затем, примерно между 13 000 и 10 000 годами до н.э., ледниковый период завершился, и начался период глобального потепления. Это привело к вымиранию некоторых представителей мегафауны ледникового периода, таких как мамонт и шерстистый носорог, а также к миграции стад северных оленей на север.
Эти изменения оказали разрушительное воздействие на мадленскую цивилизацию, которая не смогла к ним адаптироваться. Задолго до этого франко-кантабрийское наскальное искусство уже начало приходить в упадок, поскольку новые художники и скульпторы не смогли поддерживать высокий уровень новаторства своих предшественников. Примерно в начале эпохи голоцена (10 000 лет до н.э.) мадленскую культуру вытеснили две другие микролитические культуры: азильская в Испании и Южной Франции и советерская в Северной Франции и Германии. С появлением неолитических цивилизаций на горизонте прошло немного времени, прежде чем мастера древнего искусства начали украшать гробницы и города античности вместо пещер и скальных укрытий палеолитического человека.
Мадленское искусство: история, характеристика
Эпоха мадлена стала свидетелем полного расцвета наскальной живописи. Особенно изысканными являются росписи в пещерных святилищах Ласко и Альтамира, которые известны своими большими полихромными изображениями и украшенными потолками. Возможно, это связано с прочной традицией наскального искусства — в некоторых пещерах того периода находят множество изображений и гравировок, нанесённых в несколько слоёв. Другой причиной могло быть то, что многие галереи освещались дневным светом. Как бы то ни было, мадленские художники использовали цветные пигменты в гораздо большей степени, чем их ориньякские, граветтские или солютрейские предшественники, и применяли их с помощью новой для того времени техники «распыления краски». Среди других прекрасно оформленных скальных укрытий — Фон-де-Гом, Нио, Труа-Фрер, Ле-Комбарель, Руффиньяк, Эббу и Ле-Габийо.
В период среднего мадлена появляются передовые образцы доисторической скульптуры — в данном случае глиняной лепки. Все они были созданы в четырёх пещерах Арьежских Пиренеев: Бедейак, Лабуиш, Ле-Тюк-д’Одубер и Монтеспан. Наиболее известны произведения в двух последних пещерах: Тюк-д’Одубер благодаря двум выдающимся рельефам зубров, а Монтеспан — благодаря глиняной статуе медведя в натуральную величину.
Кроме того, как и солютрейская, мадленская культура была известна своей микролитической технологией и функциональными ремёслами. См., например, «Северного оленя из Лорте» (около 15 000 лет до н.э.) — инструмент, сделанный из рога северного оленя с выгравированными изображениями оленей и рыб, обнаруженный в гроте Лорте в Верхних Пиренеях, Франция. Но, помимо этих утилитарных предметов, мастера мадлена производили высокоэстетичные малые пластические формы: браслеты, подвески, ожерелья, булавки и другие предметы ювелирного искусства из оленьих рогов, костей животных и слоновой кости. Они также практиковали резьбу по слоновой кости, покрывая предметы тонкой фигурной или геометрической гравировкой. Однако к XI тысячелетию в декоре тонких плит и предметов в целом начал проявляться определённый маньеризм, как в Ла-Мадлен, Тейжа и Лимей. Эта тенденция усилилась в течение тысячелетия, достигнув кульминации к 10 000 годам до н.э., когда начался заметный упадок художественного качества.
Примечание: Мадлену предшествовала солютрейская эра, а на смену ей пришли азильская и советерская культуры. (Подробнее о временной шкале верхнего палеолита см. Хронология доисторического искусства.)
Хронология мадленской культуры
Пещера Ласко (ок. 17 000–13 000 до н.э.)
Известна «Залом быков» (на самом деле, зубров) с его огромным «Большим чёрным быком» и таинственным единорогом, а также «Сценой с мёртвым человеком». Содержит одни из самых красивых образцов декоративно-прикладного искусства верхнего палеолита.
Примечание: австралийская наскальная живопись Брэдшоу, созданная в районе Кимберли, относится к тому же периоду, что и Ласко. Другое искусство аборигенов того же времени включает гравюры на скалах полуострова Баррап из Пилбары и наскальные рисунки Убирр на Северной Территории. Эти две традиции сохранились на протяжении всего каменного века, хотя их самые ранние формы, по разным оценкам, возникли около 30 000 лет до нашей эры.
Керамика из пещеры Вела-Спила (около 15 500 г. до н.э.)
Пример независимой балканской традиции керамического искусства, сосредоточенной на острове Корчула у побережья Хорватии. Она зародилась и развивалась в течение 2500 лет (15 500–13 000 до н.э.), прежде чем исчезнуть из археологических находок. Известна своими изящными керамическими фигурками животных.
Пещера Альтамира (около 15 000 лет до н.э.)
Хотя сейчас известно, что её украшали гравёры и художники всех четырёх основных культур эпохи верхнего палеолита, начиная с 34 000 лет до н.э., её образцовые полихромные изображения бизонов были созданы мадленскими художниками. Недавно датированные абстрактные знаки представляют собой один из самых ранних видов искусства в истории наскальной живописи.
Фриз из Кап-Блан (15 000 лет до н.э.)
Образец мадленской наскальной резьбы, грот Кап-Блан известен своим 13-метровым фризом рельефной скульптуры из известняка, который включает изображения лошадей и бизонов. Центральная лошадь имеет длину около 2 метров. В гроте также было обнаружено редкое, хорошо сохранившееся захоронение мадленского человека.
Наскальные рисунки Фон-де-Гом (около 14 000 лет до н.э.)
Обнаруженная в 1901 году недалеко от Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй в Дордони, пещера содержит около 250 полихромных наскальных рисунков и гравюр, в том числе 80 изображений бизонов и 40 мамонтов, а также ряд идеоморфов. Самая примечательная работа — фриз из пяти бизонов, трёхмерный объём которым придан штриховкой под животом и вдоль бёдер. Это первый памятник искусства каменного века, обнаруженный в провинции Перигор, по качеству исполнения он уступает только Ласко.
Наскальные рисунки в Куньяке (вторая фаза, около 14 000 лет до н.э.)
Расположенная недалеко от Гурдона, пещера содержит рисунки углём и полихромные изображения различных травоядных животных. Среди них — красивое изображение большого красного козла, расположенное так, что неровности каменной стены имитируют шерсть на его животе. Многие рисунки были сделаны во время ранней фазы граветтской культуры (около 25 000 лет до н.э.). Искусство мадленской эпохи включает три человеческие фигуры, которые считаются ранеными (похожие найдены в Пеш-Мерль), а также около 50 трафаретов рук и множество отпечатков пальцев, выполненных чёрной и красной краской. Учёные считают, что граветтская фаза была более значимой в художественном отношении.
Пещера Руффиньяк («Пещера ста мамонтов») (около 14 000 лет до н.э.)
Пещера Руффиньяк, также известная как пещера Миремон, расположена во французской коммуне Руффиньяк-Сен-Сернен-де-Рейак в Дордони. Это самый обширный доисторический пещерный комплекс в Перигоре с более чем 8 километрами подземных ходов; глубокие уровни ещё предстоит изучить. В пещере более 240 изображений в виде гравюр или чёрных рисунков. Самое популярное животное — мамонт (158 изображений), за ним следуют бизон (28), лошадь (15), козерог (12), шерстистый носорог (10) и пещерный медведь (1). В отличие от рисунков в Ласко и Фон-де-Гом, изображения в Руффиньяке монохромные. Есть также некоторое количество символов, в том числе тектиформы и змеевидные знаки.
Венера Елисеевичская (14 000 лет до н.э.)
Обнаруженная на стоянке в Брянской области, к юго-западу от Москвы, она не похожа ни на одну из других российских «венер», но напоминает французскую мадленскую резьбу, известную как «Венера Бесстыдная» (Venus Impudique, 14 000 лет до н.э.).
Пещера Тито Бустильо (14 000 лет до н.э.)
Расположенная в муниципалитете Рибадеселья в княжестве Астурия, Испания, пещера известна своими красными и чёрными изображениями животных, особенно в Галерее лошадей («Galeria de los Caballos»).
Рельефные изображения бизонов в Тюк-д’Одубер (около 13 500 лет до н.э.)
Эта необычная пара животных в пещере Тюк-д’Одубер в Верхних Пиренеях, изображающая быка и корову перед спариванием, является одним из старейших и самых ярких образцов доисторической рельефной скульптуры. Пара вылеплена из глины и, кажется, покоится на камне. Фигуры имеют размеры всего 60 см в длину, 45 см в высоту и около 10 см в толщину. Челюсти животных сформированы ногтем художника, по всей композиции видны следы и других пальцев. На стенах пещеры также есть рисунки углём, цветные рисунки и гравюры бизонов и других животных.
Наскальное искусство Ла-Марш (около 13 000 лет до н.э.)
Обнаруженная в 1937 году недалеко от Люссак-ле-Шато, в департаменте Вьенна на западе Франции, пещера содержала около 155 раскрашенных гравюр человеческих голов и лиц. Они были вырезаны на известняковых плитах, тщательно разложенных на полу. На некоторых гравюрах изображены даже предметы одежды. Хотя подлинность этого искусства была признана Французским доисторическим обществом и Министерством культуры Франции, его предполагаемое мадленское происхождение остаётся весьма спорным. Многие эксперты сомневаются в нём по двум причинам: во-первых, человеческие фигуры в искусстве палеолита встречаются крайне редко и обычно схематичны; во-вторых, плиты с изображениями могли быть принесены в пещеру в более позднюю эпоху.
Рисунки и следы в пещере Нио (13 000–11 000 до н.э.)
Пещера Нио, раскопанная в 1906 году, расположена в северных предгорьях Пиренеев, недалеко от Фуа, и является одной из самых впечатляющих галерей мадленского наскального искусства. В дополнение к её огромному, подобному собору, главному залу, известному как «Чёрный салон» (Salon Noir), она известна своей уникальной серией доисторических «следов», оставленных детьми 8–12 лет и их старшим спутником. Кроме того, в одной из пещер комплекса, ныне называемой Réseau Clastres, археологи нашли несколько прекрасно выполненных рисунков углём, в том числе чрезвычайно редкое изображение ласки, выполненное мастером за 10 безупречных мазков. (Прочитайте об изображении в форме ласки на росписях пещеры Фумане. Около 35 000 лет до н.э.)
Пещера также известна своей коллекцией абстрактного искусства, которая включает более сотни красных и чёрных точек, штрихов, полос и линий, нанесённых кистями или пальцами. Ни один из этих знаков до сих пор не расшифрован. Многие другие изображения животных в пещерном комплексе выполнены в очень изысканной манере. Во всех галереях художники-мадленцы использовали топографию скальных поверхностей и взаимодействие света и тени.
Пещера Труа-Фрер — Картина «Колдун» (13 000–12 000 до н.э.)
Обнаруженная в 1914 году недалеко от Монтескьё-Авантес в Верхних Пиренеях, рядом с пещерой Тюк-д’Одубер, она наиболее известна благодаря наскальному искусству в самых глубоких залах, известных как Святилище. В них находится около 300 выгравированных фигур лошадей, бизонов, горных козлов, оленей, северных оленей и мамонтов, а также двух териантропов (полулюдей-полуживотных). Но самая известная фигурная композиция Святилища (раскрашенная и выгравированная) — небольшое изображение, известное как «Колдун» или «Рогатый бог». Это человек с чертами нескольких разных животных, он смотрит вниз на стадо с высоты 4 метров над полом.Учёный аббат Анри Брейль, чей рисунок «Колдуна» и принёс ему известность, пришёл к выводу, что картина изображает шамана или мага, и этой интерпретации придерживается большинство учёных. Среди археологов, изучающих мадлен, существует консенсус, что «Колдун» был культовой фигурой, имевшей ритуальное значение для группы, использовавшей пещеру. Идея Святилища как священного места подтверждается его удалённостью внутри пещеры и существованием второй священной комнаты, известной как Часовня Львицы. В ней изображена львица в натуральную величину на естественном «алтаре» в окружении вотивных предметов: зубов животных, раковин и кремней. Смотрите также: Религиозное искусство (700 000 до н.э. — настоящее время).
Венера Энгенская / Петерсфельс (ок. 13 000 лет до н.э.)
Одна из нескольких крошечных стилизованных женских фигурок, вырезанных из полудрагоценного гагата (разновидности бурого угля), обнаруженных в 1920-х годах на стоянке Петерсфельс недалеко от Энгена, Германия. Похожа на Венеру из Монру-Невшатель (10 000 лет до н.э.).
Росписи Каповой пещеры (около 12 500 лет до н.э.)
Эта обширная сеть подземных гротов, также известная как пещера Шульган-Таш, в Бурзянском районе Башкортостана, наиболее известна своими изображениями мамонтов и лошадей, выполненных красной охрой.
Пещерные гравюры Ле-Комбарель (около 12 000 лет до н.э.)
Эта узкая (1 метр шириной) пещера, впервые обнаруженная в начале 1890-х годов недалеко от Лез-Эзи-де-Тайак в Дордони, содержит 600–800 рисунков животных, в основном выполненных тонкой гравировкой и иногда обведённых чёрным контуром. Среди них — исключительно реалистичные изображения оленей, искусно переданные так, будто они пьют из ручья, а также изображения лошадей, львов, пещерных медведей и мамонтов. Следы цветных пигментов позволяют предположить, что изначально гравированные изображения были раскрашены. (Подробнее см.: Доисторическая палитра цветов.) Кроме того, в пещере находится замечательная коллекция из более чем 50 антропоморфных фигур и ряд не поддающихся расшифровке тектиформ (домообразных идеоморфов). Благодаря количеству и качеству произведений искусства учёные считают Ле-Комбарель одним из главных святилищ мадленской культуры и ключевым показателем её зрелоosti.
Гравюры из пещеры Аддаура (11 000 лет до н.э.)
Обнаруженные в скальном укрытии на горе Пеллегрино недалеко от Палермо, Сицилия, они содержат сенсационный ансамбль человеческих фигур. На них изображена группа людей, участвующих, предположительно, в ритуальном жертвоприношении: две связанные жертвы, которых ведут два шамана в окружении танцующих фигур.
Венера из Монру-Невшателя (ок. 10 000 лет до н.э.)
Символ плодородия и кулон, вырезанный из гагата. Это старейший предмет искусства, найденный на территории современной Швейцарии, и одно из старейших произведений ювелирного искусства в мире. Обнаружен в 1991 году в коммуне Невшатель.
См. также: Искусство древнейшего каменного века: 100 лучших работ.
Статьи по теме
Для получения дополнительной информации о палеолитическом искусстве и культуре см.:
- Фигурки Венеры
Загадочные статуэтки тучных женщин каменного века, посвящённые плодородию. - Петроглифы (290 000–4 000 лет до н.э.)
Чашевидные углубления и другие наскальные рисунки со всего мира.
Искусство мезолита (от 10 000 до 6 000 до н.э.)
Неолитическое искусство (от 6 000 до 2 000 лет до н.э.)
Ориньякское искусство (40 000–25 000 до н.э.)
Граветтское искусство (25 000–20 000 до н.э.)
Солютрейское искусство (20 000–15 000 до н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?