Наскальные рисунки Нио читать ~6 мин.
Известная своим доисторическим искусством с 1906 года, пещера Нио (Grotte de Niaux) является витриной мадленской пещерной живописи, радиоуглеродно датированной заключительным этапом палеолита между 12 000 и 10 000 годами до н.э. Расположенные в северных предгорьях французских Пиренеев, его галереи простираются более чем на 2 000 метров и включают знаменитый соборный «Салон Нуар» с его чёрными рисунками животных и наскальными гравюрами рыб, а также отдельную сеть Ресо Кластр (открытую в 1970 году) с её уникальной серией доисторических «отпечатков ног» и чрезвычайно редким угольным рисунком ласки.
Другие важные места искусства каменного века во французских Пиренеях: пещера Гаргас (25 000 лет до н.э.), пещера Тук д’Одубер (13 500 лет до н.э.) и пещера Труа-Фрер (13 000 лет до н.э.). Особенности пещеры Нио и её наскальных рисунков воспроизведены в близлежащем Парке доисторического искусства в Тараскон-сюр-Арьеж. Чтобы увидеть, как Нио вписывается в эволюцию франко-кантабрийского наскального искусства во время верхнего палеолита и после него, пожалуйста, посмотрите нашу хронологию доисторического искусства (от 2,5 млн. до н.э.).
Расположение
Пещера расположена в крутосклонной долине напротив меньшего Грота де ла Ваш, в коммуне Викдессос, над рекой Арьеж, протекающей через бассейн Тараскона. Особый рельеф местности обуславливает более тёплый микроклимат по сравнению с более плоской местностью на севере. Хотя во время последнего ледникового периода долина была занята ледником, он начал таять сразу после последнего ледникового максимума, и к 12 000 лет до н.э. его уровень понизился настолько, что обнажился вход в долину и открылся доступ к её подземным сетям.
Открытие
Судя по граффити, пещеру посещали время от времени с 1602 года, хотя археологический интерес к ней возник только в 1860-х годах. После этого туристы регулярно посещали пещеру, чтобы поглазеть на впечатляющие сталагмиты, пока в середине 1900-х годов археологи Эмиль Картайак (1845-1921) и аббат Анри Брей (1877-1961) впервые не установили, что наскальная живопись в «Салоне Нуар» (обнаруженная командором Моларом) относится к Мадленскому искусству – последнему периоду каменного века. Это послужило началом официальной кампании по сохранению пещеры и её искусства. Последовал ряд исследований.
Затем, в 1970 году, местные спелеологи обнаружили сеть галерей Reseau Rene Clastres, а в 1971 году Жан Клоттес и Робер Симонне провели крупное научное исследование пещеры. В 1980-81 годах группа учёных сделала трассировку всех рисунков в пещере.
О самых ранних в мире наскальных рисунках см: Древнейшее искусство каменного века.
Пещерное искусство Нио
Пещера состоит из нескольких отдельных камер, соединённых извилистым проходом. На протяжении первых 400 метров после входа в пещеру нет никаких наскальных рисунков. В конце концов они появляются в виде абстрактных знаков, сгруппированных вместе, как ориентиры или навигационные средства, или намеренно размещённых рядом с расщелиной или другой особенностью. Эти знаки включают около 100 красных и чёрных точек, чёрточек, линий и клавиформ и напоминают символы, обнаруженные среди пещерных рисунков Эль-Кастильо (точки) и пещерных рисунков Альтамиры (клавиформы в форме клуба), через Пиренеи в Кантабрии, Испания, а также символы, связанные с наскальными рисунками аборигенов на севере Австралии.
Чуть дальше находится «Галерея входа» (Galerie d’Entree), где представлены первые рисунки животных и гравированные рисунки. Вскоре после этого находится большая открытая площадка, которая служит перекрестком.
Справа, на крутом подъёме, находится огромный, похожий на собор «Салон Нуар», который, кажется, находится в центре всего святилища. В уплотнённой песчаной глине у входа выгравированы рисунки двух лососей (или форелей), а также горного козла и горного оленя. Всего в «Салоне Нуар» содержится 21 гравюра, выбитая на полу пещеры. Рисунки животных – нарисованные чёрным контуром и оставленные незаштрихованными и незаполненными никаким цветом – не распределены равномерно по стенам, а сгруппированы на отдельных панелях. В глубокой нише, известной как Cul-de Four, в крайнем конце «Салона Нуар», находится последняя картина. Доступное только ползком на руках и коленях, это неопознанное изображение – то ли человеческой фигуры, то ли части животного – кажется, исчезает в самой стене пещеры.
Поворот налево на перекрёстке приведёт вас к развилке: налево – Галерея осыпей с гравюрой на полу, изображающей оленя; направо – Глубокая галерея, украшенная купулами, красными абстрактными знаками (такими же, как у входа в пещеру), рисунками бизонов и гравюрами на полу. Галерея заканчивается у «чайника» и Т-образного перекрестка.
Северный проход ведёт к Мраморной галерее, озеру и галерее Большого купола (содержащей две красно-чёрные картины лошадей и множество абстрактных символов).
Южный проход ведёт в галерею Картайлак с её чёрными картинами, за которой следует Reseau Clastres. Последняя камера содержит пять рисунков углём эпохи палеолита – три бизона, лошадь, а также знаменитый рисунок ласки, выполненный десятью безупречными мазками, – предметы древней керамики, относящиеся к эпохе неолита, и знаменитые «мадленские следы». Тесты показали, что эти следы были сделаны детьми в возрасте от 8 до 12 лет, перед которыми стоял пожилой человек.
Материалы и методы
Настенные росписи Нио выполнены чёрным или красным пигментом – стиль, характерный для мадленской эпохи. Используемая «краска» состояла из трёх основных ингредиентов:
❶ красящий пигмент, либо красно-охристый гематит (оксид железа), либо чёрный диоксид марганца или древесный уголь (подробнее о красках, использовавшихся в палеолитических росписях, см: Доисторическая цветовая палитра);
❷ связующее вещество, например, животный жир; и
❸ разрыхлитель, например, биотит и полевой шпат или молотый кварц и фосфат кальция (из измельчённых, нагретых костей животных).
Для нанесения краски мадленские художники использовали пальцы или кисти, сделанные из шерсти различных животных, мха или растительных волокон. Иногда для предварительных набросков использовался древесный уголь, чтобы подготовиться к окончательной живописи или рисунку.
Грот де ла Ваш
Доисторические художники Нио не жили в Нио, они жили в Гроте де ла Ваш, в 500 метрах от него на противоположной стороне долины. Поэтому, хотя археологи нашли в пещере мало артефактов, а то и вовсе их не нашли, в Гроте де ла Ваш была найдена масса прекрасных каменных орудий и инструментов, а также несколько великолепных образцов мобильного искусства – включая резьбу по слоновой кости и резные рога. Зимой мадленские охотники поднимались с равнин в Грот-де-ла-Ваш, чтобы охотиться на козерогов, которые паслись на близлежащих пастбищах, когда их обычные горные пастбища были под снегом. Затем поздней весной охотники возвращались на равнины, чтобы охотиться на бизонов.
Тараскон-сюр-Арьеж – Музей доисторического искусства
В небольшом городке Тараскон-сюр-Арьеж, расположенном ниже по долине, в музее «Парк доисторического периода» построен полноразмерный макет пещеры Нио, с видеосъёмкой театрализованных реконструкций и мультимедийными музейными экспозициями. В 2009 году выдающийся исследователь палеолита Жан Клоттес передал всю свою библиотеку и личный архив в Ресурсный центр Жана Клоттеса, который теперь является частью музея «Парк доисторического периода».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?