Наскальные рисунки Нио читать ~6 мин.
Известная своим доисторическим искусством с 1906 года, пещера Нио (Grotte de Niaux) является витриной мадленской пещерной живописи. Радиоуглеродное датирование относит её к заключительному этапу палеолита — между 12 000 и 10 000 годами до н.э. Расположенная в северных предгорьях французских Пиренеев, пещера простирается более чем на 2 000 метров. Её галереи включают знаменитый соборный «Салон Нуар» с чёрными рисунками животных и наскальными гравюрами рыб. Отдельную сеть Ресо Кластр (открытую в 1970 году) отличает уникальная серия доисторических «отпечатков ног» и чрезвычайно редкий угольный рисунок ласки.
Другие важные места искусства каменного века во французских Пиренеях включают пещеру Гаргас (25 000 лет до н.э.), пещеру Тук д’Одубер (13 500 лет до н.э.) и пещеру Труа-Фрер (13 000 лет до н.э.). Особенности пещеры Нио и её наскальных рисунков воспроизведены в близлежащем Парке доисторического искусства в Тараскон-сюр-Арьеж. Место Нио в эволюции франко-кантабрийского наскального искусства во время верхнего палеолита и после него показано в нашей хронологии доисторического искусства (от 2,5 млн лет до н.э.).
Расположение
Пещера расположена в крутосклонной долине напротив меньшего Грота де ла Ваш, в коммуне Викдессос. Она находится над рекой Арьеж, протекающей через бассейн Тараскона. Особый рельеф местности обуславливает более тёплый микроклимат по сравнению с плоской местностью на севере.
Во время последнего ледникового периода долина была занята ледником. Он начал таять сразу после последнего ледникового максимума. К 12 000 лет до н.э. его уровень понизился настолько, что обнажился вход в долину и открылся доступ к её подземным сетям.
Открытие
Судя по граффити, пещеру посещали время от времени с 1602 года. Археологический интерес к ней возник только в 1860-х годах. После этого туристы регулярно посещали пещеру, чтобы полюбоваться впечатляющими сталагмитами.
В середине 1900-х годов археологи Эмиль Картайак (1845–1921) и аббат Анри Брей (1877–1961) впервые установили принадлежность наскальной живописи к мадленскому искусству. Наскальная живопись в «Салоне Нуар» была обнаружена командором Моларом. Мадленское искусство относится к последнему периоду каменного века. Это открытие послужило началом официальной кампании по сохранению пещеры и её искусства.
В 1970 году местные спелеологи обнаружили сеть галерей Reseau Rene Clastres. В 1971 году Жан Клоттес и Робер Симонне провели крупное научное исследование пещеры. В 1980–1981 годах группа учёных выполнила трассировку всех рисунков в пещере.
О самых ранних в мире наскальных рисунках см: Древнейшее искусство каменного века.
Пещерное искусство Нио
Пещера состоит из нескольких отдельных камер, соединённых извилистым проходом. На протяжении первых 400 метров после входа в пещеру нет никаких наскальных рисунков. Затем они появляются в виде абстрактных знаков, сгруппированных вместе как ориентиры или навигационные средства. Иногда знаки намеренно размещены рядом с расщелиной или другой особенностью рельефа.
Эти знаки включают около 100 красных и чёрных точек, чёрточек, линий и клавиформ. Они напоминают символы, обнаруженные среди пещерных рисунков Эль-Кастильо (точки) и пещерных рисунков Альтамиры (клавиформы в форме клуба) в Кантабрии, Испания. Также они схожи с символами наскальных рисунков аборигенов на севере Австралии.
Чуть дальше находится «Галерея входа» (Galerie d’Entree), где представлены первые рисунки животных и гравированные изображения. Вскоре после этого расположена большая открытая площадка, которая служит перекрёстком.
Справа, на крутом подъёме, находится огромный, похожий на собор «Салон Нуар». Он является центром всего святилища. В уплотнённой песчаной глине у входа выгравированы рисунки двух лососей (или форелей), а также горного козла и горного оленя. Всего в «Салоне Нуар» содержится 21 гравюра, выбитая на полу пещеры.
Рисунки животных нарисованы чёрным контуром и оставлены незаштрихованными. Они не распределены равномерно по стенам, а сгруппированы на отдельных панелях. В глубокой нише, известной как Cul-de Four, в крайнем конце «Салона Нуар», находится последняя картина. Доступное только ползком на руках и коленях, это неопознанное изображение — то ли человеческой фигуры, то ли части животного — словно исчезает в самой стене пещеры.
Поворот налево на перекрёстке приведёт к развилке. Налево — Галерея осыпей с гравюрой на полу, изображающей оленя. Направо — Глубокая галерея, украшенная купулами, красными абстрактными знаками (такими же, как у входа в пещеру), рисунками бизонов и гравюрами на полу. Галерея заканчивается у «чайника» и Т-образного перекрёстка.
Северный проход ведёт к Мраморной галерее, озеру и галерее Большого купола. Последняя содержит две красно-чёрные картины лошадей и множество абстрактных символов.
Южный проход ведёт в галерею Картайлак с её чёрными картинами, за которой следует Reseau Clastres. Последняя камера содержит пять рисунков углём эпохи палеолита — три бизона, лошадь, а также знаменитый рисунок ласки, выполненный десятью безупречными мазками. Здесь же найдены предметы древней керамики, относящиеся к эпохе неолита, и знаменитые «мадленские следы». Тесты показали, что эти следы были сделаны детьми в возрасте от 8 до 12 лет, перед которыми стоял пожилой человек.
Материалы и методы
Настенные росписи Нио выполнены чёрным или красным пигментом — стиль, характерный для мадленской эпохи. Используемая «краска» состояла из трёх основных ингредиентов:
красящий пигмент — либо красно-охристый гематит (оксид железа), либо чёрный диоксид марганца или древесный уголь (подробнее о красках, использовавшихся в палеолитических росписях, см: Доисторическая цветовая палитра);
связующее вещество, например, животный жир; и
разрыхлитель, например, биотит и полевой шпат или молотый кварц и фосфат кальция (из измельчённых, нагретых костей животных).
Для нанесения краски мадленские художники использовали пальцы или кисти, сделанные из шерсти различных животных, мха или растительных волокон. Иногда для предварительных набросков использовался древесный уголь, чтобы подготовиться к окончательной живописи или рисунку.
Грот де ла Ваш
Доисторические художники Нио не жили в самой пещере Нио. Они жили в Гроте де ла Ваш, в 500 метрах от неё на противоположной стороне долины. Поэтому археологи нашли в пещере Нио мало артефактов или вовсе их не обнаружили. В Гроте де ла Ваш была найдена масса прекрасных каменных орудий и инструментов, а также несколько великолепных образцов мобильного искусства — включая резьбу по слоновой кости и резные рога.
Зимой мадленские охотники поднимались с равнин в Грот де ла Ваш, чтобы охотиться на козерогов. Козероги паслись на близлежащих пастбищах, когда их обычные горные пастбища были под снегом. Поздней весной охотники возвращались на равнины, чтобы охотиться на бизонов.
Тараскон-сюр-Арьеж — Музей доисторического искусства
В небольшом городке Тараскон-сюр-Арьеж, расположенном ниже по долине, в музее «Парк доисторического периода» построен полноразмерный макет пещеры Нио. Музей оснащён видеосъёмкой театрализованных реконструкций и мультимедийными экспозициями. В 2009 году выдающийся исследователь палеолита Жан Клоттес передал всю свою библиотеку и личный архив в Ресурсный центр Жана Клоттеса, который теперь является частью музея «Парк доисторического периода».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?