Искусство мезолита читать ~9 мин.
Что такое мезолитическое искусство?
Термин «искусство мезолита» относится ко всем видам искусства и ремёслам, созданным в период между концом палеолитического ледникового периода (10 000 лет до н.э.) и началом земледелия с его выращиванием и животноводством. Продолжительность этого промежуточного «мезолитического» периода варьировалась от региона к региону в зависимости от того, сколько времени потребовалось для того, чтобы сельское хозяйство установилось после того, как закончился ледниковый период. Мезолит – это первая эра эпохи голоцена, которая пришла на смену плейстоцену и открыла новый подход к искусству каменного века: например, с наступлением более тёплого климата пещерное искусство начинает исчезать по мере того, как наскальное искусство становится популярным на открытом воздухе. Попутно обратите внимание на гравюры долины Коа. (22 000 лет до н.э.), одно из основных исключений из правила, согласно которому палеолитические гравюры делались только в пещерах. Кроме того, потребность в мобильных предметах искусства постепенно снижается, а домашние ремесла становятся все более важными.
Чтобы поместить мезолит в контекст, двумя определяющими периодами каменного века были палеолит и неолит (что означает «старый каменный век» и «новый каменный век», соответственно). Человек эпохи Палеолита был охотником-собирателем, который следил за стадами северных оленей и других диких животных в непрерывных поисках пищи. В период верхнего палеолита его существование в Европе было гораздо более замкнутым из-за ледникового периода. В результате он практиковал переносные формы доисторического искусства, такие как резьба по слоновой кости или (в некоторых областях) наскальная живопись и другие формы наскального искусства. Напротив, человек Неолита в основном жил в поселениях, выращивал зерновые культуры, приручал домашних животных и занимался сельским хозяйством. В результате он разработал древнюю керамику и другие формы керамического искусства (но посмотрите удивительную пещерную керамику Сяньрэндун, которая отодвигает изобретение керамики до 18 000 лет до н.э.), а также ранние формы мегалитического искусства, связанные с захоронениями и другими религиозными ритуалами, свойственными более оседлым, организованным общинам.
Но охотники-собиратели не превращаются в оседлых фермеров в одночасье. Итак, между этими двумя определяющими эпохами мы находим эластичный третий период, который действует как мост между ними. Этот третий период называется мезолитом («средний каменный век»). Он начинается в конце ледникового периода – примерно 10 000 лет до нашей эры – и заканчивается с появлением сельского хозяйства. Он эластичен, потому что сельское хозяйство в разных регионах мира развивалось в разное время: например, Северная и Западная Европа сильно пострадали от ледникового периода и, следовательно, стали сельскохозяйственным обществом примерно через 4000 лет после Ближнего Востока. Следовательно, североевропейский мезолит намного длиннее, чем его ближневосточный кузен.
Хронология мезолита
В Северной и Западной Европе мезолит длился от 10 000 до 4 000 лет до нашей эры.
В Центральной Европе он продолжался от 10 000 до 5500 лет до н.э.
В Восточной Азии – от 10 000 до 6000 лет до н.э.
В Юго-Восточной Европе – это период между 10 000 до 7000 лет до н.э.
На Ближнем Востоке и в других местах – с 10 000 до 8 000 лет до нашей эры.
ПРИМЕЧАНИЕ. Даты приводятся только в качестве приблизительного ориентира, поскольку сохраняются разногласия в отношении классификации и хронологии. Некоторые учёные, например используют термин «мезолит» только для обозначения северо-западной Европы. Некоторые археологи называют неевропейский мезолит «эпипалеолитом». Для изучения более подробной хронологии, см.: Хронология доисторического искусства.
Характеристики мезолитического искусства
Наскальные рисунки
Во-первых, из-за более тёплого климата, мезолитические наскальные изображения перемещаются из пещер на открытые площадки, такие как вертикальные скалы или отвесные стены естественной скалы, часто защищённые выходами на поверхность или выступами. Эти наскальные рисунки эпохи мезолита были обнаружены во многих местах Испании, Азии, Африки, Австралии и Америки. Самая большая группа этого древнего искусства находится на востоке Испании, в то время как другие известные примеры перечислены в хронологическом порядке ниже:
Рисунки в виде лучей, до периода эстуария (около 9000 лет до н.э.) Убирр, Арнемленд, Австралия.
Наскальные рисунки Бхимбетки (9000 лет до н.э.) Индия. См. Индия, живопись и скульптура.
Картины холмов Пачмархи (9000 лет до н.э.), центральная Индия.
Петроглифы Тадрарта Акака (около 9000 лет до н.э.), Ливия.
Наскальные рисунки Тассили-н-Аджер (ок. 8000 лет до н.э.), Алжирская Сахара. См.: Африканское искусство.
Наскальные рисунки сан-бушменов (около 8000 лет до н.э.), район Уотерберг, Южная Африка.
Наскальные рисунки Пиренейского Средиземноморья (8000 лет до н.э.).
Ещё одна особенность мезолитической наскальной живописи касалась сюжета. В то время как палеолитические наскальные рисунки и гравюры в основном изображали животных, мезолитические художники и граверы, как правило, сосредотачивались на людях – обычно группах людей, занимающихся охотой, танцами и различными другими ритуалами, а также повседневной деятельностью. Техника рисования варьировалась – как в использованных инструментах для рисования (перья, тростник, подушечки, кисти), так и в цветовых пигментах, подробнее см.: Доисторическая цветовая палитра – но, в целом, изображения были ненатуралистическим и сильно стилизованным. Люди больше походили на фигурок из палочек или спичечных человечков. Фактически, многие мужчины и женщины на наскальных рисунках мезолита больше похожи на пиктограммы или петрограммы, чем картинки. Другие фигуры, которые можно увидеть в мезолитическом племенном искусстве, включают различные антропоморфные гибридные фигуры, а также фигуры в стиле рентгеновских лучей, характерные для наскального искусства аборигенов позднего каменного века. Для получения дополнительной информации см. Пиктограммы наскального искусства Убирра (около 30 000 лет до н.э., но не подтверждено) и наскального искусства Кимберли (около 30 000 лет до н.э. также не подтверждено).
Мезолитическая наскальная живопись
Не все мезолитические наскальные изображения и петроглифы выполнены на открытых площадках. Художники продолжали украшать пещеры, которые служили основным убежищем или были постоянными местами проживания. Мезолитические наскальные рисунки в пещере Вандерверк (8200 лет до н.э.), например, находятся в жилище, где люди жили около 2 миллионов лет назад. Трафаретные ручные рисунки (8000 лет до н.э.) в пещерах Калимантан и Гуа Хам Масри II (8000 лет до н.э.) в Индонезии были созданы в каменных убежищах посреди негостеприимных джунглей. Обратите внимание также на трафареты рук в пещере Папоротника (10 000 лет до н.э.) в Северном Квинсленде, Австралия. См. Также: Океаническое искусство.
Самым известным примером мезолитической наскальной живописи, несомненно, является аргентинская пещера Куэва-де-лас-Манос (Пещера рук) в долине реки Пинтурас, Патагония, которая содержит множество ручных трафаретов и отпечатков ладоней, датированных при помощи углеродного анализа 7300 лет до н.э. Другие изображения включают доисторические абстрактные знаки, такие как геометрические фигуры и зигзагообразные мотивы.
Мезолитическая скульптура
Эпоха мезолита также характеризовалась пластическим искусством, хотя палеолитические симпатии к статуэткам Венеры не просматриваются. Мезолитические художники, как правило, создавали в основном рельефные скульптуры, такие как рельефы животных в Гобекли-Тёпе, хотя они также вырезали небольшое количество отдельно стоящих скульптур, таких как антропоморфные фигурки, обнаруженные в Невали-Кори и Гобекли-Тёпе, датируемые восьмым и девятым тысячелетиями до нашей эры. Вдобавок, кажется вероятным, что с отрастанием лесов по всей Европе после ледникового периода, резьба по дереву также широко практиковалась – рассмотрите, в частности, тонкого Шигирского идола (7500 лет до н.э., Екатеринбургский музей, Средний Урал, Россия) – хотя сохранилось очень мало экземпляров такой резьбы.
Мезолитические декоративные ремесла
По мере того, как количество и размер мезолитических поселений начали расти, росла и потребность в личном и домашнем декоративном искусстве, включая украшения, такие как браслеты и ожерелья, а также декоративную гравировку на функциональных объектах, таких как весла и оружие. Керамическое искусство также было развито, особенно в культуре Дзёмон – первой вершине японского искусства, – чьи сложные горшки датируются 11-м тысячелетием до нашей эры. Их глиняные сосуды были украшены узорами, полученными путём вдавливания верёвки и палочек по мокрой глиняной заготовке. Китайская керамика, обжигаемая на кострах и украшенная тиснением, также была характерной чертой того периода в Сяньрэндуне в провинции Цзянси и в других местах вдоль долин рек Хуанхэ и Янцзы. Также справедливо предположить, что и рисование лица и роспись тела продолжали широко практиковаться.
Архитектура и мегалитическое искусство
Возможно, наиболее важным и определяющим археологическим открытием эпохи мезолита является монументальный храмовый комплекс Гобекли-Тёпе, расположенный на хребте недалеко от города Шанлыурфа на юго-востоке Турции. Считается, что Гёбекли-Тёпе, датируемый примерно 9500 годом до нашей эры, был религиозным центром или святилищем, служившим процветающим, хорошо организованным поселениям (или ряду поселений), о чем свидетельствует его разнообразный диапазон мегалитического искусства, а также большое количество мегалитов, используемых при строительстве святынь (около 9500–7500 гг. до н.э.). Вплоть до его раскопок в 1990-х годах специалисты полагали, что только правильно обоснованные фермерские общины способны построить монументальный комплекс, подобный Гобекли-тепе.
Во всяком случае, Гобекли-Тёпе содержит древнейшие произведения искусства с каменными сооружениями, включая многочисленные рельефы с изображением животных, таких как кабаны, быки, лисы, львы, газели, грифы и рептилии, а также множество пиктограмм и петрограмм. Человеческие образы скудны, хотя уже попадаются поразительные рельефные скульптуры женских форм.
Подобное святилище эпохи мезолита было обнаружено в Невали Кори, также в провинции Шанлыурфа. Этот каменный храм и храмовый комплекс, датированный 9000 годом до нашей эры, также содержал большое количество каменных скульптур, в том числе многочисленные статуи, человеческую голову больше, чем в натуральную величину и резную статую птицы. Было обнаружено несколько сотен человеческих фигурок высотой 5 см, сделанных из обожжённой глины, а также несколько антропоморфных фигур из известняка, которые считаются самыми ранними известными скульптурами в натуральную величину.
Вместе с Невали Кори, Гобекли Тёпе произвёл революцию в археологическом и антропологическом понимании мезолита Ближнего Востока. Это демонстрирует, что строительство монументального комплекса было в пределах возможностей общества охотников-собирателей, хотя учёные ещё не понимают, как именно его строителям удалось мобилизовать и накормить силы, необходимые для завершения проекта. Стоит отметить, например, что на первых двух этапах строительства было возведено более двухсот больших столбов, каждый весом до 20 тонн и увенчанных огромными плитами из известняка. Ни одно другое общество охотников-собирателей не могло сравниться с этим подвигом.
Статьи по Теме
О последнем периоде палеолита см.: Мадленская культура.
О самой древней живописи и скульптуре см.: Раннее искусство.
Чтобы узнать о 100 самых древних произведениях, см.: Искусство древнейшего каменного века.
ХРОНОЛОГИЯ ИСКУССТВА КАМЕННОГО ВЕКА
Ориньякское искусство (40 000-25 000 до н.э.)
Граветтская культура (25 000-20 000 до н.э.)
Солютрейская культура (20 000-15 000 до н.э.)
Мадленская культура (15-10 000 до н.э.)
Искусство мезолита (от 10 000 до н.э.) – Неолитическое искусство (заканчивается около 2000 лет до н.э.)
Искусство бронзового века (около 3500–1100 гг. до н.э.)
Искусство железного века (около 1100-200 гг. до н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Hello, I am new here. My website is https://www.easypresales.com
Комментирование недоступно Почему?