Пиктограммы читать ~6 мин.
В доисторическом искусстве термин «пиктография» или «пиктограмма» (образованный от латинского «pictus», означающего живопись, и «graph/gram», означающего нарисованный или написанный) описывает изображение, знак или символ, созданный для выражения какой-либо идеи или информации. Кроме того, обратите внимание, что пиктографические символы, вырезанные или высеченные на поверхности скалы, называются «петроглифами», а нарисованные или написанные на скалах – «петрограммами».
Пиктограмма, представляющая одну конкретную идею, обычно называется «идеограммой». Наиболее очевидным типом пиктограмм каменного века были доисторические абстрактные знаки (авиформы, круги, клавиформы, кордиформы, четырёхугольники, тектиформы, треугольники и тому подобное), которые, как считают специалисты, функционировали как пиктограммы или пиктограммы в том смысле, что они были предназначены для выражения какого-то простого сообщения. (Хорошим примером является пещера Ле Плакар, недалеко от Ла Рошфуко).
Однако рисунки животных или сцены охоты также могли быть тщательно выстроены для передачи какого-то сообщения. Пиктограммы характеризуются стереотипным исполнением, которое стандартизировано, по крайней мере, в пределах своей группы или местности. Этот вид пиктографического наскального искусства послужил ранним предтечей неолитических письменных языков, таких как шумерские клиноформы (клиновидные символы) и египетские иероглифы.
Когда впервые были использованы пиктограммы?
Немногие археологи или антропологи согласятся с конкретной датой начала или даже периодом появления первой пиктограммы. Это зависит от того, можно ли сказать, что некоторые очень ранние нефункциональные полусферические углубления на поверхности скал, известные как «cupules», представляют собой врезанные пиктограммы (петроглифы). Если это так, то возможно, что неандертальцы (Homo neanderthalensis) создавали петроглифы в нижнем палеолите, ещё в 700 000 году до нашей эры. Например, петроглифы Бхимбетка, обнаруженные в Центральной Индии. В остальном, самыми ранними из известных наскальных пиктограмм, скорее всего, являются геометрические гравюры пещеры Бломбос, которые относятся к среднему палеолиту, около 70 000 лет до нашей эры. Подробнее о самых древних произведениях см: Древнейшее искусство.
Древнейшими известными пиктограммами верхнего палеолита являются красно-охристые пятна среди рисунков пещеры Эль-Кастильо, которые были датированы ураном/торием по меньшей мере 39 000 лет до н.э., примерно в то время, когда анатомически современный человек впервые ступил на землю Европы.
Типы пиктограмм
В каменном веке большинство произведений искусства, включая пиктограммы/пиктограммы, создавались в скальных укрытиях или глубоких пещерах. Это настенное искусство состояло из четырёх основных типов, перечисленных здесь в порядке возраста: абстрактные символы (см. выше), ручные трафареты (отпечатки рук или ладоней), наскальные гравюры (рисованные или нерисованные) и пещерная живопись (монохромная или многоцветная). Это пещерное искусство было не «искусством ради искусства», а средством выражения с шаманской, или церемониальной, или охотничьей функцией.
Если это так, то все эти различные типы изображений квалифицируются как пиктограммы. Так получилось, что большинство абстрактных символов можно найти вокруг или внутри изображений фигур животных, как будто они дают примитивный комментарий к иллюстрациям. Таким образом, возможно, нам придётся рассматривать искусство «в целом», а не разделять его на типы.
Значение и интерпретация
Учёные палеолита продолжают спорить о значении этих ранних доисторических пиктограмм. Вероятно, эти изображения имели множество значений, которые варьировались в зависимости от региона. В любом случае, стоит подчеркнуть, что, как правило, украшенные пещеры не были заняты домашними обитателями. Судя по отсутствию отпечатков ног и других признаков человеческого присутствия, лишь небольшая группа художников и других лиц, принимавших решения, когда-либо проникала внутрь. Это даёт основания считать доисторическую пещеру святилищем или священным местом, а росписи – иконографическим фоном для любой церемонии или ритуала, который в ней проводился. К сожалению, никто точно не знает, какого рода церемония могла иметь место. Но две основные возможности напрашиваются сами собой.
Во-первых, учитывая подавляющий визуальный эффект от фигур животных, выгравированных, нарисованных или нарисованных почти в каждой пещере, ясно, что палеолитическое искусство – это, по сути, искусство охотника. Таким образом, наскальные рисунки можно интерпретировать как примитивный тип охотничьего «списка желаний». Опасные хищники (такие как львы и медведи) могли быть изображены для того, чтобы демонизировать их или наложить на них заклятие, подобно тому, как куклы вуду сначала делаются, а затем протыкаются булавками и т.д. (См., например, рисунки пещеры Шове). Диких животных, на которых охотились ради пропитания, могли изображать для улучшения охотничьих перспектив. (См.: Пещерные рисунки Ласко, например).
Во-вторых, учитывая тот факт, что эти небольшие группы людей продолжали заходить в эти (глубокие и тёмные) пещеры в течение тридцати тысяч лет, не для того, чтобы жить или укрываться там, а для того, чтобы рисовать на стенах, должно было происходить что-то значительное. С незапамятных времён темнота – и особенно подземная темнота – рассматривалась как некое сверхъестественное царство, в котором обитает любое количество духов, поддерживающих связь с высшими силами.
Более того, влияние «шаманов» – колдунов, поддерживающих контакт с миром духов, – было широко распространённым культурным явлением в обществах охотников-собирателей эпохи верхнего палеолита. (См., например, необыкновенное нарисованное и выгравированное изображение «колдуна» в пещере Труа-Фрер около 13 000 лет до н.э.). Поэтому представляется разумным согласиться с археологами Жаном Клоттесом и Дэвидом Льюис-Уильямсом (Clottes & Lewis-Williams, 1998), которые предполагают, что в основе этого искусства каменного века лежит шаманизм и что ранние люди могли рассматривать пещеру как мост между этим миром и следующим. Эта «сверхъестественная» интерпретация – единственная, которая объясняет отсутствие посетителей в пещере: люди, вероятно, были слишком напуганы страхами и суевериями типа вуду, чтобы войти туда.
Среди менее грозных объяснений древнего искусства внутри пещер, обратите внимание на недавнее обширное исследование значения трафаретов рук, проведённое Полом Петтиттом из университета Шеффилда. Петтитт демонстрирует, что отпечатки рук довольно часто создавались в труднодоступных местах. Он предполагает, что возможная интерпретация этого заключается в том, что они представляли собой навигационные пиктограммы в тускло освещённых пещерах, дающие советы типа «не пользуйтесь этим проходом». См. также: Трафареты рук из пещеры Гаргас (25 000 лет до н.э.).
Пиктограммы также широко распространены в наскальном искусстве аборигенов в Австралии, где самые древние формы включают: наскальные рисунки Убирр в Национальном парке Какаду (от 30 000 до н.э.), наскальные рисунки Кимберли на севере Западной Австралии (30 000 до н.э.), наскальные рисунки полуострова Бурруп в Пилбаре (ок. 30 000 до н.э.) и рисунки Брэдшоу (Гвион) в Кимберли (15 500 до н.э.). См. также рисунок углём из Наварлы Габарнманг (26 000 лет до н.э.) – древнейшее подтверждённое произведение искусства в Австралии.
Хронологическое развитие пиктографических изображений каменного века см: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн. до н.э.).
100 древнейших произведений искусства см: Древнейшее искусство каменного века.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?