Мегалитическое искусство читать ~9 мин.
Мегалитическое искусство – четвёртый основной вид доисторического искусства после
❶ петроглифов,
❷ наскальной живописи и
❸ резьбы по слоновой кости и другой примитивной скульптуры.
Мегалиты (большие камни – также известные как петроформы) использовались для создания циклопических памятников каменного века, преимущественно в эпоху неолита. В основном это были погребальные камеры, портальные гробницы (дольмены), проходные гробницы (Ньюгрейндж) и галерейные могилы (каменный цист Зушен, Гессен), хотя среди других мегалитических сооружений встречаются «выравнивания» (расположения) одиночных вертикальных камней, называемые менгирами (Карнак, Бретань), каменные круги (Стоунхендж, Великобритания) и святилища (Гобекли-Тёпе, Турция).
Мегалитическое искусство охватывает любую художественную деятельность, связанную с использованием больших камней, в частности резьбу, рельефную скульптуру и, конечно, мегалитическую архитектуру. В него не входят переносные художественные изделия, найденные вблизи мегалитов, такие как керамика, виды резьбы по слоновой кости или резьбы по дереву и т.д. Мегалитические конструкции появились по всей Западной Европе в эпоху неолита, хотя, что любопытно, они сосредоточены на окраинах континента – в Ирландии (долина Бойн), Бретани (Гавринис, Карнак, Барненез), Иберии, на Балеарских островах, Сардинии, Корсике и Мальте.
Если не считать некоторых исключительных находок в эпоху мезолита, то мегалитическое искусство зародилось в неолите и продолжалось в бронзовом и энеолитическом периодах. В данной статье (за исключением Гобекли-Тёпе в Турции) мы сосредоточимся на мегалитическом искусстве в Европе.
Мегалитическая архитектура
Оценивая художественную и культурную роль мегалитической архитектуры в развитии доисторического человека, следует отметить несколько моментов. Во-первых, ни одно из сложных погребальных сооружений (например, Ньюгрейндж) не могло быть построено без значительных ресурсов и организации, а также прочной системы религиозных верований. Во-вторых, солнечная или лунная ориентация многих мегалитических памятников свидетельствует о значительной осведомлённости о мире природы, по крайней мере, среди мегалитических архитекторов. В-третьих, сложная планировка некоторых мегалитических памятников, включающая замысловатый план помещений для проведения церемоний, собраний и других общественных и культурных мероприятий, свидетельствует о том, что они были далеко не просто местами захоронений. Так, например, Вестминстерский собор в Лондоне содержит большое количество гробниц, но его нельзя назвать погребальным памятником.
С технической точки зрения мегалитическая архитектура представляет собой первые попытки человека построить относительно сложные сооружения с момента окончания палеолитической культуры охотников-собирателей и начала неолитической культуры поселений. Вытесать, расколоть, придать форму, перевезти и затем соединить вместе ряд крупных камней весом до 30 тонн и более без использования раствора или цемента – это нелёгкий труд. Это и создание камней особой формы, и использование сложных комбинаций вертикальных опор (ортостатов) и камней, и использование таких архитектурных элементов, как таула – «Т"-образная форма, созданная путём укладки прямого камня крест-накрест с другим, и трилитон – два параллельных вертикальных камня, увенчанных горизонтальной перемычкой, как в Стоунхендже. Все это было характерно для мегалитической архитектуры.
Гавринис (ок. 3500 г. до н.э.), Зушен (ок. 3300 г. до н.э.), Ньюгрейндж (ок. 3100 г. до н.э.), Стоунхендж (ок. 2600 г. до н.э.), Ноут (ок. 2500 г. до н.э.) и др. В это же время в долине Нила появился совершенно новый подход к мегалитическому строительству в виде архитектуры египетских пирамид. Подробнее о мегалитическом искусстве Древнего Египта см: Египетская архитектура (ок. 3000 лет до н.э. – 160 г. н.э.).Мегалитическая резьба и гравировка
Основным видом мегалитического наскального искусства была резьба или гравировка по камню, которая в основном представляла собой доисторические абстрактные знаки и геометрические мотивы, не похожие на более поздние кельтские узоры, хотя кельтская культура расцветёт только в железном веке. Примеров изобразительного искусства сравнительно немного. Можно сказать, что традиция наскальной резьбы берёт своё начало от среднепалеолитических гравюр в пещере Бломбос в Южной Африке (70 тыс. до н.э.) или от искусства австралийских аборигенов в Убирре (ок. 30 тыс. до н.э.) и на полуострове Бурруп.
За исключением того, что мегалитическая резьба, как правило, представляет собой более целенаправленный и сложный тип символизма, совершенно отличный от наскальных гравюр, найденных в пещерах южной Франции. Археологические раскопки ясно показывают, что многочисленные мегалитические гробницы в Европе имели огромное церемониальное и ритуальное значение – значение, которое неолитические художники стремились отразить в качестве и сложности своего искусства.
Спиральные конструкции были важной особенностью неолитических мегалитов. Действительно, начиная с 5 тыс. лет до н.э. петроглифы со спиральными узорами были обнаружены археологами на всех континентах, кроме Антарктиды. К ранним примерам относятся спирали, найденные на острове Гавринис, расположенном на побережье Бретани, которые датируются примерно 3 500 г. до н.э. Различные по сложности, эти мотивы были впоследствии усвоены художниками и ремесленниками языческих кельтов, переселившихся в Восточную и Центральную Европу с Кавказа около 800 г. до н.э. Среди других прекрасных примеров – спиральные гравюры (в том числе тройная спираль, известная как «спираль жизни»), обнаруженные у входа в проходную гробницу Ньюгрейндж (ок. 3100 г. до н.э.) в графстве Мит, Ирландия. Эти спиральные изображения представляют собой первый значительный шаг в истории ирландского искусства.
Кроме того, гробница в Ноуте, родственном Ньюгрейнджу комплексе Бру-на-Бойнн, также отличается огромным количеством наскальных гравировок, и на её территории находится около трети всего мегалитического искусства Западной Европы. Именно здесь археологи наткнулись на первую, как считается, зафиксированную карту Луны. Этот лунный план был высечен в скале.
Считается, что наибольшее количество мегалитических памятников находится в Ирландии, за которой следует Бретань во Франции. Но если ирландские образцы почти полностью состоят из беспредметных изображений, то французские включают многочисленные антропоморфные изображения на менгирах и в проходных гробницах.
Например, в гробницах культуры Сена-Уаз-Марна, таких как Куржонне, на стенах изображены топоры, груди и личные украшения, а в гробницах в долине Пти-Морён – волосы, носы и груди. Репрезентативность ещё более широко распространена на Пиренейском полуострове, одном из немногих мест, где встречаются мегалитические высечки, украшенные цветными пигментами (обычно красным и чёрным).
Гобекли-Тёпе (ок. 9000 лет до н.э.)
Гобекли-Тёпе – мегалитический комплекс, построенный на вершине холма в юго-восточной Турции. На территории комплекса, датируемого по углеродному датированию 9000 лет до н.э., сохранилось большое количество разнообразной резьбы на столбах и стенах, которая, несомненно, является самым древним искусством этого периода. Большую часть её составляют резные рельефы животных, а также абстрактные пиктограммы и пиктограммы.
На рельефах изображены быки, львы, кабаны, лисы, газели, змеи, насекомые и птицы, особенно грифы. Грифы также регулярно встречаются в иконографии неолитических раскопок в Каталхоюке и Иерихоне. Из немногих человеческих фигур, найденных в Гобекли-Тёпе, можно отметить гравировку с изображением скрюченной обнажённой женщины и барельеф с безголовым трупом, окружённым стервятниками. Сами столбы могут иметь антропоморфный облик. Например, считается, что горизонтальный камень на вершине Т-образных столбов символизирует голову либо человека, либо богоподобной фигуры.
Гавринис (ок. 3500 г. до н.э.)
Гавринис (по-бретонски: Гавриниз) – небольшой необитаемый остров в заливе Морбиан у побережья Бретани. Его главным сооружением является проходная могила Гавринис – мегалитический памятник, известный своими произведениями мегалитического искусства. В погребальную камеру можно попасть через коридор длиной 14 метров, обрамлённый тридцатью опорами-ортостатами, 23 из которых украшены резными узорами и символами, в том числе изображениями топоров и посохов. Среди абстрактных мотивов встречаются различные виды зигзагообразных и криволинейных линий.
Гробница Зушен (ок. 3300 г. до н.э.)
Гессенско-вестфальский каменный цист, известный как гробница Зушен, считается специалистами одним из наиболее значительных мегалитов Центральной Европы. Среди его наиболее интересных особенностей – резные символы, украшающие плиты внутри погребальной камеры.
В качестве примера можно привести линии из пробитых точек, символизирующие скот, плуги и телеги. Подобные пиктограммы, изображающие упряжки скота, встречаются и позднее, в резных изделиях II тысячелетия до н.э., в Мон-Бего во французских Лигурийских Альпах и в Валькамонике (Северная Италия).
Ньюгрейндж (ок. 3100 г.)
Более чем на пять столетий старше Великой пирамиды в Гизе и Стоунхенджа и примерно на 1500 лет раньше сказочной минойской архитектуры на острове Крит, Мегалитическая гробница Ньюгрейндж содержит массу абстрактных мегалитических наскальных рисунков, условно разделённых на десять типов, пять из которых криволинейные (спирали, круги, дуги и т.п.) и пять прямолинейные (ромбы, шевроны, радиусы и т.п.).
Как уже упоминалось выше, наиболее известными изображениями, найденными в Ньюгрейндже, являются трёхгранные спирали, обнаруженные на входном камне в гробницу. Археологи расходятся во мнениях относительно значения этих узоров. Одни считают их просто декоративными, другие полагают, что они имеют большое символическое значение.
Стоунхендж (ок. 2600 г. до н.э.)
Каменный круг Стоунхендж – пожалуй, самый известный и знаковый мегалитический памятник в мире – расположен в Уилтшире (Англия), примерно в 13 км к северу от Солсбери. Это замечательный образец мегалитической архитектуры, представляющий собой круговое расположение больших вертикальных камней, среди которых находится ряд массивных сарсенов олигоцена-миоцена.
В центре – несколько трилитов высотой 7,6 метров, поддерживающих перемычки, скреплённые врезными и липовыми соединениями. Все сооружение окольцовано древними земляными насыпями и окружено плотным локальным узором из гробниц и других неолитических памятников. На одном из сарсенов (камень 53) высечены кинжал и многочисленные наконечники топоров, на камнях 3, 4 и 5 – другие наконечники топоров. Это наскальное искусство относится к середине/позднему бронзовому веку (ок. 2400-1200 гг. до н.э.). См. также: Глоссарий по архитектуре.
Ноут (ок. 2500 г. до н.э.)
Мегалитическая гробница Ноут – самая большая из всех неолитических проходных могил в долине реки Бойн. Она состоит из одного большого кургана (высота 12 метров, диаметр 67 метров), окружённого более чем 100 бордюрными камнями, и семнадцати небольших гробниц-спутников. Большая часть художественной росписи на бордюрных камнях, окружающих курган, состоит из спиралей, ромбов, фигур и различных волнистых линий. Кроме того, значительная часть рисунка нанесена на обратную сторону камней и поэтому скрыта от глаз, что вызвало противоречивые теории о его художественном значении и символизме.
Другие произведения доисторического искусства
Как уже упоминалось выше, к другим видам искусства каменного века относятся:
❶ петроглифы – то есть знаки, сделанные на поверхности скалы путём высекания, процарапывания или сверления, – такие как купулы и рельефы, например Венера Лоссельская;
❷ наскальная живопись, примером которой является наскальное искусство в Шове, Ласко и пещерные рисунки Альтамиры; и
❸ доисторическая скульптура, начиная с нижнепалеолитических чучел, таких как Венера из Тан-Тана, и заканчивая вездесущими «статуэтками Венеры», таких, как Венера из слоновой кости из Холе-Фельс, керамическая Венера из Дольни-Вестонице, известняковая Венера из Виллендорфа. Художественные произведения, созданные на неподвижной каменной стене, полу или потолке, традиционно классифицируются как «пристенное искусство», а переносные произведения – как «мобильное искусство».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?