Искусство мезолита читать ~9 мин.
Что такое мезолитическое искусство?
Термин «искусство мезолита» относится ко всем видам искусства и ремёсел, созданным в период между окончанием палеолитического ледникового периода (около 10 000 лет до н. э.) и началом эпохи земледелия. Продолжительность этого переходного, «мезолитического», периода варьировалась от региона к региону в зависимости от того, как скоро после ледникового периода там развивалось сельское хозяйство. Мезолит — это первая эра эпохи голоцена, которая сменила плейстоцен и дала начало новому подходу к искусству каменного века. Например, с наступлением более тёплого климата пещерное искусство постепенно исчезает, и всё большее распространение получает наскальная живопись под открытым небом. Примером исключения из правила, согласно которому искусство палеолита было сосредоточено в пещерах, могут служить гравюры в долине Коа (около 22 000 лет до н. э.). Кроме того, в мезолите снижается потребность в мобильном искусстве (небольших переносных предметах), а более важную роль начинают играть предметы быта.
Чтобы лучше понять место мезолита, стоит вспомнить два основных периода каменного века: палеолит («древний каменный век») и неолит («новый каменный век»). Человек эпохи палеолита был охотником-собирателем, который в постоянных поисках пищи следовал за стадами северных оленей и других диких животных. Во время верхнего палеолита условия жизни в Европе были особенно суровыми из-за ледникового периода. В результате человек той эпохи создавал в основном переносные произведения доисторического искусства, такие как резные изделия из слоновой кости, или (в некоторых регионах) практиковал наскальную живопись и другие формы наскального (стенного) искусства. В противоположность ему, человек неолита вёл преимущественно оседлый образ жизни, занимался земледелием, выращивал злаки и разводил домашних животных. Это привело к развитию древней керамики и других видов керамического искусства (хотя удивительная находка керамики из пещеры Сяньжэньдун отодвигает дату изобретения гончарства к 18 000 году до н. э.), а также к появлению ранних форм мегалитического искусства, связанного с погребениями и ритуалами, характерными для оседлых и организованных общин.
Однако переход от охоты и собирательства к земледелию не происходит мгновенно. Между этими двумя эпохами существует переходный период, который служит мостом. Этот период и называется мезолитом («средним каменным веком»). Он начинается в конце ледникового периода, примерно в 10 000 году до н. э., и заканчивается с распространением сельского хозяйства. Его временные рамки гибки, поскольку земледелие в разных частях мира появлялось в разное время. Например, Северная и Западная Европа, сильно затронутые оледенением, перешли к аграрному обществу примерно на 4000 лет позже, чем Ближний Восток. Следовательно, североевропейский мезолит был значительно длиннее, чем мезолит на Ближнем Востоке.
Хронология мезолита
В Северной и Западной Европе мезолит длился с 10 000 до 4 000 лет до н. э.
В Центральной Европе — с 10 000 до 5 500 лет до н. э.
В Восточной Азии — с 10 000 до 6 000 лет до н. э.
В Юго-Восточной Европе — с 10 000 до 7 000 лет до н. э.
На Ближнем Востоке и в других регионах — с 10 000 до 8 000 лет до н. э.
ПРИМЕЧАНИЕ. Даты являются приблизительными, поскольку среди учёных сохраняются разногласия по поводу классификации и хронологии. Например, некоторые исследователи используют термин «мезолит» только для северо-западной Европы. Археологи иногда называют неевропейский мезолит «эпипалеолитом». Более подробную хронологию см. в статье: Хронология доисторического искусства.
Характеристики мезолитического искусства
Наскальные изображения
С потеплением климата наскальная живопись мезолита перемещается из пещер на открытые пространства: вертикальные скалы или отвесные стены, часто защищённые естественными выступами. Такие изображения были обнаружены во многих местах Испании, Азии, Африки, Австралии и Америки. Крупнейшая концентрация этого древнего искусства находится на востоке Испании. Другие известные примеры перечислены ниже в хронологическом порядке:
Изображения периода до образования эстуариев (около 9000 до н. э.), Убирр, земля Арнем, Австралия.
Наскальная живопись в Бхимбетке (9000 до н. э.), Индия. См. статью Индия: живопись и скульптура.
Росписи на холмах Пачмархи (9000 до н. э.), центральная Индия.
Петроглифы в Тадрарт-Акакус (около 9000 до н. э.), Ливия.
Наскальные рисунки в Тассилин-Адджер (около 8000 до н. э.), алжирская Сахара. См. статью: Африканское искусство.
Наскальные рисунки бушменов (около 8000 до н. э.), район Уотерберга, Южная Африка.
Наскальное искусство Иберийского Средиземноморья (8000 до н. э.).
Ещё одна особенность мезолитической наскальной живописи касается сюжетов. Если в палеолите преобладали изображения животных, то художники мезолита чаще изображали людей — обычно группы, занятые охотой, танцами, различными ритуалами и повседневными делами. Техника рисования была разной, как и инструменты (перья, тростник, тампоны, кисти) и цветовые пигменты (подробнее см.: Доисторическая цветовая палитра). Однако в целом изображения были ненатуралистичными и сильно стилизованными. Люди часто изображались схематично, в виде «палочных фигурок». Фактически многие мужские и женские фигуры на наскальных рисунках мезолита больше напоминают пиктограммы или петрограммы, чем реалистичные изображения. В мезолитическом племенном искусстве встречаются и другие образы, например, антропоморфные гибридные существа, а также фигуры в «рентгеновском стиле», характерные для наскального искусства аборигенов позднего каменного века. Дополнительную информацию можно найти в статьях о наскальном искусстве Убирра (датируется около 30 000 лет до н. э., но дата не подтверждена) и наскальном искусстве Кимберли (также датируется около 30 000 лет до н. э., не подтверждено).
Мезолитическая пещерная живопись
Не все мезолитические наскальные рисунки и петроглифы создавались под открытым небом. Художники продолжали украшать пещеры, которые служили убежищами или постоянными жилищами. Например, наскальные рисунки в пещере Вандерверк (8200 лет до н. э.) находятся в месте, где люди жили на протяжении почти 2 миллионов лет. Трафаретные изображения рук в пещерах Калимантана и в Гуа-Хам-Масри II (8000 лет до н. э.) в Индонезии были созданы в скальных укрытиях посреди негостеприимных джунглей. Стоит также упомянуть трафареты рук в пещере Папоротника (10 000 лет до н. э.) в Северном Квинсленде, Австралия. См. также: Искусство Океании.
Самым известным примером мезолитической пещерной живописи, несомненно, является аргентинская пещера Куэва-де-лас-Манос («Пещера рук») в долине реки Пинтурас в Патагонии. Она содержит множество трафаретных изображений рук и отпечатков ладоней, датированных радиоуглеродным методом примерно 7300 годом до н. э. Среди других изображений встречаются доисторические абстрактные знаки, такие как геометрические фигуры и зигзагообразные узоры.
Мезолитическая скульптура
Для эпохи мезолита также характерно пластическое искусство, хотя традиция создания «палеолитических венер» не получила продолжения. Художники мезолита создавали в основном рельефные скульптуры, такие как изображения животных в Гёбекли-Тепе, но также вырезали и отдельно стоящие изваяния. К ним относятся антропоморфные фигурки, найденные в Невалы-Чори и Гёбекли-Тепе, датируемые IX – VIII тысячелетиями до н. э. Вероятно, с распространением лесов по всей Европе после ледникового периода широкое распространение получила и резьба по дереву. Ярким примером является Большой Шигирский идол (около 9500 лет до н. э., Свердловский областной краеведческий музей) — древнейшая из известных на сегодняшний день монументальных деревянных скульптур в мире. Однако до нашего времени сохранилось очень мало образцов резьбы по дереву той эпохи.
Мезолитические декоративные ремёсла
По мере роста числа и размеров мезолитических поселений росла и потребность в личном и бытовом декоративном искусстве. Появляются украшения, такие как браслеты и ожерелья, а также декоративная гравировка на функциональных предметах — вёслах и оружии. Развивалось и гончарное искусство, особенно в культуре Дзёмон — первом значительном явлении в японском искусстве. Сложные орнаментированные сосуды этой культуры датируются XI тысячелетием до н. э. Их глиняная посуда украшалась узорами, которые наносились вдавливанием верёвки или палочек в сырую глину. Китайская керамика того периода, которую обжигали на кострах и украшали тиснением, также была найдена в Сяньжэньдуне (провинция Цзянси) и в других местах вдоль долин рек Хуанхэ и Янцзы. Можно с уверенностью предположить, что в ту эпоху были широко распространены раскрашивание лица и роспись по телу.
Архитектура и мегалитическое искусство
Возможно, самым важным и определяющим археологическим открытием эпохи мезолита является монументальный храмовый комплекс Гёбекли-Тепе, расположенный на горном хребте недалеко от города Шанлыурфа на юго-востоке Турции. Датируемый примерно 9500 годом до н. э., Гёбекли-Тепе, как полагают, был религиозным центром или святилищем. Он служил процветающему и хорошо организованному обществу (или ряду поселений), о чём свидетельствует как разнообразие его мегалитического искусства, так и большое количество мегалитов, использованных при строительстве святилищ (около 9500–7500 гг. до н. э.). До его раскопок в 1990-х годах эксперты считали, что только оседлые земледельческие общины были способны построить монументальный комплекс, подобный Гёбекли-Тепе.
Гёбекли-Тепе содержит одни из древнейших произведений искусства, связанных с каменной архитектурой, включая многочисленные рельефы с изображениями животных, таких как кабаны, быки, лисы, львы, газели, грифы и рептилии, а также множество пиктограмм и петрограммов. Изображения людей встречаются редко, хотя были найдены впечатляющие рельефные скульптуры женских фигур.
Подобное святилище той же эпохи было обнаружено в Невалы-Чори, также в провинции Шанлыурфа. Датированный 9000 годом до н. э., этот храмовый комплекс тоже содержал большое количество каменных скульптур, в том числе многочисленные статуи, человеческую голову размером больше натуральной величины и резную статую птицы. Было найдено несколько сотен человеческих фигурок высотой около 5 см, сделанных из обожжённой глины, а также несколько антропоморфных фигур из известняка, которые считаются самыми ранними из известных скульптур в натуральную величину.
Открытия в Гёбекли-Тепе и Невалы-Чори произвели революцию в археологическом и антропологическом понимании мезолита на Ближнем Востоке. Они показали, что общество охотников-собирателей было способно к строительству монументальных комплексов, хотя учёные до сих пор не до конца понимают, как его строителям удалось мобилизовать и обеспечить ресурсами силы, необходимые для завершения такого проекта. Примечательно, например, что на первых двух этапах строительства было возведено более двухсот больших столбов, каждый весом до 20 тонн, увенчанных огромными плитами из известняка. Ни одно другое известное общество охотников-собирателей не смогло совершить ничего подобного.
Статьи по теме
О последнем периоде палеолита см.: Мадленская культура.
О самой древней живописи и скульптуре см.: Древнейшее искусство.
Чтобы узнать о 100 самых древних произведениях, см.: Древнейшее искусство каменного века: топ-50.
ХРОНОЛОГИЯ ИСКУССТВА КАМЕННОГО ВЕКА
Ориньякская культура (40 000–25 000 до н. э.)
Граветтская культура (25 000–20 000 до н. э.)
Солютрейская культура (20 000–15 000 до н. э.)
Мадленская культура (15 000–10 000 до н. э.)
Искусство мезолита (от 10 000 до н. э.) – Искусство неолита (заканчивается около 2000 лет до н. э.)
Искусство бронзового века (около 3500–1100 гг. до н. э.)
Искусство железного века (около 1100–200 гг. до н. э.)
- «Пикник на обочине» Братьев Стругацких, краткое содержание
- Мегалитическое искусство
- Наивное искусство из коллекции Оренбурского музея представлено в столичном музее им. Пушкина
- Зрители Магнитогорска первыми в стране увдели спектакль «Дни Победы» по пьесе Ксении Степанычевой
- Результаты премии «Дебют». Сокращение номинаций без снижения качества
- В петербургском театре «Суббота» прошла премьера спектакля «В списках не значился»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Hello, I am new here. My website is https://www.easypresales.com
Комментирование недоступно Почему?