Мегалитическое искусство читать ~8 мин.
Мегалитическое искусство — четвёртый основной вид доисторического искусства после петроглифов, наскальной живописи, а также резьбы по кости и примитивной скульптуры.
Мегалиты (от греч. «большие камни», также известные как петроформы) использовались для создания циклопических памятников каменного века, преимущественно в эпоху неолита. В основном это были погребальные камеры, портальные гробницы (дольмены), коридорные гробницы (Ньюгрейндж) и галерейные могилы (каменная гробница в Цюшене, Гессен). Среди других мегалитических сооружений встречаются ряды вертикально стоящих камней, называемые менгирами (Карнак, Бретань), каменные круги, или кромлехи (Стоунхендж, Великобритания), и святилища (Гёбекли-Тепе, Турция).
Мегалитическое искусство охватывает любую художественную деятельность, связанную с обработкой крупных камней, в частности резьбу, рельефную скульптуру и мегалитическую архитектуру. В него не входят переносные артефакты, найденные вблизи мегалитов, такие как керамика, предметы резьбы по слоновой кости или резьбы по дереву. Мегалитические конструкции появились по всей Западной Европе в эпоху неолита и сосредоточены преимущественно на окраинах континента: в Ирландии (долина Бойн), Бретани (Гаврини, Карнак, Барненес), Иберии, на Балеарских островах, Сардинии, Корсике и Мальте.
За исключением редких находок эпохи мезолита, мегалитическое искусство зародилось в неолите и продолжало развиваться в периоды энеолита (медного века) и бронзового века. Основное внимание в изучении этого искусства уделяется европейским памятникам, хотя и выдающиеся образцы за пределами Европы, такие как Гёбекли-Тепе в Турции, имеют мировое значение.
Мегалитическая архитектура
При оценке культурной роли мегалитической архитектуры следует отметить несколько ключевых аспектов. Сложные погребальные сооружения, подобные Ньюгрейнджу, не могли быть возведены без значительных ресурсов, чёткой организации и развитой системы верований. Астрономическая ориентация многих памятников свидетельствует о глубоких познаниях их создателей в области движения небесных тел.
Сложная планировка некоторых объектов, включающая пространства для церемоний и собраний, указывает на то, что они были не просто местами захоронений. Например, Вестминстерское аббатство в Лондоне содержит множество гробниц, но не является исключительно погребальным памятником.
С технической точки зрения мегалитическая архитектура стала первой попыткой человека создавать сложные сооружения после перехода от культуры охотников-собирателей к оседлому образу жизни. Обработка, транспортировка и установка каменных блоков весом до 30 тонн и более без применения строительного раствора была сложнейшей инженерной задачей. Для этого использовались опоры-ортостаты, а также такие элементы, как таула — Т-образная конструкция из двух камней, и трилит — два вертикальных камня, перекрытые горизонтальной плитой, как в Стоунхендже.
Яркими примерами такой архитектуры являются Гаврини (ок. 3500 г. до н.э.), гробница в Цюшене (ок. 3300 г. до н.э.), Ньюгрейндж (ок. 3100 г. до н.э.), Стоунхендж (ок. 2600 г. до н.э.) и Наут (ок. 2500 г. до н.э.). В это же время в долине Нила развивался иной подход к мегалитическому строительству, воплощённый в архитектуре египетских пирамид. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Древнеегипетская архитектура» (ок. 3000 лет до н.э. — 160 г. н.э.).
Мегалитическая резьба и гравировка
Основным видом мегалитического искусства была резьба по камню, которая в основном состояла из доисторических абстрактных знаков и геометрических мотивов. Эти узоры отличаются от более поздних кельтских орнаментов, поскольку кельтская культура достигла расцвета лишь в железном веке. Примеров изобразительного (репрезентативного) искусства сравнительно немного. Традиция наскальной резьбы восходит к гравюрам в пещере Бломбос в Южной Африке (70 тыс. лет до н.э.) и искусству австралийских аборигенов в Убирре (ок. 30 тыс. лет до н.э.).
Однако мегалитическая резьба представляет собой более сложный и целенаправленный символизм, отличный от наскальных гравюр в пещерах Южной Франции. Археологические данные показывают, что многие мегалитические гробницы в Европе имели огромное ритуальное значение, которое неолитические художники стремились отразить в сложности своего искусства.
Спиральные узоры были важной особенностью неолитических мегалитов. Начиная с 5-го тысячелетия до н.э. петроглифы со спиралями находят на всех континентах, кроме Антарктиды. Ранние примеры, датируемые примерно 3500 годом до н.э., обнаружены на острове Гаврини у побережья Бретани. Позднее эти мотивы были заимствованы кельтами. Среди других известных примеров — тройная спираль (трискелион), обнаруженная у входа в гробницу Ньюгрейндж (ок. 3100 г. до н.э.) в Ирландии. Эти изображения считаются первым значительным этапом в истории ирландского искусства.
Гробница в Науте, входящая в комплекс Бру-на-Бойнн, также известна обилием наскальных гравировок — здесь сосредоточена почти треть всего мегалитического искусства Западной Европы. Именно там археологи обнаружили изображение, которое некоторые исследователи считают древнейшей картой Луны. Этот лунный план был высечен в скале.
Наибольшее количество мегалитических памятников, как считается, находится в Ирландии, за которой следует Бретань во Франции. Но если ирландские образцы почти полностью состоят из беспредметных изображений, то французские включают многочисленные антропоморфные фигуры на менгирах и в гробницах.
Например, в гробницах культуры Сена-Уаза-Марна, таких как Куржонне, на стенах вырезаны топоры, груди и украшения, а в долине Пти-Морён — волосы, носы и груди. Фигуративные изображения ещё более распространены на Пиренейском полуострове, где встречаются мегалитические изваяния, украшенные цветными пигментами (обычно красным и чёрным).
Гёбекли-Тепе (ок. 9000 лет до н.э.)
Гёбекли-Тепе — это мегалитический комплекс, построенный на вершине холма на юго-востоке Турции. На его территории, датируемой 9000 годом до н.э., сохранилось большое количество резьбы на столбах и стенах — древнейший образец монументального искусства. Большую его часть составляют рельефы животных, а также абстрактные пиктограммы.
На рельефах изображены быки, львы, кабаны, лисы, газели, змеи и птицы, особенно грифы. Изображения грифов также встречаются на неолитических стоянках в Чатал-Хююке и Иерихоне. Среди немногих человеческих фигур, найденных в Гёбекли-Тепе, — гравировка с изображением обнажённой женщины и барельеф с безголовым телом в окружении грифов. Сами Т-образные столбы, возможно, имеют антропоморфный облик, где горизонтальный камень символизирует голову человека или божества.
Гаврини (ок. 3500 г. до н.э.)
Гаврини (по-бретонски: Gavriniz) — небольшой необитаемый остров в заливе Морбиан у побережья Бретани. Его главным сооружением является коридорная гробница Гаврини — мегалитический памятник, известный своим искусством. В погребальную камеру ведёт коридор длиной 14 метров, стены которого сложены из тридцати опор-ортостатов. Двадцать три из них украшены резными узорами и символами, включая изображения топоров и посохов, а также различные зигзагообразные и криволинейные мотивы.
Гробница в Цюшене (ок. 3300 г. до н.э.)
Гессен-вестфальская каменная гробница, известная как гробница в Цюшене, считается одним из самых значительных мегалитов Центральной Европы. Наибольший интерес представляют вырезанные символы, украшающие плиты внутри погребальной камеры.
Среди них — линии из точек, которые интерпретируются как изображения скота, плугов и повозок. Подобные пиктограммы, изображающие упряжки скота, встречаются и в более поздних резных изделиях II тысячелетия до н.э. в Мон-Бего (Французские Приморские Альпы) и в Валькамонике (Северная Италия).
Ньюгрейндж (ок. 3100 г. до н.э.)
Построенная на пять столетий раньше Великой пирамиды в Гизе и Стоунхенджа, мегалитическая гробница Ньюгрейндж содержит множество абстрактных наскальных рисунков. Их условно делят на десять типов: пять криволинейных (спирали, круги, дуги) и пять прямолинейных (ромбы, шевроны, зигзаги). Это наследие старше минойской архитектуры Крита почти на 1500 лет.
Наиболее известными изображениями в Ньюгрейндже являются тройные спирали, вырезанные на входном камне. Археологи расходятся во мнениях относительно их значения: одни считают узоры декоративными, другие приписывают им глубокий символический смысл.
Стоунхендж (ок. 2600 г. до н.э.)
Каменный круг Стоунхендж, пожалуй, самый известный мегалитический памятник в мире, расположен в Уилтшире (Англия), примерно в 13 км к северу от Солсбери. Этот образец мегалитической архитектуры представляет собой круговое расположение крупных вертикальных сарсеновых камней эпохи олигоцена-миоцена.
В центре находятся несколько трилитов высотой до 7,6 метров, перемычки которых закреплены при помощи соединения «в шип и паз». Сооружение окружено древними земляными валами и плотным скоплением гробниц и других неолитических памятников. На одном из сарсенов (камень 53) вырезаны кинжал и многочисленные наконечники топоров; подобные изображения есть и на камнях 3, 4 и 5. Это наскальное искусство датируется средним или поздним бронзовым веком (ок. 2400–1200 гг. до н.э.). См. также: Глоссарий по архитектуре.
Наут (ок. 2500 г. до н.э.)
Мегалитическая гробница Наут — самая большая из всех коридорных гробниц в долине реки Бойн. Она состоит из одного большого кургана (высота 12 м, диаметр 67 м), окружённого более чем 100 бордюрными камнями, и семнадцати небольших гробниц-спутников. Большая часть художественного оформления на бордюрных камнях состоит из спиралей, ромбов, волнообразных линий и других фигур. Значительная часть рисунков нанесена на обратную сторону камней и скрыта от глаз, что породило различные теории об их символизме.
Другие произведения доисторического искусства
Как упоминалось выше, к другим видам искусства каменного века относятся:
петроглифы — знаки, нанесённые на скальную поверхность путём высекания или сверления, такие как купулы и рельефы, например Венера Лоссельская;
наскальная живопись, представленная искусством пещер Шове, Ласко и Альтамира; и
доисторическая скульптура, от ранних фигурок, как Венера из Тан-Тана, до многочисленных «палеолитических венер», таких как Венера из Холе-Фельс, керамическая Венера из Дольни-Вестонице и известняковая Венера Виллендорфская. Произведения, созданные на неподвижных поверхностях, классифицируются как «наскальное искусство», а переносные — как «мобильное искусство».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?