Пиктограммы читать ~4 мин.
В доисторическом искусстве термин «пиктография» или «пиктограмма» описывает изображение, знак или символ, созданный для передачи определённой идеи. Это слово образовано от латинского pictus («живопись») и греческого gramma («запись»). Важно отметить, что пиктографические символы, вырезанные на поверхности скалы, называют «петроглифами», а нанесённые краской — «петрограммами».
Пиктограмму, которая представляет одну конкретную идею, принято называть «идеограммой». Самыми распространёнными пиктограммами каменного века были доисторические абстрактные знаки: авиформы, круги, клавиформы и другие фигуры. Специалисты считают, что они служили для выражения простых сообщений. Хорошим примером таких знаков является пещера Ле-Плакар во Франции.
Однако рисунки животных и сцены охоты также могли быть выстроены для передачи определённого смысла. Для пиктограмм характерно стереотипное исполнение, стандартизированное как минимум в пределах одной культурной группы или местности. Этот вид наскального искусства стал предшественником письменности эпохи неолита, такой как шумерская клинопись и египетские иероглифы.
Когда впервые были использованы пиктограммы?
Среди археологов и антропологов нет единого мнения о времени появления первых пиктограмм. Во многом это зависит от интерпретации древнейших наскальных изображений. Например, если считать пиктограммами-петроглифами полусферические углубления, известные как «чашевидные знаки», то их история уходит в эпоху нижнего палеолита. Древнейшие из таких знаков, найденные в пещерах Бхимбетка в Индии, могут датироваться периодом от 290 000 до 700 000 лет до нашей эры.
Если же не учитывать чашевидные знаки, то самыми ранними известными пиктограммами можно считать геометрические гравюры из пещеры Бломбос в Южной Африке. Их возраст составляет около 70 000 лет до н.э. (средний палеолит). Подробнее о древнейших произведениях искусства можно прочитать в статье: Древнейшее искусство. Древнейшими пиктограммами верхнего палеолита считаются красные охристые точки в пещере Эль-Кастильо в Испании. Их возраст, определённый с помощью уран-ториевого датирования, составляет не менее 39 000 лет до н.э. — это время появления современного человека в Европе.
Типы пиктограмм
В каменном веке большинство произведений искусства, включая пиктограммы, создавалось в скальных укрытиях или глубоких пещерах. Это настенное искусство можно разделить на четыре основных типа: абстрактные символы, трафареты рук, наскальные гравюры и пещерная живопись. Пещерное искусство было не «искусством ради искусства», а средством выражения, выполнявшим шаманскую, церемониальную или охотничью функцию.
Если это так, то все перечисленные типы изображений можно считать пиктограммами. Абстрактные символы часто располагаются рядом с фигурами животных, словно комментируя их. Это позволяет предположить, что доисторическое искусство следует рассматривать как единую знаковую систему, а не разделять на отдельные категории.
Значение и интерпретация
Учёные продолжают спорить о значении доисторических пиктограмм. Вероятно, эти изображения имели множество смыслов, которые менялись в зависимости от региона и эпохи. Важно подчеркнуть, что пещеры с росписями, как правило, не использовались для жилья. Судя по отсутствию следов постоянного пребывания, внутрь проникала лишь небольшая группа людей. Это позволяет считать пещеры святилищами, а их росписи — фоном для ритуалов.
Существуют две основные теории, объясняющие назначение этих рисунков. Во-первых, палеолитическое искусство было тесно связано с охотой. Изображения опасных хищников, таких как львы и медведи (например, в пещере Шове), могли создаваться для их символического подчинения. Рисунки животных, на которых охотились ради пропитания, могли служить для привлечения удачи в охоте, как в пещере Ласко.
Во-вторых, на протяжении тысячелетий люди посещали тёмные и опасные пещеры не для того, чтобы жить там, а чтобы рисовать на стенах. С древних времён темнота, особенно подземная, считалась сверхъестественным миром, населённым духами. В обществах охотников-собирателей верхнего палеолита огромную роль играли шаманы — люди, контактирующие с миром духов. Примером может служить изображение «колдуна» в пещере Труа-Фрер (около 13 000 лет до н.э.).
Археологи Жан Клотт и Дэвид Льюис-Уильямс предположили, что в основе искусства каменного века лежит шаманизм. По их мнению, древние люди рассматривали пещеру как мост между мирами. Эта теория объясняет, почему пещеры не были массово посещаемыми местами: вероятно, большинство людей боялось входить в них из-за суеверий.
Существуют и другие, менее мистические объяснения древнего искусства. Пол Петтитт из Шеффилдского университета, изучая трафареты рук, заметил, что их часто размещали в труднодоступных местах. Он предположил, что они могли служить навигационными знаками в тёмных пещерах и предупреждать об опасных проходах. См. также: Трафареты рук из пещеры Гаргас (25 000 лет до н.э.).
Пиктограммы также широко распространены в наскальном искусстве аборигенов Австралии. К самым древним образцам относятся рисунки Убирр в Национальном парке Какаду (датируются периодом до 30 000 лет до н.э.), искусство региона Кимберли (некоторые образцы могут иметь возраст до 30 000 лет до н.э.), петроглифы полуострова Бурруп (также датируются примерно 30 000 лет до н.э.) и знаменитые рисунки Брэдшоу (или «Гвион-Гвион», как их называют коренные народы), возраст которых оценивается примерно в 12 000 лет. Также см. рисунок углём из Наварлы Габарнманг (26 000 лет до н.э.) — старейшее подтверждённое произведение искусства в Австралии.
Хронологическое развитие пиктографических изображений каменного века см: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн. до н.э.).
100 древнейших произведений искусства см: Древнейшее искусство каменного века.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?